Заключение психолога для ребенка с синдромом дауна

Заключение психолога для ребенка с синдромом дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет – 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Читайте также:  Доврачебная помощь при синдроме длительного сдавливания

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник

Индивидуально образовательный маршрут

речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.

Учитель-логопед:

Суханова О.О.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

– достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

ЗАДАЧИ:

– развитие артикуляционного аппарата;

– развитие фонематического слуха;

– развитие речевого дыхания;

– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;

– закреплять обобщающие понятия;

– способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.

По медицинскому обследованию:

ØСпособность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),

ØСпособность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.

Психологическая диагностика показала, что у ребенка:

ØОтсутствует мотивация к познавательной деятельности.

ØУ ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.

ØВ контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.

ØНастроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.

ØЛюбопытна, живо реагирует на новизну.

ØНесамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка

Ø Темп выполнения заданий очень низкий.

Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.

Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.

Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.

Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;

По логопедическому обследованию:

1. Грубая задержка речевого развития.

2. Обращённую речь понимает.

3. Фразовой речи нет. Жестов нет.

4. Активный и пассивный словарь ограничен.

5. Фонематический слух нарушен.

6. Фонематические функции не сформированы.

7. Со слов мамы знает 5-6 слов.

8. Связная речь не сформирована.

Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.

По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:

Выявленные речевые проблемы

Цель и задачи работы

Формы реализации и вилы деятельности

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки реализации

Направление взаимодействия специалистов

Оценка результативности и ожидаемые результаты

Проблема – системное недоразвитие речи.

1. 3вукопроизношение.

Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

2. Фонематическое восприятие.

Грубое недоразвитие фонематического восприятия.

З. Слоговая структура слова.

Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

4. Лексика.

Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

5. Грамматический строй.

Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.

6. Связанная речь.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.

Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.

Задачи:

– развитие понимания речи;

– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

– развитие произносительной стороны речи;

– развитие фразовой речи.

Формы реализации:

-Индивидуальная работа

-Работа в подгруппе

Виды деятельности:

– Специальные упражнения

– Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые

– Занятия –консультации с ребенком и семьей

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса

3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.

4. Игры на развитие слухового внимания.

5. Подвижные игры

6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и

обобщающие понятия одежды и обуви.

7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении

8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.

1.Организационно –теоретический.

СЕНТЯБРЬ 2014Г.

• -Анализ ситуации

• -Диагностика

Читайте также:  Заболевания кишечника синдром раздраженного кишечника чем лечат

• -Организация работы творческой группы

• -Изучение методической литературы по данной теме

• -Разработка индивидуального маршрута.

· &n

Источник

Консультация для  воспитателей

группы, которую посещает  ребенок

с синдромом Дауна

                                                                     Подготовила:

        педагог-психолог

        Балашова А.В.

г. Москва

Особенности развития детей с синдромом Дауна

– Дети с СД проходят те же стадии развития, что и обычный ребенок.

– Сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными.  Например, нормальный ребенок стоит на ножках в 10-11 месяцев, ребенок с СД в 20 месяцев, нормальный начинает произносить первые слова в 11-12 месяцев, ребенок с СД в 16-30 месяцев.

– Дети с СД дольше находиться на каждой стадии развития. Например, ладонный захват предметов у нормально развивающего ребенка сменяется другими видами захвата после 1 года, у ребенка с СД сохраняется до 3-4 лет.

-У детей с СД наблюдается некоторые неравномерность развития навыков. Например, речевое развитие сильно отстает от других сфер.

– Дети с СД обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития могут существенно различаться. Например, при отсутствии сопутствующих заболеваний и при систематическом обучении некоторые дети с СД к 6-7 годам могут догнать сверстников по уровню психического развития, некоторые дети (особенно в детских домах) могут всю жизнь остаться неговорящими с глубокой умственной отсталостью.

-Специально  организованное  обучение и развитие способствует максимальному психическому   развитию ребенка с СД, включение их в организованные детские коллективы способствует более эффективному развитию речи и общения.

Рассмотрим особенности развития психических процессов ребенка с СД.

Речь

– Одна из основных особенностей развития детей с СД – значительное отставание экспрессивной речи (говорения).

– Понимание речи намного опережает активную речь.

– Сниженный объем памяти требует многократных повторений слов для их запоминания

– В процессе организации работы по развитию речи наиболее эффективный результат дает  сочетание индивидуальных логопедических занятий, развитие речи во всех видах занятий, в быту и в игре,  а так же включение ребенка в групповые занятия со сверстниками.

Ощущения и восприятие

-трудности  в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте

– высокие пороги чувствительности (требуется более сильная стимуляция, для того чтобы ребенок почувствовал)

– снижен темп восприятия, требуется более длительное время для узнавания объекта

-ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия

Память

-зрительная память развита намного лучше, чем слуховая

– для запоминания требуется большее количество повторений

-сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания

Мышление

Умственное развитие ребенка всегда тесно связано с общим развитием, известно, что отставание в развитии речи, в двигательной сфере,  отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Дети с СД индивидуальны в уровне умственного развития, при специальном обучении они достигают хороших результатов, тем не менее их умственное развитие имеет следующие особенности

– трудности планирования собственных действий

-понятийный уровень мышления (соединение представлений со словом) из- за задержки речи появляется позже

– затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую

-резко уменьшен объем информации, полученной самостоятельно, в основном ребенок знает то, чему его специально учили.

Двигательное развитие

– недостаток мышечной силы из-за гипотонии препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия

-чрезмерная эластичность связок замедляет развитие контроля собственного тела и  осознание своего положения в пространстве

-часто у детей с СД ноги и руки коротки по сравнению с туловищем – это тоже создает определенные трудности в овладении двигательными навыками.

Включение ребенка в коллектив сверстников дает ему возможность подражать образцам движений, свойственных его уровню, что является решающем для его развития в целом, а особенно для формирования двигательных навыков.

Мелкая моторика и зрительно-моторная координация

– слабый мышечный тонус осложняет формирования захвата, затрудняет удержание предметов и манипулирование ими

– эластичность связок приводит к чрезмерной подвижности всех суставов рук, снижая возможность сделать движения более точными.

-особенности развития памяти и мышления, нарушение планирования влияют на развитие моторики, поскольку ребенок испытывает сложности при усвоении цепочки последовательных действий

– часто у детей с СД позднее формируются кости запястья, пальцы бывают короткими, а большой палец отставленным в стороны – это затрудняет стабилизацию запястья и задерживают формирование пальцевого захвата

Читайте также:  Судорожный синдром у детей и подростков

-дети с СД до 4-5 лет вместо движения кистью двигают плечом или предплечьем и используют ладонный захват, редко использую указательный жест.  При специализированном обучении ребенок способен пройти все стадии развития захвата (щепоть, пинцетный)

Навыки самообслуживания

Сроки формирования этих навыков у детей с СД задерживается в силу особенностей развития описанных выше. Так же на развитие навыков самообслуживания влияет то, насколько большое внимание уделялось этому в семье.

К трем годам ребенок с СД чаще всего умеет

– есть ложкой и пить из чашки, брать и откусывать хлеб, печенье. Слабость мышц губ и языка затрудняет аккуратное пережевывание пищи.

– мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем с помощью взрослого (в осуществлении всей цепочки действий помогает взрослый (идти в ванную -открыть кран- взять мыло и т.д)

– снимать шапку, носочки, ботиночки – формирование других навыков одевания сильно запаздывает

– только учиться пользоваться горшком и сообщать взрослому, что хочет в туалет.

Особенности организации занятий с детьми с синдромом Дауна в группе детского сада.

Ребенок с СД может быть включен в следующие виды организации образовательного процесса:

– утренняя зарядка, физкультминутки;

– самостоятельная деятельность с игрушками;

– пальчиковые игры, хороводы;

-слушание коротких стихов, потешек, песенок (до 5 минут);

-групповые игровые дидактические занятия («Покормим куклу», «Оденем куклы на прогулку», «Чаепитие»);

-индивидуальные дидактические игры, соответствующие уровню развития ребенка;

– прогулка, игры в песочнице.

Ребенку трудно дается понимание фронтальной инструкции (данной для группы детей) и выполнение многоступенчатых команд. Скорее всего фразы «садитесь на стульчики», «идите одеваться»  и похожие не будут понятны ребенку с СД.

Участие в групповом занятии за столами для ребенка с СД мало эффективно, во время этих занятий с ребенком лучше организовать индивидуальные занятия со вторым педагогом, логопедом, психологом, музыкальным руководителем или дать индивидуальное задание (например, сортировка по цвету, конструктор, мозаика)

Во время занятий по ИЗО, лепке и аппликации ребенку так же даются индивидуальные задания, соответствующие уровню развития:

– рисование с использование ладонного захвата ( карандаш ребенок держит в кулачке, рабочий конец карандаша направлен к мизинцу вниз, большой палец направлен вверх)

-разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, между ладонями

-раскатывать пластилиновые столбики на столе

-раскатывать столбики между ладонями

Ребенок может участвовать в физкультурных занятиях (с учетом индивидуальных возможностей самого ребенка):

–  ходьба по сенсорным дорожкам;

– переступание через препятствия;

– ходьба по широкой доске с поддержкой;

– прыжки на месте;

-бить ногой по мячу;

-бросать и катать мяч;

-ходьба по наклонной плоскости;

– ходьба по ступенькам.

Дети с СД могут участвовать в музыкальных занятиях, они любят музыку, охотно повторяют движения под музыку за педагогом и детьми, спонтанно танцуют под музыку.

Факторы, затрудняющие обучение

∙ Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

∙ Возможные проблемы со слухом и зрением;

∙ Проблемы с развитием речи;

∙ Слабая кратковременная слуховая память;

∙ Более короткий период концентрации;

∙ Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

∙ Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

∙ Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит перед нами особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Опыт, педагогов и других специалистов, занимающихся этой проблемой, показывает, что при всём многообразии возможных позиций можно выделить две основные стратегии ответов на них и соответственно, две стратегии воспитания “ особого” ребёнка и отношения к нему.

Имея в группе такого ребёнка необходимо сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому, что дети должны быть не просто счастливыми, но и больше чем счастливыми, – здоровыми. Мы становимся для таких детей всем – опорой, поддержкой, опорой.

Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и для его счастья нужно всё, то же самое, что и для счастья других детей”.

Таким образом, необходимо делать для этих детей всё то, что необходимо делать для обычного ребёнка, эти действия требуют определённых усилий, терпения и любви.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

Источник