Астено невротический синдром у детей причины

Астено невротический синдром у детей причины thumbnail

Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.

Общие сведения

Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.

Астено-невротический синдром у детей

Астено-невротический синдром у детей

Причины

Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.

Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.

Патогенез

В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.

Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.

Классификация

Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:

  • Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в результате острых или хронических стрессов. Термин неврастения часто используется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и детей.
  • Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
  • Соматогенная. Обусловлена соматическими или инфекционными болезнями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
  • Резидуальная. Возникает в раннем детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных нарушений, у таких детей бывают проблемы с умственным развитием, расстройства мелкой моторики.
  • Дизонтогенетическая. Эта форма считается более легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью клиники. Симптомы чаще усиливаются весной и осенью.

Симптомы

Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.

Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.

Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.

Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.

Осложнения

Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.

Диагностика

Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.

Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:

  • эхоэнцефалография;
  • ЭЭГ;
  • КТ или МРТ головного мозга.

Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.

Лечение астено-невротического синдрома у детей

Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.

Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.

Читайте также:  Синдром толосы ханта код мкб

Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.

Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.

Прогноз и профилактика

Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.

В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.

Источник

Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.

Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии

Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.

Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Симптоматика

Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.

Один из симптомов АНС у ребенка – грусть, апатия, бессилие

Симптомы АНС:

  • бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
  • чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
  • недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
  • ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
  • боль в мышцах шеи;
  • проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
  • истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;

Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.

Стадии заболевания

У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.

Стадии АНС:

  1. У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
  2. Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
  3. Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.

Стадии могут чередоваться друг с другом.

Прогноз

Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.

Чем опасен АНС:

  • депрессивные состояния;
  • ипохондрический синдром;
  • тревожные расстройства личности;
  • панические атаки;
  • самоубийства.

Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.

На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.

Диагностические и лечебные мероприятия

При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.

Читайте также:  Что такое туннельный синдром запястья

Перечень обследования:

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • реоэнцефалоргафия;
  • анализы крови, мочи, сахар крови,
  • гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.

Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.

Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.

Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.

Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.

Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте

Источник

На неокрепший детский организм часто обрушиваются различные болезни, некоторые из которых носят неврозоподобный характер. Астено-невротический синдром у детей — яркий пример дисфункции ЦНС. Зная о том, что представляет собой это заболевание, какие физиологические, наследственные или социальные причины могут его вызвать, медики и родители имеют широкий спектр воздействия на проблему. Кроме того, существуют способы эффективной профилактики усугубления синдрома.

астено невротический синдром у детей

Общие характеристики заболевания

Церебральная астения — это комплексное заболевание, которое представляет собой психическое расстройство, относящееся к группе неврозов. Его развитие в детстве связывают с тем, что структуры ЦНС продолжают формироваться 6–7 лет после рождения ребенка. Малыш бурно реагирует на негативные происшествия, неудачи, воспринимает все близко к сердцу. Такое поведение детей и подростков часто списывают на малый возраст или юношеский максимализм.

Церебрастенический синдром диагностируется в знаковые периоды жизни, сопровождаемые переживаниями. Возможные причины неврозов у детей — смена учебного заведения или коллектива, период сдачи экзаменов, поступление в вуз и др.

Заболеванию подвержены мальчики и девочки дошкольного, школьного возрастов, а также подростки. Пики обострения приходятся на межсезонье — весну и осень, состояние отягощается и маскируется под ОРВИ или остальные болезни, сопровождаемые кашлем. Раздражители в определенном секторе мозга провоцируют покашливания.

Причины нервного расстройства

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

астено невротический синдром у детей

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Симптомы заболевания

Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.

Реакции вегетативной нервной системы

Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:

  • гипертиреоз – избыточная потливость. Потеют не только подмышки, стопы и ладони, но и шея, затылок, все тело покрывается испариной;
  • чрезмерная любовь к сладкому, скрытый сахарный диабет;
  • болезни мочеполовой системы, энурез;
  • тахикардия, превышение сердечного ритма в нормах возрастной зоны;
  • гипотония – пониженное кровяное давление;
  • частые (более 6–8 раз в год) ОРВИ;
  • «колит» сердце, выше грудины, плечо и т. д.

Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.

Симптомы сбоев в работе головного мозга

Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:

  • психическая нестабильность, резкие смены настроения, яркое проявление эмоций, не всегда уместных;
  • проблемы со сном, ребенку сложно уснуть ночью, а под утро сон настолько глубокий, что нельзя разбудить;
  • невозможность контролировать энурез, дефекацию при достижении возраста старше 4-х лет;
  • изменение настроения в сторону негатива: ребенок плаксивый, вспыльчивый, раздражительный, подавленный без адекватных на то причин;
  • низкая концентрация внимания и нарушение кратковременной памяти;
  • гиперактивность: малыш подпрыгивает, сидя на стуле, не в состоянии идти спокойно, только бежать, производит много хаотичных движений, на просьбу пройтись по прямой линии — пройдет, но будет вертеть головой, руками, компенсируя тем самым спокойствие ног;
  • необычные приемы самоуспокоения: школьник теребит в руках ручку, накручивает волосы или вырывает их, расшатывается из стороны в сторону, бьет себя по лицу, голове и пр.;
  • проявление неконтролируемой агрессии: ребенок бьет игрушки, топчет и рвет книги;
  • безосновательный страх темноты, боязнь какого-либо помещения, страх одиночества;
  • повышенная утомляемость во время умственного труда.
Читайте также:  Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий синдромы

Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту. Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний.

астено невротический синдром у детей

Осложнения

Игнорирование симптомов и отсутствие лечения приводит к задержке физического и психологического развития. Дети младшего возраста позже сверстников осваивают двигательные навыки, речь, гигиенические и социальные привычки.

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Диагностика

Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:

  • клиническая диагностика – опрос, сбор анамнеза и катамнеза, которые проводят терапевт, невролог и психиатр. Каждый из специалистов выстраивает беседу так, чтобы выявить симптоматику своего спектра. Постановка диагноза комплексная;
  • физикальный метод проводится терапевтом, его цель — осмотр и оценка работы внутренних органов, после чего следует прием у невролога для выявления симметрии, реакции на свет и звук, анализа соответствия рефлексов возрастной категории пациента, выявление замедления в развитии;
  • психодиагностика проводится психологом, метод нацелен на выявление нестабильности внимания, нарушений в длительной и краткосрочной памяти, расстройств логического и пространственного мышления. Пациенты с астено-невротическим синдромом уже к концу беседы с психологом демонстрируют усталость, истощение, их речь путается, а в суждениях отсутствует логическая цепочка;
  • инструментальный метод предполагает проведение ряда исследований (реоэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, рентген, УЗД головы и шеи, т. д). Пациенты с астеническим синдромом имеют явные отклонения от нормы в работе сосудистой системы, дисбаланс нервных импульсов, защемления или новообразования в шее или мозге и пр.;
  • лабораторные исследования, цель которых, посредством общего анализа крови и биохимии, исключить различные инфекции и заболевания, способные маскироваться под психические и нервные расстройства.

При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

  • длительные прогулки на свежем воздухе — для большего насыщения кислородом всего организма;
  • необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
  • сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
  • закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
  • создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.

Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.

астено невротический синдром у детей

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

  • четкий распорядок дня;
  • сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
  • сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
  • длительность ночного сна 8-9 часов;
  • отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
  • устранение причин переутомления;
  • отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
  • обязательные физические нагрузки;
  • длительные пешие или велосипедные прогулки.

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

астено невротический синдром у детей

Заключение

Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.

Загрузка…

Источник