Занятия с детьми с синдромом дауна 5 лет

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» – сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед – .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи:  Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Читайте также:  Снять болевой синдром после алкоголя

Воспитатель:

-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки!                    (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки!                      (Показывает уши)

Здравствуйте щечки!                    (дотрагивается ладошками о щеки)

Здравствуй носик!                        (показывает нос)

Здравствуйте губки!                     (показывает поцелуй)

Здравствуй Тимочка!                    (гладит по голове)  

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.  

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

-Воспитатель:  (показывает зайца)

-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

– Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

– Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

– Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

-Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки                       (складывает ладони корзиночкой)                                                                                                     

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает  на голову ребенка маску паровозика)

-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз,              (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез.            круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух!                           звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…

Воспитатель:

-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

(вдыхаем через нос и  выдыхаем через рот  « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

– Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

– Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Воспитатель:

-Тимочка! Ты молодец!

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5  г.ж.

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)

                                                                             

Использование технологий:

Читайте также:  Синдром пустого турецкое седло на мрт

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Игровых

Здоровьесберегающих

                                                                                        Воспитателя

                                                                                             Кукарских Н.В.

Источник

ИГРЫ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ    С  СИНДРОМОМ   ДАУНА

Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.

Игры на развитие речи детей

«Волшебный мешочек» – развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».

«Угадай, кто кричит» – развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.

«Перышко» – для развития дыхания. Дуем на перышко.

«Травка для коровки» – стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Читайте также:  Кто ждет ребенка с синдромом дауна

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.

Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Игры на сенсорное развитие.

«Рыбак» – развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.

 Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

Подвижные игры.

«Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

«Прокати шарик в воротца»

 «Накидывание на кольцеброс» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

Игры на развитие моторики

«Скатай ленту» – развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.

«Поймай рыбку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.

«Перелей водичку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.

«Прокати шарик» – развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.

«Слепи колобка» – из теста делать колобочки разного диаметра.

«Вылечи куклу» – в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).

Игры с песком.

«Сыщик» – закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

«Художник» – на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков. 

«Юный конструктор» – прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко. 

Источник