Воспитателю о детях с синдромом дауна

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна
ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД № 17”
г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮРИНОЙ Л. К.
Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент – 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически – меньше.
В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.
Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.
Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.
Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.
Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она – особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).
Вот с таким “начальным капиталом” мы пришли к началу учебного года.
Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно – детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта”.
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.
Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.
Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.
Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком “А-а” обозначать желание посетить туалет.
Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
Наши первые результаты
К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Наши неудачи.
К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.
Итог.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Источник
Большинство людей незнакомы с понятием синдром
Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом
Дауна – не такой, как другие дети. Из-за
единственной лишней хромосомы он всегда будет
“особым” – малыш будет по-другому мыслить,
развиваться, общаться, любить…..
И жизнь такого ребёнка необычна. Легко
предположить, что она полна трудностей, проблем,
тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих,
наверное, и невозможно представить себе, что в
такой жизни есть свои победы, достижения, радость
и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна – это дети,
в сердцах которых живёт любовь.
Синдром Дауна – самая распространенная на
сегодняшний день форма хромосомной патологии,
при которой умственная отсталость сочетается со
своеобразной внешностью, которая получила
название “монголизм”. Такое определение
впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.
Если раньше считалось и утверждалось о
безнадежности этого диагноза, то в последние
годы данная точка зрения коренным образом
изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с
легкой степенью умственной отсталости, могут
находиться не только в детских садах общего типа,
но и учиться в общеобразовательных школах. Это
говорит о том, что эти дети обучаемы, а при
оказании ранней помощи показывают значительные
результаты в развитии. В целях изменить
сложившееся мнение о безнадежности обучения
детей с синдромом Дауна, правительство РФ
приняли ряд законов и нормативных актов с целью
оказать помощь в лечении, образовании,
социальной адаптации, а самое главное,
интеграции их в дошкольные образовательные
учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о
чём раньше родители таких детей и не мечтали.
Детский сад – это идеальная возможность для
ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и
воспитываться в языковой среде с детьми с нормой
речи.
Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит
перед нами особые вопросы. Как воспитывать
ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для
него? Корригировать развитие, нарушенное
аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать,
заботится, защищать, общаться, ласкать, играть,
гулять?
Опыт, педагогов и других специалистов,
занимающихся этой проблемой, показывает, что при
всём многообразии возможных позиций можно
выделить две основные стратегии ответов на них и
соответственно, две стратегии воспитания “
особого” ребёнка и отношения к нему.
Имея в группе такого ребёнка необходимо
сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому,
что дети должны быть не просто счастливыми, но и
больше чем счастливыми, – здоровыми. Мы
становимся для таких детей всем – опорой,
поддержкой, опорой.
Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и
для его счастья нужно всё, то же самое, что и для
счастья других детей”.
Таким образом, необходимо делать для этих детей
всё то, что необходимо делать для обычного
ребёнка, эти действия требуют определённых
усилий, терпения и любви.
Все направления коррекционно-образовательной
работы являются взаимосвязанными, а задачи
обучения решаются комплексно.
Планирование работы с таким ребёнком
основывается на результатах диагностики ребенка
всеми педагогами.
Цели занятий должны быть чёткими и конкретными,
учитывающими индивидуальные особенности, зоны
актуального и ближайшего развития ребёнка.
В своей работе помимо основной программы мы
используем программу “Маленькие ступеньки”,
которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.
Цель программы – помочь детям с
трудностями в развитии вести жизнь, максимально
приближённой к нормальной жизни.
Единство требований всех педагогов и родителей
– важный элемент учебно-воспитательного
процесса в целом и особенно при обучении бытовым
навыкам, самостоятельности. Каждое занятие
должно завершаться успехом. Неудача,
сопровождаемая отрицательными эмоциями, может
спровоцировать отказ от дальнейшего участия в
обучении или нежелание выполнять уже почти
освоенное действие. Развитие крупной и мелкой
моторики у них происходит медленнее, вследствие
сниженного мышечного тонуса, чрезмерной
эластичности связок, сниженного чувства
равновесия, других проблем со здоровьем. Мы в
своей группе для развития движений пользуемся
логоритмикой. Логоритмика способствует развитию
движений, темпоритмической организации речи.
При общении с ребёнком не употребляем слова
“скажи”, “повтори”, поскольку это может
привести к отказу от общения. Гораздо
эффективнее создавать условия, в которых ребенок
сам захочет что-то сказать.
Прииспользовании предметных и сюжетных
картинок показываем и натуральные, реальные
предметы, которые изображены на картинке.
Работаем в тесном контакте с
воспитателем,педагогом- психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физкультуре, а
также рекомендуем родителям занятия с
дефектологом.
В работе используем:
- Творческую деятельность – работа с различными
материалами и сюжетами даёт возможность
развиваться не только мелкой моторике и точности
движений, но и планированию действий,
воображению, творческому мышлению,
самостоятельности. - Сказкотерапию – потенциальная возможность
найти решение психологических, поведенческих
проблем. Акцент делается на чувства других людей,
и это позволяет ребенку развиваться в социуме
как личности.. - Всё это способствует развитию произвольности,
внимания, наглядно-образного мышления,
становлению личности ребенка. - Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и
другие игры с движением и обращением друг к
другу, психологические игры позволяют поставить
акцент на общении, развивать уважение и внимание
друг к другу, социально адаптировать детей в
ситуации коллектива. - Развитие речи – сочетание сказки, продуктивной
деятельности с речевыми играми и заданиями и
направленно на развитие лексики,
грамматического строя, связной речи детей.
Работа, по активизации компенсаторных
возможностей у ребенка с синдромом Дауна,
опирается на сильные стороны его развития:
– относительная сохранность эмоций;
– сохранность зрительно-двигательного
восприятия;
– сохранность тактильной чувствительности.
Двигательно-зрительные ощущения дают самый
высокий уровень запоминания.
Коррекционная работа с ребенком строится на
материале лексических тем.
В своей работе нами используются основные
этапы индивидуальной логопедической работы:
- Установление контакта, выявление речевых
возможностей. - Воспитание слухового и зрительного восприятия,
развитие внимания и памяти. - Формирование внимания к неречевым звукам,
воспитание умения вслушиваться в речь и давать
ответные двигательные и речевые реакции. - Воспитание чувства ритма, слухового внимания,
развитие зрительного внимания (тактильный
контакт ребенка с изучаемым предметом
обязателен). - Развитие импрессивной речи (понимания).
- Формирование умения вслушиваться в речь,
понимать её содержание, сосредотачиваться и
давать ответные двигательные и звуковые реакции. - Расширение объема понимаемой чужой речи,
накопление пассивного словарного запаса на
основе наглядных предметных действий. - Обучение детей умению соотносить (в пассиве)
предметы и действия с их словесным обозначением. - Развитие понимания грамматических форм речи,
понимания вопросов “Где?” “Куда?” и т.д. - Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.
- Воспитание общих речевых навыков (развитие
подражательности). - Развитие у детей подражательности, вызывание
речевого подражания (речь с движением). - Обучение детей рассказыванию стихов и пению
песенок, содержащих звукоподражание. - Выработка правильного речевого дыхания
(диафрагмального) и правильной артикуляции
звуков. - Развитие выразительности речи (модуляции
голоса). - Формирование активного словаря.
- Вызывание у детей потребности подражать словам
взрослого. - Формирование звукослоговой структуры слова с
правильным воспроизведением ударного слога. - Формирование умения называть имена детей и
членов семьи, называть предметы (картинки) по
лексическим темам. - Формирование глагольного словаря.
- Пополнение активного словаря детей за счет
прилагательных, обозначающих признаки, которые
дети могут ощутить – потрогать, увидеть, услышать. - Договаривание детьми фраз, начатых логопедом
(на зрительной опоре). - Формирование грамматического строя речи.
- Обучение детей двухсловным и трёхсловным
предложениям. - Развитие умения правильно отвечать на вопросы.
- Развитие умения правильно согласовывать слова
в словосочетаниях. - Обучение диалогу.
- Восприятие содержания маленьких рассказов,
сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и
ответы на простейшие вопросы по сюжету. - Договаривание слов, словосочетаний в
стихотворениях и сказках.
В течении года мы работаем по следующим
разделам:
– социально-эмоциональное развитие;
– формирование общения,
– восприятие и развитие речи;
– развитие общей моторики;
– развитие мелкой моторики пальцев рук;
– развитие навыков самообслуживания.
Работа по этим направлениям значима для
развития ребенка с синдромом Дауна.
Несмотря на это основной задачей интеграции
остается включение детей в социум.
Список литературы.
- Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего
возраста с синдромом Дауна. Методическое
пособие. – Москва. 2002. - Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие
ступеньки. Программа ранней педагогической
помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с
английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001. - Степанова О. А. Программы для ДОУ
компенсирующего и комбинированного видов.
Справочное пособие. – Москва, 2008.
Источник