Завышенные требования к ребенку синдром

Некоторые родители-максималисты в вопросе воспитания детей придерживаются принципа «все или ничего». Они считают, что ребенок всенепременно должен быть первым по всем показателям и для этого с малых лет ставят перед ним самые сложные задачи, ожидая, что только постоянно преодолевая трудности их чадо сможет добиться успеха в жизни.
Одной из частых причин обращения к детскому психологу является чрезмерная строгость и завышенные требования взрослых по отношению к своим детям. Родители полагают, что если все время не держать ребенка в «ежовых рукавицах», в будущем это выльется в полную несамостоятельность и безответственность чада.
Подчас и специалисту трудно провести грань между необходимой и неоправданной строгостью, но есть несколько признаков, которые могут заставить родителей задуматься о том, что они перегибают палку.
Родители не учитывают контекст ситуации
Требования к ребенку – основа воспитания, без которой не произойдет его личностный рост. В каждой семье есть свои правила, которым подчиняются ее члены, но должны быть и исключения из них, в зависимости от внешних обстоятельств. Например, существует договоренность, что каждый день ребенок после школы идет гулять с собакой. Это нормальное требование по отношению к школьнику, у которого немного домашних заданий и масса свободного времени. Но стоит помнить что, как и на «взрослой» работе, в школе бывают авралы, когда за один день нужно подготовить большой объем заданий. Если вы видите, что ребенок выбивается из сил, стоит пойти ему на встречу, а не заставлять «найти время на все» и «делать то, о чем договорились».
Ребенок часто лжет
Жесткие меры взыскания за малейшую провинность заставляют ребенка изворачиваться и врать, чтобы избежать наказания. И в результате он привыкает к тому, что ложь – действенный способ уйти от решения любой проблемы.
У ребенка слишком много ограничений и правил
В одной семье ребенок после школы может часами валяться на диване, «зависать» в соцсетях или играть в компьютерные игры, а в другой используется система «тайм-менеджмента»: день расписан по минутам и малейшее отступление от графика грозит ребенку «невыполнением нормы» и отсутствием отдыха в принципе. Родителям стоит помнить: чем больше список правил, тем меньше вероятность, что ребенок запомнит их все и сможет соблюдать.
Родители постоянно указывают и придираются, не дают права на ошибку
Если постоянно «стоять над душой» у ребенка и указывать на каждую ошибку, а затем показывать «как надо», это приведет к тому, что он не сможет научиться выполнять работу самостоятельно и учиться на собственных ошибках.
Родители не предлагают выбор
Вместо того, чтобы задать ребенку вопрос, что он хочет сделать сначала – снять пижаму или почистить зубы, некоторые родители просто раздают указания: что, как и в какой последовательности надо выполнять. Взрослым важно помнить, что детям следует не только давать готовые инструкции, но и стимулировать развитие самостоятельного мышления. Стоит дать ребенку больше свободы, особенно, если речь идет о решении рутинных повседневных задач.
Родителям важен результат, а не старания
Родители хвалят детей только в случае достижения высоких результатов. Самый высший балл в классе, первое место в танцевальной программе, лучший результат в школе. Подобное поведение со стороны родителей заставляет ребенка считать, что его любят и ценят только тогда, когда он не просто добивается успехов, а является лучшим из лучших.
Родители постоянно угрожают
Если ребенок допустил провинность, он должен знать, что у этого будут последствия. Но когда родитель «играет на опережение» и использует регулярные угрозы как метод воспитания, особенно если не готов воплотить их в жизнь, это приведет только к враждебности со стороны ребенка.
В лексиконе требовательных родителей – целый арсенал фраз, ярко отражающих методы воздействия на ребенка. Произносятся они тоном, не терпящим никаких возражений.
Сейчас же это сделай, или…!
Делай то, что тебе говорят!
Сделай это немедленно!
Почему? Потому что я так сказала!
Часто причина родительской тирании кроется в их личной неуверенности в себе, неспособности контролировать свою жизнь и сделать ее лучше. Поэтому они испытывают постоянное желание контролировать жизнь своих детей и управлять ею.
Последствия завышенных требований к ребенку
Разумеется, у излишней родительской требовательности есть последствия. Ребенок чувствует давление, которое отрицательно сказывается на всех видах деятельности, винит себя за то, что является, по его мнению, неидеальным. В результате он становится склонен к депрессии, тревожным расстройствам и излишней самокритике.
У детей, к которым предъявляются слишком высокие требования, формируется ощущение, что их стараний для достижения нужного результата всегда будет недостаточно. На вопрос «что надо делать, чтобы родители тебя любили?», они чаще всего отвечают, что должны учиться на отлично и хорошо себя вести, а не просто жить.
Когда родители вынуждают ребенка подчиняться своей воле, ему приходится подавлять свои собственные стремления и желания. В результате у ребенка копится чувство ненависти и склонность к саморазрушению, которую он может направить и на себя, и на родителей, и на ближайшее окружение. У детей младшего школьного возраста это проявляется в постоянных болезнях, а у подростков — в тяге к алкоголю, курению и наркотикам.
Родителям следует помнить, что требования к ребенку должны быть разумными и объективными. Только тогда эти требования не нанесут ему вред и благотворно скажутся на личностном развитии.
Источник
Основным желанием каждого сознательного родителя является воспитание детей более успешными, чем они сами. Пожелание, чтобы они никогда не повторяли родительских ошибок в учебе или выборе жизненного пути, вполне естественно. Но некоторые родители заходят слишком далеко в стремлении сделать ребенка «улучшенной копией» самих себя и приводят к возникновению у него так называемого «синдрома отличника». Этот синдром порождается сочетанием личных качеств детей и завышенными родительскими ожиданиями и может серьезно навредить развитию ребенка.
Завышенные требования к детям: причины и последствия
Многие взрослые считают, что дети не имеют четкого вектора развития в силу своего возраста, и если их не направлять, то они не добьются успеха в жизни. Порой происходит так, что родители чувствуют свою несостоятельность в той или иной сфере в прошлом, например, недостаточно хорошо занимались музыкой или спортом, поступили не в то высшее учебное заведение или неверно выбрали карьеру. По их мнению, эти пробелы должны компенсировать дети, и тогда они смогут достичь успеха в жизни.
Часто подобный родительский подход оборачивается серьезными проблемами у детей. Завышенные ожидания приводят к таким негативным последствиям, как жизнь в постоянном напряжении и стремление быть лучше других. Особенно опасно для детской психики понимание того, что любая неудача ребенка воспринимается родителями слишком болезненно. Так постепенно формируется комплекс неполноценности.
Чувство собственной неполноценности — корень многих проблем не только школьников, но и выросших детей. Если в детстве они боялись огорчить своими неудачами отца или мать, то теперь они будут бояться начальника или супруга. Стремление «быть хорошим для всех» приводит к неблагоприятным последствиям для самого человека.
Признание взрослыми права ребенка на ошибку и неудачу и работа с собственными негативными установками поможет избежать многих проблем в детско-родительских отношениях.
Как родители формируют у детей «синдром отличника»?
Стремление быть лучше всегда и во всем получило название «синдром отличника». В школе ребенок с «синдромом отличника» постоянно боится получить плохую отметку или признать, что ему плохо дается изучение какого-либо предмета. Взрослый человек с «синдромом отличника» болезненно переживает неприятности на работе и любые неудачи в карьере и личной жизни.
Во многих случаях перфекционизм уходит корнями в детство. Человек мог не получать достаточно любви от матери, отца и других значимых взрослых. Они внушали ему, что он должен быть успешным, и часто ругали за совершаемые ошибки и неудачи.
Что же заставляет взрослых подчинять ребенка своим амбициям? Вполне возможно, что они сами чувствуют неуверенность в себе и собственных силах и ждут, что он оправдает их надежды. Не имея возможности гордиться собственными достижениями, они думают, что ребенок должен достичь высот, которыми можно гордиться всей семьей. Вначале «долг» может выражаться в отличных показателях успеваемости, затем в учебе в престижном институте, а после получения высшего образования — в престижной и высокооплачиваемой должности.
Рано или поздно стремление во всем соответствовать родительским ожиданиям негативно отражается на детской психике. Ведь ребенок — это отдельная личность, и он имеет право на свои интересы. Конфликт интересов может привести к ухудшению отношений в семье. Например, взрослые хотят, чтобы ребенок изучал математику и стал экономистом, а его привлекает искусство, которое не приносит достаточного дохода. Но из страха огорчить отца или мать он подчиняется и посвящает свою жизнь финансам. Нелюбимая работа в будущем также может обернуться психологическими проблемами.
Если взрослые понимают, что развитие ребенка не означает полного подчинения их амбициям, то «синдром отличника» не навредит его карьере и отношениям с окружающими.
Источник
Статья
Часто, родители сами слишком завышают требования к дочке или сыну и ребенок, старясь угодить, много учится, сидит за уроками, помогает в быту, старается и теряет свои лучшие детские годы. По мере взросления, ребенок начинает предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим, что чревато, как минимум, одиночеством. Хотите ли вы такой судьбы своему чаду?
Признаки, характерные для синдрома отличника
Этот синдром, которому чаще подвержены девочки, кажется подарком для родителей и они часто закрывают глаза на многие его проявления. А зря! Если вовремя не обратить внимания на такого ребенка, в лучшем случае, у него разовьется много комплексов. А вместе с завышенными требованиями к себе и окружающим, очень велик риск получить сильную депрессию, нервный срыв и ощущение того, что такой человек никому не нужен. Как вам перспектива? Не очень?
Чтобы хотя бы немного почувствовать, что это такое, представьте себе самый сложный экзамен, от которого зависит вся ваша карьера. Представили? Вот такой своеобразный экзамен ребенок-перфекционист сдает каждый день.
Иными словами, синдром отличника вызывает сильное психическое напряжение, которое приводит к истощению нервной системы, а затем и всего организма в целом. И, как бы вас не радовали успехи ребенка, необходимо обратить внимание на его поведение, чтобы вовремя заметить тревожные признаки.
Как распознать синдром отличника?
- Такие дети очень неуверенны в себе и при этом весьма болезненно реагируют на любую критику в свой адрес. Ребенок может даже впасть в депрессию или, по крайней мере, у него надолго испортится настроение. Возможны проявления агрессии: ребенок начинает огрызаться, может затеять драку.
- Ребенок легко жертвует прогулками, общением с приятелями, разными развлечениями ради достижения успеха.
- Ревность у таких детей проявляется к тем детям, кто получает похвалу от учителя и отличные оценки. Причем эта ревность очень хорошо заметна окружающим.
- Такой ребенок боится потерпеть неудачу и может легко отказаться от выполнения задания, которое, по его мнению, способно дискредитировать его. В школе можно встретить случаи, когда ребенок-отличник отказывается выходить к доске, чтобы не выглядеть дураком и не опозориться. В случае неудачи, он становится апатичным, возможно даже развитие депрессии.
Главным мотивом для ребенка является получение отличной оценки, а для этого он пойдет на все, может даже схитрить или подставить одноклассника.
Самооценка у ребенка с синдромом отличника может сильно повыситься, если его похвалить, а если забыть это сделать, у него сильно испортится настроение.
Если ваш ребенок рассеян, чем можно помочь?
Чем помочь ребенку с синдромом отличника?
- Родителям, которые слишком завысили планку для ребенка, необходимо умерить амбиции и перестать перекладывать на него свои комплексы и нереализованные мечты. Не нужно ругать свое чадо за «четверки» и внушать ему, что он способен на большее. Тем более, не следует наказывать за тройки, хвататься при этом за сердце и валерианку, закатывать показные истерики.
- Не сравнивайте своего ребенка и его промахи с успехами других детей. Никогда. Не нужно говорить, что, к примеру, у Пети или Васи математика получается лучше, чем у вашего ребенка. Лучше скажите ребенку, что вы в него верите и очень любите, даже если математика ему не дается.
- Старайтесь поднять самооценку своему ребенку, отвлеките его, помогите найти хобби, просто так, для души и самовыражения.
- Расскажите, что умение проигрывать – целая наука, овладев которой, ребенок сможет неудачи превратить в успех и получить при этом очень полезный опыт. Право на ошибку имеют все.Объясните ему, в чем преимущество совершаемых им ошибок.
- Прививайте ребенку «здоровое разгильдяйство». Иногда полезно расслабиться, развлечься, просто отдохнуть, просидеть лишний час на диване или сходить с друзьями на прогулку.
- Развивайте у деток оптимизм и чувство юмора, самоиронии. Это очень полезное качество, позволяющее принять себя таким, какой есть.
Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо предъявлять к нему разумные требования. Перфекционизм, конечно, не является болезнью, но может сильно отравить жизнь вашему чаду и окружающим его людям.
А как еще можно помочь ребенку с завышенной планкой требований? Поделитесь советами в комментариях.
Лекция “Трудности обучения в начальной школе”, советы и инструкции Марьяны Безруких
Чтобы оставить комментарий необходимо
Войти
Источник
Сегодня свою статью я хочу посвятить теме, которая касается детей ,так называемых, отличников, хорошистов, которые, что называются “лезут из кожи” лишь бы быть хорошими для учителей, родителей. Эти дети привыкают буквально с пеленок, что нужно соответствовать порой чрезмерно завышенным ожиданиям взрослым. Они усваивают, что за хорошее поведение, хорошие оценки их всегда будут хвалить, их будут считать хорошими, а за плохие поступки и оценки будут считать плохими, они будут позором для матери, для семьи в целом. Такое поведение у них закрепляется, они начинают других также мерить на хороших и плохих, относясь также с непониманием и неприятием к детям, окружающим, которые склонны к совершению плохих поступков. Плохой поступок для них имеет равенство с плохим человеком. Воспитывают часто таких детей те родители, которые тоже также воспитывались в семьях, где родители старались никогда не показывать своих слабых мест перед детьми, своих промахов, ошибочно считая, что если они будут представать перед детьми только успешными, то будут иметь авторитет у своих детей.
Обычно первые звоночки такой проблемы как предъявления завышенных требований к ребенку можно наблюдать, когда ребенок, получающий всегда хорошие оценки, практически доходит до истерики, когда вдруг получит двойку в начальных классах. Причем учитель при этом ребенка вовсе не ругает, ребенок сам себя “истязает” наказывает за плохую оценку, в данном случае такой истерикой, слезами. Уговоры же учителя, что ничего страшного не произошло, ни к чему не приводят. Ребенок за каждый свой промах начинает внутренне себя истязать, мучить, порой даже начинаются психосоматические заболевания, т.к. ребенок неосознанно дает сигнал подсознанию, что он “заслужил” наказания. Когда же приглашаешь на беседу родителей таких детей, чаще мать, то понимаешь откуда что называется “дует ветер”, мать сама ведет себя в разговоре крайне педантично, категорично, обвиняет образование, учителей, четко делит мир на черное и белое, чувствуются властные нотки в голосе. Все проблемы ребенка часто такие родители считают проблемой ребенка, ничего не желают менять в своем воспитании и такой ребенок растет с этим ужасным ощущением, что он хороший для матери будет только тогда, когда он будет делать так, как хочет его мать. Такие родители часто даже сами не осознают, что являются заложниками общественного мнения, им важно, чтобы о их ребенке говорили, как о способном, выдающемся, чтобы родители им гордились, внушают это своим детям. Безусловно, в какой – то мере такой подход в воспитании присутствует практически в каждой семье, но здесь мы говорим о крайних проявлениях такого подхода, когда ребенку ставится такая планка, с которой ему порой становится просто тяжело жить.
К сожалению, таких родителей становится все больше, многие уже с раннего возраста излишне занимаются развитием ребенка, хотят, чтобы их ребенок выглядел как можно умнее, талантливее, записывают детей порой в неимоверное количество кружков. В моей практике был такой случай, когда одна ученица, которая тоже плакала из-за плохих оценок, посещала очень много кружков, на которые она физически еле успевала, мать же не видела в этом ничего дурного.
Но этот случай мне почему – то очень ярко вспомнился, когда мы разбирали причины совершения суицида одной десятиклассницы, которая по словам школы была и умница, и участвовала везде и всюду, и после получения двойки совершила такое… Конечно, однозначно, сказать, что только это послужило причиной суицида нельзя, но и отрицать, что завышенные планки очень тяжелы для детей и могут в будущем стать причиной совершения такого страшного поступка, думаю не стоит. Этому мы также находим подтверждение, когда читаем в СМИ, что дети заканчивают жизнь самоубийством после ЕГЭ: не смог сдать ЕГЭ, ощущение провала невыносимо до такой степени, что даже жизнь становится не мила…
Призываю всех родителей, которые сейчас предъявляют завышенные требования к своим детям задуматься, стоят ли ваши завышенные требования здоровья, а порой и жизни ваших детей. И если уже сейчас ваш маленький ребенок “уливается” слезами из-за плохих отметок, необходимо срочно что – то менять в воспитании, может быть даже в своем собственном мировосприятии, создавать вокруг ребенка ощущение, что у вас и у него всегда есть право на ошибку и близкие всегда его поймут и могут все преодолеть.
Источник