Жиянова п л малыш с синдромом дауна

Жиянова п л малыш с синдромом дауна thumbnail

Жиянова п л малыш с синдромом даунаЖиянова Полина  Львовна – педагог-дефектолог (коррекционный педагог),

ведущий специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап».

В 1973 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического университета. Прошла  дополнительное обучение по программе «Методика раннего вмешательства и поддержки семьи», получив Сертификат Евроканса «Methodology for Early Intervention and Family support», (Фландрия). 

В 2000 г. прошла базовый курс «Портэдж».

Прошла курс обучения в Учреждении РАО «Институт коррекционной педагогики» по программе «Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями», имеет диплом со специализацией «Специальная психология и коррекционная педагогика».

Имеет лицензию на преподавание ОДН-метода с последующей выдачей сертификата международного образца. Проводит обучающие семинары и тренинги  для специалистов на территории России и стран ближнего зарубежья.

Работала в детских садах для детей с нарушением познавательной деятельности. С 1994 г. занимается вопросами  организации  ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями. Награждена медалью «850-летия Москвы» за создание одной из первых служб ранней помощи в столице.

В 2010 году Международная ассоциация Даун синдром (DSi) учредила ряд ежегодных премий людям и организациям, которые своей общественной, профессиональной или научной деятельностью способствуют повышению качества жизни людей с синдромом Дауна, делают ее богаче, вносят научный вклад в более глубокое понимание проблемы. В  2011 г.  в номинации «Общественная и профессиональная деятельность на благо людей с синдромом Дауна» звание «Человек года» было присвоено Полине Львовне Жияновой. Выбор более чем достойный и справедливый. Это человек, который помог тысячам семей, воспитывающим детей с синдромом Дауна. Среди тех, кому помогла Полина Львовна, – родители новорожденных и детей постарше, малыши, которые благодаря ей научились ходить, играть, радоваться жизни и любви близких, а потом вышли в большой мир. А еще – юные и неопытные педагоги, получившие ее бесценную поддержку. Однако самый ощутимый плод неустанных трудов, размышлений, творческих усилий – созданная и описанная ею система психолого-педагогической поддержки семьи, в которой растет малыш с особенностями развития. Эта семейно-центрированная модель ранней помощи становится основой работы всё большего числа реабилитационных центров в России и странах ближнего зарубежья.

В настоящее время Полина Львовна является ведущим специалистом  Центра ранней помощи «Даунсайд Ап». Не только читает лекции  и проводит семинары для студентов, практиков и родителей,  но и консультирует семьи и специалистов на форуме Даунсайд Ап. Форум позволяет передавать бесценный опыт, которым может пользоваться любой заинтересованный читатель. Председатель Экспертного совета «Даунсайд Ап».  

П.Л. Жиянова является автором ряда книг, описывающих методику работы с детьми с синдромом Дауна. Член редколлегии научно-практического журнала «Синдром Дауна. XXI век». Соавтор монографии «Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет» под редакцией Ю.И. Барашнева.

Источник

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

  • Люди с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра и другими диагнозами знакомятся с основами столярного дела и учатся создавать несложные изделия из дерева

  • С 20 по 23 августа прошла Благотворительная онлайн-гонка «Спорт во благо» фонда «Синдром любви»

  • Собранные в декларации принципы и правила ориентированы на обычных людей и на специалистов, которые могут пересекаться с людьми с ментальными особенностями

  • Книга о приморских семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна, вышла во Владивостоке. В книгу вошло 16 реальных историй

Все новости

Наше видео:

Электронные версии журналов:

1. “Необычные люди, обычная жизнь”. №1, 2008 г.

2. “Необычные люди, обычная жизнь”. №2, 2010 г.

3. “Необычные люди, обычная жизнь”. №3, 2012 г.

4. “Синдром Дауна. ХХI век”. 1-й выпуск

4.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 2-й выпуск

5.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 3-й выпуск

6.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 4-й выпуск

7.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 5-й выпуск

8.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 6-й выпуск

9.  “Синдром Дауна. ХХI век”. 7-й выпуск 

10. “Синдром Дауна. ХХI век”. 8-й выпуск

11. “Синдром Дауна. ХХI век”. 9-й выпуск

Литература, имеющаяся в библиотеке центра:

1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. Никольская О.С., Боянская Е.Р. 2003г.
2. Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг. №1, февраль 2007г.
3. Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг. №2, апрель 2007г.
4. Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг. №3, май 2007г.
5. Гимнастика для развития речи. Елена Кошнова. 2004г.
6. Двигательное развитие вашего ребенка. Поле Е.В. 2003г.
7. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. Петер Е.М., Лаутеслагер. 2003г.
8. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Брошюра для специалистов. 2003г.
9. Домашние снимки для развития малышей. Семейная фотохроника и воспитание. Как сделать фотокнижки про меня. «Погремушка», ноябрь 2007г.
10. Здравствуй, счастье мое. Первые годы жизни ребенка. Мэрия г. Новосибирска. 2007г.
11. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. Пособие для родителей, воспитателей детских садов, логопедов, Цвытарный. 1999г.
12. Игры в школе. Справочное издание. 2006г.
13. Игры с детьми младенческого возраста. Разенкова Ю.А. 2008г.
14. Иллюстрации. Даунсайд Ап.
15. Информация для родителей, имеющих малыша с синдромом Дауна. Новосибирск 2003г.
16. Как помочь развитию ребенка. Руководство. 2001г.
17. Колевала. Карело-финский эпос. 1987г.
18. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Медведева Т.П., Панфилова И.И., Поле Е.В.. 2004.
19. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Лопухина И.С. 1998г.
20. Малыш и синдром Дауна. Книга для родителей. Жиянова П.Л. и Поле Е.В. 2007г.
21. Мама + папа + Я. Ребенок от рождения до года. 2006г.
22. Моя большая книжка про животных
23. Музыкальные игры для самых маленьких. Выродова И.А. 2007г.
24. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Методическое пособие. 2003г.
25. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. 1999г.
26. Первые слова. (Приложение к методическому пособию «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна»).
27. Познаем мир с куклой. Первая важнейшая игрушка. Как организовать игру с куклой. «Погремушка» апрель 2006г.
28. Путь к первым словам и фразам. Громова О.Е. 2008г.
29. Развивая мелкую моторику и координацию движения рук. Инна Светлова. 2003г.
30. Развитие зрительных функций от рождения до 3-х лет. Кудрина Т.П. Дидактический материал. 2004г.
31. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Медведева Т.П. 2007г.
32. Ребенок с синдромом Дауна «Обретение надежды»
33. Рождение ребенка с синдромом Дауна. В помощь медицинскому персоналу родовспомогательных и детских лечебных учреждений
34. Российская лекотека. Методическое пособие. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (Особый ребенок в семье: помощь и поддержка). Москва 2006г..
35. Семейно-центрированная модель ранней помощи. Жиянова П.Л. Даунсайд Ап. 2006г.
36. Серия занятий для детей с отставанием в развитии «Веселые пальчики. Чудесные пуговицы» Новосибирск.
37. Синдром Дауна. XXI век. Журнал № 1. 2008г.
38. Синдром Дауна. Факты. 2004г.
39. Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы в службе ранней помощи. Блохина Л.В., Калинина С.В. (Особый ребенок в семье: развитие услуг). 2007г.
40. Создание службы ранней помощи в муниципальной системе здравоохранения. Национальный фонд защиты детей от жесткого обращения. (Российский опыт: инновации в практике). 2006 г.
41. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. 2008г.
42. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии. Решетова Г.А., Минка И.Н. 2004г.
43. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей. Либби Кумин. 2004г.
44. Что вам надо знать о заболевании молочной железы. Новосибирск 2006г.
45. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. Золотая коллекция детского сада. 2003г.

Читайте также:  Абдоминальные синдромы при остром аппендиците

Источник

Мне хотелось бы поговорить с вами на тему, касающуюся здоровья наших детей – о состоянии их позвоночника и мышечной системы. Вы, конечно, знаете, что это одно из слабых и уязвимых мест у детей с синдромом Дауна, и наши дети часто страдают гипотонией. 

Жиянова п л малыш с синдромом дауна

Моей дочери Анастасии 13 лет. Примерно в 11 лет, может быть, чуть раньше, когда она из девочки стала превращаться в девушку, дочь стала жаловаться на боли в области лопатки и тазобедренного сустава. Девочка она очень разговорчивая, да и возраст переходный, и я вначале думала, что она таким образом хочет привлечь к себе внимание.  Чтобы успокоить ее, я отшучивалась, что, мол, до свадьбы все заживет. Но потом начала приглядываться и действительно увидела асимметричное расположение лопаток, а левая тазобедренная косточка была немного более выпуклой (больше выдавалась вперед), чем правая. Обратившись  к врачу, получила ответ, что нарушение осанки связано со сколиозом. Ничего страшного, нужно заниматься лечебной физкультурой. Но я решила обследовать Настю, чтобы выявить причину происходящих с ней изменений. В это время я думала об устройстве Насти в новую школу, потому что мы переехали жить в Западный округ Москвы. Ближайшим учебным заведением оказалась школа-интернат для детей с ДЦП. Но детей с синдромом Дауна там нет, и пока их туда не берут. Требуются веские основания, чтобы ее взяли в эту школу, нужно было провести более тщательное обследование. В Филатовской больнице мы сделали снимки верхних шейных позвонков, потом записалась на прием в поликлинику при больнице № 18 для детей с ДЦП. У невролога и ортопеда получили направление на компьютерную томографию позвоночника – верхнего отдела и тазобедренной части. По результатам обследования мы получили конкретные рекомендации и выяснили, что выбранная нами школа может в полном объеме провести все реабилитационные мероприятия. Сейчас Настя там успешно учится и получает медицинскую помощь.

Дорогие родители, как мама девочки-подростка с синдромом Дауна я призываю вас как можно раньше начать заботиться о состоянии позвоночника, осанки, мышечного корсета вашего малыша. Обратите внимание: ребенок может заваливаться вперед или назад, когда сидит, или наклоняться слишком низко, когда пишет или читает. Иногда во время ходьбы он приостанавливается и как бы отдыхает на корточках. Возможно, вы заметите и другие моменты, которые вас насторожат. Будьте внимательны к ребенку!

Обращайте внимание на то, что говорит ребенок, на что жалуется. А если не говорит, то на его настроение и поведение в части, касающейся тела. Не дожидайтесь серьезных, заметных и порой необратимых изменений в осанке и строении тела ребенка, вовремя проведите обследование. Вероятнее всего, после обследования у вас будут основания для изменения ИПР, и делать это надо обязательно! ИПР должна учитывать не только вопросы образования (обучение в школе VIII-го вида или др.), рекомендовать ношение сложной ортопедической обуви, очков (это почти у каждого из нас записано), но и такие мероприятия медицинской реабилитации, как лекарственную терапию, психотерапию, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру, которая предполагает и занятия в бассейне. Таким образом, у вас появятся веские основания обратиться в органы местной власти или здравоохранения, чтобы вам предоставили возможность посещения бассейна. Если после обследования ребенку будет рекомендовано какое-то средство медицинской реабилитации (в нашем случае это реклинатор – специальный пояс-корсет), то это тоже должно быть записано в ИПР.

Заболевания позвоночника и костно-мышечной системы, как никакое другое, легче предупредить, чем лечить. К сожалению, вовремя не выявленные проблемы со здоровьем могут привести к тому, что будущий молодой человек или девушка впоследствии сядут на коляску или станут ходить с палочкой. Такие случаи я имела возможность наблюдать…

Здоровья и счастья вам и вашим малышам, будьте внимательны к своим чадам и настойчивы в достижении поставленных целей! Ваша любовь к ребенку и миру откроет любые двери.

Раиса Лазарева, руководитель (президент) региональной общественной организации «Время перемен»

Сайт: www.vremyaperemen.narod.ru

Комментарий доктора

А.В. Катюхина, врач-консультант Даунсайд Ап

Мы много говорили об особенностях развития детей с синдромом Дауна, но в данной статье я хочу коснуться такой важной темы, как возможные ортопедические нарушения. Особенности работы опорно-двигательной системы ребенка требуют изучения и  наблюдения, особенно в периоды его активного роста.  И для родителей полезно знать, какие патологии данной системы у ребенка следует предупреждать. Рассмотрим кратко каждый вид таких нарушений.

  • Патология позвоночника. Повышенная подвижность суставов, в том числе нестабильность атланто-аксиального сочленения (шейный отдел) позвоночника делают необходимой рекомендацию о запрете движений, связанных с повышенным переразгибанием шеи, а именно: кувыркание через голову, ныряние в воду вниз головой и т.д. Основным симптомом нестабильности  является боль или дискомфорт в шее, которые становятся причиной хронического напряжения шейных мышц.  Нарушается питание мышцы и  ее тонус. Помимо перечисленного, могут отмечаться нарушение походки, равновесия и т. п. Европейская ассоциация «Даун Синдром» рекомендует проводить рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника ребенка по показаниям. В то же время, американские педиатры настаивают  на обязательном  рентгенологическом исследовании шейного отдела позвоночника  в возрасте 3–5 лет.

Для каждого сегмента любого отдела позвоночника характерен свой определенный объем движений, который ограничен  свойствами связок и капсул суставов. Объем движений в каждом позвоночно-двигательном сегменте  может быть нормальным, физиологичным или выходить за его пределы в сторону уменьшения или увеличения. Чрезмерная подвижность в суставе называется гипермобильностью. Но не всякая гипермобильность означает нарушение функции. Причинами  гипермобильности в шейном отделе позвоночника  могут быть перегрузки, травмы, изменения связочного аппарата. Гипермобильность в суставе является в основном результатом перерастяжения эластических элементов в связках сустава. Другой проблемой является  сколиоз,  весьма  распространенная  патология   среди детей с синдромом Дауна.

  • Патология тазобедренного сустава (подвывих) – является следствием  мышечной гипотонии и слабости связочного аппарата. Чаще всего эти изменения выявляются в 3–13 лет. Еще встречается незрелость и задержка окостенения ядер тазобедренных суставов. Одной из серьезных патологий является болезнь Пертеса – разрушение  головки бедренной кости. Проявляется хромотой, болезненностью при ходьбе, ограничением подвижности в тазобедренном суставе.
  • Патология коленного сустава. Нестабильность надколенника –  подвывих с безболезненным ограничением подвижности в суставе.
  • Патология стоп. Плоскостопие приводит к появлению мозолей и увеличению нагрузки на позвоночник. Также бывает поперечнораспластанная деформация стопы с  деформацией первого пальца. Все эти изменения приводят к трудностям при выборе обуви, усталости ребенка при ходьбе, нарушению походки.

Для выявления патологии со стороны опорно-двигательной системы используется осмотр врача ортопеда, УЗИ, рентгенологическое исследование.

 Методы профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата

– Необходимо укреплять мышечную массу и тонус, чтобы уменьшить повышенную подвижность в суставах. С этой целью необходимо проведение материнского массажа  гимнастики активного типа по методу П. Лаутеслагера* Детям старше двух лет необходимо выполнять несложные физические упражнения, полезны будут занятия ЛФК.

– Не нужно стимулировать ребенка  к новым движениям, если  они не соответствуют  возрастной норме.

– Посадка  за столом в процессе обучения также должна быть правильной.  Необходимо учитывать рост ребенка, расстояние  от поверхности  стола  до головы, высоту ножек и спинки стула.

– Склонность  к ожирению и  наличие избыточного веса также являются причиной повышенной нагрузки на суставы и позвоночник.

– Во время обучения ребенка ходьбе  необходимо использовать специальную обувь. Она должна соответствовать размеру стопы.  Хождение босиком  по ровной поверхности приводят к уплощению стопы.

– В качестве лечебных мероприятий используется  ношение специальной обуви, корсетов, в тяжелых ситуациях прибегают к хирургическому вмешательству.

– Одним из профилактических мер является занятие ребенка в спортивной секции с  небольшой нагрузкой, а также плавание.

Читайте также:  Синдром укороченного qt у детей

   Ознакомившись с  различными патологическими состояниями,  родители не должны забывать о регулярности посещения ортопеда, как в декретированные сроки (1-й, 3-й, 6-й, 9-й,12-й месяцы, далее два раза в год), так и более часто при уже имеющейся патологии.

Желаем вам успеха!

 * Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. Практическое руководство для родителей / Е. В. Поле, П. Л. Жиянова, Т. Н. Нечаева. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 68 с.

Источник

В начале жизни малыша один из самых часто задаваемых вопросов, который действительно тревожит родителей, – как правильно кормить ребенка. В этой статье рассказывается об особенностях кормления малыша с синдромом Дауна и о том, как сделать этот жизненно важный процесс приятным и для мамы, и для ребенка.

Жиянова п л малыш с синдромом дауна

Организация кормления: первые месяцы

   Младенцам с синдромом Дауна, как и всем детям, показано грудное вскармливание. Оно дает ребенку не только возможность получать самое лучшее питание, но и укрепляет его иммунитет, предупреждает появление отитов, развивает мышцы органов речи. Формируя правильные навыки кормления, мы закладываем базу для развития органов артикуляции. Несмотря на некоторые особенности строения челюстно-лицевого аппарата, кормление грудью детей с синдромом Дауна вполне достижимо.

   Важно помнить, что кормление малыша – это не только процесс насыщения. Первые несколько недель после рождения ребенок адаптируется к маме, а мама учится понимать ребенка. Именно в это время у малыша появляется чувство, что его любят. Формирование настраивающего поведения и всех дальнейших этапов привязанности во многом зависит от того, как мама кормит малыша, в каком эмоциональном состоянии она находится, как понимает сигналы младенца и реагирует на них. Трудности с сосанием могут отрицательно сказаться не только на физическом развитии ребенка, но и на установлении эмоционального контакта с матерью. Мама, в свою очередь, должна научиться дифференцировать потребности ребенка, не кормить каждый раз, как он заплачет, в противном случае у ребенка в будущем может развиться булимия (Расстройство процесса приема пищи, которое сопровождается резким усилением аппетита. – Прим. ред.).

   Существует ряд причин, которые могут вызвать сложности при организации кормления ребенка с синдромом Дауна:

  • медицинские проблемы – нарушение сердечной деятельности, расстройство пищеварения и другие, в том числе длительное нахождение ребенка на интенсивной терапии;
  • проблемы с мышечным тонусом – трудности, которые возникают при осуществлении движений языка, губ, челюстей;
  • сенсорные проблемы – при наличии повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, а при пониженной чувствительности младенцу трудно ощутить, что происходит во рту, ему сложно пережевывать и проглатывать твердую пищу, и она часто скапливается во рту;
  • проблемы, связанные с анатомическими особенностями строения ротовой полости;
  • проблемы поведения – ребенок может испытывать отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. Во избежание этого лучше выделить для приема лекарств особую ложку, отличающуюся от обычной, или использовать для этой цели пипетку.

   Иногда наблюдается сочетание нескольких осложняющих кормление факторов.

   Прежде всего, важно установить, не лежат ли в основе проблем с кормлением медицинские причины. Если дело в них, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях проблемами кормления занимается педагог – специалист по ранней помощи.

Советы по организации грудного вскармливания и кормления из бутылочки

  • Сразу после рождения ребенок готов сосать грудь или соску. Время кормления – это период установления особых взаимоотношений между мамой и ее малышом. Не случайно оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный, – около 20–25 см, – соответствует дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в каждого ребенка желание общаться и взаимодействовать с людьми. Начало этого взаимодействия – возникающий во время кормления контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Возможно, и первая улыбка малыша, предназначенная матери, появится у него именно в эти мгновения.
  • При кормлении из бутылочки ребенка нужно держать в позе грудного вскармливания, то есть на руках у матери и с приподнятой головой. Если он лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (каналы, соединяющие нос с ушами), а это часто вызывает отит. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
  • Поскольку у малыша часто снижен мышечный тонус, снижена и чувствительность его ротовой полости. Чтобы ребенок почувствовал соску во рту, она должна быть не слишком мягкой, а плотной, тугой. В ней лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть достаточно широким, чтобы малыш мог захватить ртом только ее кончик. В противном случае она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
  • Если малышу трудно сосать, вы можете подготовить его к приему пищи. Так, за 15 минут до начала кормления можно проводить стимуляцию мышц лица и шеи ребенка:

– поглаживать круговым движением пальца вокруг угла рта (палец движется сверху вниз);

– поглаживать лицо в направлении от щек ко рту;

– поглаживать шею в области гортани сверху вниз;

– осторожно поглаживать одним пальцем десны и небо спереди назад;

– поглаживать льдом вокруг рта;

– прикасаться соской к щечке малыша;

– легко надавливать соской на нижнюю губу и кончик языка ребенка;

– стимулировать сосание с помощью пальца: положить указательный палец в рот подушечкой вниз. Осторожно нажимать на язык ребенка, пока он не обхватит языком ваш палец и не начнет совершать сосательные движения. Далее следует быстро вынуть палец и заменить его соском или соской.

  • Во время кормления используйте для стимуляции сосания свободную руку:

– держите малыша в позе, удобной для сосания;

– возьмите руку ребенка и поглаживайте ее, особенно у основания большого пальца;

– поглаживайте его щеки, подбородок и верхнюю губу по направлению ко рту, стимулируя хороший захват соска или соски.

Если до четырех месяцев между мамой и ребенком установился эмоциональный контакт и малыш маме доверяет, то проблем с кормлением быть не должно.

Жидкая пища: 4–6 месяцев

   После четырех месяцев в питание ребенка вводится фруктовый сок, а спустя несколько недель – фруктовое пюре (строго по показаниям врача). Если ребенок находится на грудном вскармливании, прикорм дают с шести месяцев (после консультации с врачом). Особенности строения ротовой полости и языка у детей с синдромом Дауна, а также гипотония всей группы мышц, ответственных за прием пищи, требуют от педагога помощи в организации кормления.

   Малыша учат есть с ложки, а также держать бутылочку, регулируя поступление жидкой пищи. Но следует помнить, что если постоянно заставлять ребенка кушать, навязчиво приучать его есть самостоятельно, то ребенок вообще может отказаться от еды.

Как кормить малыша в этот период жизни

  • Кормить ребенка с ложки можно начинать при введении в его рацион сока и пюре. Пища должна быть мягкой и ровной по консистенции. Однако здесь есть один нюанс: старайтесь реже использовать блендер для перемалывания пищи ребенка, так как он измельчает продукты до состояния однородной массы, которая имеет очень своеобразную консистенцию и вкус, часто отличный от вкуса исходного продукта. Лучше всего тщательно разминать кусочки вилкой, тогда ребенок будет ощущать и текстуру продукта, и его реальный вкус.
  • Ложку с пищей нужно аккуратно положить ребенку на язык и слегка направить язык вниз и вглубь ротовой полости. Очень важно делать небольшую паузу, давая малышу время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки. Если взрослый, приподнимая ложку и проводя ею по верхней губе ребенка, сам «счищает» пищу с ложки, то малыш вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
  • Во время кормления с ложки мама должна сидеть к ребенку лицом, желательно чуть ниже его. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а тот при этом может отлично контактировать с мамой.
  • Для кормления используется ложка, по размеру близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек, и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка должна быть не слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту. Учтите, что ложка для еды и ложка для лекарства должны быть разными.
  • Чашка, из которой пьет малыш, должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такой вырез вы можете сделать сами в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или сока с мякотью. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если ребенок не поймет, что нужно закрыть рот, аккуратно приподнимите его подбородок вверх, рот закроется, и малыш рефлекторно сделает глоток.
Читайте также:  Если по узи плод норма может быть что у плода синдром дауна

Введение твердой пищи: 6–9 месяцев

   Во время еды ребенок уже может держать в руке сухарик, а возможно, и ложку. Кормите малыша с ложки, пить давайте из чашечки. Как только он захочет есть ложкой сам, обязательно пойдите ему навстречу. Это очень важный момент! Конечно, ребенок сделает это не так аккуратно, как вам бы хотелось, но если вы не будете поощрять его инициативу, период такой активности быстро пройдет и тогда приучить ребенка есть самостоятельно будет очень трудно.

Еда руками

   У каждого малыша бывает период, когда он, схватив игрушку или другой предмет, обязательно тянет его в рот. Попробуйте предложить ему вместо игрушки печенье, вполне вероятно, что и его он захочет «попробовать». Если вкус печенья ребенку понравится, он повторит это действие снова и снова. Иногда родители опасаются, что малыш поперхнется, поэтому лучше использовать рассыпчатое песочное печенье, которое практически сразу растворяется во рту. Сначала ребенок будет держать печенье, сухарик или кусок хлеба в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью (соединяя большой, указательный и средний пальцы) или пинцетным захватом (соединяя указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать

   Попробовав кусочек пищи, малыш часто выталкивает его изо рта движением языка вперед. Это совсем не означает, что ребенок не хочет съесть этот кусочек. Выталкивание пищи происходит потому, что именно такое движение языком малыш всегда совершал при сосании, и теперь, когда в его рот попала твердая пища, он рефлекторно начинает делать то же самое, что и раньше. Для пережевывания твердой пищи нужны другие движения языка, в частности, не вперед, а из стороны в сторону. Кстати, это очень важно для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать эти новые манипуляции? Поместите кусочек печенья между щекой и верхней челюстью в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно во время приема еды, по три-четыре кусочка с каждой стороны, результат не замедлит сказаться: через какое-то время вы заметите, что у ребенка появился навык правильного жевания.

   Для стимуляции жевания некоторые родители успешно используют узкие длинные дольки вяленого (сушеного) яблока. В этом случае один конец дольки нужно поместить сбоку на десну ребенка, а другой удерживать своей рукой. Не жалейте времени на обучение малыша жеванию! Еще раз напоминаем, что совершаемые при этом движения являются моделью произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, рот закрывается – согласный.

Общение во время еды

  Еда – одна из самых благоприятных ситуаций для развития навыков общения. Нарушение процесса приема пищи – это нарушение процесса взаимодействия. Вот некоторые советы, которые помогут вам при организации такого общения.

  • Во время кормления называйте вслух продукты, которые вы предлагаете малышу. Ваши комментарии к происходящему за столом должны быть ясными и краткими.
  • Предлагайте ребенку выбрать, что он сейчас будет есть. Если у вас один вид пищи, пусть он выберет, что он хочет, еду или питье. Если он не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ним и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
  • Научите ребенка отказываться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплёвыванием пищи и возмущенным криком. Вы должны признать, что какая-то пища может не нравиться ребенку и он имеет полное право отказаться от нее. Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник процесса, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

«Закрепление пройденного»: 9–12 месяцев

   На этом этапе продолжают совершенствоваться навыки самостоятельной еды. Ребенку необходимо научиться брать руками твердую пищу, есть ложкой вязкую пищу, пить из чашки, держа ее двумя руками. Предложите малышу пить жидкость из трубочки. Для этого возьмите маленькую упаковку сока, вставьте в отверстие трубочку и, когда малыш возьмет ее в рот, осторожно сожмите упаковку. При этом часть сока поступит в рот ребенка. Постепенно он приучится сам сосать сок. Питье жидкости из трубочки помогает научиться плотно смыкать губы.

   Известно, что до года ребенка можно научить есть любую пищу. А вот после полутора лет сделать это гораздо сложнее. Во многом потому, что проблема кормления как таковая перерастает в проблему поведения, причем и ребенка, и матери. Малыш к этому времени уже научился вести себя за столом определенным образом, он отвергает ту или иную пищу, а маме часто трудно «перестроиться»: терпеливо относиться к «выходкам» ребенка, избавиться от собственных страхов и беспокойств (например, что ребенок подавится, если ему давать сухари) или заставить себя перестать кормить малыша с ложечки. Именно поэтому заниматься организацией правильного кормления необходимо с первых дней жизни ребенка. 

Литература по теме:

Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей / фото Е.Гросман, Е.Зотова, А Португалова. – 2-е изд. – М.: Благотворительный фонд “Даунсайд Ап”,2013.-140с.:ил-(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)

Чубарова А. И. Грудное вскармливание – путь, данный нам природой // Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2008 гг. – Изд. 3-е. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – С. 184–190.

Чубарова А. И. Как разобраться с нарушениями стула у младенца // Там же. – С. 199–214.

М. Ф. Гимадеева, специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

Источник