Впоследствии такое состояние ученые назвали синдромом стендаля

Синдром Стендаля. Если вы любитель искусства, который не может остаться безразличным наблюдая прекрасные произведения искусства, или если у вас возникают мурашки на коже, когда вы входите в музей, не беспокойтесь! Это на самом деле совершенно нормально. Тем не менее, есть определенные люди, которые могут проявлять признаки синдрома Стендаля в подобных ситуациях.
Что такое синдром Стендаля? Синдром представляет собой психосоматическое состояние, характеризующееся слиянием различных симптомов, как физических, так и психических, который проявляется тогда, когда человек наблюдает великие произведения искусства, и это обычно происходит во Флоренции. Этот странный синдром имеет и другие названия, такие как синдром Флоренции, эстетический синдром, стресс путешественника или музейная болезнь.
Данный синдром не является одним из психических расстройств, зафиксированных в последней версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Но с учетом нозологической изобретательности, показанной в руководстве в последние годы, это, вероятно, всего лишь вопрос времени.
Миф или реальность
На протяжении последних десятилетий синдром Стендаля стал эталоном реакции на то, как люди воспринимают искусство. Это происходит, в частности, когда оно очень красиво, или если у зрителя есть доступ к большому количеству произведений, собранных в одном месте. Но, как и многие другие психологические явления, синдром не свободен от споров.
Нет сомнений в том, что, когда мы слушаем песню, все воспоминания, которые мы ассоциируем с ней, непременно приходят на ум. В такие моменты мы можем чувствовать себя по-особенному взволнованными. Либо, когда мы посещаем спектакль, то иногда можем чувствовать мурашки по коже. Ведь, не секрет, что искусство – это, в первую очередь, эмоция. И к нему сложно остаться полностью безразличным.
Несмотря на то, что клинические психологи признают синдром Стендаля, другие предаются сомнениям и задаются вопросом, является ли данный синдром просто мифом. Последние считают его всего лишь фантазией, которую мы придумываем, и что она существует только в наших умах. Кроме того, наиболее скептически настроенные люди утверждает, что бессознательное посетителей обманывает их.
Они говорят, что реальная причина этих симптомов может крыться том, что пострадавшие туристы просто сильно устали. Либо их чрезмерное волнение может быть вызвано их отставанием от группы во время путешествия или экскурсии. В пользу синдрома Стендаля можно сказать, что ранее были проведены психологические исследования, подтверждающие наличие симптомов, характерных для этого состояния, у всех, кто подвергся влиянию искусства.
История происхождения названия
Синдром был назван в честь талантливого французского автора Мари-Анри Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Писатель посетил Флоренцию в начале 1800-х годов, в поисках вдохновения и информации для своей новой книги. Он был так глубоко тронут тем прекрасным искусством и богатой историей, которыми переполнен этот итальянский город, что его переживания от поездки легли в основу книги, которая получила название: «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).
Стендаль и Флоренция
Во время своего визита во Флоренцию он совершил поездку по всем уголкам города. Стендаль был поражен искусством, которое заполняло каждый сантиметр улиц. Он видел музеи, церкви, купола, пейзажи, крыши, фасады и фрески. Перед тем, как ему удалось посетить этот старинный город, он много читал и изучал биографии всех великих людей, которые жили здесь раньше. Но он не был готов к тем чувствам, которые возникнут у него в церкви Санта-Кроче.
Так, во время нахождения в Базилике Святого Креста — одном из главных исторических и религиозных памятников Италии — на него нахлынула настолько сильная совокупность чувств любопытства, волнения и энтузиазм, что это вызвало у него проявление ряда физических симптомов.
Что же на самом деле случилось? Когда он вошел через дверь в холодную темноту интерьера, его глаза привыкли, и он увидел могилу Микеланджело справа от себя. Должно быть, у него перехватило дыхание, когда он протянул руку и слегка коснулся камня, покрывающего место отдыха этого великого гения, который лепил Давида и писал Сикстинскую капеллу. Затем он пришел к месту захоронения политического философа Макиавелли … Затем был Галилей. Стендаль буквально застыл перед могильной плитой, долго размышляя о великом астрономе и физике.
Какие люди жили во Флоренции! И в дополнение к этим людям, чьи могилы он только что посетил, Тоскана была домом для Данте, Боккачо и Петрарка. Все они ходили по улицам Флоренции, и теперь он тоже был там, шагая по их стопам. Он чувствовал себя так близко к ним. Он был в восторге и почти в трансе.
Когда он вышел из церкви, его сердце начало сильно биться, а пульс ускорился. У него кружилась голова. Он чувствовал, что его жизнь высохла внутри него. Он шел неуверенно и чувствовал, что может упасть в любой момент. Он был настолько ошеломлен тем, что увидел и испытал, что ему пришлось сесть. Он наткнулся на одну из скамей на площади возле церкви и сидел до тех пор, пока не смог успокоиться и снова встать на ноги.
После всего увиденного и пережитого там, Стендаль поделился личным опытом в своей книге «Рим, Неаполь и Флоренция», где он отмечал следующее: «Я достиг того уровня эмоций, при котором изобразительное искусство вызывает небесные ощущения и страстные чувства. Покидая Санта-Кроче, мое сердце билось. Жизнь была исчерпана во мне. Я боялся упасть». Он также написал, что чувствовал себя «… погруженным в огромную волну таинственной славы».
История исследований данного явления
Важное и подробное описание Стендалем этого явления послужило причиной названия этого синдрома, которое в 1979 году предложила флорентийский фрейдист-психиатр Грациэлла Магерини — ведущий исследователь этого расстройства. Так, спустя более полутора столетий она начала изучать те же симптомы, что были описаны Стендалем, но в качестве пациентов и жертв этого загадочного синдрома выступали обыкновенные туристы с разных уголков планеты.
Работая в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, она заметила, что приблизительно раз в месяц или больше к ней в психиатрическое отделение поступают иностранные туристы. Их жалобы были схожи с теми, которые описал Стендаль: учащенное сердцебиение, головокружение, чувство дезориентации, психический дисбаланс. А в тяжелых случаях даже наступала потеря чувства идентичности, депрессия, паранойя и физическое истощение.
Как и в случае с французским писателем, пациенты сообщали, что эти симптомы начались, когда они рассматривали красивые произведения искусства. В этом контексте часто упоминались статуя Давида Микеланджело, картина «Вакх», Караваджо или «Рождение Венеры» Боттичелли.
В своей книге 1989 года «Синдром ди Стендаля» врач Магерини представила свою статистическую методологию и детализировала 107 тематических исследований, наблюдавшихся в период с 1977 по 1986 год, тем самым закрепляя синдром Стендаля в психологическом дискурсе и знакомя с ним научную общественность. За время проведенных исследований она отметила, что более половины пострадавших от симптомов этого психического расстройства происходят из стран Северной Европы. Видимо, итальянцы, и как не странно, японцы невосприимчивы к этому синдрому. Это связано с тем, что итальянцы все время живут в окружении искусства и привыкли к нему, а японцы — потому что они очень сосредоточены и организованы во время путешествий.
Доктор Магерини, занимаясь наблюдениями этого явление, также установила профили трех видов туристов. Первый тип «просто хочет писать открытки и есть пиццу». Вторая категория включает интеллектуалов, которые хотят испытать те же эстетические ощущения, что и Стендаль. Третью, наиболее уязвимую группу, составляют люди, которые путешествуют наедине, и не обязательно являются интеллектуалами. Большая часть из них — одинокие женщины, около 40 лет, родом из Северной Европы.
Почему именно Флоренция?
Синдром Стендаля также называют синдромом Флоренции. Флоренция компактна и наполнена искусством. Это было место рождения Ренессанса, и многие из великих художников и мыслителей того времени были сосредоточены там. Напоминания о них все еще существуют по всему городу. По словам Магерини: «Флоренция не является прямой причиной, но действует как катализатор. Флоренция преследуется призраками великих, и впечатлительные личности могут быть подвержены этому синдрому».
Искусствовед Джонатан Тернер сравнил синдром Стендаля с синдромом Рубенса — расстройством, которое может заставить людей вести себя сексуально, сталкиваясь с эротическим искусством, таким как обнаженные картины Рубенса. Но синдром Стендаля не вызывает каких-либо изменений в сексуальном поведении пациента. Скорее, это вызывает у жертвы чувство тошноты, дезориентации, предобморочного состояния и повышенной чувствительности при столкновении с миром искусства.
Хотя такие «художественные атаки» кажутся обычным явлением во Флоренции, они могут происходить везде, где люди сталкиваются с гениальными произведениями искусства, от чего испытывают очень волнующий опыт. Существует также синдром Парижа и синдром Иерусалима с аналогичными эффектами.
Причины синдрома
Некоторые считают, что синдром Стендаля является психосоматическим заболеванием из-за двунаправленных отношений, существующих между разумом и телом. В этом случае эмоциональное возбуждение вызывает физические симптомы, приведенные ниже. Другие классифицируют синдром как психическое явление. Поэтому исследователи связывают его происхождение с тем, когда люди наблюдают много произведений великой красоты за короткий промежуток времени. Таким образом, синдром Стендаля — это своего рода художественный шок.
Симптомы синдрома Стендаля
Именно Грациэлла Магерини, изучив сотню подобных случаев у туристов во Флоренции, смогла суммировать набор симптомов, и даже представить их в виде красивой метафоры: своего рода «художественное смущение».
Итак, симптоматология синдрома Стендаля включает:
- тахикардию;
- сильное потоотделение,
- приливы жара;
- растерянность;
- панику;
- эмоциональное напряжение и истощение.
В более серьезных случаях это может вызвать галлюцинации и головокружение, которое может привести к обмороку. Стоит отметить, что симптомы, которые характеризуют этот синдром, могут затронуть любого. Все мы можем чувствовать истощение и головокружение, или даже наш пульс может увеличиться в любой момент. Эти симптомы не обязательно должны совпадать с восхищением великими произведением искусства. По этим причинам этот синдром является настолько необычным.
Лечение и прогноз
Специфическое лечение этого состояния, как показывают данные, не идет дальше, чем исключение основных сопутствующих осложнений или сопутствующих заболеваний, особенно это касается психических. Для устранения симптомов этого расстройства за максимально короткое время, рекомендуется выполнить следующие действия:
- покинуть место большого нагромождения произведений искусства;
- выйти на свежий воздух,
- выпить воды;
- присесть или на что-то опереться (это особенно необходимо, если человек пребывает в предобморочном состоянии);
- дать себе время, чтобы отдышаться, прийти в чувства и вернуться к своему нормальному состоянию.
Что касается прогноза для этого состояния, то предполагается, что человек, единожды пострадавший от синдрома Стендаля, будет испытывать подобные чувства и физические симптомы еще не один раз в своей жизни, рассматривая другие произведения искусства в новом месте. Остается только нерешенным вопрос: вызывают ли воспоминания о пережитом опыте наблюдения гениальных произведений искусства новое проявление симптомов?
Примеры случаев синдрома Стендаля
По словам психиатра Грациэллы Магерини, она видит и работает только с тяжелыми случаями синдрома Стендаля. Незначительные же случаи этого синдрома происходят по всей Италии и, вероятно, по всему миру. Магерини описывает случай 53-летнего немца, который был госпитализирован после неоднократного просмотра картины «Вакх» Микеланджело Караваджо в галерее Уффици.
Пациент чувствовал «влечение все ближе и ближе к интимному сексуальному возбуждению неоднозначного характера, которое вторглось в него и заставляло его чувствовать себя одновременно хорошо и плохо». Окончательно сбитый с толку и расстроенный случившимся с ним эпизодом, он обратился за медицинской помощью. После нескольких сеансов психотерапии он пришел к признанию своей скрытой гомосексуальности.
Еще один случай связан с молодым студентом из Праги, который во время просмотра фресок Масаччо в Кьеза-дель-Кармине испытывал сильную физическую реакцию и характерное чувство диссоциации. К тому времени, когда он встретился с доктором Магерини, он уже не мог разговаривать. На восстановление этой способности у него ушло нескольких месяцев интенсивной терапии.
Статья 2009 года в Британском медицинском журнале описывает случай 72-летнего художника, который осуществил свою давнюю мечту о посещении Флоренции. Стоя на Понте Веккьо он перенес психотический эпизод, отмеченный параноидальными галлюцинациями. Симптомы прошли без лечения и постепенно исчезли в течение нескольких недель после его возвращения домой. Но четыре года спустя он отправился на юг Франции (без намерения вернуться во Флоренцию) и потерпел полный рецидив.
Его лечили постельным режимом и мягкими седативными средствами. Симптомы прошли, возвращаясь только тогда, когда он находился в сильном стрессе. Похоже, что пережитое травматическое событие не проходит бесследно, а остается на всю жизнь, время от времени напоминая о себе.
Рекомендуемые статьи:
- Что такое «буквальный смысл»: зачем нужен и когда используется?
- Танатофобия. Симптомы и как избавиться
- Синдром Котара
- Канцерофобия
- Гидрофобия
- Кинофобия
По материалам — novoston.com
Источник
Расстройство, связанное с высоким переживанием от близости к высоко-духовному или высоко-культурному объекту. Человек попадает под влияние воздействующего персонально на него фактора и становиться чуть неадекватней.
Название
Многие симптомы или эффекты несут чьи-то фамилии, например: Эффект Манделы. Эффект Стрейзанд, Кот Шредингера, ставшая классикой — Пирамида Маслоу. Этот тоже не обошел укоренившиеся традиции и название Синдром Стендаля получил в честь писателя — Стендаля. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описывает свои ощущения от Флоренции, посетив ее в 1817 году.
Стендаль
Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей.
Стендаль, отрывок из книги «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»
Появление
Первым, кто обратил на симптом внимание, стала Грациэлла Магерини, описав его в книге — «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) в 1989 году. Грациэлла психотерапевт и писатель, президент ассоциации «Искусство и психология».
Грациэлла Магерини
Книга основана на наблюдениями Грациэллы за туристами, практикуя во Флоренции и имея возможность часто посещать музеи. За 10 лет. проанализировав более 100 случаев, когда у туриста возникало необъяснимое острое расстройство психики. Были случаи, когда требовалась госпитализация и присмотр, после встречи с культурным наследием города.
Проявление
Вполне разумный и скромный человек может быть подвержен синдрому Стендаля. Человеком может овладеть эйфория, блаженно ходить и восхищаться окружающим или носиться с воплями, привлекая к себе излишнее внимание. Под воздействием временного помешательства были совершенны некоторые акты вандализма.
Например:
В 1956 году на знаменитую Мону Лизу напали в Лувре. Виллегас метнул в нее камень, тогда картина еще не находилась под пуленепробиваемым стеклом, а висела в свободном доступе.
Чуть позже одна женщина облила ее жидкостью, после чего было принято решение музея — шедевр под стекло.
Классификация
Вышеупомянутая Грациэлла дала тезисные определения.
Предвкушение
— Высокое предвкушение и ожидание отпуска;
— Индивидуальный характер путешествия;
— Встреча с великим произведением искусства, о котором человек множество раз слышал из различных источников информации;
— Склонность человека к эмоциям, подвижная психика, повышенная эмоциональное состояние.
Чаще подвержены
— Женщины, статистика тут в сторону мужчин;
— Люди в возрасте от 25 до 40 лет;
— Не имеющие близких людей.
Иммунитет
— Тотальную защиту имеют туристы из Азии и Северной Америки, они не связанны с европейской культурой;
— Итальянские туристы из севера или юга, так же не склонны к влиянию от картин или святых надгробий, для каждого из них это привычно.
Фильм
Одним из сценаристов фильм «Синдром Стендаля» стала Грациэлла, автор книги с одноименным синдромом.
Фильм кстати, весьма не плохой.
Концовка
В основном синдром Стенделя замечен во Флоренции, надзор осуществлялся над пятьюдесятью музеями города. Посетитель внезапно оказывался под влиянием высоких эмоций, считывая разговор с художником или наполнением. Человек переживает очень яркий эмоциональный всплеск, охранников во Флоренции стали обучать, как вести себя с жертвами данного синдрома.
Сегодня синдром Стенделя перешел от небольшого городка в Италии на масштабный уровень. Места внимания людей переходит от религии и культуры в пространство медиа.
конец.
ссылка на исходник
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Впереди еще много нового.
Читайте еще:
Эффект сотой обезьяны
Синдром Апофения
Эффект Манделы
Карго-культ
«Козел отпущения»
«Кот Шрёдингера»
Источник
Синдром Стендаля – это комплекс психических и соматовегетативных симптомов, которые вызваны острым эмоциональным переживанием, спровоцированным произведениями искусства или другими эстетическими объектами (людьми, природой). Расстройство протекает по типу психогенного психоза: наблюдается психомоторное возбуждение либо психическая заторможенность, неадекватность речи и эмоций. Частые вегетативные нарушения – головокружение, учащенное сердцебиение, слабость. Диагностика выполняется клиническими методами. Лечение острого периода медикаментозное (нейролептики, транквилизаторы), затем проводятся сеансы психотерапии.
Общие сведения
Синдром Стендаля получил свое название благодаря итальянскому психиатру Г. Магерини, которая к 1979 году исследовала около 100 случаев острых психоэмоциональных расстройств у путешественников, посещавших галерею Уфицци во Флоренции. Она заметила, что их состояния схожи с теми, что описал романист Стендаль, после посещения им церкви Святого креста. Синонимичное название – флорентийский синдром. Он относится к очень редким реактивным расстройствам психики. Зарегистрировано несколько сотен случаев.
Синдром Стендаля
Причины
Синдром Стендаля часто развивается у туристов, посещающих культурные объекты эпохи Возрождения. Италия является сосредоточением великих произведений классического искусства, поэтому расстройство было описано на примере людей, приезжающих во Флоренцию – колыбель Ренессанса. Но такое же состояние может быть спровоцировано и другими стимулами: волнующими пейзажами, красивыми людьми, бушующими стихиями.
Причиной эмоционального и соматовегетативного дисбаланса становится особый процесс восприятия, при котором наблюдатель впускает в свой внутренний мир образ объекта искусства и связанные с ним переживания (идею автора, состояние изображенных людей и животных, собственные проекции увиденного). Г. Магерини выделила несколько факторов, предрасполагающих к развитию синдрома Стендаля:
- Впечатлительность. В группе риска люди с ярким, подвижным воображением, повышенной эмотивностью. Они чувствительны, их эмоциональные реакции возникают быстро, достигают большой интенсивности и чрезмерно продолжительны.
- Образованность, духовность. Расстройству более подвержены лица с высоким уровнем культуры и образования, с религиозным характером мышления. Вероятно, это связано с их способностью анализировать объекты, замечать детали, сопереживать автору произведения и его эпохе.
- Культурно обедненная среда. Замечено, что синдром возникает у людей, не имеющих доступа к великим объектам искусства, но принадлежащих к культуре, схожей с флорентийской. Так, среди больных практически нет итальянцев, совсем нет жителей Флоренции.
- Предвкушение восторга. К предрасполагающим факторам относятся: длительное время планирования путешествия, наделение поездки глубоким личностным смыслом, первое в жизни знакомство с высокоэстетичными произведениями.
- Молодой возраст. Синдром чаще развивается у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 40 лет. Среди детей и подростков расстройство не было диагностировано. Согласно некоторым исследованиям, женщины заболевают чаще.
Патогенез
По происхождению и симптомам синдром Стендаля является психогенным (реактивным) психозом, а именно аффективно-шоковой реакцией на стресс. Он протекает транзиторно, диагностируется у лиц без тяжелых психических расстройств. Продолжительность – несколько часов или дней. Проявляется неадекватным отражением реального мира, нарушениями поведения, иногда – бредом и галлюцинациями.
Реализующим стрессовым фактором становится чувственный контакт с личностно значимым объектом. Другими словами, визуальные образы, звуки и запахи определенного места оказываются чрезмерно возбуждающими (волнующими, воодушевляющими, пугающими). Поэтому приступ синдрома часто случается в музеях или на исторических улицах. Развитие реактивного психоза влечет неспособность критически оценивать собственное состояние, контролировать поступки и адаптироваться к ситуации.
Симптомы
При развитии синдрома Стендаля люди начинают привлекать внимание окружающих необычным поведением: они внезапно застывают в одной позе, смотрят на шедевры искусства блаженно и отрешенно, не реагируют на обращенную к ним речь. При другом варианте расстройства наблюдается не заторможенность, а возбуждение: туристы начинают бегать, неистово кричать, ломать предметы вокруг.
Сами больные описывают синдром как состояние отчужденности от мира и собственной личности. Все кажется неестественным, фантастическим или снятым на кинопленку. Некоторые больные говорят о возникающем чувстве сопричастности к произведениям. Одни переживают духовную близость с автором, другие – единение с героями шедевра (картины, фрески, скульптуры). Нередко искажается восприятие цвета, объемов, звука.
При сильной эмоциональной захваченности возможны галлюцинации и бред преследования. Такие состояния сопровождаются эйфорией или, наоборот, страхом, ужасом, гневом. Соматовегетативные симптомы представлены учащенным сердцебиением, скачками артериального давления, болью в грудной клетке и животе. Также характерны слабость, головокружение, тошнота.
Осложнения
Синдром Стендаля – транзиторное расстройство, поэтому симптомы проходят самостоятельно в срок от 1-2 часов до 8 суток. Он не вызывает осложнений, но если больному не оказана скорая психиатрическая помощь, то в состоянии психомоторного возбуждения он способен причинить вред себе или окружающим. Без психофармакологической коррекции и психотерапии симптомы сохраняются дольше, пациент медленнее возвращается к обычной жизни.
Известны случаи, когда больные проявляли агрессию в отношении произведений искусства, совершали акты вандализма. Поэтому, несмотря на низкую распространенность синдрома, работников музеев Флоренции обучают распознавать шоковые реакции посетителей и правильно реагировать на них, предупреждая повреждение арт-объектов.
Диагностика
Синдром Стендаля не выделен как психическое расстройство. При его диагностике врачи-психиатры используют клинические методы: сбор анамнеза, клиническую беседу и наблюдение. На первичный осмотр пациенты поступают в остром состоянии в сопровождении родственников или друзей. Важно дифференцировать реактивный психоз с обострением длительно текущего психотического расстройства, например, шизофрении. Критерии диагностики:
- Связь с психотравмой. При формировании реактивного психотического состояния всегда имеется непосредственная связь во времени с психотравмирующей ситуацией. Сопровождающие пациента люди сообщают о внезапном изменении его эмоций и поведения при осмотре достопримечательностей, художественных картин, скульптур.
- Отражение психотравмы в симптомах. Бред и галлюцинации больных определенным образом связаны с объектами, которые спровоцировали острое состояние. В бредовой речи могут присутствовать обрывки сюжетов картин, описания чувств авторов (художников, архитекторов). В галлюцинациях возникают образы, связанные с тем или иным культурным объектом.
- Быстрый выход из психоза. Если психотравмирующая ситуация завершена, симптомы расстройства постепенно редуцируются. Полное выздоровление происходит через несколько дней.
Лечение синдрома Стендаля
Состояние больных часто требует неотложной психиатрической помощи, так как больные двигательно и психически возбуждены либо, наоборот, заторможены и дезориентированы. В обоих случаях наблюдаются соматовегетативные нарушения, которые необходимо купировать медикаментозно. Продолжительность пребывания в стационаре определяется индивидуально. Общий комплекс лечебных мероприятий включает следующие направления:
- Психофармакотерапия. При двигательном беспокойстве, страхе и панике назначаются нейролептики. Применение транквилизаторов показано при слабовыраженной симптоматике возбуждения. Постреактивная астения устраняется с помощью ноотропов, витаминов.
- Терапия вегетативных нарушений. Чтобы снизить общую выраженность симптомов, вызванных дисбалансом вегетативной нервной системы, назначаются успокоительные средства, в частности транквилизаторы бензодиазепинового ряда. При необходимости производится купирование расстройств сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем симптоматическими препаратами (гипотензивными лекарствами, сердечными гликозидами).
- Психотерапия. После устранения острых симптомов психоза необходимо проведение сеансов психотерапии. Большинство больных остаются растерянными, испуганными и с трудом возвращаются к привычной жизни. Психотерапевт использует методы переубеждения, чтобы устранить идею о сумасшествии. Аффективное напряжение снижается путем проговаривания, проработки травматических воспоминаний и структуризации эмоций.
Прогноз и профилактика
Синдром Стендаля хорошо поддается лечению и, как правило, проходит бесследно. Профилактические меры – это любые мероприятия, которые могут снизить стрессовую реакцию, спровоцированную культурными объектами. Впечатлительным и чувствительным туристам рекомендуется просматривать фотографии и видеозаписи тех мест, которые планируется посетить. При сильном эмоциональном возбуждении во время осмотра достопримечательностей необходимо сделать паузу или перенести вторую часть экскурсии на другой день.
Источник