Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна thumbnail

Маленькие дети, как правило, не умеют рисовать в традиционном понимании этого слова – изображать на листе бумаги с помощью карандаша или красок какие-нибудь заданные предметы.

Наши занятия рисованием строятся таким образом, чтобы дети, используя имеющиеся у них возможности, могли участвовать в творческом процессе и получать от него удовольствие.

Занимаясь с детьми художественным творчеством, мы стараемся расширить их сенсорный опыт, используем материалы с разной фактурой, даем возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин, пластику. Мы стремимся к развитию мелкой моторики, формированию тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Несмотря на то, что наши основные задачи носят обучающий и развивающий характер, нам всегда было очень важно, чтобы детские работы были красивыми.

Когда мы начинали заниматься с трехлетними детьми, они просто последовательно выполняли наши инструкции и были равнодушны к результатам своего труда. У детей было недостаточно опыта, чтобы представить себе результат своей деятельности (даже если образец находился перед ними) как ряд последовательных шагов и стремиться к нему.

В начале наших занятий, закончив работу, ребенок терял к ней всякий интерес. Мы вкладывали каждому ребенку его работу в руки и отводили дарить ее маме. Работы эти были очень просты, но достаточно красивы. После первых занятий, когда все поверили, что работы действительно делают дети, восторг родителей был совершенно искренним. Примерно через полгода все дети по окончании занятия хватали свои работы и бежали вручать их родителям. А еще через полгода дети оставляли свои работы сохнуть, а вернувшись к ним через час, находили именно свою работу среди других, достаточно похожих. Искренняя радость родителей научила их гордиться результатами своего труда!

Мы хотим предложить вам несколько примеров работ, которые вы можете попробовать сделать сами со своими детьми. Надеемся, что это понравится и вам!

Лес

На половинке листа плотной бумаги нарисуйте несколькими штрихами стволы деревьев. Налейте в крышечки пальчиковые краски или гуашь осенних цветов (можно выложить их вместе в одноразовую тарелочку) и предложите ребенку макать туда пальчик и произвольно отпечатывать его на листе бумаги. Если ему не нравится пачкать руки, можно предложить ему воспользоваться ватной палочкой. Если ребенок увлечется процессом рисования, то на картине появится лес с густой листвой, а если закончит рисовать быстро – вы увидите опавший лес с последними яркими листьями.

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Волшебные картины

Нарисуйте простой свечкой или белым восковым мелком толстыми линиями на плотной белой бумаге картинку: цветы, листья или дома. Предложите ребенку акварельные краски нескольких сочетающихся цветов и попросите закрасить лист большой кистью. На чистом листе белый рисунок практически сливается с белым фоном, но при закрашивании акварелью волшебным образом проступает и становится частью картины ребенка.

Нарисуем – будем жить (домики)

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Часто детям трудно раскрашивать картинку в пределах контура, потому что он не очень выделяется на листе бумаги, и дети не успевают его заметить. Можно взять губки для мытья посуды и вырезать из них прямоугольники и треугольники. При закрашивании выпуклых фигур их границы будут более очевидными. В качестве фона возьмите лист плотной цветной бумаги светлых тонов или закрасьте фон заранее. Предложите ребенку большой кистью намазать прямоугольник гуашью и отпечатать на листе бумаги. Это будет дом. Затем пусть намажет краской треугольник (крышу) и отпечатает ее над домом (в этом ему, может быть, сначала придется помочь).

Если вы заготовили несколько фигурок или в процессе работы отмываете их от использованной краски, то таким образом можно напечатать целый город!

Из мочалок легко сделать и другие печатки. 

Складные картинки

Сложите лист плотной бумаги пополам и вырежьте бабочку таким образом, чтобы сгиб проходил посередине туловища. Предложите ребенку гуашь или пальчиковые краски нескольких сочетающихся цветов. Он может раскрашивать кистью, мочалкой для посуды или руками. Раскрашенную заготовку, сложите по сгибу, чтобы крылья отпечатались друг на друге. Развернув ее, вы получите бабочку с красивым симметричным узором на крыльях. Такую бабочку можно подвесить на нитке к люстре как мобиль или приколоть на стенку. Так же можно делать сердечки-валентинки или елки к Новому году. 

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Осенняя ветка

Приготовьте ветку. Вырежьте из плотной бумаги листья. Сделайте у них достаточно длинные черенки (около 2 см), чтобы их можно было обернуть вокруг веточек. Предложите ребенку раскрасить их красками осенней гаммы сначала с одной стороны, а когда краска подсохнет – с другой. Вместе с ребенком намажьте клеем черенки и закрепите листья на ветке. 

Магниты на холодильник

Покажите ребенку, как раскатать пластику скалкой тонким слоем и вырезать из нее фигурки формочками для печенья или для детского творчества. Прикрепите к обратной стороне фигурки небольшой магнит – например, от магнитной азбуки. Важно проверить, что магнит удерживает вес фигурки. Если фигурка сползает вниз по холодильнику, нужно раскатать пластику потоньше. Когда фигурки высохнут, можно их раскрасить. Чтобы придать магнитам законченный вид, взрослые могут покрыть их лаком.

Авторская ваза из пластики

Возьмите пластиковую бутылку и обрежьте у нее горлышко. Предложите ребенку катать из пластики «колбаски» и «лепешки» и прикреплять их к бутылке в разных направлениях, можно с наложением друг на друга. Некоторые «колбаски» можно дополнительно украсить ямками или линиями. Важно заполнить всю поверхность бутылки. Когда пластика высохнет, возьмите несколько сочетающихся гуашевых красок и предложите ребенку раскрасить вазу. Чтобы при дальнейшем использовании ваза не страдала от воды, взрослые могут поверх краски покрыть ее лаком.

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Аппликации

Аппликация, выполненная из заранее заготовленных деталей с помощью клеящего карандаша, способствует подготовке руки к письму, а также учит закрашиванию в рамках контура. В настоящее время выпускаются клеящие карандаши, оставляющие цветной след, который постепенно исчезает, когда клей высыхает. Такой клей позволяет отчетливо видеть, какие места уже намазаны, а какие – пропущены.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром сдавать на какой день цикла

В технике аппликации можно делать картины и поздравительные открытки. Для аппликации можно использовать оберточную бумагу (крафт и с рисунком), цветочную упаковку, кусочки пробки, ткани и вату и т. д. Разнообразие материалов для аппликации придает работам неожиданно оригинальный вид.

Занятия по аппликации для детей с синдромом дауна

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Левина Марина Гавриловна,

Лапина Марина Владимировна,

МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»,

г. Ижевск

Опыт работы с детьми с синдромом Дауна.

Одним из приоритетных направлений российского образования как раз является то, чтобы дети с особенностями развития имели равные возможности с другими детьми в получении образования. Остро назрела потребность во внедрении инновационных форм обучения, которые создадут детям с синдромом Дауна оптимальные условия обучения. А одна из примет современного времени – прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с особыми потребностями. И, как следствие такого прогресса, создание условий педагогической помощи и интегрированного образования таких детей.

Каждый человек живет свою жизнь с теми возможностями, которые у него есть. Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала.И родители, и педагоги стали лучше сознавать потребность таких детей в особой заботе, они убедились в том, что эти дети могут так же, как и другие, с пользой для себя учиться, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. С другой стороны — эти дети не только могут, но и любят учиться.

По своим физиологическим и психологическим особенностям они отличаются от обычных детей. У этих детей слабо развит интеллект, есть проблемы со зрением и речью. Чувствительность пальцев можно сравнивать с ощущениями обычного человека, который надев толстые перчатки пытается застегнуть пуговицы, вдеть нить в иглу, нарезать хлеб, пользоваться ножницами. Это дети с особыми образовательными потребностями.

На протяжении многих лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Таких детей признавали не обучаемыми и нуждающимися в уходе и лечении. В современном обществе специалисты считают, что детям с синдромом Дауна необходима помощь в развитии. Декоративно-прикладное творчество – это вид деятельности, который позволяет ребенку с синдромом Дауна независимо от уровня развития интеллекта, способностей и физического состояния, пройти адаптацию и сделать первые шаги к полноценной жизни в обществе.

Принимая решение заниматься с такими детьми, педагог должен быть психологически настроен на такое взаимодействие. Ведь дело не в ребенке, а как мы его воспринимаем.

Педагоги Центра творческого развития «Октябрьский» города Ижевска решились на такое взаимодействие. Первое что они сделали – это встретились со специалистами работавшими с такими детьми. На встречах педагоги узнали, что дети с синдромом Дауна обучаемы, что нужно иметь огромное терпение для получения результата взаимодействий.

Первое знакомство педагогов с детьми и родителями общественного движения «Солнечный Мир» произошло на мероприятии, посвященному дню именинника, на которое их пригласили представители Регионального общественного движения «Солнечный Мир» Удмуртской Республики.

У педагогов появилось еще больше уверенности в их желании заниматься с такими детьми, прошел страх, что не получится взаимодействия. Увидели, что это контактные дети, которым интересно все что происходит вокруг них, они так же нуждаются во внимании не только со стороны своих семей, но и окружающих. А эмоции полученные на мероприятии посвященному «Всемирному дню человека с синдромом Дауна», где педагоги провели мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству, стерли оставшиеся сомнения в желании заниматься с детьми с синдромом Дауна.

Но не только психологически настроен должен быть педагог в работе с такими детьми, но и квалифицированно подготовлен. Так администрация учреждения ЦТР «Октябрьский» не однократно направляла педагогов на курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На которых педагоги узнали о специфических особенностях присущих данной категории детей. Знание психофизиологических особенностей обучающихся (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, речь, образовательная деятельность) позволит педагогам не только осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы, приемы и методы обучения.

Общаясь с председателем РОД «Солнечный Мир» педагоги узнали о сайте благотворительного фонда зарегистрированного в России «Даун сайт АП». Это Всемирная благотворительная организация в поддержке людей с синдромом Дауна. В Москве есть филиал этой организации, куда обратилось наше учреждение ЦТР «Октябрьский» с просьбой о предоставлении методических материалов.

Работая над разработкой образовательной программы на учебный год для детей с синдромом Дауна, в летний период на базе учреждения ЦТР «Октябрьский» педагогами были проведены занятия по декоративно – прикладному творчеству. Эти занятия помогли выявить индивидуальные особенности, способности и возможности детей,

Учебному году педагогами была составлена программа по декоративно- прикладному творчеству для детей с ОВЗ «Радуга творчества». Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что возможности декоративно-прикладного творчества являются одной из эффективных форм реабилитации детей с синдромом Дауна, способствуют улучшению их морально-психологического состояния и расширению эмоциональной сферы, повышению уровня умственного развития, дает возможность разностороннего развития: ассоциативного мышление, чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность

Из опыта работы педагоги узнали, что такие дети плохо концентрируют внимание, часто бывают рассеянны. Они могут не реагировать на вопросы, отвечать невпопад или, наоборот, становятся активными, включаться в работу, а потом резко происходит смена настроения – им больше не хочется участвовать в процессе занятия. Они замыкаются… Это усложняет процесс обучения. К этому нужно быть готовым.

Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет педагогам лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Так же очень важным фактором успешности в обучении является совместная деятельность детей и родителей на мастер-классах, календарных праздниках, итоговых занятиях. Участие детей с синдромом Дауна в проведении «уроков добра» в разных объединениях нашего учреждения помогает в социализации этих детей.

Читайте также:  Сифилис мозга и его синдром

Занимаясь с детьми с синдромом Дауна ручным творчеством: валянием из шерсти, бисероплетением, работой с бумагой, текстилем, педагоги раскрыли возможности этих детей. А достижения в конкурсах разного уровня еще раз дают понять, что эти дети могут и хотят развиваться, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Да, у них есть отклонения в развитии, но в обстановке любви и заботы эти дети хорошо развиваются. Обучение детей с синдромом Дауна – непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям, и педагогам.

Список литературы:

1.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Москва 2013 Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

2.Сьюзон Д.С. Ребенок с синдромом Дауна.. Москва 2012.Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

3.Интернет источники:«Даунсайд АП» https://downsideup.org/ru

Источник

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Малыши очень любят рисовать пальчиками и ладошками. Или, к примеру, растирать различные по консистенции субстанции (крем, гель, каша и др.) по поверхности стола и создавать из них объёмные рисунки.

Для самых маленьких можно предложить очень интересное упражнение с использованием довольно неожиданного материала – пены для бритья.

Тучки

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и предложите крохе её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И пусть малыш своими ручками творит из неё своё небо.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями  кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Читайте также:  Гипертоническая болезнь 3 степени синдромы

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.

Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.

Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Индивидуальное рисование

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнёром

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Групповое рисование

Групповое рисование

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством — это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Вам понравилась статья? Помогите проекту!

Наша команда старается сделать ваше пребывание на сайте удобным и полезным. Мы будем благодарны, если вы поддержите наш проект, это поможет нам сделать его еще лучше!

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

Источник