Законы для детей с синдромом дауна
У каждого из приемных детей в семье Маркеловых куча медицинских диагнозов, но благодаря новому Закону “Об образовании в РФ”, в котором прописано инклюзивное обучение, они получили возможность получить полноценное образование.
В семье москвичей Маркеловых девять детей – родных и приемных. У четверых серьезные диагнозы. Так уж получилось, что родная дочка Маркеловых Надя, третья по счету, родилась с синдромом Дауна. О том, чтобы оставить ребенка в роддоме, не было и речи. Девочка была недоношенной, слабенькой, но родители сумели выходить ее.
Более того, после этого Маркеловы решили взять на воспитание из дома ребенка еще одного малыша с таким же диагнозом. Так в семье появился Петя. А потом еще Виталик, Дима, Саша, Алина, Руслан…
У каждого своя трагическая история сиротства и куча медицинских диагнозов. Считается, что Петя пока единственный в Москве ребенок с синдромом Дауна, которого взяли в приемную семью. Маркеловы решились на это потому, что у них уже был подобный опыт воспитания и ухода. И не было эмоционального стресса, который мешает разглядеть и полюбить таких детей.
Может, из 300 разновидностей синдрома Дауна у Нади и Пети Маркеловых оказались самые легкие, а может, родительская любовь сотворила чудеса, но вот итог: шестиклассница Надя давно перешла из коррекционной школы в обычную, хорошо учится и занимается в музыкальной школе им. Кабалевского.
240 тысяч рублей отпускается в Москве инклюзивным школам на детей с синдромом Дауна.
К слову, директор музыкальной школы рассказал, что, записывая Надю, первым делом объявил родителям: “Требования будут точно такими же, как к другим детям! Поблажек не ждите!”
Сейчас Надя выступает с концертами и успешно осваивает программу музыкальной школы. А ведь считалось, что дети с синдромом Дауна не могут координировать работу сразу обеих рук.
Второклассник Петя пока учится в коррекционной школе, но директор центра образования N 1447 Елена Волкова, куда ходит Надя, не исключает, что Петя Маркелов тоже сможет заниматься в обычном классе по инклюзивным программам.
Сейчас в центре образования N1447, где такие программы есть, учатся 32 ребенка “с особыми образовательными потребностями”.Школа начала эксперимент девять лет назад. Тогда далеко не все учителя и родители поддержали директора Волкову. Слишком много было вопросов без ответов.
Педагоги спрашивали: кто будет писать программы? Как быть, если дети с синдромом Дауна не могут осилить физику и химию? Где брать тьюторов? Сколько заплатят педагогу в инклюзивном классе? Какой документ выдавать потом выпускникам – аттестат обычной школы или коррекционной?
Никаких разъяснений и рекомендаций в документах не было. Как и законодательного понятия “инклюзивное образование”. В итоге программы пришлось писать учителям, за тьюторов заплатил бюджет города, а по “трудным предметам” приняли такое решение: что ученик может осилить, то ему учитель и дает. Ученикам с синдромом Дауна гуманитарные дисциплины даются намного легче. А вот у аутистов все наоборот.
– Был у нас восьмиклассник Ваня, он мог, сидя под партой и завязывая ботинок, выкрикнуть правильный ответ на задачку, которую учитель пишет на доске, – рассказывает директор центра образования Елена Волкова.
Вот еще одно практическое наблюдение педагогов: задачу для аутиста надо подбирать так, чтобы он ее смог решить. Иначе есть риск спровоцировать приступ агрессии. А как его снимать? Подойти, обнять, взять за руку – для таких детей важно тактильное общение. При этом некоторые из “особых” детей называют учителей только по имени. Директора, к примеру, зовут “Леной”, и Елена Витальевна давно к этому привыкла. Как и завуч центра образования Людмила Ромашина.
– Это все мелочи, – улыбается Ромашина, – главное, к нам стоит очередь в первый класс, хотя все родители знают, что у нас есть “особые дети”.
2,5 тысячи детей с синдромом Дауна ежегодно рождается в России.
Электронная запись сыграла со школой злую шутку: записываясь заочно, родители не считают нужным указывать, что у них “особый” ребенок. Бывает, правда, что родители и сами не знают, что их ребенок, к примеру, аутист. Но чаще они просто не хотят обращаться в психдиспансеры. Заставить их пройти специальную медико-психологическую экспертизу по закону невозможно.
В итоге трудно комплектовать классы, подбирать учителей, и школа недополучает бюджетных средств. В Москве инклюзивным школам на “особого ребенка” отпускается повышенное финансирование: для детей с синдромом Дауна и аутизмом – 240 тысяч рублей, с ДЦП – 360 тысяч!
– Кто-то все же должен смотреть детей и выдавать заключение: вашему ребенку нужны особые условия обучения, – предлагает Людмила Ромашина.
Составление рейтингов завуча и директора тоже не радует. Со своим контингентом школе никогда не выбиться даже в сотню лучших. Возможно, после принятия нового Закона “Об образовании в РФ” такие школы будут оцениваться по особым критериям?
К директору Волковой зачастили делегации по изучению опыта. Учителя честно предупреждают коллег: финансирование на таких учеников должно быть намного выше, нужен штат вспомогательного персонала. Тьюторам желательно иметь коррекционное образование, а педагогам дополнительных занятий и творческих предметов – профессиональное. К примеру, в центре образования N 1447 музыку ведет преподаватель Гнесинки, танцы – балерина, а рисование – признанный художник.
И, как знать, может быть, и в России появится свой Пабло Пинеда? Этот испанский актер был первым человеком с синдромом Дауна, который получил высшее образование. В одном из интервью он признался: “На мое счастье, я рос в культурной семье, с ежедневными газетами и библиотекой. Запрет культуры – это способ убийства. Родители должны разговаривать с ребенком, поскольку злейший враг детей с синдромом Дауна – тишина”.
Не исчезнут ли с введением инклюзива коррекционные школы? Директора школ коррекции уверены, что нет. К сожалению, число, скажем так, не вполне здоровых детей с каждым годом растет. Да и сколько учеников может принять инклюзивная школа? Ну, по одному-два в каждый класс, это максимум 30-40 человек. Пока что, по официальным данным, в инклюзивных школах учатся 800 московских школьников. Главное условие – дети должны быть обучаемыми и социализированными. А в коррекционных школах иногда месяцы уходят на то, чтобы научить ребенка завязывать шнурки… Так что без спецшкол никак не обойтись.
В Москве сейчас работает 66 коррекционных школ. Живут они очень скромно. Инклюзивные нормативы в 200-300 тысяч им даже не снятся.
Кстати
Официально в России зарегистрированы 590 тысяч детей с ограниченными возможностями. Из них 545 тысяч имеют инвалидность. В обычных школах учатся лишь 142 тысячи, еще 148 тысяч – в коррекционных классах обычных школ. На надомном обучении находятся 44 тысячи детей. Остальные – в коррекционных школах и интернатах.
В Москве живет 26 тысяч детей-инвалидов и только 47 школ работают по инклюзивным программам. По данным Минобрнауки России, модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в Москве, Архангельске, Улан-Удэ, Ухте, Петрозаводске, Томске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Хабаровске, республиках Северного Кавказа.
Источник
г. Санкт-Петербург • Вопросов: 1
вопрос №17738283
прочитан 40 раз
Оцените вопрос
отзывов: 1 163
•
ответов: 1 643
•
г. Москва
Оксана
Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”:
Цитата:
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В соответствии со ст. 64 вышеуказанного закона:
Статья 64. Дошкольное образование
Цитата:
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что прямого запрета на нахождении Вашего ребенка в обычном детском саду в законе нет, есть только рекомендации, содержащиеся в СНиП.
Если у меня родился ребёнок с синдромом дауна если я откажусь от него я буду платить алименты или нет.
вопрос №17348142
прочитан 3 разa
отзывов: 51 864
•
ответов: 107 777
•
г. Барнаул
Да, конечно, Вам придется платить алименты до исполнения ребенку 18 лет, а также после в случае, если ребенок обратиться в суд.
А как можно избежать что бы не платить алименты на ребёнка с синдромом дауна.
вопрос №17348256
прочитан 11 раз
отзывов: 33 309
•
ответов: 53 367
•
г. Красногорск
Да почти никак, к сожалению. Вы обязаны их платить.
С уважением.
г. Оренбург • Вопросов: 6
Должны ли давать инвалидность детям с синдромом дауна?
вопрос №13517394
прочитан 24 разa
отзывов: 31 294
•
ответов: 49 434
•
г. Москва
Да как правило дают инвалидность. Но данный вопрос решается врачебной комиссии МСЭ. Это входит в их компетенцию.
отзывов: 13 881
•
ответов: 27 683
•
г. Ейск
Диагноз «синдром Дауна» – это еще не повод автоматического присвоения инвалидности. Поводом для присвоения инвалидности послужат степень нарушений психофизического развития ребенка, их динамика и результаты комплексной реабилитации. Инвалидность присваивается по результатам медико-социальной экспертизы.
(текст отредактирован 25.11.2017, 10:25)
отзывов: 29 045
•
ответов: 73 656
•
г. Ижевск
Категория «ребенок-инвалид» определяется детям при наличии простой три со мной формы с дополнительной 21 хромосомой.
Формы синдрома Дауна мозаичная и транслокационная рассматриваются на предмет определения инвалидности только при наличии ограничений жизнедеятельности с нарушениями функций организма после завершения всех реабилитационных мероприятий.
г. Ставрополь • Вопросов: 1
Положена ли увеличение жилплощади семьям с ребенком с синдромом дауна?
вопрос №11731379
прочитан 39 раз
отзывов: 53 012
•
ответов: 109 791
•
г. Екатеринбург
Положена ли увеличение жилплощади семьям с ребенком с синдромом дауна?
Обратитесь с заявлением в органы соцзащиты и узнайте, что положено в вашем регионе.
отзывов: 850
•
ответов: 1 696
•
г. Ставрополь
В нижеприведенном постановлении дан исчерпывающий перечень на настоящий момент. Расширительному толкованию он не подлежит.
Цитата:
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь”
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь”
Приложение. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817
“Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь”
В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В данном перечне в качестве оснований указаны:
1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.
2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.
4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.
5. Проказа.
6. ВИЧ-инфекция у детей.
7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.
8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.
10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степени.
К сожалению, в этом списке отсутствует заболевание из Вашего вопроса.
(текст отредактирован 20.11.2016, 15:28)
Венера
г. Набережные Челны • Вопросов: 1
Год назад у меня родился ребенок с синдромом Дауна, мы с мужем написали согласие на усыновление и оставили ребенка в больнице. Сейчас встал вопрос о прописке мужа в мою квартиру (квартира была куплена по ипотеке до брака). В регистрационном центре спросили справку с Опеки. Вопрос: какие права имеет ребенок-отказник на жилье? И еще слышала, что родители таких детей выплачивают алименты. Разве дети не находятся на полном обеспечении государства?
вопрос №1093721
прочитан 803 разa
отзывов: 683
•
ответов: 2 216
•
г. Москва
Термин ребенок-отказник, не юридический, это бытовое выражение.
Отказ от родительских прав в России законом не предусмотрен, именно поэтому родители пишут заявление с разрешением на усыновление, чтобы было основание для признания ребенка оставшимся без попечения родителей и орган опеки мог передать его на попечение государства. При этом родители не утрачивают обязанности по содержанию ребенка, а ребенок прав на наследование за родителями (пока не будет усыновлен) и часть других прав.
В последние пару лет государство стало в таких случаях заставлять родителей компенсировать расходы на содержание детей, ведь у родителей по закону есть ОБЯЗАННОСТЬ СОДЕРЖАТЬ своих недееспособных или неполностью дееспособных детей.
Делается это так – орган опеки или учреждение подает в суд на лишение родительских прав, при рассмотрении этого дела автоматически выносится на рассмотрение вопрос о взыскании алиментов. В процессе лишения родительских прав всё чаще решаются вопросы закрепления жилья за несовершеннолетним, так если ребенок имеет родителей, а у тех есть жилье, то ребенка по суду регистрируют в жилье.
В некоторых случаях, если ребенок зарегистрирован в жилье, после лишения прав родителей производится выселение или принудительный размен жилья, а управлением, закрепленным за ребенком жильем занимается орган опеки и попечительства.
СПРАВКА
1. Лишенные родительских прав родители ограничиваются в части гражданских прав, в дальнейшем они не могут ни усыновить, ни принять под опеку и состоят пожизненно на учете в органе опеки.
2. Детей с синдромом дауна усыновляют/принимают под опеку крайне редко, почти все случаи нам известны (мы их ведем), а ребенок без родительской заботы (родителей или опекунов, усыновителей) редко когда доживает до 15-16 лет. При активном участии родителей и обеспечении раннего развития люди с СД живут до 35-40 лет, многие научаются выполнять не битую работу, есть случаи поступления детей в ВУЗы. Основные организации, занимающиеся поддержкой семей с СД Общество Даун-Синдром, БФ Даун Сайд. БФ Женщины и дети-прежде всего.
г. Кострома • Вопросов: 1
Продают жилье где прописан ребенок с синдромом дауна, какие трудности могут возникнуть при покупке такого жилья?
вопрос №7665997
прочитан 60 раз
отзывов: 42 312
•
ответов: 119 464
•
г. Белорецк
Если только прописан—-тогда никаких, если есть доля ребенка—тогда требуется разрешение органа опеки.
г. Владивосток • Вопросов: 5
Скажите пожалуйста, может ли больной ребенок с синдромом дауна агрессивный ходить в детский сад со здоровыми детьми.
вопрос №11431772
прочитан 29 раз
отзывов: 20 783
•
ответов: 66 422
•
г. Севастополь
Пишите жалобу в прокуратуру. Большинство не должно страдать из-за меньшинства.
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Администратор печатает сообщение
Источник
(Розбаум М. А.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2009, N 6)
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
М. А. РОЗБАУМ
Розбаум М. А., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Каждый имеет право на жизнь. Так гласит ст. 20 Конституции Российской Федерации. А также в соответствии со ст. 38, 39 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие. Материнство и детство, семья в целом находятся под защитой государства.
Согласно п. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Дополнительно каждый имеет право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Такими же правами обладают и дети с ограниченными возможностями, в частности дети с синдромом Дауна.
Синдром Дауна — не приговор, а генетическая особенность. Такие люди могут и должны жить как полноценные члены общества. Это утверждение, уже привычное для Европы. Но не для России. 80% родителей отказываются забирать из роддома ребенка, у которых выявлен синдром Дауна (например, в 2007 г. в Свердловской области таких детей родилось 78, в семье воспитываются 7 человек).
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко отсталыми, необучаемыми, агрессивными. Они не рассматриваются как личности. На самом же деле дети с синдромом Дауна обладают уникальной индивидуальностью. В семье они погружены в атмосферу любви со стороны родственников, получают необходимое образование, медицинское обслуживание.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому определяется в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают образование детей-инвалидов. Создаются дополнительные специальные дошкольные, школьные учреждения. Основной Федеральный закон, которым руководствуются родители детей с синдромом Дауна, — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 1995 г. Данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Также в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации по просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида до 18 лет, работодатель обязан установить неполный рабочий день.
К сожалению, перечисленная нормативно-правовая база не находит должной реализации на практике. Семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, постоянно сталкиваются с несоблюдением, нарушением реализации прав, а главное — с дискриминацией со стороны окружающих. С подобным брезгливым, иногда равнодушным отношением семьям приходится жить, сопротивляясь и надеясь на лучшее.
——————————————————————
Вопрос: Положена ли выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 за 2009 г. на ребенка, родившегося 27 марта 1993 г.? Рапорт подан 22 января 2009 г. с приложением всех документов. Военнослужащий Вооруженных Сил.
(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 12)
Вопрос: Положена ли выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 за 2009 г. на ребенка, родившегося 27 марта 1993 г.? Рапорт подан 22 января 2009 г. с приложением всех документов. Военнослужащий Вооруженных Сил.
Ответ: В настоящее время действуют Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.
Указанные Правила определяют, в частности, порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее — выплата для оплаты стоимости путевки).
Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются в размере до 75%, а выплаты на проведение отдыха детей — в размере 100% стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (продолжительностью до 24 дней), предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Для получения выплаты, указанной выше, военнослужащие либо родители или законные представители детей представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы:
— рапорт (заявление) о получении выплаты;
— справка с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации либо копия документа, подтверждающего признание в установленном порядке военнослужащего (сотрудника) безвестно отсутствующим или объявление умершим в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо извещения о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученными вследствие военной травмы, либо справка медико-социальной экспертизы об установлении соответствующему военнослужащему (сотруднику) инвалидности вследствие военной травмы;
— копия свидетельства о рождении ребенка.
Как Вы видите из приведенных норм, соответствующие документы подаются до 1 мая. К указанной дате Вашему ребенку исполнилось 16 лет, т. е. он перестал отвечать условию «до 15 лет включительно». Несмотря на то что рапорт Вы подали до исполнения ребенку 16 лет, шансы на получение указанной выплаты, в том числе в судебном порядке, крайне малы. Шансы были бы выше, если бы Вы купили ребенку путевку для проведения отдыха в 2009 г., но отдых был организован до исполнения ему 16 лет.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук,
капитан юстиции
——————————————————————
Источник