Астенический синдром у детей после болезни до года

Астенический синдром у детей после болезни до года thumbnail

Многие дети, даже выписавшись с больничного после серьезной инфекции (гриппа, кишечных проблем или ангины) достаточно длительное время могут быть вялыми, плохо едят и быстро устают, хуже успевают в школе и имеют проблемы с вниманием и памятью. Полноценный отдых полностью не устраняет это состояние, тогда врач может вести речь о постинфекционной астении. Она характеризуется плохой переносимостью физической и умственной нагрузки, нарушениями поведения, капризностью, постоянной усталостью. Как в таких ситуациях можно помочь ребенку, какими методами и способами улучшить его состояние — или просто ждать, когда все пройдет само?

Что считать астенией у детей?

Что считать астенией у детей?

Если не углубляться в сложные медицинские определения данного состояния, его можно описать как общую усталость, которая неадекватна той нагрузке, которую получает ребенок в течение дня. После того, как все силы организма были брошены на борьбу с инфекцией и активизацию иммунной защиты, израсходовались ресурсы и энергетические запасы, в периоде после инфекции организму не хватает сил и энергии на осуществление привычной деятельности. Это приводит к физическому утомлению, слабости и истощению нервной системы.

Астения в педиатрии существует как отдельная патология, так называемая первичная или функциональная астения. Она рассматривается как вариант невроза, проблема с функционированием нервной системы в определенный период жизни малыша. Если же речь идет о периоде после инфекций, астения имеет вторичный, органический характер, связанный с нарушением работы организма после перенесенной болезни.

В чем суть проблемы?

Ведущую роль в развитии астении после инфекций отдают нарушениям особого участка головного мозга — ретикулярной формации. Это особая область, внутри которой сосредоточены нейрофизиологические связи — своего рода сервер, где хранится вся ключевая информация, он распределяет нагрузки. Ретикулярная формация контролирует расходование сил на физическую активность и умственную деятельность, регулирует процессы запоминания и мышления. Дисбаланс в этой системе приводит к общему сбою в организме, что ведет к возникновению разнообразных симптомов астенического синдрома.

Все процессы в организме ребенка требуют поступления энергии, и 25% от всего ее объема расходует мозг. Энергию дают специфические органические соединения АТФ, которые должны синтезироваться в клетках для их активной жизнедеятельности. При дефиците энергии возникают утомляемость, слабость и астения. Основными «фермами» для производства АТФ являются митохондрии, и основу астении составляют их дисфункции, возникающие на фоне инфекции и последующей за ней астении. Заторможенные и вялые митохондрии не могут синтезировать большое количество АТФ. Добавляет в копилку астении еще и интоксикация промежуточными продуктами метаболизма при инфекции, что негативно влияет на ретикулярную формацию и вызывает сбои в ее работе.

Когда ожидать симптомы?

Когда ожидать симптомы?

Чаще всего проявления астении возникают после серьезных вирусных инфекций, когда болезнь сопровождается лихорадкой, синдромом интоксикации, поражением респираторного тракта с возникновением характерных простудных симптомов, и вовлечением в процесс еще и внутренних органов. Предрасполагают к астении лихорадка и интоксикационный синдром, которые повышают нагрузку на сердечно-сосудистую систему и мозг на фоне ограничения поступления энергии с пищей за счет плохого аппетита при болезни.

Также вполне вероятна астения на фоне системных воспалительных процессов, возникающих при тонзиллитах, детских инфекциях, тяжелых микробных процессах. Влияния на мозг и угнетение его активности связаны как с прямыми повреждающими влияниями на нервные клетки, так и с опосредованными влияниями на нейроны за счет гипоксии, продуктов метаболизма и воспалительных медиаторов.

Считается, что даже на фоне клинического выздоровления симптомы астении у детей могут сохраняться до месяца, что может существенно снижать качество жизни и успеваемость, нарушает привычную жизнь малыша.

Связано наличие астении с тем, что после того, как инфекция полностью элиминируется из организма, все равно остаются некоторые энергетические и метаболические сдвиги, которые и формируют все проявления постинфекционной астении. Не всем детям требуется лечение, но если астенический синдром существенно мешает привычной жизни, необходима его коррекция.

Чем можно помочь?

Если речь идет о первичной астении — основа ее лечения заключается в устранении провоцирующих факторов. Для постинфекционной же формы, когда фактор провокатор уже удален, но метаболические нарушения остались, важно после того, как вылечена инфекция, купировать все токсико-метаболические изменения, которые она вызвала. Астения проходит постепенно, по мере нормализации обменных процессов. Помочь в ее устранении могут различные средства, обладающие антиастеническим эффектом. Они преимущественно имеют растительное происхождение или животное. Эффект у таких препаратов развивается постепенно, по мере накопления их в организме, особенно если речь идет о таких средствах, как адаптогены. Средств, которые имели бы эффект «скорой помощи» при астении практически нет, а растительные экстракты по типу экстрактов заманихи, китайского лимонника или аралии, женьшеня, обладают более адаптогенным эффектом, общетонизирующим и мягко стимулирующим.

Читайте также:  Синдром младшей сестры что такое

Ученые, зная основные механизмы развития астении — дисфункции митохондрий, ищут препараты с естественными компонентами, которые способны эту дисфункцию исправлять. Важно нормализовать работу митохондрии, одновременно активизировав синтез АТФ и работу мозговых клеток.

В цикле образования АТФ принимает участие янтарная кислота (сукцинат) и целый ряд ферментов, на которые вполне можно влиять извне. Поэтому при лечении астении рекомендуются добавки с янтарной кислотой, которые стимулируют кислородо-зависимое образование АТФ, которое дает максимальную эффективность в плане объема конечного продукта.

Не менее важна и борьба со свободными радикалами, которые в условиях инфекции могут более активно повреждать клетки тела и мозга. Применение антиоксидантов (витаминные препараты, биологические активные добавки), также может помочь скорее восстановиться. Нередко врачи после тяжелых инфекций рекомендуют курс витаминов С, Е или группы В.

Немалую роль в восстановлении после болезни и развитии астении играет дефицит коэнзима Q10, который также борется с свободнорадикальной активностью в организме. Поддержка синтеза коэнзима Q10, который активно помогает синтезировать энергию тела — это один из вариантов лечения астении. Чаще всего применяют комплексные препараты, которые работают одновременно сразу в нескольких направлениях.

Какие симптомы убирают препараты?

Какие симптомы убирают препараты?

Прием адаптогенов и антиастенических препаратов помогает повысить бодрость и активность, при этом снижает напряжение и тревожность, нормализует процессы сна и бодрствования. Известно, что инфекция — это всегда стресс для организма, и его устранение также важно для того, чтобы быстрее устранялась и астения. На фоне инфекции в мозге может снижаться синтез глутамата, это нейромедиатор, передающий импульсы от нейрона к нейрону. Поэтому добавки глутаминовой кислоты также полезны в борьбе с симптомами астении, такими как снижение концентрации, памяти и скорость реакций.  

В лечении практикуется три направления:

  • Этиотропное лечение, направленное на устранение причины астении.
  • Общеукрепляющее лечение, иммунотерапия.
  • Симптоматические средства.

Последние годы интерес исследователей привлекает особый, нейроспецифический белок S100, который имеется только в нервной ткани. Его синтез и достаточное количество важны в процессах мышления, запоминания и адекватных реакций на окружающее. Создаются препараты, которые имеют в составе антитела к этому белку, активно стимулирующие его рецепторы и обладающие антиастеническими эффектами. Для антиоксидантной защиты и общеукрепляющего эффекта может применяться курс приема коэнзима Q10, зачастую в комплексе с витамином Е, что помогает скорее восстановиться. Не менее полезен и прием омега-3 жирных кислот, которые обладают защитным эффектом в отношении мозга.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

В современных условиях ребенок испытывает множество стрессов. Напряженная учебная программа в школе, большая степень загруженности, конфликты в семье и в коллективе приводят к стойкому нервному перенапряжению, следствием которого становится развитие астенического состояния.

Данное состояние все чаще диагностируется не только у взрослого населения, как это было раньше, но и у детей.

К числу причин развития астенического синдрома у детей можно отнести не только повышенную утомляемость, хроническую усталость, но и частые инфекционные заболевания, сопровождающиеся стойким снижением иммунитета, ухудшением общего самочувствия ребенка.

И это неудивительно, ведь в такой ситуации малыш испытывает большое нервное напряжение, повышенную тревожность. Следовательно, родителям необходимо позаботиться не только об эмоциональном, но и о физическом здоровье крохи.

Как бороться с детской анорексией? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Особенности заболевания

Понятие и особенности заболевания

Дословно данное название можно перевести как слабость и бессилие. И это очень точно отражает суть недуга.

В астеническом состоянии ребенок чувствует себя подавленным, разбитым, у малыша развивается апатия к окружающему миру.

Кроме того, у малыша нарушается режим сна и бодрствования, что еще больше осложняет ситуацию. Отсутствие здорового продолжительного сна негативно сказывается на его состоянии в дневное время.

Наиболее часто заболевание развивается у детей младшего школьного возраста. Связано это с резким изменением распорядка дня, деятельности. В школе, особенно, в начальной, к ребенку предъявляют повышенные требования относительно успеваемости и поведения, чего не было раньше.

Читайте также:  Синдром дауна по узи плода

Во время урока малыш должен не только ограничивать себя в движении, но и активизировать мыслительную деятельность, чтобы запомнить учебный материал. За короткую перемену малыш не успевает в полной мере отдохнуть, а придя домой, вынужден выполнять домашнее задание.

Такой режим дня способствует развитию стресса, хронической усталости. Кроме того, родители стараются использовать свободное время малыша как можно более продуктивно, отдавая его во всевозможные секции и кружки.

Конечно, это способствует интеллектуальному развитию, но, в конечном итоге может спровоцировать развитие астенического состояния. А это выражается не только в эмоциональном, но и физическом истощении.

Патогенез заболевания предполагает нарушение нервной активности в клетках головного мозга, в нарушении нервных связей.

Это способствует развитию тревожности, состояния подавленности и апатии. С течением времени в организме ребенка наблюдаются такие неприятные процессы, как нарушение клеточного питания, снижение тонуса мышц, их слабость и постепенная атрофия.

к содержанию ↑

Разновидности астении

  1. Разновидности детской астенииНейроциркуляторная астения имеет симптомы, сходные с признаками заболеваний сердечно – сосудистой системы. Однако, при детальном обследовании у пациента не обнаруживается каких – либо нарушений в деятельности данных органов. Данное состояние развивается на фоне постоянных стрессов и переживаний, частых физических перегрузок, гормональных нарушений, а также при длительной интоксикации организма.
  2. Функциональная астения может развиваться после перенесенных инфекционных заболеваний, длительных перегрузок, стойких нарушений режима дня. Однако, симптомы данного недуга могут возникать и у совершенно здоровых детей. Как правило, течение недуга имеет обратимый характер, и, если вовремя устранить причину, которая его спровоцировала, эмоциональное состояние ребенка вернется в норму.
  3. Психическая астения представляет собой нарушение психических процессов, протекающих в организме. Характеризуется их замедленным восстановлением. Основной провоцирующий фактор развития недуга – наличие инфекционных заболеваний, поражающих головной мозг.
  4. При невротической астении нарушается психическая деятельность организма пациента, что оказывает негативное влияние на его поведение. Заболевание часто является следствием травм, длительного воздействия раздражающих факторов, стрессов.
  5. Постинфекционная астения развивается после перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ОРВИ, грипп, ангина. Связано это с тем, что даже после выздоровления в организме ребенка в незначительной степени нарушены некоторые обменные процессы, что вызывает ухудшение самочувствия, слабость. В результате этого ребенок становится более раздражительным, развивается данная форма астении.
  6. Церебральная астения часто становится следствием травм головного мозга. Причинами развития недуга служат также инфекционные заболевания, длительная интоксикация организма, нарушения кровообращения в области головного мозга.
  7. Разновидности и характеристика астенииКардиальная астения характеризуется нарушениями в работе сердечно – сосудистой системы. Проявляется в виде аритмии, затруднениями дыхания. Заболевание имеет приступообразных характер течения, длительность одного приступа может составлять до 10 минут.
  8. Органическая астения развивается на фоне инфекционных заболеваний, поражений головного мозга или других внутренних органов. Проявляется в виде повышенной тревожности, раздражительности. Пациента беспокоят головные боли, частые недомогания.
  9. Физическая астения развивается после длительных физических перегрузок. Характеризуется снижением физической активности, появлением усталости даже после незначительной двигательной деятельности.

У детей нередки и временные проявления астении. Например, симптомы недуга могут возникать в утреннее время, или весной.

к содержанию ↑

Причины развития

К числу провоцирующих факторов относят:

  • нервное и физическое перенапряжение. В том случае, если ребенок подвергается повышенным нагрузкам в школе или детском саду, на всевозможных секциях, необходимо следить, чтобы у него было достаточно времени на отдых. При этом малыш должен отдыхать не только физически, но и эмоционально. Полезны занятия хобби и увлечениями, активные прогулки на свежем воздухе, игры с друзьями;
  • заболевания, вызывающие стойкое понижение иммунитета и нарушения гормонального фона;
  • неправильный режим дня, малая продолжительность сна;
  • Причины развития такого состоянияприем некоторых лекарственных препаратов, которые способствуют изменениям нервной деятельности организма;
  • частые стрессы, неблагоприятная окружающая атмосфера;
  • заболевания органов дыхательной системы, в результате которых у ребенка развивается гипоксия мозга (нехватка кислорода). Это приводит к нарушениям мозговой деятельности и развитию астении.

О симптомах и признаках аутизма у ребенка читайте здесь.

к содержанию ↑

Клинические проявления в зависимости от возраста

На сегодняшний день симптомы болезни можно наблюдать у детей различных возрастных групп. Не являются исключением даже дети самого младшего возраста. От возраста ребенка зависят и клинические проявления недуга.

Младенцы до года

Груднички, страдающие астенией, часто плачут, хуже засыпают, испытывают постоянную усталость во время общения с родителями, игр, нахождения на руках. Признаками астении у детей младшего возраста являются:

  1. Ребенок часто капризничает, долго плачет, даже если он сыт и здоров.
  2. Малыш плохо засыпает, когда его укачивают, но, становится более спокойным, когда находится в комнате один.
  3. Пугается звуков, даже достаточно тихих.
  4. Быстро устает от общения с людьми.
Читайте также:  Общая моторика у детей с синдромом дауна

к содержанию ↑

Малыши до 7 лет

По мере взросления симптомы астении проявляются у ребенка все более отчетливо. Он раздражителен, часто устает, боится общества незнакомых людей. Кроме того, могут проявляться и более специфические признаки:

Клинические проявления у малышей до 7 лет

  1. Боязнь яркого света.
  2. Непереносимость некоторых запахов, при длительном контакте с которыми у ребенка могут возникать тянущие боли в мышцах.
  3. Головная боль, проявляющаяся во время шума, громкого звука.

к содержанию ↑

Подростки

Основным признаком развития астенического состояния в подростковом возрасте считается повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. Отмечается ухудшение поведения, подросток по любому поводу спорит с родителями, друзьями, становится более агрессивным и конфликтным.

Даже простые бытовые ситуации вызывают острые приступы гнева, неадекватную реакцию. Также наблюдается снижение успеваемости в школе, нарушение внимания.

Как определить аппендицит у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

К какому врачу обращаться?

Прежде всего, необходимо установить причину, которая вызвала расстройства подобного рода. Для этого необходимо показать ребенка врачу – терапевту. Так, если причиной астении стала инфекция, ее необходимо устранить.

В некоторых случаях, для нормализации состояния необходимо просто скорректировать режим дня, дать ребенку больше времени на отдых и занятие любимыми делами.

Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не улучшится, придется показать ребенка психологу, а затем, возможно, и неврологу, если установлено, что имеют место неврологические нарушения.

к содержанию ↑

Лечение

Методы лечения

Как лечить детскую астению? Астеническое состояние нельзя оставлять без внимания: обычная, на первый взгляд, усталость, может спровоцировать серьезные для детского организма последствия, вплоть до опасных неврологических и физических нарушений.

Лечение осуществляется при помощи специальных медикаментозных препаратов, однако, немаловажным фактором остается и нормализация образа жизни и распорядка дня ребенка.

к содержанию ↑

Медикаментозная терапия

Ребенку назначают фармакологические препараты следующих групп:

  • адаптогены – препараты, повышающие активность, энергичность (экстракт женьшеня, лимонника);
  • ноотропы, улучшающие мозговую деятельность (Ноотропил, Аминалон);
  • успокоительные средства, снимающие тревожность, раздражительность (Ново-пассит);
  • антидепрессанты, транквилизаторы, способствующие устранению сильных нервных напряжений. Назначают в особо тяжелых случаях;
  • нейролептики – препараты для лечения острых проявлений психоза;
  • витаминные комплексы, способствующие укреплению организма в целом.

к содержанию ↑

Коррекция образа жизни

Для устранения и предупреждения симптомов астенического состояния необходимо установить правильный распорядок дня, нормализовать режим питания. Рекомендуется:

  1. Коррекция образа жизни ребенкаПредоставлять ребенку достаточное количество времени для отдыха.
  2. Обеспечивать полноценный сон продолжительностью не менее 7-9 часов в зависимости от возраста (чем младше ребенок, тем больше часов для сна ему требуется).
  3. Сон должен приходиться на ночное время. В противном случае возможно стойкое нарушение биоритмов организма.
  4. Необходимо обеспечить ребенку спокойную и благоприятную атмосферу не только дома, но и в школе (дошкольном учреждении).
  5. Защищать ребенка от стрессов, конфликтных ситуаций.
  6. Обеспечить ежедневные умеренные физические нагрузки (утренняя гимнастика, активные прогулки на свежем воздухе).
  7. Важно разработать правильный рацион питания. Ребенок должен употреблять в пищу нежирное мясо, рыбу, молочные продукты, фрукты и овощи.

Рекомендации педиатров по лечению атопического дерматита вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Немедикаментозный подход

К таким методам терапии относят:

  1. Употребление успокаивающих травяных настоев (можно использовать корень валерианы, пустырник, ромашку).
  2. Психотерапия различной направленности (необходима как для улучшения общего эмоционального состояния ребенка, так и для устранения отдельных психических расстройств, причин развития астении).
  3. Физиопроцедуры, включающие в себя занятия лечебной физкультурой, расслабляющий или, наоборот, тонизирующий массаж, водную терапию (например, душ Шарко), иглоукалывание, ароматерапию.

Немедикаментозный подход к проблеме

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, обращать внимание даже на такие, на первый взгляд, незначительные признаки, как усталость, раздражительность.

В противном случае возможно развитие серьезных нервных нарушений. Важно учитывать, что на ранних стадиях развития астении, заболевание лечится достаточно просто, нужно просто не упустить момент и вовремя показать ребенка специалисту.

Клинический психолог расскажет об астеническом синдроме в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник