Астено невротического синдрома у детей

Астено невротического синдрома у детей thumbnail

Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.

Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.

Общие сведения о патологии

неврастения у детей

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.

Симптомы заболевания

симптомы неврастении у детей

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

  1. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
  2. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.

Симптомы у детей 2–6 лет

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

  • пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
  • логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
  • плаксивости, капризности;
  • раздражительности и вспыльчивости;
  • немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
  • жестокого обращения с игрушками;
  • склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
  • неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
  • депрессивного настроя;
  • судорожного синдрома и нервных тиков;
  • беспокойного сна;
  • потери интереса к любимым играм, вялости;
  • психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).

Симптомы у школьников

Симптомы неврастении у школьников

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

  • раздражительность и нервная возбудимость;
  • ранимость, обидчивость;
  • замкнутость;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
  • повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
  • перепады настроения;
  • панические атаки и фобии;
  • снижение концентрации произвольного внимания;
  • резкое снижение успеваемости;
  • головная боль;
  • проблемы со сном;
  • расстройство аппетита;
  • яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.

Стадии астено-невротического синдрома

Гипертоническая неврастения

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Разновидности синдрома

плаксивость ребенка

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

  • Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
  • Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
  • Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
  • Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
  • Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
  • Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
  • Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.
Читайте также:  Лекарство от синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Причины нервного расстройства

заниженная самооценка ребенка

Астения может возникнуть по следующим причинам:

  • генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
  • меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
  • сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
  • ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
  • воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
  • резус-конфликт у матери и ребенка;
  • нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
  • ДЦП;
  • травмы позвоночника;
  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • менингит, арахноидит и энцефалит;
  • онкология головного мозга;
  • аномалии в работе почек и печени;
  • дефицит в организме витаминов группы В;
  • гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
  • излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
  • физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
  • избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
  • подростковая игромания;
  • бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
  • употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.

Диагностика

диагностика у невролога

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

  1. Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
  2. Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
  3. Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
  4. Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.

Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.

Лечение астено-невротического синдрома

ребенок у психотерапевта

Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.

В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.

Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.

С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.

Условиями скорейшего выздоровления являются:

  • соблюдение ребенком режима дня;
  • систематические занятия спортом, выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики;
  • контрастный душ, ванны с мятой и лавандой;
  • рациональное питание и употребление витаминно-минеральных комплексов, рекомендованных врачом;
  • ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.

Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.

Читайте также:  Норма риск по синдрому дауна

Осложнения заболевания

депрессия у ребенка

Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:

  • гормональные нарушения, повышающие риск возникновения патологии пищеварительного тракта, ускорение или замедление темпов полового созревания;
  • отсутствие во взрослой жизни репродуктивной способности;
  • трудности социализации;
  • депрессия, суицидальные мысли;

Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.

Мои рекомендации

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Заключение

Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.

Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.

Источник

Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.

Общие сведения

Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.

Астено-невротический синдром у детей

Астено-невротический синдром у детей

Причины

Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.

Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.

Патогенез

В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.

Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.

Классификация

Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:

  • Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в результате острых или хронических стрессов. Термин неврастения часто используется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и детей.
  • Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
  • Соматогенная. Обусловлена соматическими или инфекционными болезнями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
  • Резидуальная. Возникает в раннем детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных нарушений, у таких детей бывают проблемы с умственным развитием, расстройства мелкой моторики.
  • Дизонтогенетическая. Эта форма считается более легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью клиники. Симптомы чаще усиливаются весной и осенью.
Читайте также:  Бывает ли синдром дауна без внешних признаков

Симптомы

Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.

Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.

Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.

Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.

Осложнения

Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.

Диагностика

Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.

Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:

  • эхоэнцефалография;
  • ЭЭГ;
  • КТ или МРТ головного мозга.

Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.

Лечение астено-невротического синдрома у детей

Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.

Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.

Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.

Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.

Прогноз и профилактика

Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.

В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.

Источник