Занятия по чтению для детей с синдромом дауна

Занятия по чтению для детей с синдромом дауна thumbnail

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ МЕТОДОМ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Булгаирова Р.Р., учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 с.Мраково МР Кугарчинский район

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методик, специальной литературы, положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе. Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь [1]. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Так как в моей логопедической практике впервые появился ребёнок с синдромом Дауна, я озадачилась поиском подходящего метода обучения чтению. Если исключить звуковой подход, то в моём распоряжении имели место два метода – метод целых слов (метод глобального чтения) и метод послогового чтения.

По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги [2]. Я взяла элементы метода глобального чтения, так как этот метод рассчитан для развития и обучения детей с рождения или с 3-4 лет. В моём случае он был использован для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, памяти), для закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), мы перешли к чтению слов послоговым методом.

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомим с буквами и правилами чтения, а просто показываем и называем слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко . Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко[5]. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Послоговой метод обучения используется и является действенным при дошкольном обучении чтению, при ТНР таких, как дизартрия, алалия, заикание, а также при тугоухости и сниженном интеллекте.

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов. На начальных этапах мы знакомим ребёнка с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учимся находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например для слогов с буквой А — белый цвет, для слогов с гласной У — жёлтый цвет и т.д Сначала знакомимся и читаем прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА. После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, переходим к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д.. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог Например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет. После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, переходим к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставим точку. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаем глухие согласные, только затем переходим к звонким согласным. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например: ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова : МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Пусть они пишут отдельные буквы, слова, а также списывают их с текста.

Читайте также:  Снятие похмельного синдрома и сон

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза я применяю различные дидактические игры и упражнения. Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процесс обучения.

Обучая чтению и письму послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, я сделала вывод:

1) дети с синдромом Дауна могут научиться читать, писать и понимать прочитанное;

2) у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.

Список литературы:

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. -Москва, 2002.- 52 с.

2. Маниченко А.А. Как научить ребёнка читать. Центр Раннего Развития «Умница», 2003. -71 с.

3. Мовчанский К. Учимся читать по слогам. ООО «Издательство ЭКСМО», 2015. -32 с.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга вторая. От слова к предложению. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь -М.: Издательство ГНОМ, 2015.

-144с.

6. Федин С.Н. Как научить ребёнка читать . -М: АЙРИС-пресс, 2015. – 176 с.

hello_html_5853ee04.jpg

Булгаирова Расима Равиловна — 05.03.1970 г.р.

Место работы — учитель-логопед МБОУ СОШ №1 с.Мраково, МАДОУ детский сад «Родничок» МР Кугарчинский район

Образование: высшее, высшая квалификационная категория, БГПИ 1992 г. учитель немецкого и англ языков; СФПК БИПКРО 1993 г. учитель-дефектолог (олигофренопедагог и логопед)

КПК – ИРО РБ, 2016 г.

Стаж работы — 25 лет

Источник

Примерные конспекты уроков чтения и письма

УРОК №…

Тема урока: Знакомство с буквой и звуком Т

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей с новой буквой Т;
  • запомнить ее звучание и графический образ;
  • научить читать ее в слогах и словах;
  • совершенствовать технику чтения детей с изученными буквами;
  • развитие устной речи, фонематического слуха;
  • формирование графических навыков для воспроизведения буквы;
  • развитие логики и сообразительности;
  • воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.

ОБОРУДОВАНИЕ (демонстрационное и раздаточное) Демонстрационное: образ буквы Т; картинки, названия которых начинаются на букву Т: ТЕЛЕФОН, ТАРЕЛКА, ТЫКВА, ТУФЕЛЬКИ, ТОРТ; слоги ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, ТЕ; серии сюжетных картин.

Раздаточное: буквы Т, палочки (ветки), мягкие карандаши или восковые мелки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

(Дети вместе с педагогом рассказывают стишок с жестами.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так!

Громко прозвенел звонок -Начинается урок!

–  Здравствуйте, ребята, садитесь! Спинки держите ровно, ручки положите на парту, смотрите на меня.

–  Давайте узнаем, кто сегодня к нам пришел, Маша здесь? (Ребенок отвечает: «Я здесь», поднимает руку.)

  1. Актуализация опорных знаний

  • Проверка домашнего задания

–    Ребята, я сейчас буду проверять ваше домашнее задание. Достаньте тетрадки. (Педагог проверяет выполненную работу у каждого ребенка, поощряет наклейкой.)

Читайте также:  Особенности психологической особенности детей с синдромом дауна

–    Ребята, давайте вспомним, какие буквы вы уже знаете? (Дети называют буквы.)

–    Маша, какую букву ты вспомнила? (и т. д.)

  • Чтение слогов

(На доску педагог вывешивает слоги, составленные из изученных букв.)

–   Кто хочет пойти прочитать слоги? (Дети по очереди выходят к доске и про­читывают слоги, все остальные ребята находят данный слог в своей таблице слогов.)

  1. Работа над новым материаломЗанятия по чтению для детей с синдромом дауна

  • Знакомство с новой буквой

–   Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с новой буквой.

Посмотрите на картинки и назовите их: ТЕЛЕФОН, ТАРЕЛКА, ТОРТ, ТУФЕЛЬКИ, цифра 3.

Скажите, на какую букву начинаются эти слова? Правильно, эти слова начи­наются на букву Т.

Сегодня к нам в гости пришла буква Т (она вывешивается на доску):

Эта буковка с секретом, Разгадать не сложно Вам,

Мы возьмем большую палку

И сломаем пополам.

А теперь берем 2 части, Сложим палочки мы все.

Что, дружок, ты догадался? Получилась буква Т.

(Педагог делает букву Т из палочек или веток. Затем детям предлагается самостоятельно сделать букву Т.)

Показ в воздухе, пальцами (использование телесных поз для лучшего за­поминания образа).

Рисование по точкам, дорисовывание буквы Т до зонтика.

  1. Закрепление изученного материала

  • Чтение слогов ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТЕ, ТИ.

–  А сейчас, ребята, мы с вами будем читать (на доске висят слоги). Что здесь на­писано? ТА. Все вместе: «ТА» (и т. д.).

  • Чтение скороговорок с учителем.

ТА-ТА-ТА – мы увидели коТА,

ТУ-ТУ-ТУ – ловим мячик на леТУ,

ТИ-ТИ-ТИ – мусор с пола подмеТИ,

ТЕ-ТЕ-ТЕ – висит бантик на хвосТЕ.

  1. Физкультминутка

–  А теперь давайте немножко отдохнем, вставайте около своих парт, сейчас мы расскажем наш стишок:

Ветер дует нам в лицо,                      (ладошками машем на лицо)

Закачалось деревцо,                         (поднимаемруки вверх,

 раскачиваем из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише,                  (садимся на корточки, постепенно опуская руки)

Деревцо все выше, выше, выше!        (встаем на носочки, тянемся вверх)

  1. Развитие устной речи

  • Составление рассказа по серии картин

Педагог показывает сюжетные картины, рассказывает:

–   Это щенок Тимка. Тимка сидел дома и скучал. Вдруг он увидел тапки и стал с ними играть. Пришел с работы папа и стал искать тапки. А Тимка спрятал тапки под тумбочку.

Далее проводится беседа по вопросам:

–   Как зовут щенка?

–   Что спрятал Тимка?

–   Где папа нашел тапки?

  1. Домашнее задание

–   Ребята, мы сегодня познакомились с буквой Т, дома раскрасьте эту букву.

  1. Подведение итогов

–   Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие вы знаете слова, которые начинаются на букву Т? Какие слоги мы читали? Про кого я чита­ла вам рассказ, как звали щенка? Вам понравилось сегодняшнее занятие или было сложно?..

Дается оценка деятельности детей на уроке.

  1. Завершение урока

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так.

Громко прозвенел звонок –

Вот и кончился урок!

УРОК №…

Тема урока: Закрепление звука и буквы Т

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • актуализировать в памяти детей пройденные буквы;
  • развивать умение различать на слух буквы М, П, Т;
  • совершенствовать технику чтения детей;
  • развитие устной речи, фонематического слуха;
  • развитие логики и сообразительности, творческого воображения;
  • воспитание прилежания, эмоционально-положительного настроя на урок, сотрудничества с учителем и детьми.

ОБОРУДОВАНИЕ (демонстрационное и раздаточное) Демонстрационное: слоги ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЕ, буквы Т, М, П, картинки: телефон, танк, мишка, молоко, паровоз, пирожок.

Раздаточное: таблички со слогами, муляжи овощей: картофель, огурец, поми­дор, перец, капуста, морковь, лук, чеснок.

ХОД УРОКА

   1. Организационный момент

(Дети вместе с педагогом рассказывают стишок с жестами.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так!

Громко прозвенел звонок -Начинается урок!

– Здравствуйте, ребята!

Слушайте внимательно, на стульчик садится только тот, чье имя я назову. Маша, Катя…

  1. Проверка домашнего задания и закрепление пройденного

Работа со слогами (на доске висят слоги ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЕ)

–    Ребята, какую букву мы узнали на прошлом занятии? (Т)

А теперь давайте прочитаем слоги. (Дети хором прочитывают слоги с доски.) Далее детям раздаются данные слоги. Инструкция:

–    Найдите и покажите ТА. (Дети находят карточку, поднимают. Для детей, ко­торым сложно выполнять данное задание, педагог через некоторое время показы­вает слог на доске, чтобы ребенок сличил его со своим.)

  1. Развитие речи. Формирование простого и сложного предложения. Составление предложения

–  Ребята, сейчас на улице тепло, снег растаял и появилась травка. (На доску вы­вешиваются картины и фотографии по теме «Весна»). Мы все с вами скоро поедем на дачу и будем сажать и поливать растения.

На доске написано: «Я посажу на даче … и ……

Читайте также:  Похмельный синдром как снять в домашних условиях высокое давление

Педагог показывает детям два овоща, спрашивает, что это, и дает словесный образец:

–    Я посажу на даче картофель и помидоры.

Далее всем детям раздаются овощи, каждый ребенок называет их и составляет предложение, дети хором повторяют. На доске к схеме предложения прикрепля­ются нужные картинки с подписями.

  1. Физкультминутка

–    Мы занимались и немножко устали, давайте сейчас разомнемся:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.                 (пальцами рисуем горизонтальные полоски

на животе).

Хомка рано встает,

Ручки моет, глазки трет,                 (тянемся вверх, «моем»ручки, глазки) Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку                 (наклоняемся к полу, машем руками из стороны в

сторону)

Один, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!!!        (руки в стороны, на счет сгибаем в локтях)

  1. Актуализация опорных (или приобретенных) знаний

Дифференциация букв/звуков Т, М, П

На доску вывешиваются буквы Т, М, П.

–    Ребята, давайте вспомним, какие это буквы, и назовем их….

А у меня есть картинки, что это? («Телефон».) Какая первая буква в этом сло­ве? («Т».) Маша, иди, повесь эту картинку в нужную колонку. Так последовательно обсуждаются и развешиваются все 6 картинок. Затем дети самостоятельно выполняют эту работу у себя на листах, после чего произ­водится проверка выполненной работы:

–    Ребята, какие картинки вы приклеили на букву Т? (Дети называют, сравни­вают с доской и т. д.)

  1. Подведение итогов урока

–    Ребята, что мы сегодня делали на уроке? Какие буквы вспоминали? Какие слоги читали? Какие картинки вы приклеивали? Что на занятии вам понравилось?..

Дается оценка деятельности детей на уроке.

  1. Завершение урока

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так.

Громко зазвенел звонок –

Вот и кончился урок.

Источник

Светлана Кукушкина
Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна. Оно предназначено не только для профессиональных педагогов, но и для родителей, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать.

Программа «Начинаем говорить» опирается на сильные стороны детей с синдромом Дауна – зрительное восприятие и зрительную память. В ее основе лежит метод глобального чтения. Комплект «Начинаем говорить» включает предметные и сюжетные картинки, таблички со словами, лото, а также специальные карты, которые помогут ребенку проговаривать слова по слогам и составлять фразы. В наборе даны рекомендациями, которые помогут организовывать интересные и эффективные занятия с ребенком. Систематические занятия с использованием этой методики дают положительную динамику в развитии речи.

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

Публикации по теме:

Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Использование сенсорных игр для развития речи детей Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна»
Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Использование метода проекта в развитии связной речи детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №131 «Снегурочка» г. Мурманск 2017 «Использование метода проекта в развитии.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна
В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Статья «Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Требования современной действительности предполагают наличие у детей.

Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать.

Источник