Жесты для детей с синдромом дауна

Жесты для детей с синдромом дауна thumbnail

19.01.2017

Коммуникация между людьми осуществляется при помощи: вербального общения (устной речи) либо невербального (жестов, мимики, телодвижений, символов).

Устная речь это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Ее разделяют на:  импресcивную (сенсорную) речь –восприятие и понимание речи, и экспрессивную (моторную) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Очень часто общение с помощью устной речи у ребенка с синдромом Дауна происходит со значительными трудностями, и тогда ее дополняют альтернативными средствами общения, как правило,  жестами и пиктограммами.  Данные средства в общении с детьми с синдромом Дауна используют одновременно с устной речью, если же ребенок  не может владеть устной речью, тогда  оставшиеся альтернативные средства временно или навсегда ее полностью заменяют.

Роль невербальных средств общения для детей с синдромом Дауна очень значима. При неумении или неспособности использовать устную речь и неимении возможности донести свои мысли или выразить свои чувства другим может вызвать  у ребенка с синдромом Дауна скованность, неловкость, отчужденность, страх, враждебность. И наоборот  овладение такими средствами невербального общения, как жесты помогает  смягчить стрессовые ситуации, вызванные проблемами  общения. Использование жестов поможет ребенку с синдромом Дауна не только развить способность к коммуникации, но и пополнить словарный запас, получить определенные знания.

Чаще всего именно ладони и руки — это первые части тела, которыми начинает управлять маленький ребенок. Поэтому использование жестов возможно уже в самом раннем возрасте, даже с грудными детьми, что в будущем поможет сократить разрыв между импрессивной (пассивной) и экспрессивной (активной) речью ребенка.

Основные принципы  использования жестов, которые должны соблюдаться при работе с детьми с синдромом Дауна:

  • систематичность: жесты, которым обучен ребенок, должны использоваться в повседневной жизни регулярно;
  • конкретизация: один жест — одно понятие или действие;
  • ассоциативность: жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • общедоступность: всем окружающим, особенно близким ребенка, важно понимать жесты, которые использует ребенок, и реагировать на них.

При обучении жестовой коммуникации ребенка с синдромом Дауна обязательно нужно помнить:

  1. При обучении жесту обязательно побуждать ребенка произносить слова. При выполнении жеста взрослый должен «проговорить» его — произнести значение каждого  жеста. Также когда ребенок обращается с жестом к взрослому, последний должен прокомментировать его.
  2. Когда выполняется жест и одновременно произносится слово, нужно держать визуальный контакт с ребенком.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, а именно выполнить движения своими руками при этом взяв руки ребенка в свои, если ребенок не может сделать его сам.

В Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» специалисты используют систему  общепринятых и общедоступных жестов, которые могут быть понятны человеку не имеющего специального образования.

В основном это жесты рук, которые обозначают либо предмет, либо действие, которые имеют непосредственное отношение к ребенку.

На занятиях педагоги Центра изучают, а потом используют  жесты,  значение которых важно (интересно) для ребенка, вначале, это простые предметы (что ребенок чаще всего видит) и действия (что ребенок чаще всего делает).

жесты1  жесты2

Также для детей младшего возраста жесты используются не для всех слов, а только главных в предложении. Например, на вопрос : «Хочешь пить?» — используется жест «Пить», или, при утверждении : «Идем домой», используется только жест «Дом».

Постепенно ребенок освоит жесты, из которых он сможет выстроить небольшие фразы или предложения, например: «Пойдем туда». Просьба «Дай мне» выполняется несколькими жестами «Дай», «Мне»,  «Название предмета».

Свою оценку жестовой коммуникации, а также некоторые рекомендации по ее использованию дает логопед  Центра Раннего Развития ВБО «Даун Синдром», Ольга Мороз:

«В Центре Раннего развития мы активно используем  жесты, так как это средство коммуникации всегда доступно и всегда с ребенком. В основе жеста лежит движение различных частей тела: чаще всего рук и головы. В отличии  от  жестов, обычные телодвижения не несут в себе смысл (определенное значение), разве что улучшение физических характеристик определенного действия, и выполнение которых  можно сравнить с ЛФК. А главная особенность и важность жестов в том, что с помощью них ребенок с синдромом Дауна осознает, что может влиять на окружающих, меняя тем самым обстоятельства вокруг себя.

Дети, которые активно используют жесты, менее капризны, так как их просьбы понятны  для окружающих. Такой ребенок достаточно хорошо реализует себя в социальном плане (может сообщить о физиологических потребностях, обратиться с просьбой), что очень важно для психологического здоровья ребенка.  Также использование жестов способствует развитию  планирующей  функции речи, программированию высказывания во внутреннем плане.»

Практические советы родителям формирования жестовой среды для ребенка с синдромом Дауна:

  • Применяйте жесты в каждой жизненной ситуации: прием пищи, одевание, игра, прогулка.
  • Используйте жесты во время игры с ребенком. Очень полезны ролевые игры с использованием жестов:  «Доктор»,  «Магазин», «Дочки- матери». Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.
  • Привлекайте к жестовой коммуникации  как можно больше людей из окружения  ребенка: родственников, друзей, соседей, вашего лечащего врача. Планируйте регулярные встречи для близких на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка и учиться жестам сообща. Идеально,  когда неговорящий ребенок с синдромом Дауна растет в среде, где все его близкие люди могут использовать жесты.
  • Изготовьте специальные жестовые пособия: это может быть фотоальбом важных для ребенка людей и вещей с картинками или описанием соответствующих к ним жестов.  Жестовые плакаты или жестовые книги с разными темами, которые интересны ребенку. Ими  всегда можно воспользоваться, если кто-то забыл какой-нибудь жест.
  • Чем чаще Вы используйте жесты,  тем легче их выучить Вам и ребенку. Используйте жесты на часто повторяющиеся действия.
  • Не перегружайте ребенка информацией, изучайте жесты соответственно темпу Вашего ребенка (1 жест в день или 1 жест в неделю) и придерживайтесь его, и тогда интерес к коммуникации у ребенка  пересилит страх сделать ошибку.
  • Важно дать ребенку время, и он обязательно вступит  в жестовую коммуникацию.
Читайте также:  Что принимать с синдроме позвоночной артерии

И  помните о главном принципе взаимодействия с ребенком: «Учимся с радостью»!

Источник

В процессе общения каждый из нас помимо слов использует язык жестов, мимики и телодвижений. Психологи утверждают, что от 60 до 80% информации передается за счет невербальных (неречевых) средств.

При возникновении сложностей в формировании устной речи в ряде случаев с целью общения успешно используются системы, представляющие собой сочетания слов, мимики, жестов, движений, картинок, символов и табличек со словами. В зависимости от причины, вызывающей проблемы общения, соотношения этих средств различно. 

В отличие от зарубежных специалистов, где и дома, и в детском саду, и даже школе используется развернутый язык жестов в качестве временной замены устной речи мы использовали только общепринятые и общедоступные жесты, понятные окружающим без специального обучения. Это чрезвычайно важно, так как малыш должен иметь возможность объясниться и в детском саду, и на игровой площадке, и в любой другой ситуации, где находятся люди не знакомые с жестами. Жесты и движения, которые мы используем в общении с детьми с синдромом Дауна, можно условно разделить на несколько групп. 

Символические социальные жесты и движения, например: 

указательный жест, да, нет, пока-пока, иди сюда, дай, на.

Дополнительные социальные жесты, например:

Смотри (указательный палец к глазу)
Слушай (указательный палец к уху)
Говори (указательный палец ко рту)
Другие варианты использования указательного жеста.
Все эти жесты ребенок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения.

Группа жестов являющихся в основном имитацией простых предметных действий. Ребенок знакомится с ними и начинает их использовать постепенно, по мере формирования предметной деятельности, например:

Ложка, кушать, варить кашу, пить, телефон, звонить, расческа, причесываться, чистить зубы, умываться, причесываться, звонить по телефону, ехать на машине, спать
Жесты, носящие описательный характер и отображающие характерные для данного субъекта или объекта черты или свойства, например:
Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки»
Кошка – погладить ладонью одной руки, тыльную сторону другой одной руки или изобразить усы 
Курочка – жест «клюет»
Лошадь – изобразить движение «скачем на лошадке»
Медведь – показать, как мишка ходит
Птичка – жест «полетели»
Корова – жест «рога», забодаю и т д.

Со многими жестами этой группы малыш впервые знакомится на этапе эмоционального общения, слушая детские песенки и потешки. Затем эти жесты уточняются, для чего взрослый многократно соотносит их с реальными предметами, действиями, их изображениями, и конечно, со словом.

Итак, для ваших малышей важно использовать жесты в качестве временной замены устной речи. Еще раз напомню главный аргумент: Умственные способности ваших малышей и уровень понимания обращенной речи опережают их языковые возможности. Если не дать ребенку средство, с помощью которого он сможет выразить свои пожелания, просьбы и эмоции, это может сказаться на его развитии и создать дополнительные проблемы в поведении. 

Читайте также:  Справочник симптомов и синдромов купить

Есть много способов знакомства ребенка с жестами. Один из них, самый простой и увлекательный, – использование песенок, стишков и потешек, сопровождаемых движениями. Песенки и потешки на протяжении веков входят в арсенал народной педагогики. Для нас важно подобрать их так, чтобы жесты, с которыми они познакомят малыша, охватывали весь необходимый бытовой словарь. 

Ниже мы приводим тексты наиболее часто используемых песенок и потешек. 

Части тела и лица

Ручками похлопаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножками потопаем:
Топ-топ-топ.
Мы коленки отряхнем:
Раз, два, три.
И ботиночки покажем:
“Посмотри!”

Пальчик о пальчик
(Адаптировано из сборника В.Л. Страковской)

Пальчик о пальчик тук да тук – два раза
Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Ножками топаем, топаем, топаем.
Пальчик о пальчик тук да тук – два раза.
Глазки закрыли, спрятались, спрятались.
Глазки открыли – маму увидели.

***
Головка кивает:
Да-да-да.
Глазки моргают:
Раз и два.
Носик нюхает:
(Вдох.) А_______
Ротик кушает:
Ам-ам-ам.
Подбородок прыгает: 
Прыг-прыг-прыг.
А мышонок серенький
в норку шмыг!

Величина

Наш медведь такой большой!
А зайчонок маленький.
Наш медведь пошел домой, 
За ним прыгал заинька.

Бытовые предметы, игрушки и действия с ними 

Мы на дудочке играем: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду”.
Пляшут зайки на лужайке: “Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду”.
На гармошке мы играем: “Ля-ля-ля, ля-ля-ля”.
Пляшут зайки на лужайке: “Ля…”
А теперь на барабане: ” Бам-бам-бам, бам-бам-бам!”
Испугались наши зайки – разбежались по кустам.

***
Заинька, бей в ладошки,
Серенький, бей в ладошки!
Вот так, вот так, бей в ладошки,
Вот так, вот так, бей в ладошки. 

Все последующие куплеты строятся по тому же принципу и включают все знакомые малышу действия, например:
Заинька, кушай кашку, пей компотик, причешись, чисти зубки, вымой ручки, спать ложись, поднимайся, потанцуй и т. д.

***
Бим-бом, бим-бом!
Едет (имя ребенка) верхом.
Бим-бом, бим-бом!
Бах! И в ямку кувырком.

***
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, 
Зернышки ищите.

***
Курочка моя,
Умница моя,
Вот зерно, вот водичка,
А ты дай мне яичко,
Умница моя!

Несколько советов по использованию песенок и потешек:

  • Пойте или насказывайте медленно, но эмоционально.
  • Сопровождайте слова жестами. 
  • Помогите малышу воспроизвести жесты, похвалите его.
  • Хвалите малыша за любую попытку воспроизвести жест.
  • Используйте все эти жесты в быту.

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием “Не только буква РЭ” ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала – немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием “Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование”, полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде “Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?”

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней – тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны – единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное “а что же УЗИ -то не сделали?”, людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Читайте также:  Противопоказание при синдроме позвоночной артерии

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза – некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал – знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист – Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге “Говори! Ты это можешь!” Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы – практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять “даунят” в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам – не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще – сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции – основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация – этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения – изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом – ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник