Задержка речевого развития у детей 3 лет код по мкб 10


Речь – это один из важнейших психологических процессов, которыми человек овладевает на протяжении жизни. Формирование речевых навыков происходит в индивидуальном порядке, и на этот процесс влияет множество факторов. Но если к 3-4-м годам малыш не в состоянии внятно сказать даже простейших слов, МКБ ЗРР у детей признает безоговорочно. В этом случае показана активная терапия с участием невропатолога, психиатра/психолога, логопеда-дефектолога.
ЗРР у детей
Диагноз ЗРР (код по МКБ 10 у детей) допустимо устанавливать детям 3-4-х лет, не ранее. Темповая задержка затрагивает развитие:
- звуков начального онтогенеза (П, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х);
- словаря (количество знакомых для малыша слов в соответствии с возрастом);
- фразовой речи (ляля, папа, амам);
- полностью связанной, разборчивой речи.
Задержка речевого развития МКБ 10 у детей диагностируется примерно у 10 % всех малышей. Она отрицательно сказывается на формировании всех остальных процессов высшей нервной деятельности, и в некоторых случаях может обозначаться термином ЗПРР (задержка психо-речевого развития).
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.
Код МКБ-10 | Название | Расшифровка |
F80.0 | Характерные нарушения речевой артикуляции | Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе |
F80.1 | Нарушение экспрессивной (собственной) речи | Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга |
F80.2 | Невозможность рецептивной речи | Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора |
F80.3 | Приобретенная эпилепсия с афазией | Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития |
F80.9 | Неуточненные нарушения речи | Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом |
F81.0 | Нарушение чтения | Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией |
F81.1 | Невозможность/затруднение спеллингования | Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот) |
F81.2 | Нарушен процесс счета | Дискалькулия |
F98.5 | Заикание или запинание | Заикание при разговоре в спокойных условиях |
F98.6 | Разговор взахлеб | Тахилалия |
R47.0 | Афазия | Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи |
R47.1 | Диз- или анартрия | Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата |
R49.0 | Дисфония | Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии |
R49.1 | Афония | Отсутствие возможности говорить |
R49.2 | Ринолалия | Гнусавость (встречается открытая и закрытая) |
Причины ЗРР
Все причины ЗРР делятся на две группы – социально-педагогические и биологические (код по МКБ 10 задержка речевого развития).
Социально-педагогические
- Отсутствие регулярных занятий или простого общения с малышом.
- Невостребованность речевого общения (при низкой культуре в семье).
- Часто болеющие дети.
- Постоянные стрессы.
- Гиперопека – предупреждение любого желания ребенка, когда малышу речь становится не нужна.
Биологические
- Внутриутробная гипоксия.
- Длительная асфиксия в родах (к примеру, обвитие пуповиной).
- Родовые травмы.
- Внутриутробные инфекции.
- Недоношенность (равно, как и переношенность).
- Неонатальные воспаления мозговых оболочек различного генеза.
- Черепно-мозговые травмы раннего возраста.
- Выраженная гипотрофия.
- Осложнения после вакцинации.
Интересно! Одной из причин развития ЗРР МКБ считает тугоухость. Становление речи возможно только при непосредственном участии слухового анализатора. Примерно в 1/3 случаев точную причину ЗРР установить не удается.
Клиника ЗРР
Основным симптомом ЗРР является малый словарный запас у ребенка или полное его отсутствие. По классификации МКБ задержка речевого развития имеет три степени тяжести, каждая из которых имеет свои характерные признаки.
Степень ЗРР по МКБ | Главные признаки | Прогноз |
Легкая | Восприятие речи взрослого человека не нарушено, но словарный запас невелик. Нарушения при произношении звуков отсутствуют или выражены слабо | Благоприятный. В большинстве случаев коррекция осуществляется психологом и логопедом, лекарственные средства назначаются редко |
Средняя | Фонематический анализ затруднен, нарушается произношение одной группы звуков. Ребенок не пользуется родами и падежами, не знает названия окружающих его предметов | Зависит от причины ЗРР, но при своевременно начатой терапии может быть благоприятный. Обязательно назначаются лекарственные препараты (ноотропы, витамины) |
Тяжелая | Попытки одним звуком обозначить сразу несколько предметов, фонематические анализ и воспроизведение сильно страдают, сложности с формированием простейших предложений. Связная речь отсутствует | За редким исключением, неблагоприятный. В большинстве, такие изменения провоцируют тяжелые органические поражения головного мозга, полностью устранить которые практически невозможно. |
ЗРР код по МКБ 10 имеет и общие признаки, которые проявляются на начальных стадиях онтогенеза. Среди них:
- неправильное течение доречевого периода – однотипные звуки, слабый лепет;
- после года отсутствует реакция на звуковые раздражители;
- после 1,5 лет – слабые попытки повторения услышанного;
- невыполнение просьб взрослого в 1,5-2 года;
- в 2 года самостоятельная речь отсутствует;
- невозможность составления предложений в 3 года;
- ребенок предпочитает объясняться мимикой.
Важно! Задержка речевого развития код МКБ 10 требует тщательной диагностики, на одни клинические симптомы доктор ориентироваться не может.
Диагностика
Диагноз ЗРР ставится после консультации большого числа врачей – детского невропатолога, оториноларинголога, психиатра или психолога, логопеда-дефектолога. Задачей педиатра является установление соматического статуса ребенка, предварительное заключение о причинах ЗРР, и направление пациента к доктору нужного профиля.
ЗРР код по МКБ 10 требует проведения неврологической диагностики. Свою информативность доказали:
- электроэнцефалограмма;
- Эхоэлектроэнцефалограмма;
- сканирование артерий головы (дуплексное).
Задержка речевого развития по МКБ 10 требует и консультации детского оториноларинголога. Он исключит или подтвердит наличие тугоухости, которая может становиться одной из причин патологии. Чтобы поставить окончательный диагноз задержка речевого развития у детей, МКБ 10 предусматривает обследование у логопеда-дефектолога. Он часто работает совместно с детским психологом.
Для этого используются множество специфических тестов для оценки степени текущего развития малыша. Имеет значение время появления первых слов/звуков, текущий объем активного словаря, присутствие фразовой и/или связной речи (и их качество). Оцениваются все заключения узких специалистов другого профиля.
Коррекционная работа при ЗРР
ЗРР МКБ 10 у детей требует достаточно интенсивной коррекционной работы. Ее объем, прежде всего, зависит от факторов, спровоцировавших заболевание. Социально-педагогические причины ЗРР требуют создания благоприятной среды для обучения, стимуляция интереса к познанию нового, профессиональный выбор речевого материала для изучения. Важно демонстрировать правильную речь, четко и внятно проговаривать все действия малыша.
Если причины ЗРР МКБ 10 классифицируются как биологические, требуется другой подход. Здесь не обходится без медикаментозного лечения. Его назначает невролог, и в его основу легли ноотропные средства. Их действие направлено на улучшение всех процессов в головном мозге. На фоне их приема уменьшается отек, улучшается кровообращение, снижается потребность нервных клеток в кислороде.
Кроме того, при диагнозе ЗРР код по МКБ у детей 10, нередко назначают витаминные комплексы, адаптогены, иммуностимулирующие средства. Лекарственная терапия дополняется физиотерапевтическим лечением. Показаны массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия. Хороший эффект дает транскраниальная микрополяризация.
Прогноз и профилактические мероприятия
Раннее начало корректирующих мероприятий часто обеспечивает хороший результат. Если удается устранить основную причину заболевания, ребенок быстро догоняет своих сверстников по уровню развития. При лечении важно соблюдать всеми специалистами единые речевые требования – в этом случае ребенку легче запоминать новую информацию.
Профилактика заключается в правильном ведении беременности, отказе будущей матери от вредных привычек, рациональном питании. После родов ребенку требуются адекватные микросоциальные условия и правильная речевая среда. Все игрушки должны иметь развивающий характер, соответствовать возрасту малыша.
Видео
087
Источник
Большинство психологов сходится во мнении, что задержка речевого развития (код по МКБ 10) у детей проявляется довольно рано. И чем раньше родители обратят на это внимание, тем выше вероятность, что негативные последствия нарушений будут сведены к минимуму или устранены вообще.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.
МКБ
Клинические симптомы ЗРР
Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.
Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:
- Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
- Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
- Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
- Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
- Отсутствие звукоподражания.
- Отсутствие реакции на свое имя.
- Нарушения глотания и жевания.
В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.
Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.
Специфические расстройства развития речи и языка
В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.
Коррекция речевых нарушений
Дополнительные факты о ЗРР
Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.
Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.
Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей
Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
- Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
- Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
- Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
- Внутриутробные или родовые травмы.
- Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
- Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
- Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
- Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
- Неврология и психосоматика.
- Неблагоприятный психологический климат в семье.
Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.
Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста
Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.
Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.
Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.
Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.
Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.
Нормы развития речи
Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.
Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.
После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.
К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.
В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.
Диагностика речевых нарушений
Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:
- Оценку активного словарного запаса.
- Оценку качества связной речи.
- Качество звукопроизношения.
- Качество мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.
Логопедическая работа
Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):
- с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
- на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
- нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
- на развитие способности к звукоподражанию;
- на развитие артикуляционного аппарата.
Профилактика ЗРПР
При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.
В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.
Развивающее занятие для ребенка
Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Симптомы
- Диагностика
- Прогноз
- Профилактика
Названия
Название: Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития
Описание
Задержка речевого развития. Более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 – х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Дополнительные факты
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и тд.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения ), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Задержка речевого развития
Причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. Е. С опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Симптомы
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес. ), лепета (с 4-5 мес. ), лепетных слов (с 7-8,5 мес. ), первых слов (в 9-10 мес. У девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя ). В пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. Начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Т. О. , признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
• аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
• отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
• неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
• невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ ).
• отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
• неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
• полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр. ).
• преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и тд.
Эхолалия.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и тд.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Прогноз
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник