Жиянова п л социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна

Доступные файлы (1):

n1.doc

Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Ниже мы подробно остановимся на формировании невербаль­ных и вербальных форм общения.

В качестве невербальных средств общения чаще всего исполь­зуются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.

На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) парал­лельно используем таблички со словами (метод глобального чте­ния).

Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи


  • Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
    жестами гораздо раньше, чем говорить.

  • Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи­
    чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
    экспрессивной речи.

  • Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из­
    бавляет их от многих психологических проблем.

  • Использование жестовой речи помогает родителям лучше по­
    нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

  • Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
    речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
    словаря.

  • Наличие у детей возможности использовать средства обще­
    ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто­
    ричные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

27

ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта програм­ма позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предло­жения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что являет­ся предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.

Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).

1-й уровень

Оборудование: мишка и зайка. *

Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».

Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.

2-й уровень

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций:

«Причеши зайку». «Причеши миш­

ку», «Покорми зайку».

«Покорми мишку».

3-й уровень

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа:

«Вытри лапки большому

зайке».

4-й уровень

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи

большого мишку в красную ко-

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень да­ется на специальном занятии, а уже знакомый используется в быто­вых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.,

30

:Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок. , ^

1

1-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *

2-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль­

чик ест».

3-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Де­вочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик на­девает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти:

«Мальчик наде­вает куртку».

4-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботин­ки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предошает найти картинку:

«Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня, необходимо использо­вать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:


  • Принадлежность: «Помой папину тарелку».

  • Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По­
    ставь тарелку на стол». ‘•”. * ‘ “

  • Передача предмета: «Дай мяч Коле».

  • Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При­
    чеши папу», «Погладь куклу».

  • Вопросы: «Где стоит сумка?»

  • Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

31


  • СЛОВО — полное общеупотребительное слово;

  • ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
    нические» жесты, понятные для окружающих без специ­
    альной подготовки и временно заменяющие устную речь;

  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе­
    ния с учетом произносительных возможностей детей.

ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме назы­вают предметы или действия.

2. Ответы на вопросы с использованием подражания

ПЕДАГОГ демонстрирует предмет, действие или картинку с их изображением и задает вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что …делает9».

ВТОРОЙ ПЕДАГОГ отвечает ПЕРВОМУ, используя слово, жест, звукоподражание

ДЕТИ отвечают, подражая педагогам. Допускается помощь ассистирующих детям родителей в виде совмещенных жестов.

5

3. Самостоятельные ответы детей на вопросы

5 • От ребенка принимается любая форма ответа.


  • Поощряется только тот ответ, при котором жесты сопро­
    вождаются речью, то есть поощряются любые звуки. ^

  • Обращается внимание на качество звукоподражаний.

4. Спонтанное использование речевых средств ‘

Поощряется речь детей, представляющая собой звукоподра­жания и слова. Ответы в виде жестов принимаются, ни в коем случае не отвергаются, но и не поощряются, что способствует постепенной замене жестовой речи устной.

5. Появление фразы

На этом же этапе возможно активное использование жестов при построении фразы, представляющее собой сочетание слов и жестов.

Работа над фразой

• Поощряется использование галофразы — слова, несущего
нагрузку фразы. Например’ ребенок, увидев молоток, го­
ворит «папа». По-видимому, он имеет в виду, что папа

34

использовал этот молоток. Взрослый, зная это обстоя-
,^1 тельство, должен положительно отреагировать и «переве-

т сти» это сообщение, придав ему вид доступной понима-
, I нию ребенка фразы: «Да, папа вчера стучал этим молот-

^ ком: тук-тук!».

.ё • Стимулируется соединение двух слов, двух жестов или Т1> слова и жеста. В предьщущем примере взрослый не только й расшифровал галофразу ребенка, продемонстрировав тому, что его поняли, но и предложил простое звукоподража­ние для повторения. В данном случае взрослому было бы хорошо после своей «длинной» фразы добавить: «Папа:

тук-тук», ги

Работа по вызыванию звуков побуждение ребенка с синдро­мом Дауна к самостоятельному произнесению звуков — длитель­ный процесс, который условно можно разделить на ряд этапов.

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
~* 2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
11звуков.

*} 3. Побуждение ребенка произносить новые звуки, подражая
взрослому с опорой на предмет или картинку в сопро-
1 вождении жеста. В случае необходимости используется опора
-* на тактильные ощущения.

4. Имитация звукопроизнесения вслед за взрослым с опо­рой на картинку, с изображением предмета и буквы. 5 Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку. 6. Использование усвоенных звуков в речи. 7 Включение звуков в слоги и слова.

‘ Примечание. Перечень картинок, используемых при работе по вызыва­ний© звуков, приводится в приложении.

2.3. Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки

Развитие крупной моторики в раннем возрасте

Читайте также:  Синдром дауна лечение в россии

Что такое двигательное развитие?

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразу-

35

меваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные дви­жения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного об­следования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни.

Рассмотрим, какие механизмы участвуют в развитии движений


  • Прежде всего, это скелетно-мышечная и нейромышечная
    системы, сохранность которых является необходимым ус­
    ловием полноценного развития движений.

  • Сенсорика, к которой помимо пяти всем известных чувств
    (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) относятся про-
    приоцептивная и кинестетическая чувствительность, а
    также ощущения, получаемые от вестибулярного аппара­
    та. Проприоцептивная чувствительность у одних авторов
    включает в себя кинестетическую чурствительность, в то
    время как другие выделяют последнюю отдельно. Не уг­
    лубляясь в подробности, отметим лишь, что кинестети­
    ческая и Проприоцептивная чувствительность связаны с
    глубинными ощущениями, поступающими от костей,
    мышц и связок. Вестибулярная чувствительность несет ин­
    формацию о положении головы относительно горизон­
    тальной поверхности.

  • При совершении движений необходим анализ простран­
    ства, умение планировать свои действия, то есть осуще­
    ствлять так называемое моторное планирование, состав­
    ляя двигательную программу своего поведения, удержи­
    вая ее в памяти, что лежит в основе формирования целе­
    направленной деятельности.

  • Желание совершать те или иные действия зависит от того,
    насколько значима для ребенка мотивация.

  • Существует еще множество факторов, влияющих на раз­
    витие движений. Пожалуй, в организме человека нет ни­
    чего, что тем или иным образом не влияло бы на форми­
    рование движения, его скорость и качество.

36

Последовательность развития крупной моторики и пространственной ориентировки в раннем возрасте

Развитие движений ребенка происходите соответствии с несколькими основными закономерностями


  • Развитие крупных движений у младенца начинается с
    умения поднять, удержать и повернуть голову — всего
    того, что зовется «контролем головы», — начинается с
    головы, затем ребенок учится регулировать движения пле­
    чевого пояса.

  • Развитие идет от средней линии тела к периферии. После
    того как ребенок овладел движениями плечевого пояса,
    он учится владеть плечевыми частями рук, затем пред­
    плечьями и только потом кистями и пальцами рук. Здесь
    прослеживается постепенный переход от развития круп­
    ной к развитию мелкой моторики.

  • Когда ребенок приобретает контроль за движениями рук,
    начинается активное развитие движений поясничной час-

! ти тела, тазового пояса и ног.


  • Осознанными изолированными движениями ребенок ов­
    ладевает позже, чем общими Например, чтобы нарисовать
    округлую линию, ребенок сначала использует движение
    всей руки, начиная с плечевого пояса, причем, при вни­
    мательном наблюдении мы можем заметить, что в движе­
    ние вовлечено все тело. При изолированном использова­
    нии вращения запястья тело практически неподвижно,
    что делает движения более экономными и точными.

  • Следующая закономерность состоит в том, что сначала
    ребенок осваивает статичную позу, а потом – динамику в
    этой позе Например, лишь научившись устойчиво стоять
    на четвереньках, ребенок начнет ползать.

  • В процессе формирования навыков крупной моторики зак­
    ладывается база для развития планирования. Начиная с
    того момента, когда ребенок учится переходить из одной
    позы в другую, каждое его движение состоит из цепочки
    последовательных действий, выполнение которых требу­
    ет планирования на подсознательном уровне.

Мы помещаем здесь перечень навыков крупной моторики, сгруппировав их по фазам. Обычно появление навыков происхо-

37

дит в перечисленном нами порядке, однако последовательность может быть и иной. Как правило, ребенок должен овладеть всеми навыками в одной фазе, прежде чем перейти к следующей.

Фаза 1. С рождения до 8 месяцев


  • Держит голову.

  • Переворачивается.

  • Сидит. ‘•’•

  • Ползает.

  • Садится из положения лежа.

Фаза 2. С 8 до 14 месяцев: *,«я


  • Подтягивается, чтобы встать.

  • Ходит, держась за мебель.

  • Садится из положения стоя.

  • Ходит.

  • Взбирается вверх по лестнице, держась за перила.

‘Фаза 3. С14 до 24 месяцев


  • Нагибается, чтобы взять предмет.

  • Стоит на одной ноге.

  • Поднимается и спускается по лестнице с помощью.

  • Кидает мяч и бьет по нему ногой.

Фаза 4. С 24 до 36 месяцев


  • Бегает.

  • Залезает на возвышение.

  • Прыгает на месте.

  • Тащит или толкает игрушку на колесах.

  • Катается на трехколесном велосипеде.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Приведем сравнительную таблицу развития навыков крупной моторики в норме и у детей с синдромом Дауна («Игле 10 Ве§т» Ьу Уа1етта ОпШпеу, Рп.О., 1993. С 47) (табл. 4).

38

Таблица 4

Дети с синд-ДиапазонСреднийДиапазон
Навыкиромом Дауна,появлениянорматив-появления
средний воз-навыка вный возрастнавыка
раст в месмесв месв мес
Переворачивается8С 4 до 225С 2 до 10
Сидит самостоятельно0С 6 до 287С 5 до 9
Ползает на животе12С 7 до 218С 6 до 1 1
Ползает на четвереньках15С 9 до 2710С 7 до 13
Стоит20С И до 4211С 8 до 16
Ходит24С 12 до 6513С 8 до 18

Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что раз­витие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон появ­ления навыков гораздо шире. Кроме того, необходимо учитывать, что все компоненты развития крупной моторики — сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в про­странстве, скорость реагирования, выносливость — имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с синдромом Дауна. Здесь мы приводим только некоторые из них.

Медицинские факторы


  • Порок сердца и частые респираторные заболевания не
    дают возможности активно участвовать в подвижных иг­
    рах, длительных прогулках, специально организованных
    занятиях.

  • Проблемы со зрением влияют на способность ориентиро­
    ваться в пространстве, в таких случаях ребенок лишается
    возможности обучаться по подражанию.

: • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равно-

весия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы


  • Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
    мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре­
    акций равновесия и координации движений.

  • Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению

39

темпа восприятия и прохождения стимулов, а также ско­рости ответных реакций.


  • Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
    Недостаток мышечной силы препятствует своевременно­
    му развитию координации движений и чувства равнове­
    сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
    разных мышечных группах. У разных детей она может про­
    являться по-разному.

  • Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи­
    вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро­
    мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус­
    тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше­
    ния движения. Помимо нестабильного положения суста­
    вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
    проприоцепции (осознание своего положения в простран­
    стве) и контроля за движениями тела.

  • Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд­
    ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло­
    вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни­
    женным тонусом и нарушением контроля за перемещени­
    ем тела в пространстве это создает определенные трудно­
    сти в овладении двигательными навыками.
Читайте также:  Что такое синдром пигментной дисперсии

Источник

КНИГИ

Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 109 с.

Бруни, М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна : Руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. А. Курт. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2009. – 216 с. – (Серия книг о синдроме Дауна).

Доман, Гленн. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, ДЦП, эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. – М. : [б. и.], 2007. – 301 с. + 28 с.

Жиянова, П. Л. Малыш с синдромом Дауна : Кн. для родителей / П. Л. Жиянова, Е. В. Поле. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2012. – 208 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Жиянова, П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна : Орг., содерж. и методика работы адаптац. групп : метод. пособие / П. Л. Жиянова, М Ф. Гимадеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2008. – 188 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Жиянова, П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна : Пособие для родителей. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2013. – 140 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Зимина, Лариса. Солнечные дети с синдромом Дауна. – М. : ЭКСМО, 2010. – 171 с.

Йоханссон, И. Словарь жестов : Пособие по обучению детей [с синдромом Дауна] жестовой речи. – СПб. : Ин-т ран. вмешательства, 2001. – 111 с.

Киртоки, А. Е. Ребенок родился с синдромом Дауна : Беседы психолога / А. Е. Киртоки, Н. В. Ростова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2013. – 58 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Ласлоцки, В. Мой маленький Будда. – М. : Теревинф, 2009. – 195 с.

Медведева, Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна : Пособие для родителей. – М. : Монолит, 2010. – 80 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна : Кн. для родителей / сост. Л. В. Лобода. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2010. – 80 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. – СПб. : Речь, 2006. – 120 с. – (Психологический прак-тикум).

Опыт работы интегративного детского сада : [эксперимент. площадка «Интеграция детей с генет. нарушениями в среду сверстников»] / Департамент образования г. Москвы ; Центр. окруж. упр. образования; ГОУ дет. сад комбинир. вида № 1465 / сост.В. В. Алексеева, И. В. Сошина. – М. : Теревинф, 2004. – 182 с.

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна : Метод. пособие / ред. Н. А. Урядницкая. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2012. – 218 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его раз-вития).

Поле, Е. В. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна : Практ. руководство для родителей / Е. В. Поле, П. Л. Жиянова, Т. Н. Нечаева. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2013. – 68 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).

Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы : Новое руководство для родителей / ред. С. Дж. Скаллерап. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2012. – 424 с.Синдром Дауна : Мед.-генет. и соц.-психол. портр. / под ред. Ю. И. Барашнева. – М. : Триада-Х, 2007. – 274 с.

Синдром Дауна : Мед.-генет. и соц.-психол. портр. / под ред. Ю. И. Барашнева. – М. : Триада-Х, 2007. – 274 с.

Синдром Дауна. XXI в. : [журн.] / Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”. – 2009. – № 2, 3 ; 2010. – № 1, 2 ; 2011. – № 2 ; 2012. – № 1, 2 ; 2013. – № 1.

Уиндерс, П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна : Руководство для родителей и специалистов. – М. : Благотворит. фонд “Даунсайд Ап”, 2011. – 294 с. – (Серия книг о синдроме Дауна).

Филпс, Каролина. “Мама, почему у меня синдром Дауна?” / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. – М. : Теревинф, 1998. – 159 с.

СТАТЬИ

Гуровец, Г. В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г. В. Гуровец, Л. З. Давидович // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 9-13.

Маланченко, Е. А. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна в интегрированном детском саду // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 3. – М., 2000. – С. 74-87.

Соловьева, Е. Ребенок с синдромом Дауна: «Рядом с ними понимаешь, что мир намного сложнее и многообразнее, чем путь к успеху…» // Дошк. воспитание. – 2001. – № 9. – С. 60-66.

В этом году на Алтае все 100% новорожденных малышей с синдромом Дауна остались в семье // Надежда+. – 2001. – № 45.

Впервые в Барнауле дети с синдромом Дауна будут ходить в детский сад // Надежда+. – 2001. – № 46.

В Алтайском крае прошел семинар «Социально-педагогическая интеграция детей с синдромом Дауна» // Надежда+. – 2002. – № 39.

В Барнауле прошла первая межрегиональная конференция по проблемам детей с синдромом Дауна «Просто мы другие» // Надежда+. – 2002. – №45.

Шабельникова, В. «Нашего ребенка [с синдромом Дауна] считали безнадежным» // Будь здоров! – 2004. – № 7. – С.53-58.

Айвазян, Е. «Любовь по правилам и без», или Особые матери особых детей?! : [дети с синдромом Дауна] / Е. Айвазян, Г. Одинокова, А. Павлова // Дошк. воспитание. – 2005. – № 9. – С. 51-63.

Кормление грудничков [с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2005. – № 9. – С. 4 (Право на жизнь).

Уайт, П. Работа над поведением [детей с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2005. – № 10. – С. 5-7 (Право на жизнь).

Котельникова, А. Ю. Возможности использования игротерапии для оптимизации процесса социализации детей с синдромом Дауна / А. Ю. Котельникова, Н. А. Першина // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2006. – С. 206-211.

Читайте также:  Wpw синдром симптомы и лечение

Сапожникова, Т. В. К вопросу о социальном развитии детей с синдромом Дауна // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2006. – С. 249-258.

Развитие навыков письма [у детей с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2006. – N 1. – С. 14-16 (Право на жизнь).

Поле, Е. Развитие крупной моторики [у детей с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2006. – N 10. – С. 25-27 ; № 11. – С. 23-25 (Социономия).

Поле, Е. Развитие мелкой моторики [у детей с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2006. – N 12. – С. 25-28 (Социономия).

Баранова, Н. Ю. Программы раннего вмешательства для детей с синдромом Дауна // Нет «необучаемых» детей. – СПб., 2007. – С.130-151.

Реабилитация детей с синдромом Дауна // Реабилитация детей в домах ребенка. – М., 2007. – С.179-187.

Нечаева, Т. Он у нас особенный! : [дети с синдромом Дауна] // Лиза. – 2007. – N 4. – С. 62-63.

Поле, Е. Развиваем речевую активность : [логопед. занятия с детьми с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2007. – № 6. – С. 27-31.

Поле, Е. Развитие навыков крупной моторики : [у детей с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2006. – № 10. – С. 25-27 (Социономия) ; № 11. – С. 23-25 (Социономия).

Баранова, Н. Ю. Программы раннего вмешательства для детей с синдромом Дауна // Нет “необучаемых” детей. – СПб., 2007. – С. 130-151.

Айвазян, Е. Б. Проблемы особой семьи : [дети с синдромом Дауна] / Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова, Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 61-67.

Котельникова, А. Ю. Возможности использования игротерапии для оптимизации процесса социализации детей с синдромом Дауна / А. Ю. Котельникова, Н. А. Першина // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2006. – С. 206-211.

Сапожникова, Т. В. К вопросу о социализации детей с синдромом Дауна // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2006. – С. 249-258.

Чепайкина, Л. «Я как будто с другой планеты…» : [актриса с синдромом Дауна] // Надежда. – 2008. – № 7. – С. 7.

Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова и др. // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 41-51.

Савранская, М. М. Развитие устной речи у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна // Шк. логопед. – 2009. – № 1. – С. 84-87.

Терентьева, К. Ю. Люди как люди: разрушение мифов и стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями : [cиндром Дауна] // Шк. логопед. – 2009. – № 1. – С. 87-88.

Киртоки, А. Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна : (опыт Центра ран. помощи “Даунсайд Ап”) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 5. – С. 46-53.

Выродова, И. А. Феноменология взаимодействия в диаде воспитатель – младенец с синдромом Дауна в доме ребенка // Дефектология. – 2009. – № 6. – С. 42-49.

Матвеева, М. Дети Солнца : [синдром Дауна] // Аргументы и факты. Здоровье. – 2009. – № 51. – С. 8.

Голышев, С. Слово о Николке : [рассказ отца ребенка с синдромом Дауна] // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 1. – С. 69-72.

Интегрированный подход к социализации семей с детьми с синдромом Дауна / В. О. Цветков и др. // Дет. и подростковая реабилитация. – 2010. – № 2. – С. 16-21.

Варианты внутренней материнской позиции у матерей детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова и др. // Дефектология. – 2011. – № 1. – С. 45-55.

Хисамова, Т. В. Влияние особенностей развития детей с синдромом Дауна на формирование речи и их коррекция // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2. – С. 43-45.

Ивойлова, И. Урок твист-терапии : [преподавание физкультуры детям с синдромом Дауна] // Рос. газ. – 2011. – 7 июня. – С. 10.

Бутко, Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях лекотеки / Бутко Г. А., Хохлова Е. // Коррекц. педагогика. – 2011. – № 4. – С. 38-56.

Неспокойный Неупокоев и его простодушные : [Театр Простодушных] // Надежда. – 2011. – № 3. – С. 7.

Одинокова, Г. Ю. Особенности взаимодействия в паре “мать-ребенок раннего возраста с синдромом Дауна” // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 76-87.

Егупова, О. В. Развитие математических представлений у детей с синдромом Дауна средствами мультисенсорного пособия Нумикон // Дет. и подростковая реабилитация. – 2012. – № 1. – С. 64-66.

Смирнова, Т. Н. Формирование и коррекция послогового чтения у детей с особенностями интеллектуального развития [в т. ч. с синдромом Дауна] / Т. Н. Смирнова, С. В. Глазкова // Дет. и подростковая реабилитация. – 2012. – № 1. – С. 41-48.

Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду : [опыт инклюзив. воспитания ребенка с синдромом Дауна] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошк. воспитание. – 2012. – № 6. – С. 51-52.

Черняева, И. В. А вот и я – “солнечный” ребенок! : [ребенок с синдромом Дауна в ДОУ] / Черняева И. В., Каспарова И. П. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 6. – С. 116-119.

Чурилов, Д. А лошадка-то лечит! : [использование иппотерапии в лечении синдрома Дауна] // Веч. Барнаул. – 2012. – 15 июня. – С. 26.

Панфилова, Е. «Бог! Не забирай ее у меня!» : [ребенок с синдромом Дауна в семье барнаульцев] // Комсомол. правда. – 2012. – № 64. – С. 8.

Испытание любви : [выставка худож. с синдромом Дауна] // Рос. газ. – 2012. – № 67. – С. 11.

Свободина, Н. Любой человек имеет право… : Жизнь с синдромом Дауна // Здоровье детей. – 2012. – № 9. – С. 45-49.

«Солнечные дети – это мое счастье» : Мама троих малышей, у двоих из которых синдром Дауна, узнала, что больна сама // Лиза. – 2013. – № 10. – С. 60.

Новикова, М. Л. Взаимодействие специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна младшего школьного возраста // Практ. психолог и логопед. – 2013. – № 2. – С. 79-82.

Колотыгина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна // Коррекц. педагогика. – 2013. – № 3. – С. 50-51.

Андреев, В. Один из семисот : [дети с синдромом Дауна] // Соц. защита. – 2013. – № 9. – С. 26-28.

Составитель Еремина О. А.

Источник