Заключение психолога на ребенка с синдромом дауна

Заключение психолога на ребенка с синдромом дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

Индивидуально образовательный маршрут

речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.

Учитель-логопед:

Суханова О.О.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

– достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

ЗАДАЧИ:

– развитие артикуляционного аппарата;

– развитие фонематического слуха;

– развитие речевого дыхания;

– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;

– закреплять обобщающие понятия;

– способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.

По медицинскому обследованию:

ØСпособность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),

ØСпособность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.

Психологическая диагностика показала, что у ребенка:

ØОтсутствует мотивация к познавательной деятельности.

ØУ ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.

ØВ контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.

ØНастроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.

ØЛюбопытна, живо реагирует на новизну.

ØНесамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка

Ø Темп выполнения заданий очень низкий.

Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.

Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.

Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.

Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;

По логопедическому обследованию:

1. Грубая задержка речевого развития.

2. Обращённую речь понимает.

3. Фразовой речи нет. Жестов нет.

4. Активный и пассивный словарь ограничен.

5. Фонематический слух нарушен.

6. Фонематические функции не сформированы.

7. Со слов мамы знает 5-6 слов.

8. Связная речь не сформирована.

Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.

По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:

Выявленные речевые проблемы

Цель и задачи работы

Формы реализации и вилы деятельности

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки реализации

Направление взаимодействия специалистов

Оценка результативности и ожидаемые результаты

Читайте также:  Дюспаталин синдром раздраженного кишечника лечение

Проблема – системное недоразвитие речи.

1. 3вукопроизношение.

Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

2. Фонематическое восприятие.

Грубое недоразвитие фонематического восприятия.

З. Слоговая структура слова.

Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

4. Лексика.

Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

5. Грамматический строй.

Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.

6. Связанная речь.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.

Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.

Задачи:

– развитие понимания речи;

– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

– развитие произносительной стороны речи;

– развитие фразовой речи.

Формы реализации:

-Индивидуальная работа

-Работа в подгруппе

Виды деятельности:

– Специальные упражнения

– Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые

– Занятия –консультации с ребенком и семьей

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса

3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.

4. Игры на развитие слухового внимания.

5. Подвижные игры

6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и

обобщающие понятия одежды и обуви.

7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении

8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.

1.Организационно –теоретический.

СЕНТЯБРЬ 2014Г.

• -Анализ ситуации

• -Диагностика

• -Организация работы творческой группы

• -Изучение методической литературы по данной теме

• -Разработка индивидуального маршрута.

· &n

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет – 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник

Здравствуйте, уважаемые врачи! Моему ребенку с Синдромом Дауна 5 лет. Наблюдаемся (поскольку так “положено” всем детям с СД) у психиатра, в психо-неврологическом диспансере. Возникли разногласия с психиатром по поводу диагноза. Психиатр, уделяя ребенку от силы 5 минут внимания, ставит диагноз F71. ПМПК, которая наблюдает нас с 2-х лет, ставит F70. Диагноз мне принципиален, поскольку в первом случае нам уготовано только учреждение соцзащиты (по крайней мере, так в нашем городе заведено), а во втором мой сын может обучаться в учреждении системы образования. Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз? Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?

Читайте также:  Неврозоподобный синдром код по мкб

Добрый день!
Насколько я понял, расходятся в диагнозе участковый психиатр и окружная ПМПК. В Москве обычно психиатры соглашаются с диагнозами ПМПК и сами направляют на них не только для определения профиля школы, но и для уточнения диагноза.
Если психиатр упертый, это, конечно, плохо. Лучше договориться с участковым, объяснить ситуацию. Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.

Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз?

Нет, не должен, но может.

Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?

Кто будет требовать справку? Это очень важный вопрос. Зачисление в школы для F70 осуществляется по копии протокола ПМПК, в котором будет вписан и диагноз психиатра комиссии. Ваш участковый не будет иметь отношения к протоколу и заключению ПМПК (если, конечно, в этой комиссии не состоит). Справки от участкового там не нужны. Еще заключение участкового психиатра будет требоваться на бумагах на оформление инвалидности. И все! Больше диагноз Вашего ребенка никого не должен касаться!
Еще, если Вы будете настаивать на смене диагноза, то психиатр может предложить госпитализацию. Здесь уже он будет слушаться решения обследовавших врачей.
С уважением,
Осин Елисей

elisey, большое спасибо за ответ!

Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.

Я полагаю, у нас ВСЕМ детям с СД ставят не ниже F71 и всех сразу направляют в д/с для детей с имбецильностью. Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК. А вот психиатр, действительно, дама упертая, раз ребенок не отвечает на вопросы – значит, он неадекватен, а видеоматериалы про ребенка она смотреть не будет – и точка!

По инвалидности очень интересная ситуация, т.к. мы буквально неделю назад ее переоформляли и пришли на МСЭ с разными диагнозами от психиатра и от ПМПК (чем очень удивили специалистов МСЭ), тем не менее нам продлили на 2 года.

Кто будет требовать справку?

Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?

Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК.

Здорово!

Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?

Нет, такой справки “об адекватности” не существует.

Я не очень хорошо разбираюсь в этом вопросе, может кто-то еще из врачей подскажет, но, насколько я понимаю, для санаторно-курортного лечения есть список показаний и противопоказаний. Входит ли F71 в список противопоказаний, я не знаю, но думаю, что скорее нет. В санатории надо предъявить какие-то справки, от педиатра, на энтеробиоз, но справку от психиатра – очень сомневаюсь.

Нет, такой справки “об адекватности” не существует.

Спасибо, хоть это буду знать. Я посмотрела документы по СКЛ – оказывается, сама по себе умственная отсталость является противопоказанием к какому бы то ни было СКЛ 🙁 Кроме санаториев для детей с ДЦП, да и там только в степени дебильности допускаются 🙁

У меня еще один вопрос, если можно :ab: А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?

А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?

Это очень интересный вопрос! тут много всего можно сказать. Но что Вас конкретно в этом интересует? Или это просто теоретический вопрос?

Нет, вопрос не теоретический. Пару дней назад была с ребенком в детском центре, где меня попросили написать расписку, что мой ребенок не страдает психическими и инфекционными заболеваниями. Я расписку написала, т.к. в нашем случае скорее другие дети представляют опасность для моего сына, т.к. они более ловкие и активные, к тому же деть под моим присмотром. А если не с моей точки зрения смотреть, а с медицинской – я имела право писать такую расписку?

А еще сегодня в списке противопоказаний к СКЛ увидела, что умственная отсталость и психические заболевания стоят отдельно друг от друга – значит, все-таки есть разница?

Умственная отсталость может быть приобретенной и врожденной. Приобретенная умственная отсталость связана с травмами и тяжелыми психическим заболеваниями, врожденная – с наследственностью, хромосомными аномалиями (как при СД), тяжелыми беременностью, родами и еще много с чем.
Если умственная отсталость приобретена из-за психической болезни (например, шизофрении, эпилепсии), то тогда основным в состоянии будет считаться болезнь. В этом случае умственная отсталость – часть основного психического заболевания и в каком-то смысле может считаться болезнью. В России такой вид умственной отсталости называется деменцией. Степень умственной отсталости определяется течением болезни: болезнь течет, ухудшается – умственная отсталость нарастает.

Читайте также:  Реабилитация при синдроме иценко кушинга

Если умственная отсталость врожденная, тогда все совсем по-другому. В большинстве случаев (как например, при СД) нет течения, нет ухудшения и нарастания умственной отсталости. Наоборот, ребенок в меру своих (иногда высоких, иногда не очень) возможностей развивается и динамика только положительная. В России такую форму умственной отсталости называют олигофренией. В этом случае нет того, что есть при болезни – начала, течения, исхода. И тогда это не болезнь. Что-то “неправильное” произошло, как-то воздействовало на ребенка, но теперь этого воздействия нет, а есть последствия. Еще олигофрении называют дизонтогенезом, то есть нарушенным развитием. Действительно, в этом случае умственная отсталость – вариант особенного развития, отличающегося от условно нормативного, но не являющегося болезнью. Грубо говоря, ребенок особенный, непохожий, другой, политкорректно говоря, «с особыми потребностями», но не больной. Поэтому, например, синдром Дауна – это именно синдром, не болезнь Дауна.

elisey, большое спасибо за Ваше внимание к моим вопросам и за ответы! Про УО как часть псих. заболевания я поняла, а почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра? (Потому что так в нашей стране с каких-то пор заведено? Знаю, что в других странах дети с СД у психиатра не наблюдаются).

И еще вопрос, если можно :ab: Ну оччень он меня интересует. Как психиатры ставят диагноз УО, по каким тестам/методикам (я имеюю ввиду детей дошкольного возраста)? Я знаю чем руководствуются психологи, ПМПК – есть специальные методики, задания, по которым все это определяется. По этим методикам об имбецильности у моего ребенка вообще речи быть не может, даже легкая УО под вопросом (ну знает он у меня уже давно и цветов достаточно, и формы, и буквы, и слоги, и предметы к соответствующему классу отнести может, и сделать по образцу и проч.) Но диагноз может выставить только психиатр. НАШ психиатр ставит диагноз “автоматом” по диагнозу СД, я уже писала об этом. А как ДОЛЖНО БЫТЬ? Главным образом интересует, может у психиатров свои методики, по которым у нас действительно F71 :confused:

почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра?

Во-первых, сам диагноз может поставить только психиатр. Ни психолог, ни педагог, ни логопед не имеют право его ставить. Это прерогатива и обязанность врача-психиатра. На протоколах ПМПК пишется степень умственной отсталости, именно потому, что в нее входит врач. Не было бы его в комиссии, нельзя было бы писать.
Во-вторых, олигофрении часто связаны с большим количеством других психических проблем, начиная с низкой самооценки, депрессии, кончая тяжелыми нарушениями поведения и т.п. Возможности адаптации, душевные резервы для решения возникающих проблем у таких детишек снижены, поэтому часто им бывает нужна дополнительная помощь, как психологическая, так и медикаментозная.
С другой стороны, что значит “наблюдение”? Никто же Вас не заставляет приходить раз в месяц и отмечаться. Это не тот случай. Для оформления в школу (как раз через ПМПК) – надо, для инвалидности тоже надо. А что-то большее – только по Вашему желанию. Да, карточка у психиатра лежит, но не более того.

Комментировать действия Вашего психиатра не хочется. Скажу в общем, что у нас для определения степени уо есть как бы два подхода, в общем, совмещающиеся.

Первый – как Вы описали, при помощи специальных методик и заданий исследуются отдельные возможности психики: память, мышление, воображение, речь, восприятие и т.д. Даются самые разные тесты, а потом в заключении все результаты сводятся воедино.
Второй – более “западный”, когда степень умственной отсталости определяется по колличественным методикам определения коэффициента интеллекта. В нашей стране используется адаптированная методика Векслера, состоящая из самых разных вопросов на общую осведомленность, способность понимать задачи, строить, повторять фигуры и так далее.
Понятно, что помимо этих методик не менее важны наблюдение за ребенком, беседа с ребенком, игра, подробный сбор анамнеза. Вот это как раз то, что делает психиатр.
Обычно психиатр психологические обследования не проводит, а направляет к специально обученному психологу или педагогу, (иногда сразу на ПМПК), а потом анализирует заключения, сопоставляя их с анамнезом и своим впечатлением.
Понятно, что “автоматом” ставить неправильно. Неправильно ставить и по косвенным признакам (“молчит, значит ничего не может”).

Источник