Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда thumbnail
  • Размер: 99.5 Кб
  • Количество слайдов: 18

Описание презентации Страхи в структуре нарушений при РДА Страхи по слайдам

  Страхи в структуре нарушений при РДА Страхи в структуре нарушений при РДА

 Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения детей с РДА. При налаживании Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения детей с РДА. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т. п. ), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянно чувство страха.

 Страхи, пережитые в прошлом, сохраняются длительно, иногда годами, и нередко становятся причиной поведения,  воспринимаемого Страхи, пережитые в прошлом, сохраняются длительно, иногда годами, и нередко становятся причиной поведения, воспринимаемого окружающими как нелепое.

 Чувство страха вызывает все новое – отсюда стремление к неизменности окружающей обстановки, перемена которой нередко Чувство страха вызывает все новое – отсюда стремление к неизменности окружающей обстановки, перемена которой нередко воспринимается как нечто угрожающее, вызывая бурную реакцию тревоги на самые незначительные попытки изменения привычного существования: режима, перестановки мебели, даже смены одежды. Это явление получило название «феномен тождества» .

 К. С. Лебединская и О. С.  Никольская выделяют три группы страхов: 1) 1) Сверхценные К. С. Лебединская и О. С. Никольская выделяют три группы страхов: 1) 1) Сверхценные , типичные для детского возраста вообще; 2) 2) Обусловленные аффективной (эмоциональной) и сенсорной гиперчувствительностью ; ; 3) 3) Неадекватные , , бредоподобные , т. е. не имеющие под собой реального основания.

  Сверхценные страхи , ,  обусловленные реакцией на реальную, этиологически значимую опасность , , Сверхценные страхи , , обусловленные реакцией на реальную, этиологически значимую опасность , , представлены боязнью остаться одному, потерять мать, боязнью чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня. У аутичных детей к концу второго года жизни часто отсутствует страх темноты.

 Страх высоты, большей частью лестницы,  выражается нерезко, но в отдельных случаях достаточно сильно. Страх высоты, большей частью лестницы, выражается нерезко, но в отдельных случаях достаточно сильно.

 Страхи,  обусловленные ситуационно , ,  проявляются в основном в боязни животных после реального Страхи, обусловленные ситуационно , , проявляются в основном в боязни животных после реального испуга, людей в белом после уколов, прививок, осмотра горла, матери в белом платке после косынки, бывшей на ней в период пребывания с ребенком в больнице.

 Страхи, обусловленные  прежде всего сенсорной и аффективной гиперестезией , ,  наблюдаются значительно чаще. Страхи, обусловленные прежде всего сенсорной и аффективной гиперестезией , , наблюдаются значительно чаще.

 Очень рано выявляется страх различных бытовых шумов  (пылесоса, электробритвы,  фена, лифта, шума воды Очень рано выявляется страх различных бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, лифта, шума воды в туалете и водопроводных трубах). Иногда, наоборот, ребенка больше пугают тихие звуки, например, шелест газеты, листьев, жужжание комара.

 Многие страхи обусловливаются зрительными раздражителями : :  включением света люстры,  мельканием бликов на Многие страхи обусловливаются зрительными раздражителями : : включением света люстры, мельканием бликов на стекле, солнечного света при движении мимо забора, резкой перемены кадра в телевизоре. Существуют страхи «всего черного» или, наоборот, «всего белого» .

 Другая разновидность страхов связана с тактильной гиперестезией :  «всего мокрого»  (воды при умывании Другая разновидность страхов связана с тактильной гиперестезией : «всего мокрого» (воды при умывании и купании, капель дождя, снежинок, попадающих на лицо, прикосновения к лицу вообще). Часто наблюдается панический страх насекомых, птиц.

 Ряд страхов связан с гиперсензитивностью эмоциональной сферы : :  незнакомых людей, новых мест, открытых Ряд страхов связан с гиперсензитивностью эмоциональной сферы : : незнакомых людей, новых мест, открытых дверей, чужих квартир. Обращает внимание определенная диссоциация в проявлении страха.

 Между страхами,  обусловленными особой гиперсензитивностью аутичных детей, и страхами,  расцениваемыми как неадекватные, Между страхами, обусловленными особой гиперсензитивностью аутичных детей, и страхами, расцениваемыми как неадекватные, бредоподобные , нет резкой грани. Критериями таких неадекватных страхов могут являться компонент особого толкования вызывающей страх ситуации, рудименты идей отношения, угрожающей измененности себя и окружающего.

  Сюда относятся не индуцированная извне боязнь определенных лиц,  страх с ощущением присутствия кого-то Сюда относятся не индуцированная извне боязнь определенных лиц, страх с ощущением присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене. Сюда же следует отнести страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток).

 Аутистические страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира. Аутистические страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира.

 Исследование, проведенное Г.  Ханиной, показало, что стойкие страхи способствуют эмоционально отрицательно окрашенному представлению об Исследование, проведенное Г. Ханиной, показало, что стойкие страхи способствуют эмоционально отрицательно окрашенному представлению об окружающем мире. Они препятствуют формированию его устойчивости и тем самым вторично усиливают страх перед ним.

 Используемая литература: 1)Лебединская К. С. , Никольская О. С.  Диагностика раннего детского аутизма: Используемая литература: 1)Лебединская К. С. , Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с. 2)Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. – 3 -е изд. , стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2006. – 144 с. 3)Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия» , 2003. – 480 с.

Источник

У детей первой группы, в силу их глубокой отрешенности от внешнего мира, иногда сложно распознать признаки страха. Родители таких детей обращают внимание на то, что их дети, скорее, ничего не боятся, не понимают реальной опасности. Например, ребенок может выбежать на проезжую часть улицы, сесть на окно и смотреть вниз с девятого этажа квартиры. Внешними проявлениями страха у детей этой группы могут быть двигательные стереотипии, вокализации. Такие дети находятся в постоянном эмоциональном дискомфорте и в процессе своей «бессмысленной» активности не столько стремятся получить положительные впечатления, сколько избежать отрицательных.

Читайте также:  Бронхообструктивный синдром что это такое

В соответствии с этим задача оценить интенсивность и содержательные особенности страха у детей с тяжелой степенью аффективной патологии достаточно трудна для психолога. Радикалами, свидетельствующими о наличии страха у ребенка, могут быть повышение мышечного тонуса, двигательные стереотипии, эхолалии с определенными интонациями и вокализациями.

У детей второй группы, по мнению авторов, практически постоянно наблюдается состояние страха, что находит отражение во внешнем облике ребенка (напряженная моторика, застывшая мимика лица, часто искаженная гримаса ужаса, отчаяния, крики). В поведении страхи проявляются в виде двигательных разрядов, в форме стереотипных выкриков, постукиваний, пения, в проявлении негативизма, агрессивных и аутоагрессивных действий. Авторы отмечают наличие генерализованной тревоги и локальных страхов у данной группы детей. Генерализованная тревога нередко наблюдается при изменении привычной обстановки, необычном поведении родителей. Так, ребенок может реагировать на раздраженную мать аутостимуляциями в виде прыжков, ударов руками или ногами по стенке или полу, вплоть до битья головой об стенку. В общественном транспорте, например в метро, дети часто раскачиваются, кричат, машут руками, падают на колени и стучат по полу. Локальные страхи у детей этой группы обусловлены их повышенной гиперчувствительностью: сильный звук, резкий свет, липкий пластилин, колющаяся шерстяная кофта и пр. вызывают достаточно сильную и устойчивую боязнь. Дети не переносят острых предметов, таких как ножницы при подстригании ногтей или стрижке волос. Одевание свитера через голову вызывает у них сходные переживания. Как справедливо подчеркивают О. С. Никольская с соавторами, «общей чертой этих конкретных страхов является их жесткая фиксация — они остаются актуальными на протяжении многих лет, при этом их сила может не угасать со временем: ребенок, попав в ситуацию, аналогичную той, в которой он испытывал испуг, или, увидав объект, однажды испугавший его, снова переживает страх в полной мере» [там же, с. 191 ].

Дети третьей группы достаточно хорошо вербализируют свои страхи: они постоянно говорят о них, включают их в свои вербальные фантазии. Дети большую часть времени фиксируются на отрицательных эмоциональных переживаниях из собственного жизненного опыта, из знакомых им сказок. Наблюдается застревание не только на страшных образах (людоед, дьявол или тигр и пр.), но и на отдельных аффективных деталях. Ребенок бесконечно задает одни и те же вопросы. Иногда дети рассказывают страшилки с целью провокации, чтобы вызвать отрицательные эмоциональные состояния у окружающих.

Пример

9-летний Игорь в кабинете психолога постоянно задавал вопрос: «Вы видели крыс на помойке? После этого вопроса он сам рассказывал историю о крысах, которые съели человека. В беседе с матерью было выявлено, что она и бабушка очень боятся крыс, вследствие чего на подобные высказывания ребенка всегда реагировали очень эмоционально, особенно бабушка. Был сделан вывод о том, что вопросы и рассказы ребенка на данную тему, вероятнее всего, связаны с желанием спровоцировать их на типичные для них реакции. Психолог приготовила картинки и фотографии крыс, рассказала ребенку об их особенностях и повадках, их полезности для медицины, поскольку на них испытывают необходимые людям лекарства, а также о том, что существуют также водяные крысы, из меха которых шьют шубы. Затем мальчик получил задание сочинить рассказ из жизни крыс. Спустя некоторое время он перестал рассказывать о крысах.

У детей четвертой группы наблюдается выраженная тревога, особенно обусловленная необходимостью вынужденного общения с окружающими, переменой привычной обстановки, высокими требованиями со стороны окружающих. В отличие от детей третьей группы, у них не наблюдается выраженной тенденции к преодолению страхов, когда ребенок возвращается к предмету страха в своих высказываниях или действиях. Дети этой группы характеризуются повышенной чувствительностью и сензитивностью. Нередко их тревоги и страхи могут быть связаны с отрицательными эмоциональными состояниями матери, отца или других близких людей.

Страхи у аутичных детей в значительной степени препятствуют их эмоциональной стабилизации и адаптации. В связи с этим своевременная коррекция страхов является важной задачей психологической помощи,

В процессе психологической коррекции страхов у детей с аутизмом необходимо учитывать степень тяжести аффективной патологии.

Важной задачей, стоящей перед психологом при работе с детьми первой группы, является определение объектов страха у детей. Психологу или педагогу необходимо, прежде всего, уметь наблюдать за поведением ребенка. Реакции детей первой группы на пугающий предмет достаточно разнообразны. Типичными проявлениями служат как будто бы безучастность, равнодушие ребенка к источнику страха. Однако они являются лишь кажущимися: если присмотреться к ребенку повнимательнее или подержать его за руку, можно заметить, как сильно он напрягает все тело. Другие дети начинают раскачиваться, прыгать или отбегают в сторону от источника страха.

Читайте также:  Синдром диареи определение основные виды причины

Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ – предыдущая  | следующая – Игротерапия страхов

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страхи в структуре нарушений при РДА

Слайд 2
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения детей с РДА. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянно чувство страха.

Слайд 3
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страхи, пережитые в прошлом, сохраняются длительно, иногда годами, и нередко становятся причиной поведения, воспринимаемого окружающими как нелепое.

Слайд 4
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Чувство страха вызывает все новое – отсюда стремление к неизменности окружающей обстановки, перемена которой нередко воспринимается как нечто угрожающее, вызывая бурную реакцию тревоги на самые незначительные попытки изменения привычного существования: режима, перестановки мебели, даже смены одежды. Это явление получило название «феномен тождества».

Слайд 5
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

К.С. Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов:
1) Сверхценные, типичные для детского возраста вообще;
2) Обусловленные аффективной (эмоциональной) и сенсорной гиперчувствительностью;
3) Неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания.

Слайд 6
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Сверхценные страхи, обусловленные реакцией на реальную, этиологически значимую опасность, представлены боязнью остаться одному, потерять мать, боязнью чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня.
У аутичных детей к концу второго года жизни часто отсутствует страх темноты.

Слайд 7
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страх высоты, большей частью лестницы, выражается нерезко, но в отдельных случаях достаточно сильно.

Слайд 8
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страхи, обусловленные ситуационно, проявляются в основном в боязни животных после реального испуга, людей в белом после уколов, прививок, осмотра горла, матери в белом платке после косынки, бывшей на ней в период пребывания с ребенком в больнице.

Слайд 9
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Страхи, обусловленные прежде всего сенсорной и аффективной гиперестезией, наблюдаются значительно чаще.

Слайд 10
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Очень рано выявляется страх различных бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, лифта, шума воды в туалете и водопроводных трубах). Иногда, наоборот, ребенка больше пугают тихие звуки, например, шелест газеты, листьев, жужжание комара.

Слайд 11
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Многие страхи обусловливаются зрительными раздражителями: включением света люстры, мельканием бликов на стекле, солнечного света при движении мимо забора, резкой перемены кадра в телевизоре. Существуют страхи «всего черного» или, наоборот, «всего белого».

Слайд 12
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Другая разновидность страхов связана с тактильной гиперестезией: «всего мокрого» (воды при умывании и купании, капель дождя, снежинок, попадающих на лицо, прикосновения к лицу вообще). Часто наблюдается панический страх насекомых, птиц.

Слайд 13
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Ряд страхов связан с гиперсензитивностью эмоциональной сферы: незнакомых людей, новых мест, открытых дверей, чужих квартир. Обращает внимание определенная диссоциация в проявлении страха.

Слайд 14
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Между страхами, обусловленными особой гиперсензитивностью аутичных детей, и страхами, расцениваемыми как неадекватные, бредоподобные, нет резкой грани. Критериями таких неадекватных страхов могут являться компонент особого толкования вызывающей страх ситуации, рудименты идей отношения, угрожающей измененности себя и окружающего.

Слайд 15
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Сюда относятся не индуцированная извне боязнь определенных лиц, страх с ощущением присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене. Сюда же следует отнести страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток).

Слайд 16
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Аутистические страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира.

Слайд 17
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Исследование, проведенное Г. Ханиной, показало, что стойкие страхи способствуют эмоционально отрицательно окрашенному представлению об окружающем мире. Они препятствуют формированию его устойчивости и тем самым вторично усиливают страх перед ним.

Слайд 18
Значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме рда

Описание слайда:

Используемая литература:
1)Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
2)Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 144 с.
3)Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.

Читайте также:  Гидроцефальный синдром у ребенка 5 лет

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник



Тема 3.3. Страхи в структуре нарушений при РДА

23.При эмоциональных нарушениях страхи отличаются

· интенсивностью и прочной фиксацией;

· необычностью;

· неадекватностью;

· конкретностью;

· нелепостью и беспричинностью.

24.Преодоление страхов становится возможным лишь с опорой на разработанный надёжный жизненный___________.

· стереотип;

· опыт;

· стиль;

· тонус;

· этап.

Задания для самостоятельной работы студентов по третьему разделу

Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития

Тема 3.1. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА, кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров.

· Дайте письменно общую характеристику( с помощью указанных книг) синдрома РДА (по Л. Каннеру, по Г. Аспергеру)

· Охарактеризуйте письменно( с помощью указанных книг) проблемы первичного дефекта в структуре РДА, вторичных нарушений, третичных образований.

· Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2005.

· Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003.

Тема 3.2. Особенности психологического и социального развития при РДА

Напишите рефлексивное сочинение по одному из фильмов:

· «Человек дождя».

· «Восход Меркурия» («Меркурий в опасности»)

Тема 3.3. Страхи в структуре нарушений при РДА

Проанализируйте страхи с позиции известной информации с помощью книг:

· Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма М., 1994.

· Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.

· Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним аутизмом. М., 1985.

· Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. Материалы к спецкурсу /Под ред. Морозова С.А. М., 2002.

· Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.: ИКПРАО «Экзамен», 2004.

Тема 3.4. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

Опишите уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте, опираясь на психологическую классификацию РДА, пользуясь указанными источниками

· Никольская О.С., Баенская Е.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2005.

· Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.: ИКПРАО «Экзамен», 2004.

· Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000.

· Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии //Автореферат докторской диссертации по коррекционной психологии. М., 1999.

· Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Лекция 4 ПСС. М., 1982. Т. 5.

· Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. ПСС М., 1982, Т.2.

Тема 3.5. Проблемы дифференциальной диагностики РДА

Конспектирование:

· Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1994.

· Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма М., 1991.

· Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Внн: Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. М., 2003.

Тема 3.6. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии

Опишите возможную структуру занятия с таким ребенком, опираясь на известную вам литературу.

Задания для самостоятельной работы студентов по четвёртому разделу курса

Раздел 4. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема

Тема 4.1. Нарушенное поведение как расстройство, проявляющееся в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализированном поведении

Проанализируйте один из видов нарушенного поведения, опираясь на опыт, и укажите пути профилактических психологических воздействий.

Тема 4.2. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями

Проанализируйте нарушения поведения при реактивных и конфликтных переживаниях, опираясь на жизненный опыт, художественные произведения, фильмы, средства массовой информации, предложите пути помощи такому ребенку.

Тема 4.3. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте

Проанализируйте известный вам из жизненного опыта, художественного произведения, средств массовой информации, случай синдрома посттравматического стрессового расстройства, укажите основные принципы и направления работы с таким ребенком.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

0.018 с.

Источник