Александрова н ш синдром алалия

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Н. Ш. Александрова

Sprachbru.cke e. V., Берлин, Германия

Многолетние наблюдения случаев импрессивной (сенсорной) алалии и анализ литературных данных, среди которых базовыми являются работы Н. Н. Трауготт (Трауготт и Кайданова, 1975; Трауготт, 1994), позволили сделать следующие выводы, касающиеся различных аспектов данного синдрома:

  1. При импрессивной алалии страдает непроизвольное понимание общего смысла обращенной речи, в том числе простейшей бытовой речи, в отличие от экспрессивной (моторной) алалии, при которой может страдать понимание точного смысла высказываний (например, понимание грамматических категорий).
  2. Анализ симптоматики импрессивной алалии в ракурсе онто-, психо- и нейролингвистики (Александрова, 2012, 2014; Александрова Н. и Александрова О., 2016-1) показал, что особенности освоения языка детьми с тяжелой формой импрессивной алалии совпадают с основными характеристиками логического пути изучения языка. То есть данный синдром можно представить как расстройство, при котором невозможно освоение языка как родного, но доступно осознанное изучение языка как иностранного, что дает определенную опору для планирования педагогической помощи. Важно, что невозможным оказывается непроизвольное освоение языка при доступности произвольного изучения. При нормальном развитии ребенка оба этих способа взаимодействуют и трудноразделимы.
  3. Обзор исследований в области нейрофизиологии речевого восприятия (Штыров, 2012) показывает, что полная обработка устной речи мозгом невозможна без выделения для нее ресурсов внимания и не исключено, что это выделение запускается именно начальными автоматическими процессами. Если автоматические (непроизвольные) процессы играют пусковую роль в выделении ресурсов внимания для восприятия речи, то это позволяет объяснить один из основных симптомов импрессивной алалии — невключение слухового внимания, т. е. слабость функции непроизвольного понимания речи затрудняет включение внимания произвольного.
  4. На основании сравнения симптоматики, течения, исходов и зависимости от возраста алалий, детских органических афазий (вследствие травм, кровоизлияний и т. п.) и синдрома Ландау—Клеффнера (детская афазия с эпилепсией, дисфункциональный синдром) (Александрова, 2004, 2007, 2014; Александрова Н. и Александрова О., 2016-2) можно сделать следующее предположение: многие (возможно, не все) случаи импрессивной алалии имеют в своей основе поражение мозга дисфункционального характера. Дисфункция — патологический процесс, который не разрушает субстрат мозга, но затрудняет или делает невозможным функционирование отдельных его регионов и нормальное развитие когнитивных функций. Клинические проявления в случае дисфункциональных расстройств зависят от мозгового региона, подверженного дисфункции, и, вероятно, могут быть сходными при воздействии различных патогенных факторов. Перенесенные заболевания, травмы и т. д. могут, будучи одномоментными, нанести какой-то ущерб и уйти, оставив после себя резидуальные явления, но также, вероятно, могут включить патологический процесс (подобный эпилептиформной активности при синдроме Ландау—Клеффнера), который будет действовать на протяжении длительного времени.
  5. Диагностика импрессивной алалии опирается лишь на наблюдения за поведением ребенка. Как известно, основным симптомом синдрома является отсутствие понимания речи в возрасте 18 месяцев без значительного снижения слуха и видимых расстройств интеллекта. Если ребенок не понимает обращенной к нему речи, необходимо исключить нарушение слуха, расстройства аутистического спектра и поведенческие нарушения, а также экспрессивную алалию:

— дифференциальная диагностика импрессивной алалии и нарушений слуха в настоящее время благодаря современным методам ранней оценки физиологического слуха не представляет труда;

— дифференциальная диагностика импрессивной алалии и расстройств поведения, а также расстройств аутистического спектра.

Как известно, для того чтобы понимать речь окружающих, ребенок и взрослый должны войти в контакт. Здоровый ребенок обладает неязыковой базовой структурой понимания намерений и общего смыслового контекста, которая «оказывается уже практически полностью сформированной до того, как начинается освоение речи» (Ахутина [и др.], 2013). 

При заболеваниях аутистического спектра может страдать этап становления контакта ребенок—окружающие, сохранный при импрессивной алалии. При поведенческих нарушениях весьма сложно привлечь внимание ребенка к любому сотрудничеству. Поэтому важнейшим условием постановки диагноза «импрессивная алалия» является достоверный контакт с ребенком на невербальном уровне.

Иными словами, при неосложненной импрессивной алалии присутствует намерение выполнить поручение, если оно дано в доступной невербальной форме. Например, если попросить ребенка (словом и жестом) принести одну из трех находящихся на столе игрушек, он подойдет к игрушкам и, не понимая, что именно надо взять, будет или показывать на каждую игрушку по очереди, ожидая одобрения или принесет все три. Если же попросить ребенка включить в кабинете свет без сопровождения просьбы жестами, то алалик не отреагирует на просьбу, но при жестовом подкреплении (показать лампы на потолке и выключатель) он просьбу выполнит. Именно различие в выполнении вербальных и невербальных команд служит диагностическим критерием.

 Полная версия статьи доступна участникам клуба

  • Доступ к базе знаний + новые эксклюзивные материалы Клуба каждый месяц
  • 24/7 поддержка в закрытой группе Клуба телеграм
  • Ежемесячные практические вебинары с сертификатами по 4 акад. часа
  • Удостоверение на 288 акад. часа (выдается с доплатой 2000 руб.)
  • Возможность оформить рассрочку на оплату.

(Всего 27 руб. в день).

После 12 месяцев участия вы можете продлить участие в клубе по собственному желанию, автосписания в этом тарифе не происходит.

  • Доступ к базе знаний + новые эксклюзивные материалы Клуба каждый месяц
  • 24/7 поддержка в закрытой группе Клуба телеграм
  • Ежемесячные практические вебинары с сертификатами по 4 акад. часа

(Всего 28 руб. в день)

После 6 месяцев участия вы можете продлить участие в клубе по собственному желанию, автосписания в этом тарифе не происходит.

  • Доступ к базе знаний + новые эксклюзивные материалы Клуба каждый месяц
  • 24/7 поддержка в закрытой группе Клуба телеграм
  • Ежемесячные практические вебинары с сертификатами по 4 акад. часа
Читайте также:  Выгорание менеджеров или синдром усталости

(Всего 33 руб. в день)

По окончанию подписки произойдет автосписание за следующий месяц, вы всегда можете остановить участие в клубе по собственному желанию.

Источник

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес. и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» – общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии – «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз “алалия”.

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).
Читайте также:  Народные средства от астматического синдрома

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

  • Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
  • Когнитивной сферы;
  • Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

Нейропсихолог Александрова О.А.

Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или пишите нам в мессенджеры:

[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=”WhatsApp” ]

Источник

Статья:

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что ее можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес., и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Читайте также:  Синдром верхней полой вены у новорожденного

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Давайте разбираться, что же в него входит.

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

  • Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
  • Когнитивной сферы;
  • Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник