Воспитателю о детях с синдромом дауна

Воспитателю о детях с синдромом дауна thumbnail

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД № 17”

г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮРИНОЙ Л. К.

Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент – 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически – меньше.

В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.

Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.

Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.

Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.

Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.

Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она – особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).

Вот с таким “начальным капиталом” мы пришли к началу учебного года.

Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно – детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта”.

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

Читайте также:  Нефротический синдром у детей преднизолон

На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.

Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.

Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.

Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.

Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком “А-а” обозначать желание посетить туалет.

Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Наши неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.

Читайте также:  Альгодистрофический синдром коленного сустава лечение

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

Большинство людей незнакомы с понятием синдром
Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом
Дауна – не такой, как другие дети. Из-за
единственной лишней хромосомы он всегда будет
“особым” – малыш будет по-другому мыслить,
развиваться, общаться, любить…..

И жизнь такого ребёнка необычна. Легко
предположить, что она полна трудностей, проблем,
тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих,
наверное, и невозможно представить себе, что в
такой жизни есть свои победы, достижения, радость
и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна – это дети,
в сердцах которых живёт любовь.

Синдром Дауна – самая распространенная на
сегодняшний день форма хромосомной патологии,
при которой умственная отсталость сочетается со
своеобразной внешностью, которая получила
название “монголизм”. Такое определение
впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.

Если раньше считалось и утверждалось о
безнадежности этого диагноза, то в последние
годы данная точка зрения коренным образом
изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с
легкой степенью умственной отсталости, могут
находиться не только в детских садах общего типа,
но и учиться в общеобразовательных школах. Это
говорит о том, что эти дети обучаемы, а при
оказании ранней помощи показывают значительные
результаты в развитии. В целях изменить
сложившееся мнение о безнадежности обучения
детей с синдромом Дауна, правительство РФ
приняли ряд законов и нормативных актов с целью
оказать помощь в лечении, образовании,
социальной адаптации, а самое главное,
интеграции их в дошкольные образовательные
учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о
чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад – это идеальная возможность для
ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и
воспитываться в языковой среде с детьми с нормой
речи.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит
перед нами особые вопросы. Как воспитывать
ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для
него? Корригировать развитие, нарушенное
аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать,
заботится, защищать, общаться, ласкать, играть,
гулять?

Опыт, педагогов и других специалистов,
занимающихся этой проблемой, показывает, что при
всём многообразии возможных позиций можно
выделить две основные стратегии ответов на них и
соответственно, две стратегии воспитания “
особого” ребёнка и отношения к нему.

Имея в группе такого ребёнка необходимо
сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому,
что дети должны быть не просто счастливыми, но и
больше чем счастливыми, – здоровыми. Мы
становимся для таких детей всем – опорой,
поддержкой, опорой.

Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и
для его счастья нужно всё, то же самое, что и для
счастья других детей”.

Таким образом, необходимо делать для этих детей
всё то, что необходимо делать для обычного
ребёнка, эти действия требуют определённых
усилий, терпения и любви.

Все направления коррекционно-образовательной
работы являются взаимосвязанными, а задачи
обучения решаются комплексно.

Планирование работы с таким ребёнком
основывается на результатах диагностики ребенка
всеми педагогами.

Цели занятий должны быть чёткими и конкретными,
учитывающими индивидуальные особенности, зоны
актуального и ближайшего развития ребёнка.

В своей работе помимо основной программы мы
используем программу “Маленькие ступеньки”,
которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.

Цель  программы – помочь детям с
трудностями в развитии вести жизнь, максимально
приближённой к нормальной жизни.

Единство требований всех педагогов и родителей
– важный элемент учебно-воспитательного
процесса в целом и особенно при обучении бытовым
навыкам, самостоятельности. Каждое занятие
должно завершаться успехом. Неудача,
сопровождаемая отрицательными эмоциями, может
спровоцировать отказ от дальнейшего участия в
обучении или нежелание выполнять уже почти
освоенное действие. Развитие крупной и мелкой
моторики у них происходит медленнее, вследствие
сниженного мышечного тонуса, чрезмерной
эластичности связок, сниженного чувства
равновесия, других проблем со здоровьем. Мы в
своей группе для развития движений пользуемся
логоритмикой. Логоритмика способствует развитию
движений, темпоритмической организации речи.

Читайте также:  Синдром медиальной складки коленного сустава

При общении с ребёнком не употребляем слова
“скажи”, “повтори”, поскольку это может
привести к отказу от общения. Гораздо
эффективнее создавать условия, в которых ребенок
сам захочет что-то сказать.

Прииспользовании предметных и сюжетных
картинок показываем и натуральные, реальные
предметы, которые изображены на картинке.

Работаем в тесном контакте с
воспитателем,педагогом- психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физкультуре, а
также рекомендуем родителям занятия с
дефектологом.

В  работе используем:

  • Творческую деятельность – работа с различными
    материалами и сюжетами даёт возможность
    развиваться не только мелкой моторике и точности
    движений, но и планированию действий,
    воображению, творческому мышлению,
    самостоятельности.
  • Сказкотерапию – потенциальная возможность
    найти решение психологических, поведенческих
    проблем. Акцент делается на чувства других людей,
    и это позволяет ребенку развиваться в социуме
    как личности..
  • Всё это способствует развитию произвольности,
    внимания, наглядно-образного мышления,
    становлению личности ребенка.
  • Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и
    другие игры с движением и обращением друг к
    другу, психологические игры позволяют поставить
    акцент на общении, развивать уважение и внимание
    друг к другу, социально адаптировать детей в
    ситуации коллектива.
  • Развитие речи – сочетание сказки, продуктивной
    деятельности с речевыми играми и заданиями и
    направленно на развитие лексики,
    грамматического строя, связной речи детей.

Работа, по активизации компенсаторных
возможностей у ребенка с синдромом Дауна,
опирается на сильные стороны его развития:

– относительная сохранность эмоций;

– сохранность зрительно-двигательного
восприятия;

– сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый
высокий уровень запоминания.

Коррекционная работа с ребенком строится на
материале лексических тем.

В своей работе нами используются основные
этапы индивидуальной логопедической работы:

  • Установление контакта, выявление речевых
    возможностей.
  • Воспитание слухового и зрительного восприятия,
    развитие внимания и памяти.
  • Формирование внимания к неречевым звукам,
    воспитание умения вслушиваться в речь и давать
    ответные двигательные и речевые реакции.
  • Воспитание чувства ритма, слухового внимания,
    развитие зрительного внимания (тактильный
    контакт ребенка с изучаемым предметом
    обязателен).
  • Развитие импрессивной речи (понимания).
  • Формирование умения вслушиваться в речь,
    понимать её содержание, сосредотачиваться и
    давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Расширение объема понимаемой чужой речи,
    накопление пассивного словарного запаса на
    основе наглядных предметных действий.
  • Обучение детей умению соотносить (в пассиве)
    предметы и действия с их словесным обозначением.
  • Развитие понимания грамматических форм речи,
    понимания вопросов “Где?” “Куда?” и т.д.
  • Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.
  • Воспитание общих речевых навыков (развитие
    подражательности).
  • Развитие у детей подражательности, вызывание
    речевого подражания (речь с движением).
  • Обучение детей рассказыванию стихов и пению
    песенок, содержащих звукоподражание.
  • Выработка правильного речевого дыхания
    (диафрагмального) и правильной артикуляции
    звуков.
  • Развитие выразительности речи (модуляции
    голоса).
  • Формирование активного словаря.
  • Вызывание у детей потребности подражать словам
    взрослого.
  • Формирование звукослоговой структуры слова с
    правильным воспроизведением ударного слога.
  • Формирование умения называть имена детей и
    членов семьи, называть предметы (картинки) по
    лексическим темам.
  • Формирование глагольного словаря.
  • Пополнение активного словаря детей за счет
    прилагательных, обозначающих признаки, которые
    дети могут ощутить – потрогать, увидеть, услышать.
  • Договаривание детьми фраз, начатых логопедом
    (на зрительной опоре).
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение детей двухсловным и трёхсловным
    предложениям.
  • Развитие умения правильно отвечать на вопросы.
  • Развитие умения правильно согласовывать слова
    в словосочетаниях.
  • Обучение диалогу.
  • Восприятие содержания маленьких рассказов,
    сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и
    ответы на простейшие вопросы по сюжету.
  • Договаривание слов, словосочетаний в
    стихотворениях и сказках.

В течении года мы работаем по следующим
разделам:

– социально-эмоциональное развитие;

– формирование общения,

– восприятие и развитие речи;

– развитие общей моторики;

– развитие мелкой моторики пальцев рук;

– развитие навыков самообслуживания.

Работа по этим направлениям значима для
развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции
остается включение детей в социум.

Список литературы.

  1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего
    возраста с синдромом Дауна. Методическое
    пособие. – Москва. 2002.
  2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие
    ступеньки. Программа ранней педагогической
    помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с
    английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  3. Степанова О. А. Программы для ДОУ
    компенсирующего и комбинированного видов.
    Справочное пособие. – Москва, 2008.

Источник