Восточный синдром с ключами на носу

Восточный синдром с ключами на носу thumbnail

«С ключами на носу» – второй альбом легендарной магаданской группы Восточный синдром – записан в студии рок-клуба города Магадан в сентябре 1988 года. Альбом широко не распространялся, не имел оригинальной обложки, превышал по продолжительности стандартную сторону магнитофонной катушки, что спровоцировало хождение в среде фанатов разных вариантов трек-листа.
Восточный синдром был отмечен на конкурсе журнала «Аврора», который в 1989 году проводил писатель Александр «Рок-дилетант» Житинский. После итогового фестиваля на Елагингом острове продюсер Андрей Тропилло и журналист Андрей Бурлака, впечатлённые увиденным, выступили инициаторами официального выпуска альбома. На ФГЗ «Мелодия» тогда работал знаменитый рокер Юрий Морозов, который предложил переписать часть фонограммы. Результатом сессии, проходившей в московской студии SNC, стали композиции, две из которых («Скольжение» и «Китай»), были выпущены на восьмом диске мелодиевской «Сигнальной серии пластинок». На этом диске песни были сопровождены обложкой, нарисованной проживающим в Киеве художником Юрием Тугушевым. Альбом же тогда так и не был выпущен и вышел уже только на CD-R – в США на лейбле Trail Records (2010) в сокращённом (по сравнению с оригинальной фонограммой) варианте и с бонусными композициями, отличными от современного релиза.
В процессе работы над изданием художник Ю.Тугушев передал «ГЕОМЕТРИИ» оригинальную обложку, в итоге «С ключами на носу» впервые издан полностью, с оригинальным звуком, обложкой, новым мастерингом и четырьмя дополнительными треками.

“Альбом “С ключами на носу” заметно отличался от своего предшественника («Студия 13») – и большим стилевым единством, и атонально-постпанковым вокалом” (Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Энциклопедия “Кто есть кто в советском роке”).
«…большой потенциал этой интереснейшей группы, совмещавшей в своем творчестве самобытное прочтение пост-панка и «русскую» психоделику, остался не раскрытым… «С ключами на носу» получился весьма сильной и цельной работой на стыке гитарной «новой волны», психоделии и прогрессив-рока» (музыкальный критик, кандидат искусствоведения Елена Савицкая для журнала In Rock).

Константин Битюков – гитара, вокал, тенор-саксофон
Александр Пономарёв – гитара, вокал
Владимир Бовыкин – бас-гитара, альт-саксофон
Олег Волков – (Миссия: Антициклон) – барабаны, тамбурин

Звук: Дмитрий Чехов

* – треки 10-13 записаны летом 1990 года в студии SNC (Москва)

Константин Битюков – гитара, вокал, тенор-саксофон
Александр Пономарёв – гитара, вокал
Юрий Хатенко – бас-гитара
Владимир Бовыкин – альт-саксофон
Александр Симдянов – барабаны, валторна

Звукорежиссёр: Сергей Соловьёв

Использованы записи из архивов Артемия Троицкого и Сергея Возчикова

Песни 10, 13 впервые опубликованы на виниле фирмой “Мелодия” в “Сигнальной серии пластинок № 8” в 1991 году

Песни: Константин Битюков + Восточный синдром

Оригинальное оформление: Юрий Тугушев (1990)
Фото: Андрей Усов, Юрий Тугушев и из архива журнала “Штучка”
В оформлении использована рецензия Петра Сытенкова из журнала “Аврора” № 10, 89
Дизайн: Александр Яковлев

Реставрация записей и мастеринг: Евгений Гапеев

© ℗ 2014  Г∑ОМЕТРИЯ®     © 1988, 1990 Восточный синдром

Источник

lehautparleur

Моя рецензия на альбом “С Ключами На Носу”, который был выпущен в Нью Йорке на лейбле “Trail Records”.


(c) & (p) Trail Records, 2010

Магаданская группа ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ записала альбом “С Ключами На Носу” в сентябре 1988 года. Двадцать два года спустя шутница-судьба прочертила пунктиром на карте двух полушарий географический маршрут, явственно похожий на запятую. Запись была отреставрирована и выпущена в формате CD нью-йоркским лейблом “Trail Records”, известным своими пристрастиями к необычной и диссонансной музыке.

“То, что рождается или сделано в некий момент времени, имеет и будет нести в себе свойство момента того времени”, – эти слова Карла Юнга достаточно глубоко характеризуют экспериментальную работу ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА. Альбом и сейчас слушается с большим интересом. Группа хотя и сочиняла свои песни в эпоху перестройки, но все же оставалась в стороне от политических баталий и создавала искусство ради искусства. Революционное время не щадит изобретателей мозаичных узоров. Например, пожелание жить в эпоху перемен для китайца – это проклятие, а не намек на череду грядущих интересных событий в рутине скучных будней. ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ создал свой Китай, “растворяясь белым небом, серым морем в две гитары…”

Открывает альбом композиция “Скольжение”. В ней наличествует высокий вокал на фоне переливчатых гитарных переборов – визитная карточка группы. “Мы скользим мимо сонных угодий…” Мимо, мимо… и вдруг завершающими аккордами в музыку вплетается знакомая мелодия “Тачанки”. Наверное, так могли бы иронизировать русские декаденты в эпоху НЭПа, когда еще за подобную иронию не грозила расстрельная статья…

Медитативная “ГВССЯСН” (“Где Вода Смыкается С Ярко-Синим Небом”) – о времени и все о том же движении-скольжении, когда “стекает время по небу в руки”. Очень живо звучат инструменты. И спокойный голос почти шепчет слова молитвы, которые органично продолжают “осознанное бессознательное” синдромовского текста.

Следующей идет песня-галлюцинация – “Госпожа Психиатр”. Вокал становится надрывным, его дополняет многоголосие, приветствующее Госпожу Психиатра, Товарища Лоботомию. Надломленное повторение слов “галоперидол, галоперидол” сменяет успокоительно-убаюкивающая композиция “Китай”. Он неизвестно где, опять где-то между небом и морем, но уже поменявшеми цвета. И тихий вопрос, который, правда, не предполагает ответа: “Где ты?”

Еще одна богатая аббревиатура, “СКНН”, давшая название альбому – “С Ключами На Носу”. Кстати, образ позаимствован у Хармса – в одном из его стихотворений есть герой Пепермалдеев, гулявший с ключом на носу.

Перестройка в чреве неверия
С ключами на носу…

О той ли это далекой советской перестройке? Вряд ли. Просто была стройка, а ее решили переделать, пересмотреть, перебрать по кирпичику… Но ключи все равно на носу. А у Пепермалдеева уже и кнут в рукаве…

“К Реке” – снова тот же любимый СИНДРОМОМ вечный символ. Надо бежать из города, надо только начать бег – “тебя не остановят, и ты прорвешься к реке”… Гитара заливается колокольчиком, то уходя на задний план, то вырываясь вперед. А заканчивается эта композиция нервным соло на саксофоне.

“Реквием Незнакомцу” – завершающая песня оригинального альбома. В ней поезд идет уже в несбыточное, минуя остановки между ярко-синим небом и серой водой Тихого океана.

Выпущенный “Trail Records” диск предлагает несколько бонусов: это версии 1990 года композиций “Китай и “ГВССЯСН” (имеющей второе название – “Гость”), а также образец более позднего творчества ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА – песня “Гетто Над Влтавой”, в которой вокал гораздо более низкий, а образы еще более парадоксальны.

Оформлен альбом очень минималистично – на обложке нет ярко-синего неба, а есть бесконечный снег, голые деревья и застрявший в сугробе грузовик…

Музыканты ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА никогда никому не доказывали, насколько они талантливы. Время наложило оценочную шкалу на справедливо заслуженную отметку. Но еще тогда, в конце 80-х, известный питерский журналист, один из основоположников АКВАРИУМА Анатолий Гуницкий так писал о ВОСТОЧНОМ СИНДРОМЕ: “Свой звук – это все. Это не только саунд в чистом виде, это – идея, ритм, гармония, дыхание, шок, прозренье, катарсис, драйв; сплавленные воедино, они дают право быть. Группа ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ имеет такое право…”

Это была группа, показавшая всем необычайную легкость бытия с оборотной стороной в виде изысканных ночных кошмаров. Их пронзительная музыка и сейчас распарывает восприятие внезапно открывающимся прозрением. Почти невозможно определить, где фантазии, где сны, а где – настоящие воспоминания. Балансирование на тонкой проволоке ирреальности, кэрроловская охота на Снарка… Переиздавать такие альбомы необходимо хотя бы для того, чтобы залатать космические дыры. Потому что без подобной музыки из этих дыр ощутимо тянет сквозняком…

Сайт “Trail Records”
Сайт ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА

 

Tags: восточный синдром, моя статья, наш неформат

From: z1studio Date:
February 3rd, 2011 06:59 pm (UTC)
(Link)

namressav

Включение или исключение из публикуемого альбома той или иной песни обычно рассматривает тот лейбл, который берется за издание альбома. Это его право вкладывать свои деньги и издавать то, что он считает целесообразным. Лейбл имеет свои риски, и поскольку Восточный синдром никогда не был коммерческой группой, то все его переиздания заранее обречены на убытки, так получилось и в случае с альбомом Студия 13, и в случае СКНН. Музыкантам вставать в позу и изображать при этом манию величия за чужой счет – неприлично. Но от проявления подобной спеси есть хорошее лекарство – не нравится издание, вложи свои деньги и сделай свое, такое, какое нравится. Правда большого количества желающих этим заниматься пока не наблюдается.

Читайте также:  Как лечить синдром тазовой боли у мужчин

Источник

                                                                                                                                                                                   Первая книга Египет, потрясен тобой…

А.Неустроев (песня “Египет”)

Сегодня будет первый рассказ из намеченного небольшого цикла о русских рок-группах, которые в той или иной мере забыты или полузабыты сейчас.

Группа “Восточный Синдром” (Магадан)

*”Восточный синдром” на фестивале “Аврора-89”: Пономарев, Битюков, Бовыкин, Хотенко. Фото: Андрей “Вилли” Усов*
Из книги 100 магнитоальбомов советского рока

Откуда я узнал о существовании группы Восточный Синдром ? Как и о многих других группах – из журнала “Аврора”. В 1988 году “рок-дилетант” Александр Житинский придумал устроить конкурс магнитоальбомов групп со всей страны (это описано в 10 главе “Путешествий…”). И многие группы прислали свои фонограммы, их прослушивали Александр и его товарищи по “Музыкальному эпистолярию”. И вот, в одном из выпусков Анатолий (Джордж) Гуницкий выдал рецензию на альбом Восточного синдрома “Студия 13” (полностью можно прочесть в 11 главе “Путешествий…”:

Дерево рока распустилось на нашей почве довольно пышно (хотя садовники поливали его вместо воды серной кислотой), однако я не могу назвать большое количество групп, имеющих свой неповторимый облик. Музыка магаданцев обращает на себя внимание сразу, будучи совершенно некомфортной и далекой от традиционных схем. После первого прослушивания возникает нечто вроде растерянности, создается впечатление, что попал на некий незарегистрированный остров, обитатели которого вовсе не комплексуют, однако, по поводу своей «незарегистрированности». Они не расточают улыбок вновь пришедшему, не суетятся. Это дико заинтриговывает, рука сама тянется поставить пленку еще раз.

Фото из книги “Путешествие рок-дилетанта”

И еще далее:
Музыка ВС требует внимания и сосредоточенности. Общий ее колорит — мрачноватый, она далека от гимнов и хитов. Мелодические ходы, гармонии — парадоксальны, загадочны. Такую музыку либо принимаешь, либо нет, но если все же принимаешь, то ориентироваться приходится в сложных, насыщенных аранжировках, в дисгармоничных сочетаниях пронзительных, скрежещущих тембров, в клокочущем звучании саксофона, в неожиданных пронизывающих репликах гитары. Вокал — странный, алогичный, интонации какието колдовские: выкрики, взвизги, нарочито искаженное, «грязное» пение. Это может показаться манерностью, но лишь на первый взгляд. По-другому песни СИНДРОМА петь просто нельзя, они рождены болью и острейшим чувством неудовлетворенности окружающим миром.

Конечно, после такого описания, я был очень заинтригован. Сейчас, конечно, не вспомнить, где именно я раздобыл альбомы ВС. А альбомов уже было два – “Студия 13” (1987) и следующий, “С ключами на носу” (1988). Подозреваю, что записал их в студии звукозаписи Свердловского рок-клуба. И да, все было, как писал Джордж – такой музыки я раньше не слышал (сейчас можно сказать, что, наверное, и позже ничего подобного не было).

Мне очень понравились альбомы. При этом я толком ничего не знал о музыкантах, конечно. Может быть это и правильно, воспринимать произведение “as is”, впрочем, тогда просто не было других вариантов. Почему же мне так понравилась эта странная музыка, этот “отгороженный мир” этих песен ? Мне кажется, дело в том, что настоящие художники часто ощущают мир более чутко и обостренно и говорят об этом своим творчеством. Обычные же люди, вроде меня, живут своей более простой, но и более спокойной жизнью, но прикоснувшись к такому обнаженному нерву художника, они, конечно, не начинают чувствовать то, что он, но все равно могут увидеть непривычный мир и это дарит эмоции, которые дорогОго стоят. Я до сих пор слушаю иногда эти альбомы, погружаясь в странные звуки и слова.

Да, в те времена я ничего не знал о группе и музыкантах. Теперь, кончено, информация некоторая есть.
Даже в Википедии есть статья, вполне информативная. Процитирую ее начало, просто, чтобы назвать музыкантов:

Группа была основана в Магадане в марте 1987 года в составе: Константин Битюков (гитара, вокал), Андрей Неустроев (перкуссия, вокал), Александр Пономарёв (гитара), Евгений Валов (бас), Владимир Бовыкин (кларнет, саксофон), Юрий Хотенко (ритм-бокс)

Однако, пожалуй, самый интересный текст о ВС – в книге А.Кушнира “100 магнитоальбомов советского рока”, где есть глава об альбоме “Студия 13”. Там все очень живо можно представить. Прошу Вас, прочитайте этот текст, а потом возвращайтесь сюда.

Да, психоделия, как образ жизни. Эти молодые ребята прикоснулись к каким-то глубинам то ли  человеческой жизни, то ли своего подсознания. Они выдали эту удивительную музыку, может быть, не понимая до конца, как у них это получилось. Как показывает нам история, за такое приходится платить очень жестко (так я это вижу, по крайней мере). Об Андрее Неустроеве написано у Кушнира, Константин Битюков умер от инсульта в 2004 году, Евгений Валов – в 2006м.

Теперь, наконец, покажу вам музыку Синдрома. Для ознакомления можно послушать на Ю-Тубе два главных (первых) альбома (только музыка, без видеоряда).

Студия 13 (1987)

С ключами на носу (1988)

Если Вы захотите добавить эту музыку в свою коллекцию, то можете поискать ремастерированные диски, о которых Вики пишет:

В 2008 году на американском лейбле Trail Records в Нью-Йорке на CD вышел альбом «Студия-13», в 2010 — «С ключами на носу». Российский лейбл «Геометрия» выпустил ремастированные издания этих альбомов: «Студия 13» в 2009 году, а «С ключами на носу» 21 декабря 2014 года

А если не найдете дисков, то можете воспользоваться отличной раздачей на торрентах, где эти диски в lossless-качестве выложил мой хороший знакомый, добряк Костя aka tatuk, в ней также есть CD “Гость” 1990го года.

Кстати, в процессе подготовки поста увидел интересную новость, что “Геометрия” готовит к выпуск ремастеринг третьего альбома ВС – “Клуб местной промышленности” (1989)

источник фото

На этом мой первый рассказ окончен. Если вам захочется поблагодарить меня, то ставьте лайк. Если хотите что-то сказать или обсудить – мне будет интересно поговорить в комментах.

Оригинал поста в моем блоге на блокчейн-платформе “Голос”.

P.S.
В процессе поиска материалов о роке в Ростове на Дону нашел статью из ростовского рок-журнала “Ура Бум-Бум” (№5 1990) о ВС – еще один взгляд.

Источник

Альбом «С ключами на носу» — это вторая студийная работа группы «Восточный Синдром». Материал был записан в 1988 году в студии магаданского рок-клуба, благодаря чему звучит немного убедительнее своего предшественника – «Студии 13», записанного в домашних условиях и в несколько ином составе.

В музыкальном мире ситуация, в которой оказался «Восточный Синдром» после записи дебютного альбома, случается очень часто. В истории рок-музыки практически нет коллективов, в которых смогли бы ужиться два лидера. Если в качестве примера взять отечественную сцену, то сразу можно вспомнить «Алису», которую вынужден был покинуть ее основатель Святослав Задерий после прихода Константина Кинчева, или «Наутилус Помпилиус», в котором стало тесно Вячеславу Бутусову и Дмитрию Умецкому. То же самое произошло и с «Восточным Синдромом» — в какой-то момент один из лидеров – Андрей Неустроев – решил, что развитие коллектива идет не так, как надо, и покинул группу.

На мой субъективный взгляд, уход Неустроева на творчестве «Восточного Синдрома» сказался негативно. Но, разумеется, мое мнение не может и не должно являться истиной в последней инстанции. Однако, можно с уверенностью сказать, что материал, принадлежащий авторству Константина Битюкова как-то увел «Синдром» в сторону от наметившейся на «Студии-13» психоделической линии. Как ни крути, а «нездешность» песен Неустроева была куда более убедительной «визитной картой» группы, чем приземленность Битюкова.

Изменения в составе повлекли за собой неизбежные перемены в общем звучании группы. В альбоме «С ключами на носу» ощутимо меньше «сквозных» гитар, чем в «Студии-13», зато появились живые барабаны. По всей видимости, музыканты решили не повторяться и отказались от использования приемов, во многом благодаря которым состоялся их дебют, и это, пожалуй, ключевая ошибка коллектива. Гитары на втором магнитоальбоме «Восточного Синдрома» скучны, а их партии выглядят недоработанными. Весьма затруднительно выделить здесь какие-то примечательные моменты в работе гитариста Александра Пономарева, настолько все ровно.

Если же говорить о лучших номерах альбома, то я бы выделил треки «Где вода смыкается с ярко-синим небом» и «С ключами на носу». Первая – чуть ли не единственная на диске, которую можно отнести к психоделии, вторая – эдакий боевичок, что называется, на злобу дня. Это то, что относится к основному материалу пластинки. Но на диске, изданном лейблом Trail records присутствуют три бонуса, один из которых – «Гетто Над Влтавой», записанный в 2000 году, безусловный хит этого издания. Возможно, если бы так звучал весь материал пластинки, общее впечатление от него было бы иным.

Гораздо лучше он воспринимался бы, если звукорежиссер свел материал немного по-другому. Поскольку тексты песен «Восточного Синдрома» не несут традиционной для русского рока смысловой нагрузки, вокал можно было бы утопить в общем потоке звука. К тому же, если под рукой нет текста, не всегда можно понять, что именно поет вокалист. Также можно было бы утопить и гитары, сделав их объемнее и «жирнее». Правда, если учесть, что запись сделана в далеком 1988 году, да к тому же в Магадане…

Я бы не стал называть «С ключами на носу» психоделической работой. Для того, чтобы заслужить такое звание, он звучит слишком нервно и неровно. Все-таки по своему стилю альбом ближе к панку или, правильнее, пост-панку. Тем не менее, коллекционерам и летописцам отечественного рока не помешает ознакомиться с материалом и заиметь его на физическом носителе. Как знать, быть может, через несколько лет пластинку будет уже и не приобрести…

Кстати, в начале 90-х годов у «Восточного Синдрома» была возможность издать «С ключами на носу» на виниловой пластинке. Тогда всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» затеяла проект под названием «Сигнальная серия пластинок», суть которого сводилась к тому, что слушатели сами должны были определить какие работы будут изданы на дисках-гигантах. Отдать свой голос за ту или иную пластинку можно было заполнив специальный бланк в фирменных магазинах «Мелодии». Две композиции «Синдрома» («Скольжение» и «Китай») попали на восьмой диск серии. Соседствовали они с треками групп «Облачный край», «Опасные соседи» и «Игры». Но исход голосования не порадовал магаданцев. Меломаны решили, что хотят получить пластинку «Облачного края».

Издатель: Trail records, 2010

Источник