Воспитание и обучение детей с синдром
Воспитание и обучение детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
в дошкольном возрасте.
Статья подготовлена заведующей СРОНВП от 3 до 7 лет – Бастрыгиной С.В.
В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло.
Современные формы обучения, рост психоэмоциональных нагрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – всё это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.
Две трети детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это дети из семей высокого риска. К ним относятся семьи:
1) с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
2) с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные семьи, многодетные, отсутствие обоих родителей);
3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком, трудности во взаимоотношениях между родителями);
4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут асоциальный образ жизни, совершают правонарушения).
Такие семьи, как правило, попадают во внимание специалистов учреждений социального обслуживания.
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. У этих детей появляются признаки эмоциональной депривации, вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них.
Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности обычно возникают в возрасте от 3 до 7 лет. Прежде всего, это относится к гиперактивности и импульсивности, а также дефициту внимания. Гиперактивность заключается в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешивается в разговоры и часто перебивает других. Игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают сложности в застегивании пуговиц, завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. Присутствует дисграфия, «зеркальное письмо». Характерна частая смена настроений, от слез к смеху и наоборот, быстро забывая неудачи. Имеются различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. Мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого состояния.
При диагностике данного синдрома необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
- Появляться до 7 лет.
- Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах жизнедеятельности ребенка (дома и в учреждениях).
- Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, к примеру, шизофрении и других нервно-психических расстройств.
- Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Диагностические критерии по DSM-IV.
Измерение | Признак |
|
|
|
Импульсивность:
|
Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.
При положительных данных анкетирования и их подтверждении в устной беседе с родителями ребенка можно определять в группу риска по развитию синдрома. Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.
В качестве психологических методик используются проективные техники: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Автопортрет». Тесты на оценку развития памяти, внимания, мышления, двигательной и эмоциональной сферы: тест Векслера, тесты «Запомни рисунок», «Заучивание четверостишия» и др. Тест Тулуз-Пьерона – один из вариантов «корректурной пробы» – возможно использовать как экспресс-способ первичной диагностики, занимает не более 15 минут.
Как правило, к моменту первого обращения к специалистам родители не понимают в полной мере, что происходит с ребенком, а его поведение их раздражает. Родители, и особенно бабушки и дедушки, склонны видеть причины плохого поведения ребенка в «неправильном воспитании» и поэтому начинают обвинять себя и друг друга. Обычно родители не знают, что делать, и разногласия по этому поводу приводят к новым внутрисемейным конфликтам. Добиться изменения в короткие сроки (за несколько месяцев) невозможно. Однако их можно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил и терпения. В то же время нередко встречающиеся у гиперактивных детей тревожность, непослушание, реакции оппозиции, а также агрессивность носят вторичный характер, действительно усиливаются из-за неправильного воспитания. Родственникам ребенка требуется разъяснить, чтобы они поняли: поступки ребенка не являются умышленными и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии разрешать возникающие сложные ситуации. Родителям разъясняют, что улучшение состояния в значительной мере зависит от доброго, спокойного, последовательного отношения к ребенку.
Коррекционная работа специалистов направлена на решение следующих задач:
- Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями другими членами семьи. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
- Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить начатые дела до конца. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
- Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
- Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет освоения им новых навыков, достижений в повседневной жизни. Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него психические функции и навыки, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Специалисты отделения придерживаются следующей стратегии взаимодействия с родителями детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- Специалисты в своей работе обязательно обращают внимание на особенности ребенка. Учёт индивидуальных особенностей – обязательная составляющая социальной реабилитации.
- Чётко разграничивают интеллектуальное развитие и сложности с вниманием и работоспособностью.
- Чётко разграничивают проявления болезни и невоспитанности.
- Специалисты вправе ожидать помощи со стороны родителей в обучении и воспитании, а также организации лечения.
- Стараются повышать уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания детей.
- Настраивают родителей на позитивное воспитание ребенка. Находить в нем то хорошее, за что его можно похвалить, отмечает позитивные стороны в разговорах с родителями. Так как специалисты понимают, что данная особенность требует длительной работы, стараются не упоминать родителям об этом при каждой встрече. Делу это не поможет, а отношения с родителями осложнит. Родитель, получивший критику поведения своего ребенка, будет испытывать раздражение и может случиться нервный срыв, что может закончиться для ребенка наказанием, в том числе и с применением физической силы, а далее родители будут сторониться специалистов и избегать с ними встреч.
- Такому ребенку более чем другим важно почувствовать свою успешность и состоятельность.
- Содействуют родителям в получении консультации у врача – невролога. Чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем больше шансов на успех.
В решении поставленных коррекционных задач помогают группы поддержки, тренировка навыков социального взаимодействия, тренировка навыков воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, где родителям предлагаются методы и приёмы управления поведением детей.
Одним из таких методов является использование системы символов или очков для немедленного вознаграждения хорошего поведения. Другой метод заключается в использовании «тайм-аута», или временной изоляции, когда ребенок становится слишком непослушным. «Тайм-аут» означает, что ребенок отправляется на короткое время в заранее оговоренное место, такое, как специальный стул или другая комната. Длительность обычно составляет 3-5 минут.
Эффективным способом влияния на поведение может быть система поощрений и наказаний в виде символической системы (очки, баллы, жетоны и др.) В дальнейшем баллы в достаточном количестве обмениваются на специальные привилегии (купить игрушку, посмотреть телевизор). Наказание в виде вычитания баллов, жетонов и т.д.
В отношении наказаний родителям и специалистам следует постоянно помнить о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности лучше всего реагируют на мотивацию и позитивное подкрепление. Родители обязательно должны находить время для совместных приятных занятий с ребенком, отмечать его сильные стороны. В случае, если все таки наказание необходимо, ни в коем случае не выходить из себя, реагировать без раздражения, основываясь на фактах.
Кроме того, родителям следует научиться изменять повседневные ситуации таким образом, чтобы давать гиперактивному ребенку возможность улучшить свое поведение и достичь успехов. Например, разделять большое задание на несколько фрагментов, или играть с одним двумя товарищами, не допуская перевозбуждения.
Три основных принципа, которых должны придерживаться родители, воспитывающие гиперактивных детей: терпение, последовательность, настойчивость.
Родителям рекомендуется использовать приемы модификации (изменения) поведения, которые предусматривают определенные правила, положительное подкрепление, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование информации, ограничение отвлекающих факторов в пространстве.
Памятка для родителей:
- Уважайте ребенка. Будьте реалистичны в ожиданиях и требованиях.
- Организуйте домашнее расписание, режим дня. Изменения в расписании объясняйте заблаговременно.
- Постоянно поддерживайте дисциплину. Если ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение.
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Не придирайтесь к ребенку по пустякам, сдерживайтесь, избегайте постоянных «нет» и «нельзя».
- Минимизируйте замечания и критику.
- Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания.
- Помогайте ребенку организовывать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и др.
- Помогайте ребенку готовится к школе.
- Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля. Избегайте беспокойных шумных приятелей, скопления людей.
- Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы».
- Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой.
Последствия и перспективы.
В школьные годы нарушения внимания и гиперактивность повлекут за собой трудности освоения школьных навыков, слабую успеваемость, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Социальная значимость проблемы объясняется тем, что у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нарастают нарушения поведения, проявляется агрессивность, характерно безответственное поведение, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам, различные девиации. К детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нельзя относиться, как к бездельникам и хулиганам. В связи с этим, усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию гиперактивности.
Коррекция гиперактивного расстройства должна носить комплексный характер и объединять различные подходы: специальные воспитательные приёмы для родителей и педагогов, психолого-педагогическую коррекцию, медикаментозное лечение. Безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением современных эффективных методов позволяют преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов к школьному возрасту, а также избежать негативных проявлений в подростковом возрасте .
Литература:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. – Изд-во Института психотерапии, 2003. – 96 с.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2006. – 205 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб:Речь, 2006.-224 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (в помощь психологу).
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М. ТЦ Сфера, 2002. – 128 с. (серия «Практическая психология»).
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений.- М. Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.
- Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП – ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (Библиотека практического психолога).
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. Ред. Проф. Л.М.Шипициной. – СПб.:Речь, 2005 – 240 с.
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений. Под ред. М.Пассольта – М. Издательский центр «Академия», 2004 год. – 160с.
Источник
Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)
Часть 2
Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.
Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!
Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:
1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!
Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.
Просто наблюдайте за ним.
Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?
2. Никаких посторонних раздражителей!
Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор – смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).
Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.
Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)
3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.
В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.
Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.
Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.
Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.
Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!
4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь – помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» – вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)
ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»
Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? – Докажите!
Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).
Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!
С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.
Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.
Еще одна традиция – «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!
5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», – поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)
Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!
Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.
Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!
Источник