Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 20 июля, 2019

Обновлено: 20 февраля, 2020

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
Читайте также:  Чем лечить синдром беспокойных ног народными средствами
  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
  1. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
  2. . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
  3. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Изображение взято из интернета в свободном доступе

По последним оценкам, примерно 11% детей школьного возраста имеют “синдром дефицита внимания и гиперактивности” (СДВГ). Однако большинство родителей и учителей зачастую не видят у таких школьников признаки РАС (расстройства аутистического спектра). Наличие двух или более нарушений определяются как коморбидные или сопутствующие расстройства, которые при этом могут иметь разную этиологию.

Обзор недавних исследований показал, у 30-50 % детей с аутизмом имеются признаки СДВГ, аналогичным образом, предполагается, что и у 2/3 детей с СДВГ проявляется аутистическое расстройство. Также исследователи определили, что у детей в спектре в сопутствии с СДВГ, имеют более тяжелую степень нарушения в развитии. Поэтому так важна и необходима ранняя, точная и своевременная диагностика, которая в будущем позволит добиться наибольших успехов в коррекции расстройств.

Положительным моментом в данной ситуации является то, что многие методы реабилитации подходят для обоих расстройств одновременно.

В чем же сходство РАС от СДВГ?

Специалисты отмечают сложность в дифференциации этих двух расстройств в связи с их пересекаемыми признаками. Более того, симптомы СДВГ прослеживаются в поведении типичных детей, однако не имеют тенденции к ухудшению без коррекционного вмешательства.

Вот некоторые сходства:

  • расстройство внимания;
  • сложности в коммуникации;
  • импульсивность;
  • различные степени возбужденного состояния и гиперактивности;
  • чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
  • первые признаки проявляются в младшем дошкольном возрасте;
  • имеет наследственную предрасположенность
  • основные проявления вызывают поведенческие, эмоциональные, академические и адаптационные проблемы в образовательных учреждениях, дома и других общественных местах.

Что касаемо отличий этих расстройств: если СДВГ определяется нарушениями в сфере внимания, проявлением гиперактивности и импульсивности, то РАС характеризуется именно дисфункцией в социальном взаимодействии и часто повторяющимися действиями.

Отличительные особенности РАС от СДВГ:

  • невосприимчивость к окружающему миру;
  • избегание социального взаимодействия (в т.ч. зрительного контакта);
  • непонимание тонких социальных моментов (сложность с распознаванием эмоций другого человека);
  • “зацикленность” на одном предмете или действии;
  • часто повторяющиеся движения;
  • нежелательное поведение (неадекватные реакции).

Некоторые стратегии для дальнейшего успеха.

Совместная работа родителей с коррекционным педагогом, в частности в школе, очень важная составляющая для успешного лечения этих двух сопутствующих расстройств. Специалисты подбирают общие и только проверенные методы коррекции как для СДВГ, так и для РАС. Особое внимание стоит уделить прикладному анализу поведения. Также, школьные педагоги обязаны разрабатывать и реализовывать стратегии вмешательства, основываясь на индивидуальных качествах ребенка и его возраст. В основном, коррекция должна сосредотачиваться именно на результатах коррекции, а не на “вечной” диагностике школьника.

Читайте также:  История болезни психиатрии параноидный синдром

Перечислим некоторые общеполезные приемы для этих двух нарушений:

  • реализация позитивной коммуникации и ее подкрепление;
  • создание и поддержание разнообразия в повседнеывной жизни ребенка;
  • поведенческая коррекция;
  • постоянная работа с детским психологом;
  • организация режима дня, в т.ч. создание четкого расписания (можно визуального);
  • поощрение адекватного социального взаимодействия и желательного поведения и т.д.

Очень важно родителям таких сложных детей научиться управлять их поведением, обучить их владеть своими эмоциями и желаниями.

В общей же сложности, существует огромное количество методов при одновременной коррекции РАС и СДВГ, о которых родители могут узнать в свободном доступе в интернете или специалистов, и изучить их самостоятельно. Однако, чем больше будет задействовано стратегий вмешательств, тем лучше будет динамика и прогноз на будущее.

Источник

СДВГ и аутизм являются неврологическими расстройствами, которые могут иметь некоторые общие симптомы. По этой причине возникают проблемы в ранней диагностике детей. Но между ними существуют принципиальные различия.

СДВГ – это распространенное неврологическое расстройство. По данным Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), от него страдают около 8,4% детей и 2,5% взрослых, при этом диагностируется чаще у мальчиков, чем у девочек.

Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Designed by Freepik

Дети с СДВГ испытывают трудности с вниманием и контролем собственных эмоций, очень импульсивны. Им может быть трудно сконцентрироваться, посидеть спокойно и подумать, прежде чем начать действовать.

Существует три подтипа СДВГ:

  1. с преобладанием дефицита внимания;

  2. гиперактивно-импульсивный;

  3. смешанный.

По мере взросления, дети учатся контролировать свое поведение и приобретают большую концентрацию, если родители выстраивают правильную программу воспитания и работы с симптомами расстройства.

Расстройство аутистического спектра (РАС) влияет на общение и взаимодействие человека с другими людьми. Лекарства от аутизма не существует, но лечение может помочь людям добиться прогресса в тех областях, которые им тяжело даются.

По данным Минздрава РФ число пациентов с диагнозом аутизм в 2017 году достигло более 22 тысяч человек и продолжает расти. Существуют определенные проблемы диагностики, поскольку симптомы РАС очень разнообразны.

К сходствам обоих синдромов можно отнести:

  1. нежелание подражать взрослым (вести себя “как папа”, “как мама”);

  2. задержка ролевой игры;

  3. отсутствие чувства личного пространства и дистанции;

  4. избирательность внимания;

  5. отсутствие символической игры “понарошку”.

СДВГ или аутизм? Отличия

Выявить различия между аутизмом и гиперактивностью иногда нелегко, особенно у детей младшего возраста. Ниже приведена сравнительная таблица основных признаков этих двух состояний:

СДВГ

РАС


Концентрация внимания

Ребенок не может долго уделять внимание одному и тому же вопросу и легко отвлекается. 

Особенно заметно отсутствие собранности проявляется при выполнении домашнего задания.   

Ребенок буквально одержим тем, что его интересует. При этом ему трудно сосредоточиться на вещах менее увлекательных. 

Дети с аутизмом иногда не в состоянии заниматься предметами, которые для них скучны.


Коммуникация 

Особенности коммуникации детей с СДВГ проявляются в следующем:

  1. они говорят очень много, преобладает монологическая речь;

  2. стремятся сделать так, чтобы последнее слово оставалось за ними;

  3. не замечают, как их слова могут повлиять на собеседников;

  4. постоянно прерывают и перебивают.

Для ребенка с РАС характерны проблемы в общении:

  1. испытывают трудности с выражением своих эмоций и мыслей;

  2. не могут дополнять коммуникацию жестами;

  3. не поддерживают зрительный контакт;

  4. концентрируются только на одной теме разговора;

  5. не умеют общаться в диалоге;

  6. не проявляет ответной реакции на социальные взаимодействия.

Повседневные привычки

Гиперактивные дети быстро устают от повторяющихся структур (например, определенный вид деятельности на уроке) и рутинных действий. Без разнообразия они теряют интерес к деятельности. 

Дети-аутисты часто демонстрируют настойчивое стремление придерживаться систематических действий или моделей вербального и невербального поведения.

Например, они могут читать одну и ту же книгу снова и снова, или каждый вечер заказывать одинаковую еду. Изменения в распорядке дня вызывают расстройство и раздражительность.

Существует ли связь между аутизмом и СДВГ?

Исследования показали, что каждый третий случай аутизма сопровождается симптомами СДВГ. Вопросы связи гиперактивности и РАС только начинают изучать.

Тем не менее, в настоящее время специалисты отмечают, что многие дети отвечают критериям и того, и другого.

По оценкам Центра по профилактике и контролю заболеваемости (Center for Disease Control and Prevention) 14% детей с СДВГ также страдают расстройствами аутистического спектра. 

Исследователи не до конца понимают, что является причиной того или иного состояния, хотя генетические факторы играют роль в обоих случаях.

Источник

Ребенок требует внимание фото

Ребенок требует внимание

Из-за того, что проявления синдрома дефицита внимания и аутизма иногда бывают очень схожими, специалисты затрудняются с диагнозом. Прежде чем сделать заключение, врач проводит ряд тестов и анализов. Родители иногда преждевременно паникуют, принимая СДВГ за аутизм. Но между данными расстройствами есть принципиальная разница.

Схожесть и различия аутизма и СДВГ

Оба синдрома имеют следующие внешние проявления:

  • невнимательность, плохая концентрация. Данный критерий обязателен для постановки диагноза СДВГ;
  • гиперактивность. Присуща обоим заболеваниям, но не является обязательным пунктом для конечного заключения;
  • импульсивность, малая осознанность своих действий;
  • плохая способность к организации своего труда и времени.

Также схожесть между СДВГ и РАС (расстройство аутического спектра) заключается в том, что им чаще получают диагноз мальчики.

При всем этом большинство специалистов придерживается мнения, что данные заболевания взаимоисключающие, т.к. носят разную природу.

У аутиста могут также быть тревожные состояния и невнимательность. Но они имеют другую причину возникновения. Если при СДВГ плохая устойчивость внимания считается одним из главных критериев, то при аутизме — скорее дополнением к анамнезу.

Невнимательность в школе на уроках фото

Невнимательность в школе на уроках

Также деткам с СДВГ менее свойственны аутические проявления в виде отрешенности. Да, они могут засмотреться в окно, задуматься о чем-то своем. Но это вызвано непосредственно неспособностью концентрироваться долго на разговоре или выполнении определенного действия. Аутичный ребенок будет именно «замкнутым», отрешенным.

Одним из главных различий между СДВГ и РАС выступает отстраненность от социальных контактов. Трудности при построении межличностных отношений возникают в обоих случаях. Но при аутизме причиной выступает просто нежелание и равнодушие самого ребенка, а при СДВГ – неспособность выслушать до конца собеседника, привычка перебивать и т.д.

Для точной постановки диагноза необходимо обратиться к врачу: неврологу, психологу и психиатру. Больше информации даст МРТ.

Главное – проконсультироваться у специалиста, а не вешать ярлыки на ребенка преждевременно. Своевременное обращение за помощью позволит ускорить процесс выздоровления.

Ребенок игнорирует просьбы родителей фото

Ребенок игнорирует просьбы родителей

Что о заболеваниях говорят родители деток

Проявления синдромов похожи, и нередко родители прибегают к неправильным методам лечения, паникуют и тем самым травмируют своих детей. Если же при первых подозрениях, что с вашим чадом что-то не так, вы обратитесь к врачу, то негативных последствий можно избежать. Ниже представлены отзывы родителей, у которых детки больны СДВГ и РАС.

Опыт постановки диагноза

ПозитивныйНегативный
Пришлось море литературы перелистать, прежде чем мы узнали, что с нашим сыном. Сходили к неврологу – он подтвердил наши опасения. У малыша СДВГ. Ну, ничего, лечимся. Сейчас немного симптоматика сходит «на нет».

Гость.

Мы, наверное, месяца четыре проходили диагностику в разных больницах. Сначала врач сказал, что у нас аутизм. Пошли к психологу – тот посмеялся с диагноза и компетентности врача. В конечном итоге оказалось, что малышка с дефицитом внимания. Пока бегали по клиникам, могли лечиться.

Гость.

Мы как-то сразу поняли, почему ребенок такой гиперактивный. После консультации с психологом и неврологом, наши подозрения были подтверждены.

Гость.

У нас горький опыт постановки диагноза. Год лечили ребенка от аутизма, а оказалось – СДВГ. Жаль, что сразу к толковому специалисту не попали.

Гость.

Нам в садике сказали, чтобы сына на консультацию сводили к психологу. Он нас направил еще к неврологу и психиатру. Оказалось, что у нас СДВГ, а не аутизм, как воспитательницы кричали.

Наталья.

Больше отзывов можете прочесть на сайте stranamam.ru.

Статья в тему:  Советы как вести себя с ребенком СДВГ

Вывод

Как только у ребенка начала проявляться симптоматика расстройства, не медлите и обращайтесь к врачу. Посетите невролога и психиатра. Так вы сможете избежать дальнейшего развития заболевания.

Высококвалифицированный специалист сможет определить наличие расстройства у ребенка и его природу. Тогда вы сможете избежать путаницы и пустой траты время на малоэффективное лечение.

Видео — Аутизм. Гиперактивность. Лечение.

Видео — РДА ( ранний детский аутизм) СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Источник

Читайте также:  Неотложная помощь при судорожный синдром