Журналы по развитию детей с синдромом дауна

В подборке собраны важные для вас электронные версии книг о развитии, обучении и воспитании детей с синдромом Дауна.
14.09.2015
Книга по применению методов ABA в обучении особых детей вышла в России
Книга Пола Альберто и Энн Траутман “Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов” впервые издана в России. Учебник, который…
26.03.2018
Я взрослею. Книга для девочек
Книга для девочек среднего и старшего подросткового возраста. Очень простым языком рассказывается о самых важных моментах психосексуального развития, которые интересуют подростков…
30.06.2017
Дневник развития ребенка раннего возраста
Дневник развития включает в себя таблицы формирования навыков, основанные на данных о средних показателях типично развивающихся детей с рождения до трех лет. В случае обследования…
28.06.2019
Тело, границы, сексуальность. Половое воспитание детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов
Вниманию читателей предлагается перевод книги из хорошо известной зарубежной «Серии книг о синдроме Дауна», в которой подробно рассматриваются все аспекты полового воспитания детей…
03.08.2016
Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей
Данное руководство, наряду с кратким описанием особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна, включает в себя иллюстрированные рекомендации для игровых занятий с …
03.08.2016
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей
Книга посвящена развитию общения и речи детей раннего возраста с синдромом Дауна. В ее основе лежат описание и анализ опыта работы успешно функционирующего Центра ранней помощи…
11.07.2016
Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
В методических рекомендациях проанализирован 15-летний опыт регионов по проектированию и созданию системы ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в образовательном…
01.01.2003
Двигательное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста
В этой брошюре даны краткие сведения о том, что такое физическая терапия и кинезотерапия, каковы особенности формирования основных двигательных навыков детей с синдромом Дауна, в чем…
01.01.2006
Общаться с ребенком. Как?
Книга Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» стала бестселлером в своей области благодаря редкому сочетанию научной глубины и ясности изложения. — Как построить нормальные отношения…
01.01.2015
Малыш с синдромом Дауна : Книга для родителей
Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об …
01.01.2012
Международный проект. «Особенный» ребенок в образовательном пространстве города
В сборнике публикуются статьи специалистов работающих с детьми с синдромом Дауна – Центра ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», ГБОУ детский сад комбинированного вида…
30.11.2013
Хрестоматия для родителей
В настоящий сборник вошли статьи, написанные специалистами Центра сопровождения семьи, а также переводы некоторых зарубежных мате-риалов. Статьи посвящены широкому спектру вопросов,…
Источник
Уважаемые коллеги!
Мы рады предложить вашему вниманию массив методических материалов, которые разработаны специалистами Даунсайд Ап за многие годы практической работы с семьями. Наряду с нашими материалами, в разделе размещены материалы наших коллег по широкому кругу вопросов развития, обучения и воспитания детей с синдромом Дауна. В наших тематических подборках собраны публикации для специалистов, разработанные и переведенные нашей организацией, а также полный комплект периодических изданий Даунсайд Ап.
Книжная полка
В подборке собраны важные для вас электронные версии книг о развитии, обучении и воспитании детей с синдромом Дауна.
Журналы “Синдром Дауна XXI век”
Коллекция объединяет электронные версии всех выпусков журнала «Синдром Дауна. XXI век», которые Даунсайд Ап выпускает для специалистов более 10 лет.
Информационный прорыв…
Лекции, вебинары
В подборку собраны для вас записи обучающих мероприятий Образовательного центра Даунсайд Ап, чтобы участники, которые не смогли присоединиться вовремя в онлайне, смогли посмот…
Результаты опросов и исследований
В этом разделе собраны результаты опросов и исследований, проведенных Аналитической группой Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», а также статьи, созданные на основе этих исследований. …
Мифы и факты о синдроме Дауна
Много лет в социуме существует целый ряд устоявшихся “мифов” о людях с синдромом Дауна, об их возможностях и способностях, предпочтениях и слабостях. Мы всегда стремились распространить…
Перинатальный этап
К перинатальному этапу относят пренатальное, или внутриутробное, развитие, натальный период, то есть относящийся к родам, к рождению и постнатальный, то есть послеродовой. …
Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания. Ранний возраст
Когда педагоги говорят о навыках мелкой моторики, они подразумевают способность действовать руками. Развитие навыков мелкой моторики начинается в раннем детстве, когда малыш…
Развитие крупной моторики. Ранний возраст
Уровень развития навыков крупной моторики заметно влияет на общее развитие ребенка. От того, насколько малыш владеет своим телом, зависит возможность исследования окружающего…
Развитие общения и речи. Ранний возраст
Общение и речь детей с синдромом Дауна – сложная тема, потому что эта сфера развития требует особого внимания. Развитие навыков коммуникации начинается с самого раннего возраста…
Развитие познавательной деятельности и игры. Ранний возраст
Коллекция объединяет в себе материалы о развитии познавательной деятельности и игры ребенка раннего возраста. Кроме статей по данной тематике, в коллекции есть ряд видеороликов,…
Формы работы с семьей. Дошкольный возраст
Коллекция подобранных материалов вам даст представление о разных формах работы, которые используются в практике Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап. Психолого-педагогическое…
Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольный возраст
Подборка включает материалы о развитии точных движений рук детей дошкольного возраста, о том, какие игры и задания способствуют развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика,…
Источник
Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях. В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских фондов, оказывающих просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.
Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:
– Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;
– Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни.
Развитию обычных детей раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:
- Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]
Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.
У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия — мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например, они стучат предметом о какую-либо поверхность, длительно используют ротовое обследование, то есть длительно используют способы обследования, типичные для младенческого возраста.
Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития сенсорного восприятия.
При этом эффективно использование:
- специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др;
- природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
- разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект.
При налаживании процесса сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.
Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]
При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]
Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки:
- Усвоение ребенком понятия величины. Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
- Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
- Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок, позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
- Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие действия последуют в дальнейшем, способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец действий.
- Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
- Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор. Для этого можно и нужно использовать любые подходящие ситуации, начиная с того, от того, что хочет съесть ребенок (яблоко или банан), какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
- Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.
Список использованной литературы:
- Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
- Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
- Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
- Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
- Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4
Источник