Воспитание ребенка с синдромом дауна в школьном возрасте

Педагог – психолог:
Минаева Светлана Сергеевна
Статья. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»
Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования. В данной статье мы не ставим перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в независимости от того в каком типе учреждения обучается ребенок. Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.
В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.
В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.
Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна
На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.
Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):
– ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;
– средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;
– у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;
– имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);
– развитие детей с СД характеризует неравномерность;
– дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.
Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:
1. Речевое развитие:
– понимание речи намного опережает развитие активной речи;
– отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);
– сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
– отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
2. Моторное развитие.
Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:
– порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;
– проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;
– снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;
– структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;
– гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;
– гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.
– встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья, а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.
3. Развитие познавательной деятельности:
– восприятие: темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.
– внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения, неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;
– память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.
– мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).
4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:
– эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;
– личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;
– поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна
Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.
Факторы, затрудняющие обучение:
– отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);
– возможные проблемы со слухом и зрением;
– проблемы с развитием речи;
– слабая кратковременная слуховая память;
– короткий период концентрации активного внимания;
– трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;
– трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.
Факторы, способствующие обучению:
– сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);
– способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
– способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.
Практические рекомендации по организации обучения:
Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.
Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.
Как организовать восприятие и обобщение информации? – на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях. Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? – снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.
Как организовать работу по восприятию слуховой информации? – активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).
Как помочь детям концентрировать внимание? – по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.
Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации – организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.
Принципы подбора дидактического материала: – материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.
Удачи Вам и творческих успехов!
Литература
1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».
2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом
Дауна» – 1989.
3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» – №1 2008.
4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.
5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего
возраста с синдромом Дауна» – 2008.
Источник
Воспитание детей с особенностями развития, как процесс постоянного и направленного воздействия, должно обязательно включать в себя восстановление психологического и социального статуса ребенка, достижение им определенной социальной адаптации. Насколько легко в современном обществе проходит воспитание детей в семье? С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?
Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?
Для начала необходимо ответить, что же это за синдром и у кого он может встретиться? Синдром Дауна — это набор признаков, обусловленных наличием лишней 47-ой хромосомы или ее фрагментов, полученной от одного из родителей при зачатии. Встречается данная аномалия у одного ребенка из 700-1000 и подвержены ей в равной степени дети обоих полов. Рождение такого малыша не зависит ни от здоровья родителей, ни от отсутствия вредных привычек, ни от социального статуса, ни от наследственных факторов. Есть мнение, что риск появления такого малыша возрастает при позднем зачатии (женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет), но беременность и в более раннем возрасте тоже не дает стопроцентной гарантии рождения абсолютно здорового малыша.
Чтобы ответить на вопрос, как правильно организовать воспитание детей в семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна и как помочь ему в адаптации, необходимо знать какие аномалии развития сопутствуют данному синдрому. Выделяют такие основные признаки:
- Умственная отсталость, различной степени тяжести, требующая особого подхода в вопросах воспитания детей;
- Наличие гипотонуса приводит к тому, что такие дети позже других начинают держать голову, садиться, вставать на ноги;
- Низкий рост;
- Специфические черты лица (широко посаженные раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши);
- Своеобразное строение рта (высокое небо, широкий и неповоротливый язык, мелкие зубы), затрудняющее артикуляцию;
- Разные врожденные дефекты развития и сопутствующие им заболевания (проблемы с сердцем, слухом, щитовидной железой, желудочно-кишечным трактом).
Весь этот комплекс отклонений затрудняет развитие ребенка, но отнюдь не делает его абсолютно недееспособным. Родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребенка» в социуме.
Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте
Детям с синдромом Дауна в раннем возрасте особенно важна семья, которая оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщения к навыкам работы и культурным ценностям. Очень важно, чтобы воспитание детей происходило в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребенку, что позволит ему сформировать достойное видение себя в социуме.
Конечно, имеются определенные особенности воспитания детей с «ограниченными возможностями», к ним относят максимально широкое привлечение специалистов. Могут оказать положительное влияние на состояние ребенка занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Необходимо заручиться также поддержкой педиатров, терапевтов, кардиологов и других более узких специалистов, их помощь крайне важна в коррекции проблем развития ребенка.
Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.
Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться»от общения.
Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребенка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.
Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»
Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание детей в семье, а не в интернатах, где невозможно воссоздать такую же динамику развития, полноценно научить выражать мысли и эмоциий.
Стоит помнить, что они вполне обучаемы, если в процессе учитывать некоторые особенности воспитания детей с таким диагнозом. Дети способны получить среднее образование и обучаться в специализированных учебных заведениях, и даже в обычных детских садах и школах. В некоторых случаях взрослые с синдромом Дауна живут отдельно от родителей, имеют работу, водят автомобиль. Они могут заниматься некоторыми видами спорта, принимать участие в соревнованиях и даже побеждать в них. Многие пишут картины, занимаются керамикой, могут играть в театре и кино.
Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учитом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.
Существует мнение, что дети с синдромом Дауна агрессивны, опасны и неуправляемы, на самом же деле это не агрессия, а реакция на непонимание и желание быть услышанными. У них нет стремления к мести, они абсолютно не злопамятны, не умеют хитрить и обманывать. Общение с такими детьми делает человека лучше, меняет его взгляды на мир и свой характер.
Источник