Заключение психолога при синдроме дауна

Заключение психолога при синдроме дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

Марина Викторовна Тищенко

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ

     Известно всем, что долгое время наша система образования делила детей на обычных и инвалидов. Это деление практически закрывало путь получения образования и возможности реализации себя в будущей жизни детям –инвалидам. Ни для кого не секрет, что ещё 20 лет назад, таких «неудобных» детей «оберегали» в домах инвалида, коррекционных школах- интернатах и т.п, объясняя, что это для «блага» детей, им так удобнее, уютнее, среди таких же как они, так они не чувствуют себя ущербными, общество жестоко и не готово их принять. Результатом такого «гуманного» обучения стала полная социальная дезадоптация воспитанников этих учреждений. Как правило, после выпуска из школ – интернатов, такие дети не могли найти своего места в новой среде, так как были выращены в «тепличных условиях» и не социализированы.  Несправедливость такой ситуации очевидна, так как дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности  с другими детьми.

 В настоящее время в нашей стране особо остро встал вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ, и это не просто слова, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей- инвалидов. Законодательно эти права закреплены в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  их индивидуальных возможностей [2]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми, а  в обычных детях воспитывать толерантность и уважение к людям не во всём похожих на них.

Читайте также:  Форум мамы с детьми синдромом дауна

Дошкольное образование, как образование в целом, претерпевает существенные изменения, связанные с инклюзивными тенденциями. Сегодня,  никого не удивляет, что в детских садах наряду с обычными детьми  воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Международная практика показывает, что своевременная и грамотно построенная работа на ранних этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышает его шансы на благоприятную адаптацию и социализацию в современном обществе. По мнению Есиповой Татьяны Павловны, это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особым» детям [1]. Такой подход к проблеме не вызывает сомнений, так как ранняя помощь даёт возможность предупреждения и своевременной коррекции вторичных отклонений, достигаются значительные результаты  в самообслуживании и развитии коммуникативных навыков, дети учатся развивать позитивные отношения с другими людьми, то есть всё, что  необходимо в повседневной жизни.

Для педагогов, работающих с такими детьми, это дополнительная ответственность. И поэтому, как только мы  узнаём о поступлении ребёнка с ОВЗ  в детское образовательное учреждение, перед воспитателями, специалистами встают вопросы «Что я буду с ним делать? С чего начать? Каких результатов он должен достичь в образовательном процессе? Как построить работу с ним? Как воспримут новенького другие воспитанники?  Как объяснить им, почему он не во всём похож на нас?». Педагоги понимают груз ответственности, который ложится на их плечи и их страх перед неизвестностью вполне обоснован. В данной статье я хочу поделиться опытом нашего детского сада, где уже три года успешно воспитывается ребёнок с синдромом Дауна.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению нашего ребёнка мы начали с работы с педагогами ДОУ, так как психологическая готовность педагогов к взаимодействию с ребёнком, имеющим синдром Дауна, является основным условием успешной интеграции такого ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Речь идёт, прежде всего, о личной готовности педагогов к принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним контакта,  готовности вступать во взаимодействие с ребёнком на основе безусловного принятия, с учётом  индивидуальных особенностей  и ограниченных возможностей его здоровья. Ещё одним немаловажным фактором является отношение дошкольного образовательного учреждения к  вопросам инклюзии. Поддержка руководством идеи включения в процесс воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ благоприятно отражается  на психологическую готовность всего педагогического коллектива.

Далее мы собрали информацию и познакомились  с опытом работы по данному направлению в России и за рубежом. В специальной литературе мы подробнее узнали о данном синдроме, о характерных особенностях таких детей, о специфике нарушений и возможной динамике развития.  Мы не однократно встречались  с родителями, так как никто как они не может нам рассказать о тех трудностях, с которыми мы можем столкнуться в своей работе. Нам очень повезло, родители ребёнка были очень заинтересованы в успехе нашей работы и с удовольствием поделились не только своим опытом, но и литературой. Мы ошибочно считали, что им нужна наша поддержка и помощь, оказалось наоборот, мы нуждались в их знаниях и опыте. Мы ориентировались на семью, а родители активно участвовали в коррекционно-педагогической работе.

На втором этапе работы мы решили задачу интеграции ребёнка в детский коллектив. Это было не сложно, он был зачислен во вторую младшую группу, где по своему биологическому возрасту и физическим параметрам, он был самым младшим и маленьким. Поэтому детям объяснили, что новый мальчик младше вас,  и он нуждается в вашей помощи. Дети с радостью приняли эту новость и с удовольствием окружили необходимой заботой новенького. Осложнялась работа только тем, что у детей  с синдромом Дауна существует целый ряд сопутствующих заболеваний, так же наблюдается нарушение  координации движений, отсутствие речи, на очень низком уровне были развиты навыки гигиены и самообслуживания, ребёнок не понимал общих правил поведения в группе. Помимо этого,  ребёнок не желал вступать в контакт ни с детьми, ни с педагогами, Период адаптации проходил сложно, ребёнок часто и долго болел, пропускал детский сад, и нам приходилось заново знакомиться, приучать к режиму детского сада и к требованиям педагогов.  

Читайте также:  Лечение синдрома тревожного ожидания сексуальной неудачи

После адаптационного периода, мы приступили к третьему этапу нашей работы. Мы начали разрабатывать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение-это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и её основой является чёткая организация работы, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем. Сама идея сопровождения объединяет работу всех специалистов. У каждого из участников сопровождения свои  задачи, но они должны стремиться к одной общей цели и работать как единый механизм. Нашей целью стало:  создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного  учреждения общего типа [3]. Составляя программу, мы выдвинули ряд правил, в первую очередь к себе:

  1. Доступность. Мы не ставим не выполнимые цели, ориентируемся только на зону ближайшего развития;
  2. Интерес. В работе используем только игровые приёмы, если ребёнку не интересна предложенная игра, срочно заменяем её;
  3. Охрана здоровья. Обязательное использование здоровьесберегающих технологий;
  4. Контроль. Постоянно отслеживаем динамику развития, если нет результата, корректируем программу.

В ходе реализации программы, как было замечено ранее, осуществляется  междисциплинарный подход. Мы определили, какие задачи будут решаться на занятиях у воспитателя, а какие – на занятиях у учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Основная работа легла на плечи воспитателя. Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна по уровню развития не похожи друг на друга, поэтому программы  для обучения и воспитания таких детей  по ФГОС пока нет. И здесь нашими экспертами стали родители. Оказалось, что мама,  занимаясь  с ребёнком дома,  выработала стратегию, как  работать с ним  и как достигать, пусть маленьких, но результатов. В планировании  работы мы это учли.

Индивидуальная образовательная программа была составлена  с опорой на  Примерную  общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мы сформировали чёткие и конкретные цели, определили по средствам чего мы можем их достигнуть, и как будут закрепляться данные навыки в деятельности  каждого специалиста. Для  полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, мы постарались создать наиболее благоприятные условия, поэтому работа специалистов не ограничивалась расписанием и временными рамками занятий, так же использовались не только рабочие кабинеты, но и всё помещения детского сада, где разрешено находиться детям в сопровождении взрослого.  

Ребёнок, наравне со всеми,  участвует  в групповой, подгрупповой образовательной деятельности, но задания подбираются с учётом его возможностей.  Вместе с другими детьми, он посещает музыкальные занятия, бассейн, спортивный зал. Если ребёнок испытывает трудности в усвоении нового, то обучение происходит индивидуально. Помощь могут оказать не только педагоги и специалисты, но и воспитанники группы, так как в нашем сопровождении активным участником является и детский коллектив. Сверстники помогают в формировании гигиенических навыков, навыков самообслуживания, в развитии игровой  и коммуникативной деятельности.

Так как в штате нашего ДОУ нет учителя-диффектолога, педагог- психолог развивает и проводит коррекционную работу не только эмоционально-волевой сферы, но и  познавательных возможностей ребёнка, расширяет его знания об окружающем мире.

При поступлении ребёнка в детский сад речевые навыки отсутствовали полностью, поэтому на начальных этапах  учитель-логопед  обучал невербальным средствам общения. Сейчас работа направлена на формирование речевых навыков (звукоподражание) и расширение как  пассивно, так и активного словаря ребёнка. Занятия специалистов так же проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, ребёнок учится не только общаться со сверстниками, но и принимать их помощь, а это немаловажное умение в будущем.

Медицинские работники активно сопровождают ребёнка, они не только следят за состоянием его здоровья, но и проводят оздоровительные мероприятия, дают рекомендации  по профилактике заболеваний родителям.

Конечно, не все было легко, в начале  работы мы столкнулись с протестом ребёнка, отказом от выполнения заданий. Но проведя наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка (игрой),  мы смогли выявить круг его интересов и, опираясь на полученные данные, постепенно вовлекли его в работу.

Читайте также:  Может ли повториться рождение ребенка с синдромом дауна

На сегодняшний день программа  реализуется в полном объёме. Динамика положительная. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Его соматическое здоровье укрепилось. Он легко вступает в контакт с детьми и взрослыми не только в условиях ДОУ. Соблюдает правила поведения. Навыки гигиены и самообслуживания сформированы согласно возрасту.  Ребёнок принимает участие в развлекательных мероприятиях. Знает всех сотрудников детского сада.  Хотя его активный словарь и состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний  и звуковых комплексов, он широко пользуется мимикой  и жестами.  Активно  и с интересом участвует в образовательной деятельности. По-мнению родителей, он легко применяет  знания в повседневной  жизни.

 В заключении хочется сказать, что очень важную роль  в жизни детей с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детских образовательных учреждениях.  Успешность таких детей  зависит от нас, от того на сколько грамотно и своевременно мы сможем построить свою работу. Именно мы, не один педагог, специалист или родители, а вместе. Только совместное длительное сопровождение ребёнка даст положительный результат и поможет ребёнку адаптироваться в будущей жизни.

Библиографический список.

  1. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа : информационно-методическое пособие , пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр-шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех». Новосибирск-2010.- 48с..
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
  3. Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»/ Составители: учитель-логопед М.В.Тищенко, педагог-психолог В.В. Ганн, 2013.

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет – 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник