Ава для детей с синдромом дауна
Ава-терапия- это терапия поведения ребёнка, которая направлена на внедрение каких-либо определенных навыков в жизнь ребенка с помощью системы поощрений. Правильное поведение или действие поощряется, неправильное или плохое игнорируется и не подкрепляется. Этим видом терапии можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.
С чего начать АВА-терапию?
Для успешной терапии нужно две вещи:
- Понять. Понять что нравится и что не нравится Вашему ребёнку. Необходимо наблюдать и изучать его. Эта информация Вам очень пригодится для практических занятий по методу АВА.
- Принять. Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Не стоит плакать, злиться на весь мир, жалеть себя и ругать. Это бессмысленное занятие, которое не поможет в этой ситуации, а лишь усугубит её.
Ава- терапия не занимается поиском причин аутизма, она занимается коррекцией последствий этого расстройства. Ава направлена на изменение поведения человека и неважно в каком состоянии находится ребёнок: тяжёлое или лёгкое.
Программа АВА всегда строится для определённого ребёнка, с учётом его исходных данных. Занятие проводится один на один, количеством до 40 часов в неделю, то есть в день на занятия должно уходить примерно шесть часов. И именно этот фактор играет очень большую роль в том, что заниматься по методу АВА необходимо родителям. Подключать специалистов стоит, но столько часов в неделю Вы врятли сможете оплатить да и у терапевта времени скорее всего не будет. Поэтому, если Вам повезло и у Вас есть АВА специалист в городе, то воспользуйтесь его услугами, но и дома занимайтесь сами с ребёнком по программе.
К чему стоит быть готовым, если Вы решили заниматься с ребёнком по методу АВА
Тоже стоит поговорить на эту тему, потому что обычно первые занятия заканчиваются провалом. Расскажу про самые типичные проблемы, которые возникают в поведении ребенка на первых занятиях.
- Ребенок часто убегает из-за стола или просто не садится за него (значит начинайте занятие там, где хочет ребёнок, правильно замативируйте его)
- Не слушает словесных объяснений (возможно, он не понимает, значит помогайте ему жестами, картинками и т.д.)
- Проявляет агрессию (ни в коем случае не подкрепляется такое поведение)
- Требуется многократное повторение одного и того же (я это называю зубрёжка и вдолбежка, запомните детям с аутизмом надо повторить одно и тоже несколько десятков раз).
- Отказ от занятий (здесь стоит выбрать правильное поощрение и правильную мотивацию для ребёнка).
Внимание! На первых занятиях похвала на словах и Ваше одобрение скорее всего будут проигнорированы ребёнком. Готовьте вкусняшки, мультики, какие-то физические поощрения (ввиде щекотки, заворачивания в плед, кружения и т.д).
Ава-обучение, его этапы
Обычно АВА- терапия в самом начале с помощью только слов неэффективна, потому что ребёнок плохо понимает речь, поэтому используется целая система подсказок, поощрений, чтобы и заинтересовать ребенка, и начать обучать.
Схематически показано из чего состоит обучение, шаги.
Объясню.
Оценка начальных навыков, здесь я думаю всё понятно, это то, что умеет уже ребёнок, его исходные данные.
Выбор функциональной цели- это то, чего мы хотим добиться и стоить выбирать цель, которая поможет ребенку жить в этом мире: наработка бытовых навыков, навыков коммуникации и т.д. навыки должны быть социально значимые для ребёнка.
Подбор эффективных инструментов– это использование подходящих методов, зависит от исходного состояния ребенка. Например, понимает речь значит работаем с речью, не понимает значит применяем картинки и вплоть до полной физической подсказки.
Систему подсказок мы разбирали ЗДЕСЬ.
Мониторинг эффективности и корректировка- каждый шаг, каждое действие ребёнка мы оцениваем, записываем, потом по этим записям проводим анализ, смотрим что получается, что нет. Следовательно, проводим корректировку по результатам, возможно, меняем методы, если прогресса нет.
Инструменты в АВА терапии
Я их перечислю, потому что про многие я уже рассказывала отдельно в статьях.
- Функциональная оценка поведения. Смотрим и анализируем почему так делает ребёнок. Например, он кричит, почему? Возможно, он просто не может и не знает как сказать Вам про своё желание.
- Чёткие инструкции. Здесь приходит в помощь правило +1, речь короткая, громкая и чёткая.
- Система подсказок. Правильно подбираем подсказки и помогаем ребёнку
- Система поощрений. Правильно подбирайте мотивацию для ребёнка.
- Визуализация. Показываем всё.
- Дробление сложных действий на простые. Это АВА-терапия блоками.
И в заключение, хочется сказать, что сложного в этом методе нет ничего, здесь главное понять саму идею, ухватить суть и в тянуться в процесс.
——
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что дочитали!
Источник
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА‑терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, “покажи, как ты… “, местоимения, ответы на вопросы “Что?”, “Кто?”, “Где?”, “Когда?”, “Как?”, употребление “да” и “нет”, и других. Среди программ более высокого уровня – “Скажи, что будет, если… ” (предугадывает исход действия), “Расскажи историю”, “Делай как (имя сверстника)”, “Позови (имя сверстника) играть”.
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной – от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит “измерения” (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения (“вмешательство”).
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми – в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА – 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе – шесть часов в неделю, максимальное – 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
Ãðóíÿ Ñóõàðåâà îäíà èç ñàìûõ òàèíñòâåííûõ ãåíèåâ äâàäöàòîãî âåêà. Îíà çàíèìàëàñü ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ó äåòåé, áûëà ñðåäè òåõ, êòî ñîçäàë äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è äåôåêòîëîãèþ, è îòêðûëà àóòèçì ãîðàçäî ðàíüøå îôèöèàëüíîé äàòû ýòîãî îòêðûòèÿ.
 èþíå 1944 ãîäà àâñòðèéñêèé ïñèõèàòð Ãàíñ Àñïåðãåð îïóáëèêîâàë ðàáîòó «Àóòèñòè÷íûå ïñèõîïàòû â äåòñêîì âîçðàñòå», â êîòîðîé îïèñàë ÷åòâåðûõ äåòåé èç ñâîåé ïðàêòèêè.
Ýòè äåòè èìåëè ïðîáëåìû ñ ñîöèàëüíîé èíòåãðàöèåé, îòëè÷àëèñü íåóêëþæåñòüþ, íî â êàêèõ-òî îáëàñòÿõ áûëè îäàðåíû íàñòîëüêî, ÷òî ñàì Àñïåðãåð íàçûâàë èõ «ìàëåíüêèìè ïðîôåññîðàìè».
Äîëãîå âðåìÿ ðàáîòà ñ÷èòàëàñü ïåðâûì îïèñàíèåì äåòñêîãî àóòèçìà. Íî â 1996 ãîäó îêàçàëîñü, ÷òî ó Àñïåðãåðà áûëà ïðåäøåñòâåííèöà. È ÷òî, ðàñïîðÿäèñü èñòîðèÿ èíà÷å, ðàññòðîéñòâî âïîëíå ìîãëî áû íîñèòü íàçâàíèå «ñèíäðîì Ñóõàðåâîé».
Èñïîð÷åííûé þáèëåé
Ãðóíÿ Åôèìîâíà Ñóõàðåâà ïðîæèëà ïî÷òè 90 ëåò. Èç-ïîä åå ïåðà âûøëè äåñÿòêè íàó÷íûõ ñòàòåé; åå «Êëèíè÷åñêèå ëåêöèè ïî ïñèõèàòðèè äåòñêîãî âîçðàñòà» ñ÷èòàþòñÿ êëàññèêîé äåòñêîé ïñèõèàòðèè; îíà 20 ëåò ïðîðàáîòàëà íàó÷íûì ðóêîâîäèòåëåì ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöû èìåíè Êàùåíêî è 30 ëåò çàâåäîâàëà Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöåé ¹ 6; âîñïèòàëà ñîòíè ó÷åíèêîâ è íåñêîëüêî âûäàþùèõñÿ ïñèõèàòðîâ.
Ïðè ýòîì íåèçâåñòíî, áûëà ëè Ãðóíÿ Åôèìîâíà êîãäà-ëèáî çàìóæåì; êàêèå îòíîøåíèÿ áûëè ó íåå ñ ñåñòðîé è ïëåìÿííèêàìè, åñëè âîîáùå ýòè îòíîøåíèÿ áûëè; ïðåäïî÷èòàëà ëè îíà ñîëíöó äîæäü, à ÷àþ êîôå. Íè÷åãî ëè÷íîãî.
Ñóõàðåâà íå ëþáèëà ïîâûøåííîãî âíèìàíèÿ ê ñîáñòâåííîé ïåðñîíå, îñîáåííî åñëè âíèìàíèå íå êàñàëîñü ðàáîòû. Äàæå ïîçäðàâèòü åå ñ þáèëååì áûëî ñëîæíî: êàê ÷åñòâîâàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé êàòåãîðè÷åñêè íå õî÷åò, ÷òîáû åãî ÷åñòâîâàëè?
Ïñèõèàòð Ìàðê Áóðíî â ìåìóàðàõ «Öåëåáíûå êðîõè âîñïîìèíàíèé» ïèñàë: «Ãðóíÿ Åôèìîâíà íå ëþáèëà ñâîè äíè ðîæäåíèÿ, þáèëåè, èçáåãàëà, êàê ìîãëà, ïóáëè÷íûõ ïîçäðàâëåíèé, ñòàðàëàñü íå õîäèòü íà áàíêåòû. Ìîè ðîäèòåëè ðàññêàçûâàëè, ÷òî çàñòåí÷èâîé Ñóõàðåâîé äåëàëîñü íåëîâêî, íåóþòíî, êîãäà åå ïîçäðàâëÿëè».
Íî êîëëåãè íå ìîãëè ñìèðèòüñÿ ñî ñêðîìíîñòüþ Ñóõàðåâîé. Äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð ÷åñòâîâàòü îáÿçàòåëüíî! È âîò â 1971 ãîäó âî âðåìÿ êîíôåðåíöèè ïî äåòñêîé ïñèõèàòðèè â Ìîñêâå Ñóõàðåâó ïîïðîñèëè íà òðèáóíó.
Ìåñÿö íàçàä åé èñïîëíèëîñü 80, è îðãàíèçàòîðû íå â äîáðûé ÷àñ ïðî ýòî âñïîìíèëè.
Ïîæèëàÿ æåíùèíà â óþòíîé âÿçàíîé êîôòå, ïîäãîíÿåìàÿ âîëíîé àïëîäèñìåíòîâ, âûøëà ê òðèáóíå. Âûñëóøàëà âûñîêîïàðíûå ðå÷è â ñâîþ ÷àñòü, à çàòåì è ñàìà âçÿëà ñëîâî. È ñêàçàëà, ÷òî íå ëþáèò ïîçäðàâëåíèé, «ïîòîìó ÷òî ìíîãî ãîâîðèòñÿ â ýòî âðåìÿ íåèñêðåííåãî».
Ïîçäðàâëÿòåëè êàê-òî ðàçîì ñíèêëè. Çàòåì Ãðóíÿ Åôèìîâíà ñîâñåì óæ íå ê ïðàçäíè÷íî-òðèáóííîìó íàñòðîåíèþ âñïîìíèëà î ïîêîéíîé êîëëåãå, âðà÷å Òàòüÿíå Ñèìñîí.
Î òîì, êàê äî ñèõ ïîð ïåðåæèâàåò, ÷òî íå ïîìîãëà åé ñ ðàáîòîé ïî îðãàíèçàöèè äåòñêîé ïñèõèàòðèè â ñòðàíå, êàê íå ðàçãðóçèëà åå, äàâ âðåìÿ íà êëèíè÷åñêóþ ðàáîòó  îáùåì, îðãàíèçàòîðû, íàâåðíîå, åùå äîëãî ñîêðóøàëèñü, ÷òî Ñóõàðåâà èñïîðòèëà ñîáñòâåííûé þáèëåé.
Îòêóäà áåðóòñÿ ïñèõèàòðû
 ñåìüå Ðàõèëè è Õàèìà Ñóõàðåâûõ áûëî äâå äî÷åðè: Ãðóíÿ è Ìàðèÿ. Ãðóíÿ, ñòàðøàÿ, ðîäèëàñü 11 íîÿáðÿ 1891 ãîäà â Êèåâå, òàì æå ñïóñòÿ øåñòü ëåò ïîÿâèëàñü íà ñâåò Ìàðèÿ. ×åì çàíèìàëèñü ðîäèòåëè Ãðóíè, íåèçâåñòíî.
Íåèçâåñòíî äàæå, êîãäà îíè ïîÿâèëèñü íà ñâåò, íà èõ ìîãèëüíîì ïàìÿòíèêå íà Âîñòðÿêîâñêîì åâðåéñêîì êëàäáèùå â Ìîñêâå íåò äàò ðîæäåíèÿ.
Íî, î÷åâèäíî, ñåìüÿ áûëà ñîñòîÿòåëüíàÿ, òàê êàê îáå äî÷åðè ó÷èëèñü íà ìåäèöèíñêîì îòäåëåíèè Âûñøèõ æåíñêèõ êóðñîâ Êèåâà. Âïîñëåäñòâèè Ìàðèÿ Ñóõàðåâà ñòàíåò çíàìåíèòûì âðà÷îì-èíôåêöèîíèñòîì.
 1915 ãîäó 24-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ óñòðîèëàñü â ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé îòðÿä, â êîòîðîì ïðîðàáîòàëà äâà ãîäà. Âåðîÿòíî, òîãäà ó íåå è çàðîäèëñÿ èíòåðåñ ê ïñèõèàòðèè âî âðåìÿ íàáëþäåíèÿ çà ðàññòðîéñòâàìè ïñèõèêè ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.
Ñëåäóþùèå äâà ãîäà ðàáîòû â ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé Êèðèëëîâñêîé áîëüíèöå Êèåâà îïðåäåëèëè êðóã íàó÷íûõ èíòåðåñîâ Ñóõàðåâîé ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè ó äåòåé.
 íà÷àëå XX âåêà ïñèõèàòðèÿ áûëà â ìîäå: âðà÷è çà÷èòûâàëèñü Ôðåéäîì, âîçíèêàëè íîâûå íàïðàâëåíèÿ â ðàáîòå. Òàê â ðåçóëüòàòå ñìåøåíèÿ ïåäàãîãèêè, ïñèõèàòðèè è ïñèõîëîãèè íà ñâåò ïîÿâèëèñü ïåäîëîãèÿ è äåôåêòîëîãèÿ.
Ñóõàðåâîé ïðåäñòîÿëî ñòàòü îäíèì èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé â ýòèõ îáëàñòÿõ.
Îíà óñïåëà ïîðàáîòàòü âî âðà÷åáíî-íàáëþäàòåëüíîì ïóíêòå äëÿ äåôåêòèâíûõ äåòåé Ìîñêîâñêîãî îòäåëà íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ, çàòåì çàíÿëà äîëæíîñòü çàâåäóþùåé ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé êëèíèêîé Èíñòèòóòà îõðàíû çäîðîâüÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ðàáîòàëà ïîä ðóêîâîäñòâîì Ãàííóøêèíà â ïñèõèàòðè÷åñêîé êëèíèêå Ïåðâîãî ìîñêîâñêîãî ìåäèöèíñêîãî èíñòèòóòà.
Íå áûëî îáëàñòè äåòñêîé ïñèõèàòðèè, êîòîðóþ íå çàòðîíóëà áû Ñóõàðåâà: îíà çàíèìàëàñü íåâðîçàìè, øèçîèäíûìè ïñèõîïàòèÿìè, ðàçðàáîòàëà êëàññèôèêàöèþ îëèãîôðåíèè, ïðèíÿòóþ â Ðîññèè ïî ñåé äåíü.
Íî íåîæèäàííûé âñïëåñê èíòåðåñà â ìèðîâîì ïñèõèàòðè÷åñêîì ñîîáùåñòâå ê ðóññêîìó âðà÷ó â êîíöå XX âåêà ñâÿçàí ñ îäíîé âïîëíå êîíêðåòíîé åå ñòàòüåé.
Îñîáåííûå äåòè
Ñóõàðåâà ñðàçó ïîíÿëà, ÷òî ýòîò ñëó÷àé íå ïîõîæ íà äðóãèå. Ìàëü÷èê íå áûë áóéíûì, íàïðîòèâ, ñîáëþäàë âñå ïðàâèëà áåç âîçðàæåíèé, äàæå ñ îõîòîé.  ñâîè 12 ëåò îí ïðåêðàñíî ÷èòàë (ìíîãèå ñèðîòû Ãðàæäàíñêîé âîéíû ýòîãî íå óìåëè) è æàäíî íàêèäûâàëñÿ íà âñå êíèãè, ÷òî ïîïàäàëèñü ïîä ðóêó.
À âîò ðîâåñíèêîâ èçáåãàë, íàçûâàÿ èõ ñëèøêîì øóìíûìè. Åìó íðàâèëîñü îáùàòüñÿ ñ ìîëîäîé æåíùèíîé â áåëîì õàëàòå, êîòîðàÿ ïðèõîäèëà êàæäûé äåíü è âíèìàòåëüíî çà íèì íàáëþäàëà.
 òå÷åíèå ñëåäóþùåãî ãîäà Ãðóíÿ Åôèìîâíà èäåíòèôèöèðîâàëà åùå ïÿòü ìàëü÷èêîâ ñ ïîäîáíûì ðàññòðîéñòâîì, êîòîðîå ïåðâîíà÷àëüíî íàçâàëà «øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè». Êàæäûé ìàëü÷èê áóäòî æèë â ñîáñòâåííîì ìèðå, îáëàäàÿ ïðè ýòîì òàëàíòîì ìèðà âíåøíåãî.
Îäèí, çàìêíóòûé è íåóêëþæèé, áûë âûäàþùèìñÿ ñêðèïà÷îì. Äðóãîé èìåë ñêëîííîñòü ê ìàòåìàòèêå. Òðåòèé ïðîñòî ôàíòàçèðîâàë, îêðóæèâ ñåáÿ âîîáðàæàåìûìè äðóçüÿìè.
Ê 1925 ãîäó Ñóõàðåâà ñîáðàëà ñâîè íàáëþäåíèÿ çà øåñòüþ ìàëü÷èêàìè è èõ ñèìïòîìû â îòäåëüíóþ ñòàòüþ «Øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè â äåòñêîì âîçðàñòå», âûøåäøóþ â ñáîðíèêå «Âîïðîñû ïåäîëîãèè è äåòñêîé ïñèõîíåâðîëîãèè».
×åðåç ãîä, â 1926 ãîäó, ñòàòüÿ áûëà ïåðåâåäåíà íà íåìåöêèé äëÿ óâàæàåìîãî ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîãî èçäàíèÿ.
Øàíñû, ÷òî ñòàòüþ íå ÷èòàë ñâåòèëî àâñòðèéñêîé ïñèõèàòðèè Ãàíñ Àñïåðãåð, êðàéíå ìàëû: æóðíàëû î ïñèõèàòðèè áûëè íàïåðå÷åò, è âûõîä êàæäîãî ñòàíîâèëñÿ ñîáûòèåì âî âðà÷åáíûõ êðóãàõ.
Òåì íå ìåíåå ñïóñòÿ 20 ëåò â ñâîåì «ïåðâîì» îïèñàíèè äåòñêîãî àóòèçìà Àñïåðãåð íå óïîìÿíóë ïðåäûäóùåå èññëåäîâàíèå ðàññòðîéñòâà, ñäåëàííîå ðóññêèì âðà÷îì ñî ñòðàííîé ôàìèëèåé Ssucharewa.
Ïðè òîì ÷òî îïèñàíèå çàáîëåâàíèÿ îò Ãðóíè Åôèìîâíû ïî÷òè èäåíòè÷íî îïèñàíèþ àâñòðèéñêîãî âðà÷à.
Òåðìèí «ñèíäðîì Àñïåðãåðà» ìíîãî äåñÿòèëåòèé èñïîëüçîâàëñÿ âðà÷àìè-ïñèõèàòðàìè äëÿ õàðàêòåðèñòèêè äåòñêîãî àóòèçìà. Î ñòàòüå Ñóõàðåâîé çàáûëè.
Òî÷íåå äàæå íå çàáûëè, à íè÷åãî î íåé íå çíàëè ïîêà â 1996 ãîäó ïñèõèàòð Ñóëà Âîëüô íå ïåðåâåëà ñòàòüþ íà àíãëèéñêèé.
Îñòàåòñÿ òîëüêî ãàäàòü ïñèõèàòðû è æóðíàëèñòû äåëàþò ýòî óæå áîëüøå 20 ëåò, ñî âðåìåí ïåðåâîäà ñòàòüè, ïî÷åìó Àñïåðãåð â ñâîåé ðàáîòå íå óïîìÿíóë ïåðâîå îïèñàíèå àóòèçìà.
Âîçìîæíî, ýòî áûëè íåâíèìàòåëüíîñòü è îïëîøíîñòü. Âîçìîæíî, îñîçíàííîå çàìàë÷èâàíèå. Âñå-òàêè Àñïåðãåð ðàáîòàë â âûíóæäåííîé áëèçîñòè ñ íàöèñòñêîé ïàðòèåé óïîìèíàíèå èññëåäîâàíèé åâðåéñêîãî âðà÷à âûãëÿäåëî áû âûçîâîì.
Âïðî÷åì, â 1944 ãîäó Ãðóíþ Ñóõàðåâó âðÿä ëè çàáîòèëî, öèòèðóåò åå èññëåäîâàíèÿ àâñòðèéñêèé âðà÷ â ñâîåé ìîíîãðàôèè èëè íåò, ó íåå è áåç òîãî áûëî äîñòàòî÷íî äåë.
Âî âðåìÿ âîéíû îíà óåõàëà â ýâàêóàöèþ â Òîìñê, ãäå âìåñòå ñ êîëëåãàìè èç Ìîñêîâñêîãî èíñòèòóòà ïñèõèàòðèè äèàãíîñòèðîâàëà ðàíåíûõ ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè è íàïèñàëà ðàáîòó «Ïñèõîãåííûå òèïû ðåàêöèé âîåííîãî âðåìåíè».
Çàâåäóþùàÿ è çàùèòíèöà
Îêíà êàáèíåòà Ãðóíè Åôèìîâíû â Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöå ¹ 6 áîëüøèå, ïî÷òè äî ïîòîëêà. È âûõîäÿò âî äâîð: åñëè âûñóíóòüñÿ èç îêíà, ìîæíî óâèäåòü æèâîé óãîëîê, â êîòîðîì äåòè óõàæèâàþò çà ïèòîìöàìè.
×òîáû íå òðàòèòü âðåìåíè íà äîðîãó, Ñóõàðåâà ïîñåëèëàñü íà òåððèòîðèè áîëüíèöû. Îíà ïðèõîäèëà íà ïîìîùü êîëëåãàì â ëþáîå âðåìÿ äíÿ è íî÷è, èíîãäà ÷àñàìè ïðîñèæèâàëà ó ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíûõ.
Åå äîáðîòà áûëà øèðîêî èçâåñòíà è çà ïðåäåëàìè áîëüíèöû.
 1935 ãîäó ïîñëå ïîñòàíîâëåíèÿ ÖÈÊà «Î ìåðàõ áîðüáû ñ ïðåñòóïíîñòüþ ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ» âîçðàñò íàêàçàíèÿ äëÿ äåòåé áûë ñíèæåí äî 12 ëåò. Ê äåòÿì ìîãëè ïðèìåíÿòü âñå âèäû íàêàçàíèé, â òîì ÷èñëå âûñøóþ ìåðó ñìåðòíóþ êàçíü.
Ïðè ýòîì êîìèññèè ïî íåñîâåðøåííîëåòíèì, êîòîðûå õîòü êàê-òî çàùèùàëè ïðàâà äåòåé, óïðàçäíèëè «â öåëÿõ ïîâûøåíèÿ îòâåòñòâåííîñòè äåòåé è ðîäèòåëåé». Ñóõàðåâà íå áîÿëàñü õîäèòü ïî èíñòàíöèÿì è äîêàçûâàòü, ÷òî òðóäíûå äåòè íóæäàþòñÿ íå â íàêàçàíèÿõ, à â íàáëþäåíèè è ëå÷åíèè â ñïåöó÷ðåæäåíèÿõ.
Îíà íàñòàèâàëà, ÷òî ëå÷åíèå ðåáåíêà ñ ïñèõè÷åñêèìè îòêëîíåíèÿìè ýòî ïîîùðåíèå åãî çäîðîâîé ÷àñòè. È, êîíå÷íî, ïðè ðàáîòå ñ ðåáåíêîì íóæíî ðàáîòàòü è ñî âñåé ñåìüåé.
 ïñèõèàòðè÷åñêèõ êðóãàõ ïîïóëÿðíà ïîëóìèôè÷åñêàÿ èñòîðèÿ ïðî Ñóõàðåâó.
Îäíàæäû ê íåé ïðèâåëè ðåáåíêà ñî ñëîæíûì õàðàêòåðîì, íî áåç çàáîëåâàíèÿ, òðåáóþùåãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ. Òåì íå ìåíåå ðîäèòåëè íàñòàèâàëè, ÷òî ðåáåíîê áîëåí, è òðåáîâàëè ïðîïèñàòü åìó ëåêàðñòâî.
Ñóõàðåâà, ïîçíàêîìèâøèñü ñ ìàëåíüêèì ïàöèåíòîì è îñìîòðåâ åãî, ñîîáùèëà ðîäèòåëÿì, ÷òî ñóùåñòâóåò ëåêàðñòâî ñïåöèàëüíî äëÿ èõ ðåáåíêà, íî, óâû, â äàííûé ìîìåíò îíî çàêîí÷èëîñü. Îíà áóäåò äåðæàòü ðîäèòåëåé â êóðñå è ñðàçó, êàê ëåêàðñòâî ïîÿâèòñÿ, äàñò çíàòü.
Ðîäèòåëè ñòàëè æäàòü. ×åðåç íåäåëþ îíè ïîçâîíèëè Ãðóíå Åôèìîâíå, íî ëåêàðñòâî åùå íå ïðèâåçëè. Îòðèöàòåëüíûé îòâåò áûë äàí è íåäåëþ ñïóñòÿ. È åùå ÷åðåç íåäåëþ.  èòîãå óæå âñÿ ñåìüÿ «áîëüíîãî», â òîì ÷èñëå îí ñàì, çàíèìàëàñü òåì, ÷òî æäàëà âîëøåáíîå ëåêàðñòâî.
Íàêîíåö, ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà îæèäàíèé, ëåêàðñòâî äîñòàâèëè. Ñóõàðåâà âðó÷èëà ñåìåéñòâó òàáëåòêè ñ ðåöåïòîì, ñîîáùèâ äåíü, â êîòîðûé îíè ïîäåéñòâóþò. È äåéñòâèòåëüíî, òàáëåòêè ïîäåéñòâîâàëè ðîâíî â ýòîò äåíü. Õîòÿ íà ñàìîì äåëå ýòî áûëà ÷óòü ëè íå îáûêíîâåííàÿ àñêîðáèíêà.
Íåïîíÿòíî, ïðàâäèâà ëè ýòà èñòîðèÿ, íî ñàì ôàêò åå ñóùåñòâîâàíèÿ ãîâîðèò î òîì, ÷òî ó Ñóõàðåâîé áûëà ðåïóòàöèÿ âðà÷à ñ òâîð÷åñêèì ïîäõîäîì.
Ïîêàÿíèå
Àâãóñò 1948 ãîäà ñòàë ñàìûì õîëîäíûì ìåñÿöåì äëÿ ñîâåòñêîé íàóêè: íà ðàñøèðåííîì çàñåäàíèè Âñåñîþçíîé àêàäåìèè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ íàóê èìåíè Â. È. Ëåíèíà ðàçãðîìíîé êðèòèêå ïîäâåðãëàñü êëàññè÷åñêàÿ ãåíåòèêà.
Áèîëîãèåé äåëî íå îãðàíè÷èëîñü áûëî ÿñíî, ÷òî èäåîëîãè÷åñêèé êàòîê ïðîéäåò è ïî äðóãèì íàóêàì.
 ïðîãðàììíîì äîêëàäå 1951 ãîäà «Ñîñòîÿíèå ïñèõèàòðèè è åå çàäà÷è â ñâåòå ó÷åíèÿ È. Ï. Ïàâëîâà» ôàìèëèÿ Ñóõàðåâîé çíà÷èëàñü â ñïèñêå âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ, îáâèíÿåìûõ â «èäåàëèñòè÷åñêèõ è ýêëåêòè÷åñêèõ êîíöåïöèÿõ», â òîì, ÷òî îíè íå ñìîãëè ñîçäàòü «íè÷åãî ïðîãðåññèâíîãî â äåòñêîé ïñèõèàòðèè».
Õóæå òîãî, ïî ìíåíèþ àâòîðîâ äîêëàäà, Ñóõàðåâà è åå êîëëåãè íå èñïûòûâàëè «õîòÿ áû ïðîáëåñêîâ ñîçíàíèÿ ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè çà òîò òÿæåëûé óùåðá, êîòîðûé îíè íàíåñëè ñîâåòñêîé íàó÷íîé è ïðàêòè÷åñêîé ïñèõèàòðèè».
×åðåç íåñêîëüêî äíåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà íàãðÿíóëà â ãîñòè ê äðóçüÿì.  ñóìêå ó íåå áûëè ïåðåâÿçàííûå ïà÷êè äåíåã. Îíà ïîïðîñèëà ñïðÿòàòü äåíüãè è, åñëè ñ íåé ÷òî-òî ñëó÷èòñÿ, ïåðåäàòü èõ åå ìàòåðè (îòåö óìåð â 1944-ì).
Íî áîëüøå ÷åì çà ñåáÿ îíà áîÿëàñü çà äåëî ñâîåé æèçíè äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ.
Èäåîëîãè÷åñêàÿ ÷èñòêà ìîãëà óíè÷òîæèòü ìíîãîëåòíþþ ðàáîòó, ïðèîñòàíîâèòü äåÿòåëüíîñòü ëå÷åáíèö, îòíÿòü ó ñîòåí äåòåé øàíñ íà çäîðîâóþ æèçíü.
Åäèíñòâåííîå, ÷òî îñòàâàëîñü â ýòîé ñèòóàöèè, äåìîíñòðàòèâíîå ïîêàÿíèå â íåñóùåñòâóþùèõ ãðåõàõ. È Ñóõàðåâà âûäåðæàëà ýòó ïûòêó òðèáóíîé (íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïîòîì îíà òàê íå ëþáèëà þáèëåè è ïàôîñ ìíîãîëþäíûõ ñáîðèù).
60-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ Åôèìîâíà, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, îáëàäàòåëü îðäåíà Ëåíèíà è îðäåíà Ïî÷åòà, êàÿëàñü â «ïîâåðõíîñòíîì çíàíèè» ó÷åíèÿ Ïàâëîâà, îáåùàëà ïåðåñòðîèòüñÿ ïîä «ïàâëîâñêèé ïåðèîä â ñîâåòñêîé ìåäèöèíå».
Ïðè ýòîì Ñóõàðåâà ñòàðàòåëüíî èçáåãàëà èìåí êîëëåã, íèêîãî íå îáëè÷àëà è íå êðèòèêîâàëà. Ê ñ÷àñòüþ, â 1950-å ðâåíèå ïàðòèè ðàñïðàâèòüñÿ ñ âðàãàìè ñîâåòñêîé íàóêè ïîóáàâèëîñü.
Ïðîíåñëî.
Ïèñüìî èç ïðîøëîãî
«Åæåäíåâíî â ïîçäíèé ÷àñ âîçâðàùàëàñü ÿ èç áèáëèîòåêè. Ãðóíÿ Åôèìîâíà æäàëà ìåíÿ ñ óæèíîì. Íåïðåìåííî õîòåëà õîðîøî íàêîðìèòü, è ÷òîáû îáÿçàòåëüíî ñ ñóïîì. Ñàìà íèêîãäà ñóïîâ íå åëà» òàê íà÷èíàåòñÿ ïèñüìî, íàïèñàííîå â 1989 ãîäó è òîëüêî íåäàâíî îáíàðóæåííîå ñîòðóäíèêàìè Öåíòðà èìåíè Ãðóíè Ñóõàðåâîé â àðõèâå. Àâòîð ïèñüìà ïðèåõàëà íà ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè èç Àøõàáàäà è ïîñåëèëàñü ó Ñóõàðåâîé, êîòîðàÿ, ïî ïðèíÿòîé àêàäåìè÷åñêîé òðàäèöèè, íå îòêàçûâàëà ó÷åíèêàì â ïîñòîå. (Óñòðîèòüñÿ â îáùåæèòèè èëè òåì áîëåå â ãîñòèíèöå áûëî êðàéíå ñëîæíî.)
Ýòî êîðîòêîå ïèñüìî äàåò ñàìîå ëè÷íîå íà äàííûé ìîìåíò îïèñàíèå Ãðóíè Åôèìîâíû. Åñëè âåðèòü ïèñüìó, Ñóõàðåâà áûëà ðàâíîäóøíà ê âåùàì, «ëåãêî ðàçäàâàëà ïîïàäàâøèå ê íåé êàêèå-ëèáî ñóâåíèðû» è ãîäàìè íîñèëà ÷åðíóþ áàðõàòíóþ øëÿïêó-ïèðîæîê, äàâíî âûøåäøóþ èç ìîäû.
Åå èíòåðåñû íå îãðàíè÷èâàëèñü ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, îíà ÷èòàëà âñå ïîäðÿä: è ðàáîòû ïî ôèëîñîôèè, è ïî òåîðèè îòíîñèòåëüíîñòè Ýéíøòåéíà, è êëàññè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó, è ñîâðåìåííóþ ñîâåòñêóþ. Îíà áûëà íåîáû÷àéíî ñìåøëèâà, ïðî ÷òî ñàìà è ãîâîðèëà: «Ýòî ó ìåíÿ ñ äåòñòâà.
Íà ëåêöèè ïðîôåññîð Âîò÷àë âûãîíÿë ìåíÿ çà ñìåõ». Òåëåôîí â åå êâàðòèðå çâîíèë áåç îñòàíîâêè: ñîñëóæèâöû, ó÷åíèêè, áûâøèå ïàöèåíòû, òåïåðü âçðîñëûå ëþäè.
Ñóõàðåâà ïîäîëãó áåñåäîâàëà ñ êàæäûì. «Êîãäà ÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîå áåñïîêîéñòâî òÿæåëî è íàäî îòêëþ÷àòü òåëåôîí, îíà ðàññìåÿëàñü è ñêàçàëà: Ýòî íåâîçìîæíî».
Ó Ãðóíè Åôèìîâíû íå áûëî äåòåé, è âìåñòå ñ òåì èõ ó íåå áûëè ñîòíè äåòè, êîòîðûõ îíà çà ãîäû ðàáîòû âûëå÷èëà, êîòîðûì îáëåã÷èëà æèçíü.
Åå íàó÷íûå òðóäû íàïèñàíû áåç òåðìèíîëîãè÷åñêîãî ïàôîñà, ïðîñòûì ïîíÿòíûì ÿçûêîì çà ÷òî Ñóõàðåâîé îñîáåííî áëàãîäàðíû ñòóäåíòû-ìåäèêè, äî ñèõ ïîð çàíèìàþùèåñÿ ïî åå ëåêöèÿì.
Äåéñòâèòåëüíî ëè Ñóõàðåâà îïèñàëà ñèíäðîì Àñïåðãåðà çà 20 ëåò äî Àñïåðãåðà íà ñàìîì äåëå íå òàê âàæíî, åå âêëàä â äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è áåç òîãî îãðîìåí.
Òåì áîëåå ÷òî Ãðóíÿ Åôèìîâíà íèêîãäà íå ãíàëàñü çà òèòóëàìè è ïî÷èòàíèåì.
Ðàáîòàëà è êîíñóëüòèðîâàëà äî ïîñëåäíåãî, õîòü è äàâàëîñü ýòî âñå ñëîæíåå.
Âî âðåìÿ îäíîé èç áåñåä ñ ó÷åíèöåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà îáðîíèëà: «Áîþñü, ÷òî äîëãî ïðîæèâó». Îíà ñêîí÷àëàñü 26 àïðåëÿ 1981 ãîäà â âîçðàñòå 89 ëåò.
Источник