Захаров с синдром выгорания у врачей

Захаров с синдром выгорания у врачей thumbnail

Еще один узко специальный взгляд – взгляд психотерапевта. Римантас Кочюнас “Основы психологического консультирования”.

“Синдром сгорания”— сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).
Каковы наиболее часто встречающиеся причины “синдрома сгорания”? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
— работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
— неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома сгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: “мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни”; “во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит”; “у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них” и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому сгорания”:
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
—открытость новому опыту;
—умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
— хобби, доставляющее удовольствие.

__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine

Источник

Ñèíäðîì “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” êàê ïðîÿâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè: äèíàìèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñòàæåì ðàáîòû áîëåå ïÿòè ëåò. Ïîäõîäû ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

 êàáèíåòå ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè ìîæíî îñóùåñòâëÿòü è äðóãèå ïñèõîãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:

1) ìàññîâîå îáó÷åíèå ðàáîòíèêîâ ðàçëè÷íûõ ïðåäïðèÿòèé ïðèåìàì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé äîâðà÷åáíîé ñàìîïîìîùè è, â ÷àñòíîñòè, àóòîãåííîé òðåíèðîâêå;

2) àêòèâíàÿ ïñèõîïðîôèëàêòèêà ðåöèäèâîâ àëêîãîëèçìà;

3) ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ òðåíèðîâêà ñïîðòñìåíîâ (ïî À.Ò. Ôèëàòîâó);

4) äîïîëíèòåëüíûå ñåàíñû ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè äëÿ ðàáîòíèêîâ ïåíñèîííîãî è ïðåäïåíñèîííîãî âîçðàñòà ñ öåëüþ ïðîäëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè;

5) ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ïîìîùü ëþäÿì, æåëàþùèì èçáàâèòüñÿ îò õðîíè÷åñêîãî íèêîòèíèçìà;

6) ïñèõîãèãèåíè÷åñêèå áåñåäû, âêëþ÷àþùèå äåìîíñòðàöèþ ñëàéäîâ è ïðîñëóøèâàíèå ôðàãìåíòîâ ëèòåðàòóðíî-ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, ïîñâÿùåííûå ðàçëè÷íûì àñïåêòàì çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.

 ïîñëåäíèå ãîäû íà ïðåäïðèÿòèÿõ îðãàíèçóþòñÿ êàáèíåòû ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé òðåíèðîâêè è ñîöèàëüíîãî òðåíèíãà, ïñèõîëîãè÷åñêîé ãèìíàñòèêè è äð. Áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî â èõ øòàòíîì ðàñïèñàíèè ïðåäóñìîòðåíû äîëæíîñòè âðà÷à-ïñèõîòåðàïåâòà èëè ïñèõîëîãà, íà èõ áàçå ðåøàåòñÿ øèðîêèé êðóã çàäà÷, â òîì ÷èñëå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Êàáèíåòû ïñèõîãèãèåíè÷åñêîãî ïðîôèëÿ öåëåñîîáðàçíî îòêðûâàòü è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå òðóä ìåäðàáîòíèêîâ ñâÿçàí ñ ïîâûøåííûìè ýìîöèîíàëüíûìè íàãðóçêàìè, è íåîáõîäèìî áûñòðî âîññòàíàâëèâàòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü (â îòäåëåíèÿõ õèðóðãèè, ðåàíèìàöèè, àíåñòåçèîëîãèè, íà ñòàíöèÿõ «ñêîðîé ïîìîùè»).  çàâîäñêèõ ïðîôèëàêòîðèÿõ è äîìàõ îòäûõà, ãäå íå ïðåäóñìîòðåíà äîëæíîñòü âðà÷à-ïñèõîòåðàïåâòà, îáñëóæèâàòü êàáèíåò ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè ìîæåò ôåëüäøåð, ïðîøåäøèé ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó ïî ïñèõîãèãèåíå, ïñèõîïðîôèëàêòèêå è ïñèõîòåðàïèè.

Çàêëþ÷åíèå

Èññëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü â ÌÁÓÇ ÊÃÁ ÌÎ Êàâêàçñêèé ðàéîí.  èññëåäîâàíèè ïðèíèìàëè ó÷àñòèå è 20 ìåäñåñòåð è 11 ñàíèòàðîê – âñåãî 31 ÷åëîâåê. Âûáîðêó ñîñòàâèëè æåíùèíû: ìåäñåñòðû è ìëàäøèé ìåäïåðñîíàë â âîçðàñòå îò 35 äî 50 ëåò. Ñòàæ ðàáîòû ñîñòàâëÿåò 5 è áîëåå ëåò.

Öåëüþ ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ÿâèëîñü èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè îñîáåííîñòåé ñîäåðæàíèÿ ïîìîùè è òåíäåíöèé ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ.

 õîäå ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû.  ãðóïïå ðàáîòíèêîâ îöåðàöèîííîé õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ïðàêòè÷åñêè íå âûðàæåíà ïîäãðóïïà ñî ñôîðìèðîâàííûìè ïðèçíàêàìè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Áîëüøèíñòâî èñïûòóåìûõ ýòîé ãðóïïû (67%) îáíàðóæèâàþò ïðèçíàêè ñêëàäûâàþùåãîñÿ ñèìïòîìà, ó 33% òàêèå ïðèçíàêè íå ïðîÿâëÿþòñÿ âîâñå. Âî âòîðîé ãðóïïå, «õèðóðãèÿ», áûëî âûÿâëåíî, 4 ÷åëîâåêà (31%) áåç ïðèçíàêîâ âûãîðàíèÿ, 6 ðàáîòíèêîâ (46%) èìåþò ñèìïòîìû íà÷èíàþùåãîñÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, è 3 ÷åëîâåêà (23%) óæå ñëîæèâøèéñÿ ñèíäðîìîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

 ãðóïïå «õèðóðãèÿ» ðèñê ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè âûøå, ÷åì â äâóõ äðóãèõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïïàõ.

 ãðóïïå ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ñèìïòîìû ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âûðàæåíû â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ó èñïûòóåìûõ äðóãèõ îïûòíûõ ãðóïï.

Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò òîëüêî ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíàÿ îòñòðàíåííîñòü», êîòîðûé â áîëüøåé ñòåïåíè âûðàæåí ó ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ. Âåðîÿòíî, ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ïðàêòè÷åñêè ïîëíûì îòñóòñòâèåì ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ áîëüíûìè ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé. Áîëüíûå âûñòóïàþò äëÿ íèõ «áåñ÷óâñòâåííûì» îáúåêòîì, íà «ïðåîáðàçîâàíèå» êîòîðîãî íàöåëåíû èõ ïðîôåññèîíàëüíûå äåéñòâèÿ.

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания конечностей помощь

Íàèáîëåå âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé, ýìîöèîíàëüíàÿ è ëè÷íîñòíàÿ îòñòðàíåííîñòü.

 ãðóïïå ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ â áîëüøåé ìåðå, ÷åì â äðóãèõ îïûòíûõ ãðóïïàõ âûðàæåí òàêîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ, êàê ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå (ñèìïòîì îáíàðóæåí ó 46% èñïûòóåìûõ). Ïðè ýòîì îíè äîñòàòî÷íî âûñîêî îöåíèâàþò ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå äîñòèæåíèÿ. Îò÷àñòè ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ íå âïîëíå àäåêâàòíûì ðàñïðåäåëåíèåì îòâåòñòâåííîñòè çà èñõîä ëå÷åíèÿ – õèðóðãèÿ – êàê áû îòâå÷àåò òîëüêî çà êà÷åñòâî èíñòðóìåíòàëüíûõ äåéñòâèé, à íå çà âûçäîðîâëåíèå áîëüíîãî â öåëîì. Õîòÿ ýòî ïðåäïîëîæåíèå, áåçóñëîâíî, òðåáóåò äîïîëíèòåëüíîé ïðîâåðêè.

 ãðóïïå «õèðóðãèÿ» â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì â äðóãèõ ãðóïïàõ ïðåäñòàâëåí ïàðàìåòð «äåïåðñîíàëèçàöèÿ». Ïîä äåïåðñîíàëèçàöèåé ïîíèìàåòñÿ ðàññòðîéñòâî ñàìîâîñïðèÿòèÿ, ïðè êîòîðîì ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ âîñïðèíèìàþòñÿ êàê áû ñî ñòîðîíû è ñîïðîâîæäàþòñÿ îùóùåíèåì íåâîçìîæíîñòè óïðàâëÿòü èìè, ýòî ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ÿâëåíèÿìè äåðåàëèçàöèè.

 çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ýòîò ñèìïòîì ïðîÿâëÿåòñÿ â ãðóïïàõ ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé è ðåàíèìàöèè. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî îáùàÿñü ñ áîëüíûìè êàê ñ ñóáúåêòàìè (íàõîäÿùèìèñÿ â ñîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, èñïûòûâàþùèìè áîëü), ñòàëêèâàÿñü ñ íåñòàíäàðòíûìè ñèòóàöèÿìè, êàê â õîäå îïåðàöèè, òàê è ñðàçó ïîñëå íå¸, ñâÿçàííûìè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ïàöèåíòà, ìåäðàáîòíèêè èç ýòèõ ãðóïï ìîãóò èñïûòûâàòü ÷óâñòâî ðàñòåðÿííîñòè è òðåâîãè â ñâÿçè ñ ðèñêîì îñëîæíåíèé â ñîñòîÿíèè áîëüíîãî, ÷òî ìîæåò ïðèâîäèòü ê íàðàñòàíèþ ÿâëåíèÿ äåïåðñîíàëèçàöèè.  ýòîé æå ãðóïïå ìû íàáëþäàåì ñíèæåíèå îùóùåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé óñïåøíîñòè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ àâòîðîì ìåòîäèêè ïðèçíàêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñïåöèàëèñòà.

Íèçêèé óðîâåíü ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé (ñïîñîáíîñòè ê ñîïåðåæèâàíèþ) íè â îäíîé èç ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïï íå îáíàðóæèâàåòñÿ ÿâíî. Áîëüøèíñòâî èñïûòóåìûõ äåìîíñòðèðóþò ñðåäíèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé.

Èì íå ÷óæäû ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ, íî â áîëüøèíñòâå ñâîåì, îíè íàõîäÿòñÿ ïîä ñàìîêîíòðîëåì.  îáùåíèè âíèìàòåëüíû, ñòàðàþòñÿ ïîíÿòü áîëüøå, ÷åì ñêàçàíî ñëîâàìè, íî ïðè èçëèøíåì ïðîÿâëåíèè ÷óâñòâ ñîáåñåäíèêà òåðÿþò òåðïåíèå. Òî åñòü â îáùåíèè îíè áûâàþò âåñüìà ñäåðæàííû è ïðåäïî÷èòàþò íå ñëèøêîì ïîääàâàòüñÿ ýìîöèîíàëüíûì ïîðûâàì.  âûáîðêå òàêæå ïðåäñòàâëåíû èñïûòóåìûå ñ âûñîêèì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòè ê ñîïåðåæèâàíèþ, êîëè÷åñòâî êîòîðûõ áîëüøå âñåãî â ãðóïïå ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé.

Òàêèì îáðàçîì, ãèïîòåçà î òîì, ÷òî ðàçíàÿ ïî ñîäåðæàíèþ îïåðàöèé äåÿòåëüíîñòü ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ïðèâîäèò ê ðàçíûì òåíäåíöèÿì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, íàøëà â õîäå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ñâîå ïîäòâåðæäåíèå.

Ïðèâåäåííûå â ðàáîòå äàííûå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ, êàê è ïðåäëàãàåìûå àâòîðîì ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ñíèæåíèþ âûðàæåííîñòè ñèìïòîìîâ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ìîãóò ñëóæèòü îáîñíîâàíèå íåîáõîäèìîñòè òàêîé ðàáîòû â ó÷ðåæäåíèÿõ çäðàâîîõðàíåíèÿ.

ñèíäðîì âûãîðàíèå ýìîöèîíàëüíûé ìåäèöèíñêèé

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ

1. Àáîëèí Ë.Ì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû ýìîöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà/Ë.Ì. Àáîëèí. – Êàçàíü: Èçäàòåëüñòâî Êàçàíñêîãî óíèâåðñèòåòà, 1987. -261 ñ.

2. Àáðàìîâà Ã.Ñ., Þä÷èö Þ.À. Ïñèõîëîãèÿ â ìåäèöèíå/Ã.Ñ. Àáðàìîâà, Þ.À. Þä÷èö. – Ì.: Íàóêà, 1998. -244 ñ.

3. Àáðóìîâà À.Ã. Àíàëèç ñîñòîÿíèé ïñèõîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà è èõ äèíàìèêà /À.Ã. Àáðóìîâà // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 1985. – Ò. 6. – ¹6. – Ñ. 107-115.

4. Àâõèìåíêî Ì.Ì. Íåêîòîðûå ôàêòîðû ðèñêà òðóäà ìåäèêà/Ì.Ì. Àâõèìåíêî // Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2003. – ¹2. – Ñ. 25-29.

5. Àêèíäèíîâà È.À., Áàêàíîâà À.À. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà: ïðîÿâëåíèÿ è ïðîôèëàêòèêà/È.À. Àêèíäèìîâà, À.À. Áàêàíîâà // Ïåäàãîãè÷åñêèå âåñòè. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÏÓ èì. À.È. Ãåðöåíà, 2003. – ¹5. – Ñ. 34.

6. Àíàíüåâ Á.À. Ââåäåíèå â ïñèõîëîãèþ çäîðîâüÿ/Á.À. Àíàíüåâ. – ÑÏá.: Ïèòåð, 1999. – 123 ñ.

7. Àôàíàñêèíà Ì.Ñ. Ôîðìèðîâàíèå ó ìåäèöèíñêîé ñåñòðû êëèíè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ/Ì.Ñ. Àôàíàñêèíà // Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà. – Ì.: Ðóññêèé âðà÷, 2001. – ¹6. – Ñ. 34.

8. Àíöèôåðîâà Ë.È. Óñëîâèÿ äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè/Ë.È. Àíöèôåðîâà // Íîâûå èññëåäîâàíèÿ. – Ì.: Íàóêà, 1998. – Ñ. 32-38.

9. Áàðàáàíîâà Ì.Â. Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ/Ì.Â. Áàðàáàíîâà // Âåñòíèê Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. Ñåðèÿ 14. «Ïñèõîëîãèÿ». – Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÌÃÓ, 1995. – ¹1. – Ñ. 54.

10. Áåëîâ Â.Ì. Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ/Â.Ì. Áåëîâ. – ÑÏá.: Àëåòåéÿ, 1997. – 231 ñ.

11. Áîéêî Â.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîì îáùåíèè/Â.Â. Áîéêî. – ÑÏá.: Ïèòåð, 1999. – 105 ñ.

12. Áîéêî Â.Â. Ýíåðãèÿ ýìîöèé â îáùåíèè: âçãëÿä íà ñåáÿ è äðóãèõ/Â.Â. Áîéêî. – Ì.: Íàóêà, 1996. – 154 ñ.

13. Âèíîêóð Â., Ðîçàíîâà Ì. Ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ ãóáèò âðà÷à/Â. Âèíîêóð, Ì. Ðîçàíîâà // Ìåäèöèíà Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÑÏá ÃÓ, 1997. – ¹11. – Ñ. 28.

14. Âîäîïüÿíîâà Í.Å. Ñèíäðîì ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèÿõ/Í.Å. Âîäîïüÿíîâà // Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ / Ïîä ðåä. Ã.Ñ. Íèêèôîðîâà. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÑÏáÃÓ, 2000. – Ñ. 443-463.

15. Âîäîïüÿíîâà Í.Å. Ïñèõè÷åñêîå âûãîðàíèå/Í.Å. Âîäîïüÿíîâà // Ñòîìàòîëîã. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2002. – ¹7. – Ñ. 12.

16. Çàõàðîâ Ñ. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ó âðà÷åé ñòèãìà ïðîôåññèîíàëèçìà èëè ðàñïëàòà çà ñî÷óâñòâèå?/Ñ. Çàõàðîâ // Èíòåðíåò: https://forums.rusmedserv.com/show thread.php? t=8748

17. Çàõîâàåâà À.Ã. Îñíîâíûå ïðîáëåìû ôèëîñîôèè ñåñòðèíñêîãî äåëà/À.Ã. Çàõîâàåâà // Ñåñòðèíñêîå äåëî. – Ì.: Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê, 2003. – ¹2. – Ñ. 28-29.

18. Èëüèí Å.Ï. Ìîòèâàöèÿ è ìîòèâû/Å.Ï. Èëüèí. – ÑÏá.: Ïèòåð, 2002. – 512 ñ.

19. Èëüèí Å.Ï. Ýìîöèè è ÷óâñòâà/Å.Ï. Èëüèí. – ÑÏá.: Ïèòåð, 2002. – 752 ñ.

20. Èññëåäîâàíèå ëè÷íîñòè ïî ìåòîäó Ð. Êåòòåëëà. Êàáèíåò ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. Ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / Ñîñò. Ã.Ï. Ãîðáóíîâà, Í.È. Ìîðîçîâà, Ò.Å. Àðãåíòîâà. – Êåìåðîâî: Êóçáàññâóçèçäàò, 1997. – 108 ñ.

21. Êàðàâàíîâ Ã., Êîðøóíîâà Â. Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè âðà÷à-õèðóðãà/Ã. Êàðàâàíîâ, Â. Êîðøóíîâà. – Ëüâîâ: Âèùà Øêîëà, 1974. – 84 ñ.

22. Êîíå÷íûé Ð., Áîóõàë Ì. Ïñèõîëîãèÿ â ìåäèöèíå/Ð. Êîíå÷íûé, Ì. Áîóõàë. – Ïðàãà: Àâèöåíóì, 1974. – 405 ñ.

23. Êîñàðåâ Â.Â., Âàñþêîâà Ã.Ô. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ çàáîëåâàåìîñòü ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ Ñàìàðñêîé îáëàñòè/Â.Â. Êîñàðåâ, Ã.Ô. Âàñþêîâà // Ãèãèåíà è ñàíèòàðèÿ. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2004. – ¹3. – Ñ. 27-38.

24. Êðîí Ò. Ïîìîùü íàõîäÿùèìñÿ â êðèçèñíîì ñîñòîÿíèè/Ò. Êðîí // Èíòåðíåò: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#ññûëêà 3

25. Ëåøóêîâà Å. Ñèíäðîì ñãîðàíèÿ. Çàùèòíûå ìåõàíèçìû. Ìåðû ïðîôèëàêòèêè /Å. Ëåøóêîâà // Èíòåðíåò: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#

26. Íèêèôîðîâ Ã.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ/Ã.Ñ. Íèêèôîðîâ. – ÑÏá.: Ðå÷ü, 2002. -256 ñ.

27. Îðåë Â.Å. Ôåíîìåí âûãîðàíèÿ â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè. Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå/Â.Å. Îðåë // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 2001. – Ò. 20. – ¹1. – Ñ. 16-21.

28. Î÷åðêè ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîëîãèè çäîðîâüÿ. Àðãóìåíòû, ôàêòû, òåñòû: Íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Í.À. Áàðàáàø – Êåìåðîâî: Èçäàòåëüñòâî Êåìåðîâñêîé Ãîñóäàðñòâåííîé Ìåäèöèíñêîé Àêàäåìèè, 1995. – 245 ñ.

29. Ïîëóíèíà Í.Â., Íåñòåðåíêî Å.È., ÌàäüÿíîâàÂ.Â. Èííîâàöèîííàÿ äåÿòåëüíîñòü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé, å¸ ýôôåêòèâíîñòü è âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ âðà÷åé/Í.Â. Ïîëóíèíà, Å.È. Íåñòåðåíêî, Â.Â. Ìàäüÿíîâà // Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé è óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ. – Ì.: Ìåäèà Ñôåðà, 2002. – ¹4. – Ñ. 3-8.

30. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òåñòû / Ïîä ðåä. À.À. Êàðåëèíà –  2õ-ò. – Ò. 1. – Ì.:ÂËÀÄÎÑ, 2003. – 312 ñ.

31. Ðåàí À.À., Áàðàíîâ À.À. Ôàêòîðû ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ó÷èòåëåé/À.À. Ðåàí, À.À. Áàðàíîâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – Ì.: Øêîëà-Ïðåññ, 1997. – ¹1. – Ñ. 45-53.

32. Ðîíãèíñêàÿ Ò.È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ/Ò.È. Ðîíãèíñêàÿ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 2002. – Ò. 23. – ¹3. – Ñ.

33. Ñàíäîìèðñêèé Ì.Å. Âûãîðàíèå – ïðîôåññèîíàëüíàÿ áîëåçíü ôàðìàöåâòà? /Ì.Å. Ñàíäîìèðñêèé // Èíòåðíåò: https://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM

34. Ñåðãååâà À. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ/À. Ñåðãååâà // Èíòåðíåò: http:www.tsale.ru/index.htm

35. Ñåìåíîâà Í.Ä. Áàëèíòîâñêèå ãðóïïû äëÿ âðà÷åé, ðàáîòàþùèõ ñ óìèðàþùèìè ïàöèåíòàìè /Í.Ä. Ñåì¸íîâà // Èíòåðíåò: https://www.doctor.ru/onkos/together/conf2.htm#5

36. Òðóíîâ Ä. Ñèíäðîì ñãîðàíèÿ: ïîçèòèâíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå/Ä. Òðóíîâ // Æóðíàë ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÌÃÓ, 1998. – ¹8. – Ñ. 84-89.

37. Óøàêîâ È.Á., Ñîðîêèí Î.Ã. Àäàïòàöèîííûé ïîòåíöèàë ÷åëîâåêà/È.Á. Óøàêîâ, Î.Ã. Ñîðîêèí // Âåñòíèê Ãîñóäàðñòâåííîé Àêàäåìèè Ìåäèöèíñêèõ Íàóê. – Ì.:Ìåäèöèíà, 2004. – ¹3. – Ñ. 8-13.

38. Ô¸äîðîâà Ò.Ã., Íåõîðîøåâ À.Ñ., Êîòîâà Ã.Í. Ñîöèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè âðà÷åé ñåâåðî-çàïàäíîãî ðåãèîíà Ðîññèè/Ò.Ã. Ô¸äîðîâà, À.Ñ. Íåõîðîøåâ, Ã.Í. Êîòîâà // Ãèãèåíà è ñàíèòàðèÿ. – Ì.:Ìåäèöèíà, 2003. – ¹3. – Ñ. 24-27.

Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков у детей отзывы

39. Ôåòèñêèí Í.Ï., Êîçëîâ Â.Â., Ìàíóéëîâ Ã.Ì. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è ìàëûõ ãðóïï/Í.Ï. Ôåòèñêèí, Â.Â. Êîçëîâ, Ã.Ì. Ìàíóéëîâ. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî Èíñòèòóòà Ïñèõîòåðàïèè, 2002. – 490 ñ.

40. Ôîðìàíþê Ò.Â. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ êàê ïîêàçàòåëü ïðîôåññèîíàëüíîé äåçàäàïòàöèè ó÷èòåëÿ/Ò.Â. Ôîðìàíþê // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – Ì.: Øêîëà-Ïðåññ, 1994. – ¹6. – Ñ. 57-63.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.
А.П. Чехов

Большая часть работ, касающихся психического здоровья врачей, как отечественных, так и зарубежных, посвящена синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Основным предрасполагающим фактором эмоционального выгорания является продолжительность работы и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профеcсий: сотрудников различных сервисных служб, учителей, психологов, врачей и медицинского персонала.

Выгорание понимается как дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно также определяется как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях, характеризуется эмоциональным истощением, снижением эффективности профессиональной деятельности, обесцениванием труда и снижением значимости собственных успехов.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс, проходящий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, являясь профессиональным дистрессом, оно включает как психологический, так и психосоматический аспекты.

В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как форму профессиональной деформации личности, которая представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Впервые проблема эмоционального выгорания была поставлена H.G. Freudenberger в 1974 г. при исследовании медперсонала. В 1990 г. M. Olkinuora и соавторы провели одно из самых крупных исследований СЭВ, базируясь на большой исследовательской выборке из 2671 финских врачей различных специальностей. Исследования позволили выявить 2 группы: специалисты с высоким уровнем выгорания – лица, работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми и умирающими пациентами (пульмонологи, психиатры, онкологи), и специалисты с низким уровнем выгорания, работа которых связана с пациентами, имеющими благоприятный прогноз (акушеры-гинекологи, офтальмологи).

Показано, что уровень эмоционального выгорания врачей-терапевтов в Европе и Латинской Америке, по оценкам разных исследователей, варьирует от 20 до 45%. По данным опроса интернов в США, этот показатель превышает 75%. В 2012 г. было проведено еще одно крупномасштабное исследование специалистами из ряда ведущих клиник и университетов США. Авторы опросили 7288 врачей различных специальностей и выявлили, что около половины американских врачей подвержены профессиональному выгоранию (46%), а это на 10% выше, чем в среднем по популяции. Регистрировали такие симптомы, как эмоциональное истощение, безразличие к результатам своей деятельности, пессимизм и подавленность.

Самыми измученными чувствовали себя врачи приемного покоя и семейные врачи. По мнению специалистов, выявленная тенденция в скором времени может привести либо к сокращению количества врачей, которые раньше уйдут из профессии, либо к сокращению их рабочих часов, в то время как потребность в этой профессии в США растет в связи со старением населения (согласно данным ФГБУ «Национальный научный центр нарко- логии», 2012).

По данным В.А. Винокура и О.В. Рыбиной, в 1980-х гг. в нашей стране 60% медицинских работников считали, что их работа сопровождается заметным для них эмоциональным напряжением, а в 2004 г. уже 74% врачей и 82% медицинских сестер отмечали постоянное и достаточно высокое нервно-психическое напряжение.

По частоте СЭВ врачи-наркологи занимают одну из ведущих позиций. В качестве причин такой высокой подверженности эмоциональному выгоранию психологи называют трудный контингент больных и их родственников, длительность и трудоемкость терапевтического процесса по достижении ремиссии у зависимых от психоактивных веществ, затрудненного некритичностью больных к своему заболеванию, а также большое количество рецидивов у больных.

По приводимым П.И. Сидоровым данным, почти 80% врачей-психиатров и психиатров-наркологов имеют признаки СЭВ разной степени выраженности. Л.Н. Юрьева, обследовав 100 психиатров Восточной Украины, выявила признаки этого синдрома в 79% случаев. О наибольшей подверженности психиатров к развитию СЭВ указывают данные В.Л. Дресвянникова и соавторов.

В.В. Лукьянов (2007) изучал степень выраженности и структуру СЭВ у наркологов. Автор показал достоверные отличия симптомов эмоционального выгорания у наркологов в зависимости от возраста и стажа профессиональной деятельности. Испытуемые со стажем работы до 10 лет продемонстрировали наибольшие степени выраженности симптомов «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и «редукции профессиональных обязанностей», проявляющихся в попытках облегчить или сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат.

У наркологов со стажем работы от 10 до 20 лет была отмечена наибольшая выраженность таких симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. У наркологов со стажем работы более 20 лет наибольшей степенью выраженности отличался симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

В работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт были выявлены особенности развития СЭВ в различных профессиональных группах, при этом самые высокие показатели выраженности фаз синдрома наблюдались в группе врачей-онкологов; на втором месте находились врачи-психиатры, а выявленные изменения были расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. 

В качестве основной причины эмоционального выгорания B. Williams называет неудовлетворенность своей работой. Кроме того, неудовлетворенность врача работой имеет высокую корреляцию с неудовлетворенностью пациента лечением и низким комплайенсом больных.

В других исследованиях было доказано, что высокую корреляцию с неудовлетворенностью своей работой и с СЭВ имеют тяжелые условия труда, особенно переработки, и плохой контроль выполняемой работы. По мнению Е.П. Ильина, существуют 3 группы факторов, играющих существенную роль в формировании эмоционального выгорания: личностные, ролевые и организационные.

П.И. Сидоров и А.В. Парняков одной из главных причин выгорания считают психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), что и приводит к нарушению состояния равновесия и возникновению синдрома. F.J. Lee и соавторы установили, что внутрисемейные проблемы также способствуют усилению выраженности эмоционального выгорания.

Многие авторы отмечают, что профилактика и коррекция СЭВ во многом определяются личностными факторами, способствующими и препятствующими его возникновению и развитию. Т.В. Черникова и соавторы обратили внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у специалистов с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения.

Е.Г. Ожогова в своем исследовании показала, что для профессионалов с отсутствием или незначительной выраженностью СЭВ характерно гармоничное соотношение компонентов в системе смысложизненных ориентаций и преобладание таких ценностей, как духовное удовлетворение, творчество и активная социальная жизнь.

Обычные стратегии снижения выраженности СЭВ включают хорошее питание и времяпровождение с семьей и друзьями. Также должна проводиться коррекция системы профессиональных ценностей. K.M. Swetz и соавт. установили, что врачи, работающие в хосписах и других сферах паллиативной медицины, используют различные методики для избегания СЭВ. В первую очередь это поддержание профессиональных коммуникаций (60%), размышления о будущей смене деятельности (47%), общение друг с другом (47%), изоляция от коллег (20%), хобби (40%).

Одним из важных факторов профилактики СЭВ является оптимизация условий труда. Были попытки проведения исследования по подбору оптимальной длительности визита к врачу, но результаты имеют неоднозначную трактовку. Согласно опроснику диагностики СЭВ В.В. Бойко, различные признаки СЭВ были отмечены и у обследованных нами врачей. Так, из 383 обследованных врачей Забайкальского края эмоциональное выгорание было выявлено у 67,6% (n=259) – это медицинские работники, которые набирали более 61 балла по опроснику. У 10,5% (n=40) врачей фазы синдрома находятся на стадии формирования – это врачи, которые набирали от 31 до 60 баллов. У 21,9% (n=84) респондентов не отмечено признаков эмоционального выгорания – суммарный балл по опроснику не превышал 31, т.е. это были врачи, пока еще не подверженные профессиональной деформации личности. Показатели опросника В.В. Бойко представлены на рис. 1.

Читайте также:  Любовь сирота припятский синдром аудиокнига

Рисунок 1. Показатели опросника диагностики синдрома эмоционального выгорания у врачей, %

Захаров с синдром выгорания у врачей

Как уже было отмечено, у 67,6% врачей есть СЭВ. Из данных, представленных на рисунке 2, следует, что у 61,6% (n=236) обследованных полностью сформирована только одна из 3 фаз синдрома: при этом сформированная фаза напряжения (ФН) выявлена у 12,8% (n=49) врачей, фаза резистенции (ФР) – у 34,0% (n=130) и фаза истощения (ФИ) – у 14,8 % (n=57) респондентов. У 3,9% (n=15) врачей сформированы 2 фазы, их комбинация может быть следующей: ФН+ФР; ФН+ФИ; ФР+ФИ. У 2,1% (n=8) полностью сформированы все 3 фазы синдрома: ФН+ФР+ФИ (ввиду малой выборки распределение по полу, специализации и стажу работы врачей с двумя или тремя сформированными фазами СЭВ не проводилось). При анализе распространенности эмоционального выгорания с учетом половой принадлежности были получены следующие результаты.

Рисунок 2. Структура синдрома эмоционального выгорания у врачей, %


Захаров с синдром выгорания у врачей
ФН выявлена у 12,0% женщин и у 14,5% мужчин. Показатель ФР у женщин составил 38,5%, что достоверно превышает это показатель у мужчин – 25,2% (p=0,009). ФИ была выявлена у 15,8% врачей-женщин и 12,9% врачей мужского пола (табл. 1).

Учитывая специализацию врачей, также были выявлены различия в показателях фаз эмоционального выгорания. Так, ФН у онкологов была выявлена в 21,2% случаев, что весомо больше по сравнению с врачами хирургического профиля – 4,5% (p=0,008). Показатель ФН у врачей скорой медицинской помощи (СМП) составил 18,8% и достоверно превышал показатель у врачей хирургического профиля (p=0,01). ФН у психиатров-наркологов отмечена в 16,3% случаев, что также превышает этот показатель у врачей хирургического профиля (p=0,02). Показатели данной фазы у врачей терапевтического профиля и акушеров-гинекологов составили 12,0 и 8,9% и не отличались от показателей других врачей. ФР была выявлена у онкологов в 51,5% случаев, что достоверно больше, чем у врачей хирургического (p=0,009) и терапевтического (p=0,04) профилей, показатели которых составили 25,4 и 31,3% соответственно. У психиатров-наркологов ФР составила 38,7%, у акушеров-гинекологов – 32,8% и у врачей СМП – 32,1%.

Таблица 1. Распространенность фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей с учетом полаЗахаров с синдром выгорания у врачей
Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,01.

У врачей СМП ФИ была выявлена в 26,4% случаев и превышала ФИ не только врачей хирургического профиля – 4,5% (p=0,0006), но и акушеров-гинекологов – 11,9% (p=0,04). При этом показатель ФИ у врачей хирургического профиля был ниже по сравнению с показателями врачей терапевтического профиля (16,8%; p=0,01), онкологов (18,2%; p=0,02) и психиатров-наркологов (15,0%; p=0,03).

Вполне вероятно, такие показатели обусловлены прежде всего специфическими условиями профессиональной деятельности: у врачей СМП – экстремальный режим работы (выезд на уличные драки, к инфицированным больным, врач СМП может стать объектом нападения со стороны преступников с наркотической зависимостью, такие случаи участились в последнее время), высокий темп действий, нарушение суточных и околосуточных ритмов; у психиатров и онкологов – необходимость ежедневного взаимодействия с хроническими больными, порой неизлечимыми и умирающими, что провоцирует развитие у них СЭВ. О наибольшей подверженности онкологов и психиатров-наркологов к развитию СЭВ указывают также данные И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт; Л.Н. Юрьевой (2006); R. Tillet (2004).

Показатели распространенности эмоционального выгорания с учетом специализации врачей представлены в табл. 2.

Таблица 2. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей с учетом специализации, в %
Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001.

Анализ распространенности СЭВ с учетом стажа работы врачей показал, что ФН у врачей со стажем до 10 лет встречается в 16,1% случаев, достоверно чаще, чем у медицинских работников со стажем от 10 до 20 лет, чей показатель составил 7,6% (p=0,02). У врачей со стажем более 20 лет показатель ФН составил 15,7% и был выше показателя ФН у врачей со стажем работы от 10 до 20 лет (p=0,04). Показатели ФР у врачей были выражены в равной степени и составили 35,7% у респондентов со стажем до 10 лет; 34,7% – у врачей со стажем от 10 до 20 лет; 30,4% – у врачей со стаже свыше 20 лет. ФИ у врачей со стажем более 20 лет составила 23,5% и встречалась чаще, чем у врачей со стажем от 10 до 20 лет (11,8%; p=0,01) и менее 10 лет (11,7%; p=0,01) (табл. 3).

Таблица 3. Распространенность фаз синдрома эмоционального выгорания с учетом стажа работы врачей

Захаров с синдром выгорания у врачей

Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,05.

Последние данные согласуются с тем, что с увеличением продолжительности профессионального стажа отмечаются более глубокие процессы выгорания – процессы эмоционального истощения. Кроме того, такие периоды профессиональной деятельности, как первые 5 лет работы и после 15 лет работы наиболее уязвимы в отношении развития эмоционального выгорания и профессионально обусловленных кризисов.

Таким образом, результаты данного исследования показали, что практически у каждого второго врача имеются признаки эмоционального выгорания – 67,6%, при этом у 10,5% врачей фазы находятся еще на стадии формирования, и лишь у 21,9% респондентов не выявлено признаков СЭВ, т.е. это здоровые, пока еще не подверженные профессиональной деформации личности медицинские работники. Это в свою очередь говорит о том, что большая часть врачей лечебных учреждений Забайкальского края подвержена воздействию психотравмирующих факторов, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью.

Фазы напряжения и резистенции более выражены у врачей-онкологов, а истощения – у врачей СМП. Кроме этого, фаза напряжения чаще встречается у медицинских работников со стажем менее 10 и более 20 лет работы, а фаза истощения – у врачей, чей стаж превышает 20 лет.

Сведения об авторах

Говорин Николай Васильевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России 
Бодагова Екатерина Александровна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России

Источник