Женщины с синдромом аспергера как определить

Женщины с синдромом аспергера как определить thumbnail

Данный материал в равной степени полезен:

  • родителям, растящим девочек-аспи,
  • знакомым, друзьям и членам семей женщин-аспи, 
  • самим женщинам-аспи, особенно диагностированным во взрослом возрасте, или подозревающим у себя СА.

Текст представляет собой сводный перечень черт по групповым характеристикам личности: внешний вид, обучение, умственные способности, эмоциональность, психика, социальные взаимоотношения и т.д.. Подводится краткое резюме отличий женского и мужского вариантов синдрома Аспергера.

Внешний вид/Личные привычки

Одежда комфортная из-за сенсорных особенностей и практична.

Не тратит много времени на уход за собой и волосами. Прическа может сводиться к “помыла волосы и пошла”. Может быть вполне счастлива и без постоянного ухода за собой.

Эксцентрична, что, возможно, отражается на внешности.

Юные, несообразные возрасту, взгляды, стиль одежды, поведение, вкусы. 

Обычно чуть более выразительная мимика и жестикуляция чем у мужчин синдромом Аспергера.

Возможно наличие андрогинных черт, несмотря на внешне женственную наружность. Восприятие себя как “она” и как “он” (равновесие женского и мужского начал).

Возможно отсутствие четкого самоопределения, сильная переменчивость (как хамелеон), особенно до диагноза.

Уход в чтение книг и просмотр фильмов, чаще научно-фантастического, сказочного, детского характера; самые предпочтительные становятся убежищем.

Использует контроль как метод управления стрессом: правила, дисциплина, ригидность в некоторых привычках, которые противоречат её кажущейся чуждой условности натуре.

Обычно счастливы дома или в любой иной хорошо контролируемой среде.

Умственные способности/Одаренность/Обучение/Профессия

Могут быть диагностированы как аутисты или аспи, но также воспринимаются исключительно одаренными, застенчивыми, чувствительными и проч. Также могут иметь очевидные или очень значительные трудности с обучением.

Нередко музыкальны, артистичны.

Возможно наличие савантических черт или иных уникальных талантов.

Возможно наличие сильного интереса к компьютерам, играм, науке, графическому дизайну, изобретательству, вещам технического и визуального характера. Склонны к внутренним размышлениям, могут тяготеть к писательству, изучению языков, культуры, психологии.

Возможно самостоятельное овладение навыком чтения или гиперлексия в детстве. Могут присутствовать и иные хорошо освоенные самостоятельно навыки.  

Возможно достигаются успехи в учебе, но для понимания социальных аспектов в колледже требуются усилия (в той или иной степени).

Могут быть очень увлеченными в ходе учебы или работе, но затем быстро меняют направление или охладевают к процессу.

Нередко имеют проблемы с удержанием на работе и сложности с трудоустройством.

Высоко интеллектуальны, но, тем не менее, иногда медленно  реагируют из-за особенностей сенсорных и когнитивных процессов.

Плохое понимание словесных инструкций – потребность в письменных указаниях и наглядных схемах.

Присутствуют навязчивости, но менее необычные по сравнению с имеющимися у мужчин-аспи (меньше похожи на самозабвенного наблюдателя поездов).

Эмоциональность/Психика

Эмоционально незрелы и эмоционально чувствительны.

Преобладающие эмоции – тревога и страх.

Более способны к разговору о чувствах и эмоциях чем мужчины с СА.

Значительные сенсорные проблемы со слухом, зрением, обонянием,  тактильным восприятием и склонны к перегрузкам (но менее чувствительны к вкусу и консистенции еды чем мужчины с СА).

Капризны и склонны к приступам депрессии. Возможно диагностирование биполярного аффективного расстройства  (сопутствует СА), при этом ошибочно не будет диагностирован синдром Аспергера.

Вероятно способы лечения симптомов различаются от случая к случаю. Возможна высокая чувствительность к препаратам и любому воздействию на организм вплоть до реакции отторжения.

9 из 10 имеют желудочно-кишечные расстройства, в том числе язву, гастрит, синдром раздраженного кишечника.

Во время огорчения или  волнения успокаиваются стимами: раскачивание, трение лица,  зудение, дергание пальцами,  покачивание ногой, постукивание пальцами или ступнями.

Выражают радость в физической форме: машут руками, хлопают, поют,  прыгают, кружатся, танцуют, шумят.

Склонность к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь , вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку. 

Ненавидят несправедливость и когда их не понимают, это может привести к гневу и ярости.

Склонны к немоте во время стресса, беспокойства, после мелтдауна. Заикаются реже чем мужчины с СА, но могут иметь скрипучий голос, монотонную речь, особенно когда тревожатся или огорчены.

Социальность/Отношения

Слова и действия часто не понимаются окружающими.

Слывет хладнокровной, эгоцентричной особой, недружелюбной.

Временами чрезмерно откровенна, может самозабвенно рассказывать о своих увлечениях и интересах.

Может быть застенчивой и молчаливой.

Как и мужчина с синдромом Аспергера, может отключаться во время социального взаимодействия из-за перегрузки, но в целом более удачно действует в социуме при маленьких нагрузках. Может даже производить впечатление уверенного в себе человека, но это лишь видимость.

Мало куда ходит, как правило, с партнером или с детьми, если они есть.

Не имеет много подружек, не увлечена типично девичьими делами типа хождения по магазинам и совместных прогулок, сборищ.

Возможно в школе имеет близкого друга или друзей, но не когда достигает взрослого возраста. 

Либо хочет, либо не хочет романтических отношений. Если она в отношениях, то, вероятно, воспринимает их серьёзно. Но может и осознанно выбрать целибат или одиночество.

Из-за сенсорных особенностей или по-настоящему наслаждается сексом, или испытывает сильное отвращение к нему.
  
Если ей нравится мужчина, то может быть напористой, заметной, чудаковатой в своем желании дать ему знать об интересе. Например она может таращиться на него при встрече или звонить ему много раз подряд. Это происходит из-за непонимания социальных гендерных ролей. С наступлением зрелости это может измениться.

Часто предпочитает компанию животных, но не всегда из-за сенсорных особенностей.

Резюме различий между женщинами и мужчинами с синдромом Аспергера

Обычно более выразительны в мимике и жестикуляции чем мужчины.

Лучше чем мужчины подражают, также умеют  подражать большему количеству типажей по сравнению с мужчинами. Некоторые чрезвычайно плохо самоидентифицируют себя и очень переменчивы, особенно до диагноза.
 
Фиксации не столь необычны или абстрактны, как у мужчин с СА, и более практичны.

Более открыты к разговорам о чувствах и эмоциях, чем мужчины с СА.

Диагностированы реже чем мужчины, потому что критерии диагностики базируются на поведении и чертах мужчин. Ганс Аспергер обследовал только мальчиков. Чаще получают диагноз “Биполярное аффективное расстройство” (сопутствует СА).

Жестикуляция и поведение во время радости более выразительны чем у мужчин: машут руками, хлопают, поют,  прыгают, кружатся, танцуют, шумят; это свойственно как девочкам, так и женщинам.

Взрослые женщины склонны к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь, вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку. Взрослые мужчины с СА не склонны к плачу.

Как правило, окружающие проявляют к женщине с СА меньшее терпение и большие ожидания, потому что она выглядит более адаптированной.

Ненавидят несправедливость и непонимание, это может привести к гневу и ярости.

Заикаются реже мужчин с СА во время тревоги или беспокойства; и те, и другие имеют скрипучий голос, монотонную речь, с трудом говорят или немоту.

Женщины в общем лучше социализируются. Могут создать видимость уверенности в себе. Как и мужчины с СА, могут отключаться в социальных ситуациях из-за перегрузки.

Чаще заводят животных для эмоциональной поддержки, но не только из-за сенсорных особенностей.

Представленный выше материал — перевод текста “List of Female Asperger Syndrome Traits” из книги Руди Симон “Аспидевочки: Расширяя права и возможности женщин с синдромом Аспергера”.

Источник

Женщины с синдромом аспергера как определить

Симптомы и проявления аутизма часто понимают неправильно, и это особенно верно в случае женщин и девочек. Часто считается, что если кто-то находится в спектре аутизма, то это будет «Человек дождя» — необщительный, одаренный в отношении чисел, и обязательно мужчина. Однако в реальности это очень разнообразная группа. Многие женщины с аутизмом всю свою жизнь не могут понять, что же с ними не так, потому что все вокруг неверно интерпретируют их особенности.

Читайте также:  Вестибуло атактический синдром при посттравматической энцефалопатии

Одна из причин того, почему аутизм с меньшей вероятностью выявляется у женщин, состоит в том, что они не всегда соответствуют стереотипам, и очень часто они много работают над тем, чтобы скрыть свои особенности. «У нее не может быть РАС – она смотрит в глаза, у нее есть подруга, она заботится о других… множество гендерных стереотипов приводят к тому, что женщинам с РАС не ставится диагноз и их неверно понимают», — говорит доктор Таша Освальд, лицензированная психологиня.

«У девочек социальные проблемы часто присутствуют в более мягких формах, чем у мальчиков их возраста, что связано с предвзятым отношением и убеждением, что девочки в принципе должны быть более общительными, чем мальчики – считает Кристин Скотт-Хадсон, лицензированная психотерапевтка. – Девочек с раннего возраста приучают к тому, что нельзя разочаровывать или как-то задевать учителей или ровесников, так что девочки с аутизмом могут целенаправленно скрывать свое поведение, реакции и чувства, чтобы лучше угождать другим».

Ниже приводятся некоторые возможные признаки аутизма, которые могут гораздо чаще встречаться у женщин, но, по мнению эксперток, на них не обращают внимание.

Примечание: перечисленные ниже признаки относятся только к одной из форм аутизма – синдрому Аспергера, который сейчас входит в расширенное понятие «расстройство аутистического спектра» согласно классификации (DSM-5), принятой в некоторых странах. Для синдрома Аспергера характерны хорошо развитые речевые навыки и отсутствие интеллектуальной инвалидности.

1. Трудности в социальных ситуациях

«Как и мужчины с РАС, женщины с РАС испытывают социальные сложности, но в их случае это обоюдоострый меч – их трудности и ухудшаются, и облегчаются из-за завышенных социальных требований общества в отношении женщин. От женщин требуют быть более социально чувствительными, чем мужчины, и соблюдать правила этикета», — отмечает Освальд.

Другими словами, речь не о том, что у женщин есть социальные трудности, которых нет у мужчин. Проблема в том, что они с большей вероятностью будут стараться маскировать их.

«Все люди с РАС испытывают сложности с пониманием чужих намерений, восприятием социальных сигналов, пониманием неписанных правил общества – это основные симптомы аутизма», — говорит Освальд.

2. Издевательства/травля в школе

Многие девочки страдают от травли в школе, но эта проблема наиболее часто касается девочек в спектре аутизма, и в их случае травля может принимать наиболее жестокие формы.

«Средние классы школы – это переломный момент для многих девочек с РАС, потому что они начинают все больше «не поспевать» за социальным развитием других детей, — объясняет Освальд. – Травля в отношениях с ровесниками достигает пика именно в этот период. Социальное взаимодействие среди детей этого возраста становится все более сложным, повышается необходимость понимать не буквальный язык (сарказм, комплименты с издевкой и так далее). Девочки с РАС становятся мишенью жесткой травли в отношениях и социального отвержения».

3. Диагностированная депрессия и/или тревожное расстройство

Многие трудности, которые испытывают женщины с РАС, в том числе, опыт травли, приводят к повышенной тревожности и депрессии. Временами специалисты диагностируют у девочки депрессию или тревожное расстройство, но при этом не замечают изначальной причины.

«Среди женщин гораздо чаще встречаются депрессии и тревожные расстройства, и диагностика этих расстройств более приемлема в нашей культуре для женщин, а не для мужчин, — говорит Освальд. – Одновременно с этим, характеристики спектра аутизма часто игнорируются при диагностике у женщин».

4. Осознанный контроль за мимикой или языком тела

Иногда можно встретить описания того, что для людей в спектре аутизма характерны лица без выражения, нейтральный и бесстрастный тон голоса и отсутствие каких-либо других признаков эмоций («плоский аффект»). Это связано с тем, что у них нет такого же автоматического социального поведения, как и у других людей. По этой причине, некоторые люди с синдромом Аспергера, особенно женщины, могут осознанно выполнять какие-то действия, связанные с языком тела, например, улыбаться и кивать, чтобы лучше «вписываться».

«Женщины с аутизмом, в отличие от своих ровесников мужского пола, похоже, развивают более успешные компенсаторные стратегии, скрывающие признаки аутизма. Например, они кивают и улыбаются в ситуациях, когда они не понимают социальные нюансы, – говорит Освальд. – Возможно, причина более развитых компенсаторных стратегий в том, что женщинам предъявляют завышенные требования в отношении социальной чувствительности, и им могут давать больше прямых и скрытых инструкций по социальному поведению».

5. Подчиненное поведение в социальных ситуациях

Женщин в целом социализируют вести себя подобным образом, но в случае, если женщине сложно понять, как вести себя в той или иной социальной ситуации, это может стать одной из компенсаторных стратегий.

«Застенчивость, избегание взгляда в глаза во время разговора, в нашем обществе считается скорее женским, чем мужским поведением, — говорит Освальд. – Многие приходят к выводу, что девочка просто застенчивая и очень вежливая, и возможные признаки аутизма игнорируются».

6. Выбор учебы или работы вместо общения

Поскольку люди с синдромом Аспергера часто испытывают трудности и стресс в социальных ситуациях, они могут искать оправдания, чтобы избегать их. Например, таким оправданием может быть учеба или работа.

«Они могут быть очень ригидными в том, что касается их расписания дня, — говорит Скотт-Хадсон. – В общежитиях колледжей и университетов они часто остаются в комнате, не ходят на вечеринки и другие групповые мероприятия и могут посвящать все время учебе, чтобы избежать общения. Так поступают и мальчики, но девочки больше скрывают свое социальное избегание, и они чаще говорят: “Ой, мне бы очень хотелось пойти на вечеринку, но мне надо заниматься!”»

7. Истощение из-за социальных ситуаций

Многие люди, особенно интроверты, устают от социальных ситуаций, но для женщин в спектре аутизма это особенно верно, тем более, что они очень упорно работают, чтобы не выделяться и выглядеть как все.

«Девочки в спектре аутизма часто жалуются на крайне сильную усталость от социального взаимодействия, потому что они тратят очень много энергии на копирование поведения других людей и камуфлирование своих настоящих желаний, например, играть в компьютерные игры в одиночестве или снова и снова смотреть один и тот же фильм, – говорит Скотт-Хадсон. – Девочки в спектре скрывают свои социальные сложности и камуфляж вызывает у них сильное истощение, что часто связано с повышенным риском тревожности и депрессии».

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки 1 сезон серия 3

8. Трудности без четкой роли

«Многие женщины, которых я встречала, и которым диагноз был поставлен поздно, сообщают, что им очень сложно в социальной ситуации, в которой у них нет четко определенной роли, — говорит Освальд. – В детстве они могли плакать и рано уходить домой во время ночевок в гостях. Во взрослом возрасте они придумывают сами себе роли во время социальных встреч, например, помощь на кухне или уборку».

«Особенности спектра аутизма могут быть связаны с сильными сторонами и талантами, например, большой сосредоточенностью на определенной теме или музыкальными способностями, но они также могут быть связаны с большими страданиями, — считает Освальд. – Поэтому так важно знать свой диагноз и понимать свои особенности – это помогает повысить сочувствие к самой себе за свои страдания, а также помогает лучше понять собственную жизнь, саму себя и стать более интегрированной и уверенной в себе женщиной».

Авторка: Сюзанна Уэйсс

Источник: Aspergers 101

Подпишитесь на наши новости:

Источник

Когда речь заходит об аутизме, то воображение простого обывателя рисует портрет красивого молчаливого мальчика, смотрящего в одну сторону и производящего однотипные ритмичные движения. Но на самом деле аутизмом могут страдать как дети, так и взрослые, независимо от половой принадлежности. К тому же аутизм имеет большое количество форм, поэтому в современной психиатрии данная патология носит название расстройства аутистического спектра (РАС).

Наиболее легкой и распространенной формой РАС является синдром Аспергера. Данное расстройство является врожденным, первые его признаки можно обнаружить в раннем возрасте. Несмотря на то, что этим синдромом страдает большое количество людей, его редко диагностируют, особенно в нашей стране. Дело в том, что в России данный диагноз обычно ставят только детям. До сих пор многие психиатры придерживаются мнения о том, что к 18 годам легкие формы аутизма должны либо исчезнуть, либо перерасти в более тяжкие патологии. Данное утверждение было давно опровергнуто, ведь синдром Аспергера является врожденной патологией, которая не поддается лечению. Тем не менее, взрослым пациентам этот диагноз изменяют на классический аутизм (синдром Каннера) или схожее расстройство, например, шизоидное.

Что же касается детей, то их родители редко приводят на прием к специалистам, поскольку не видят проблемы. У таких деток довольно высокий интеллект, а замкнутость и нежелание общаться со сверстниками часто объясняется особенностями характера. Именно поэтому в нашей стране большое количество людей остается один на один со своей проблемой.

Описание патологии

Психические расстройства у разных людей протекают по-разному. Однако люди, страдающие синдромом Аспергера, имеют ряд общих черт. Это касается взаимодействия с социумом, поведения, мышления с особенным когнитивным стилем, восприятия мира, работы органов чувств и т.д. То насколько ярко будут выражены симптомы, зависит от индивидуальных особенностей человека. Но ни возраст, ни пол, ни принадлежность к определенной расе не оказывает влияние на процесс формирования патологии.

Итак, человека с синдромом Аспергера можно узнать по таким признакам:

  1. Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
  2. Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
  3. Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
  4. Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
  5. Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
  6. Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.

Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.

Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Читайте также:  Лечение туннельного синдрома карпальных каналов

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Синдром Аспергера у женщин

Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.

Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей – 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:

  • неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным. Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
  • селективный мутизм. Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
  • общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
  • пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.

Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.

Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.

Источник