Бред самоуничижения или самообвинения синдром

Депрессивный бред представляют бредовые идеи, обычно возникающие на фоне подавленного настроения.

Бред самообвинения — убеждение пациента в том, что в прошлом он совершал недостойные или даже преступные деяния, обычно не подлежащие прощению и требующие сурового наказания, либо совершает их в настоящее время. Так, пациент добивается госпитализации в психиатрическое учреждение, утверждая, что он «пьяница, алкоголик и антисоциальная личность». Больная настаивает на том, чтобы на работе ей не начисляли зарплату, поручали самую грязную и тяжёлую работу. Она обвиняет себя в том, что «сделала шесть абортов и является детоубийцей». За это, считает она, её следует судить и вынести самый суровый приговор.

Пациент обвиняет себя в том, что заражает окружающих его людей сифилисом. Он убедился в этом, наблюдая за их поведением, и уж затем пришёл к выводу, что сам страдает этим заболеванием. Пытался повеситься, но ему помешали. Не удалось ему и зарезать себя: он повредил себе только ребро, вмешались родственники. Более удачной оказалась попытка членовредительства: он отрезал себе половой член, часть мошонки и, истекая кровью, долго не давал потом жене вызвать скорую помощь.

Ещё один пациент, читая в газете уголовную хронику, понял, что это он совершил описываемое там жестокое преступление. После этого он заявил на себя в милицию, требовал расследования и высшей меры наказания. В следующем наблюдении пациент увидел сон, в котором он зарезал человека. Проснулся в уверенности, что это случилось на самом деле.

Ещё одна больная смотрела репортаж по телевизору об уголовном преступлении. На другой день она заявила на себя в милицию, требовала установить степень своей вины и определить меру наказания и т. д. Приведённые иллюстрации показывают, что бред самообвинения (и не только такой бред) возникает разными путями, в частности с нарушениями сновидений, отождествлением себя с преступником в бодрственном состоянии и др., то есть с другими психическими нарушениями. К.Ясперс считает такой бред вторичным, отделяя его от истинного бреда. Между тем в его иллюстрациях истинного бреда преобладают наблюдения вторичного бреда. Нам представляется особенно важным то обстоятельство, что в таких иллюстрациях отчётливо прослеживается связь бреда с нарушениями самоосознавания.

У верующих людей бред самообвинения нередко принимает вид бреда греховности — убеждения пациента в том, что он нарушал или нарушает каноны святости. При этом обычно выясняется, что обвинения в свой адрес являются абсолютно ложными. Одновременно с тем пациент может сильно преувеличивать степень своих реальных прегрешений прошлого, но собственно бредом это не является.

Бред самоумаления или самоуничижения — убеждение пациента в том, что он является полным ничтожеством, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Фактически данный бред является вариантом бреда отрицания, в основе которого лежит утрата способности осознавать определённые переживания, в данном случае собственные позитивные качества. В некоторых случаях бреда самоумаления пациент как бы присваивает себе негативное отношение к себе со стороны окружающих. Поведение такого пациента вполне соответствует уничтожающей самооценке: чем хуже, недостойнее он ведёт себя, тем большее удовлетворение испытывает.

Так, больная сообщает: «Учитель сказал, что я тупица. Раз я тупица, я перестала посещать школьные вечера, отказывалась отвечать на уроках, не готовила домашние задания. Я не имею права хорошо учиться, мне нравится,что я получаю двойки. Нравится, что меня ругают, дразнят, что никто не хочет со мной дружить. Я полюбила свои недостатки. Я знаю, что у меня некрасивый нос, но я люблю свой нос. Люблю свои рыжие волосы, так как из-за них надо мной издеваются. Мне не стыдно, что я грублю и ругаюсь, мне это нравится. Вообще чем хуже я что-то делаю, тем мне приятнее». В других случаях, напротив, идеи самоумаления сопровождаются чувством вины. Больная рассказывает: «У меня с детства страх не реализоваться. Я постоянно думаю, что я изгой, что ничего не могу сделать так, как хочу. И как я думаю, так всегда и получается. Я знаю, что человек я никудышный и толку от меня не будет никакого. Винить за это мне некого, я во всём виновата сама».

Ипохондрический бред или бред болезни — убеждение пациента в том, что он страдает каким-то тяжёлым, неизлечимым, постыдным либо неизвестным науке заболеванием. Обычно возникает в связи со склонностью переносить на себя впечатления о болезнях других людей или присваивать постороннюю для себя информацию о заболеваниях. Пациенты с ипохондрическим бредом часто бывают физически вполне здоровыми людьми, а если чем-то и болеют, то реальной болезни могут как бы не замечать или не придавать ей серьёзного значения, будучи целиком сосредоточенными на мнимом заболевании. Ипохондрический бред может быть связан также с мнимыми болезненными ощущениями — сенестопатиями. Чаще, пожалуй, идеи болезни, если они как бы вытекают из сенестопатий, являются бредоподобным образованием, устранение сенестопатий приводит к исчезновению мыслей о болезни. Бредовые идеи болезни вначале могут быть проецированными вовне, и только позже приходит понимание, что это собственное заболевание.

Пациент сообщает, например, что он болен вот уже три года. В самом начале болезни появились головные боли, боли в других частях тела, возникли ощущения «хватания за кожу», «кожу рвало». Спустя год он почувствовал облегчение, в течение следующего года самочувствие оставалось удовлетворительным. Год тому назад он заметил, что при его появлении присутствующие люди начинают кашлять, чихать, зевать, жаловаться на головную боль, недомогание. Спящий сын, когда пациент входил в его комнату, начинал ворочаться, стонать. Постепенно пациент пришёл к выводу, что он заражает микробами людей на расстоянии до 20 метров, причём только люди с ангиной не реагируют на эти микробы. Наибольший вред микробы причиняли «нервной и сосудистой системам людей». Окончательно понял, что с самого начала и он страдал от этих микробов. Пациент много раз обследовался, но «врачи ничего не находили, отказывались лечить, говорили, чтобы я не придуривался».

Читайте также:  Синдром луи бар у ребенка

В итоге он решил, что страдает не известным медицине заболеванием. Занялся самолечением, принимал антибиотики. К психиатру обратился потому, что «расшаталась нервная система, но невропатолог направил к вам». Другой много лет болеющий пациент, разочаровавшись в медицине, самостоятельно изучил многотомное руководство по гельминтологии и нашёл, что страдает редкой разновидностью гельминтоза, встречающегося в Экваториальной Африке. После этого он посещал врачей-инфекционистов с целью проверить, знают ли они что-то о его болезни. С победоносным видом говорит, что никто из них ничего о ней не слышал. На приёме у психиатра впервые. Пришёл убедиться, что у него нет психической болезни, о чём ему постоянно говорят близкие люди и знакомые.

Встречается персекуторный ипохондрический бред с убеждением пациента в том, что он болеет по чьей-то злой воле. Так, пациент шлёт тёще телеграмму угрожающего содержания: «Дорогая мамочка! Вышли 600 рублей. Внимательно читай УК, ст. 115». Он уверен, что болен сифилисом, этим же заболеванием страдают его жена и вся её родня. Его специально женили, чтобы заразить сифилисом. Дисморфомания или бред физического недостатка — убеждение пациента в том, что он имеет физический недостаток, уродующий его как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Это могут быть неправильное строение тела, лица или какой-то его части, отталкивающий запах, дефекты кожи, гениталий, ушных раковин и многое другое. Мнимый физический недостаток переживается крайне тяжело, на реальные дефекты внешности пациенты могут при этом не обращать никакого внимания. Типично бредовое поведение со стремлением замаскировать физический дефект, устранить его посредством хирургической операции, собственных косметических манипуляций, голодания.

Нигилистический бред или бред отрицания — убеждение пациента в том, что отсутствует какая-то часть или качество его Я, полностью исчезло его Я или нечто, так или иначе связанное с его Я. Наблюдается в разных вариантах. Это бред смерти — убеждение пациента том, что он мёртв. Пациент утверждает, например, что он труп и его надо похоронить. Одновременно с этим он считает, что мертвы и все окружающие его люди. «Вы, доктор, тоже труп, это только видимость, что вы живы» — бред смерти с транзитивизмом. Бред отсутствия внутренних органов — пациент уверен, что его внутренние органы разлагаются, гниют или полностью сгнили, сохранилась лишь внешняя оболочка тела. Бред отсутствия физиологических отправлений — пациент уверен, что у него нет стула, что он не мочится, его кишечник не переваривает пищу и т. п. Последний бред особенно типичен для пожилых пациентов.

Так, больная жалуется на отсутствие стула, хотя, по наблюдениям персонала, она регулярно ходит в туалет. Она очень обеспокоена своим мнимым недугом, боится, что кишечник переполняют каловые массы и происходит отравление организма. В беседе только об этом и говорит, часто гадает на картах, вернётся ли к ней стул.

Бред утраты Я— убеждение пациента в том, что его Я более не существует: «Моего Я нет, оно растворилось, исчезло, от него не осталось и следа».

Бред отсутствия беременности — убеждение в отсутствии беременности, несмотря на очевидные признаки последней. Так, больная на протяжении полугода не могла поверить тому, что она беременна. В этом её постоянно убеждали врачи, не раз показывали ей снимки плода, указывали на увеличение живота, отсутствие месячных, нагрубание молочных желёз и т. п. Её возражения сводились к следующему: «Беременности не может быть, мы с мужем не были вместе, когда она могла наступить» и т. п.

Бред гибели внешнего мира (синдром Котара-Сегла, меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред, бред громадности и отрицания) — убеждение пациента в том, что весь мир разрушается или уже превратился в первозданный хаос, исчезают или исчезли всё живое на Земле, материя, пространство и время во всей Вселенной. Из описания бреда отрицания видно, что в своём развитии он связан с утратой способности воспринимать те или иные проявления собственного Я.

К содержанию

Источник

 Бред самообвинения (греховности, виновности)

Выражается в том, что больной постоянно обвиняет себя в мнимых проступках, непростительных ошибках, грехах и преступлениях против отдельных личностей или группы людей. Ретроспективно он оценивает всю свою жизнь как цепь «черных деяний и преступлений», он обвиняет себя в болезнях и смерти близких друзей, родственников, соседей, считает, что за свои проступки заслуживает пожизненного заключения или медленной казни «четвертованием». Иногда больные с подобной патологией прибегают к самонаказанию членовредительством или даже самоубийству. В основе самооговоров также может быть данный вид патологии (вспомним самооговор Сальери, который якобы отравил Моцарта). Бред самообвинения возникает чаще всего на фоне депрессии и, следовательно, отмечается при аффективно-бредовой патологии (маниакально-депрессивный психоз, пресенильные и старческие психозы и т.д.).

Так, больная Н., в прошлом партийный функционер сельского масштаба, в возрасте 70 лет стала обвинять себя в том, что только по ее вине распался Советский Союз, ибо она «отвлекалась на семью и работала на партийной должности не с полной отдачей».

 Бред физического недостатка
 (бред Квазимоды, дисморфофобический бред)

Больные убеждены в том, что их внешность уродует какой-либо дефект (оттопыренные уши, некрасивый нос, микроскопические глаза, лошадиные зубы и т.д.). Этот дефект, как правило, касается видимой, нередко практически идеальной или обычной части тела. Петтофобический вариант этого бреда — убеждение больного в том, что из него постоянно выходят кишечные газы или другие неприятные запахи. Нередко при бреде физического недостатка больные прибегают к самооперациям, при этом иногда погибают от кровотечения.

Читайте также:  Кт при синдроме штурге вебера

Бред физического недостатка встречается при психозах, дебютирующих в подростковом или юношеском возрасте (в частности, при шизофрении).

Больная Г., считавшая свой нос уродливо широким, старалась сузить его самостоятельно, ибо врачи отказались проводить пластическую операцию. С этой целью она ежедневно надевала на нос бельевую прищепку на 6 часов.

 Ипохондрический бред

Это патологическая убежденность в наличии тяжелого, неизлечимого заболевания или дисфункции какого-либо внутреннего органа. Больные проходят многочисленные анализы на СПИД, рак, проказу, сифилис, требуют от врача все новых и новых «солидных» консультаций, но любая консультация оставляет у них острое чувство неудовлетворенности и твердую убежденность в наличии неизлечимого заболевания.

 Катастезический бред

Если в основе ипохондрического бредового переживания лежат сенестопатии или какие-то ощущения, исходящие из внутренних органов.

 Нигилистический бред (бред отрицания)

Нередкая разновидность ипохондрического бреда. Больные говорят о том, что у них атрофировалась печень, кровь «затвердела», сердца нет вообще, так как « в груди ничего не бьется», мочевыводящий канал растворился, поэтому моча не выделяется, а всасывается обратно в организм, отравляя его. Бред отрицания — важная составная часть синдрома Котара, встречается при инволюционных и старческих психозах, шизофрении и тяжелых органических заболеваниях головного мозга.

Больная К. утверждала, что у нее уже три года нет стула, потому что весь кишечник сгнил. Другая объясняла свое плохое самочувствие и слабость тем, что у нее в организме осталось всего три эритроцита и все они работают с перегрузкой — один обслуживает голову, другой грудь, третий — живот. Для рук и ног эритроцитов нет, поэтому они постепенно высыхают, «мумифицируются».

 Индуцированный (привитой, наведенный) бред

Заключается в том, что бредовые идеи больного начинает разделять психически здоровый член его семьи. Индуцирование имеет следующие причины:
а) тесная, порой симбиотическая связь индуктора и индуцируемого;
б) индуктор — непререкаемый авторитетом для индуцируемого;
в) наличие повышенной внушаемости,
    более низкий интеллект индуцируемого по сравнению с индуктором;
г) правдоподобие и отсутствие нелепости в бредовых идеях индуктора.

По своему содержанию индуцированный бред может быть любого содержания (бредом преследования, отношения, изобретательства, эротическим и др.).

Индуцированный бред встречается редко, он всегда подпитывается близким контактом с индуктором. Однако стоит отделить индуцируемого от индуктора, как этот бред может исчезнуть без всякого лечения.

Больной И. высказывал идеи отношения и преследования, вскоре эти же идеи начала переживать и его жена, а через месяц и его 10-летняя дочь. Все трое были помещены в разные отделения психиатрической больницы. Через две недели дочь больного перестала чувствовать за собой слежку, поняла, что окружающие относятся к ней без предубеждения, еще через две недели то же произошло с его женой. Сам больной (индуктор) смог избавится от этого бреда лишь после интенсивного лечения в течение двух месяцев.

 Конформный бред

Еще реже встречается, когда два близких психически больных родственника начинают высказывать идентичные бредовые идеи. Здесь также происходит индуцирование. Например, больной, страдающий параноидной шизофренией, высказывает определенные бредовые идеи преследования. Его сестра, страдающая простой формой шизофрении, для которой, как известно, бред вообще не характерен, вдруг начинает высказывать применимо к себе и брату точно такие же идеи преследования. В таком случае у сестры больного бред носит конформный характер.

Источник

Когда я стала работать психологом, то невольно задалась вопросом… не лезу ли я тут маленько на место Бога (ответила себе, что нет, потому что человек сам приходит за помощью и я спасаю его посильно, а не ценой крови и тела:). Потом я задалась другим вопросом – нет ли конкуренции между психологами и церковью? Не в религиозном смысле слова, а… как между организациями, те и те работают с человеком и его душой. Да простят мне верующие маркетологический ракурс моих религиоведческих размышлений.)) Я расскажу не про конкуренцию сейчас, про разный угол освещения одних и тех же вопросов жизни человека.

Мысли эти мои лежали на полках, пока не стали происходить в моей практике следующие вещи… но я хотела бы рассказать немного своей истории.

Когда в 27 лет я была замужем за игроманом, то носилась отчаянно по всем храмам Питера с вопросом, что делать и как жить. Я исповедовалась, причащалась, батюшки мне советовали то отдать ему все деньги, то забрать у него все деньги… и мне становилось только хуже. В челке появилась прядь седых волос. Мир представлялся мне какой-то лотереей с полным непониманием того, чего же хочет от меня Бог и почему мне выпал этот билет.

Позже я приехала в Архангельск, где так же в храмах искала хоть какого-то облегчения, но кроме “молись и постись, значит, ты заслужила это” ничего не слышала. У меня тогда вообще мозги ехали “Боже, 18 лет жизни с отцом алкоголиком, а теперь еще и это “заслужила”, где же просвет, хоть с моста прыгай”… Так я в каком-то, как мне кажется, почти пограничном состоянии дошла до психотерапевта, который и помог мне разобраться с вопросом, на который у священников не было ответа “что я должна понять, с чем разобраться и почему вообще, чьерт побьери, я залезла в этот брак и так трудно вылезала из него при всей однозначности фактического происходящего – не любит, не ценит”.

Читайте также:  Как спасаться от синдрома беспокойные ноги

Так, я ушла из церкви, взяв оттуда только одно состояние – постоянного предстояния перед Богом. Разорвав цикл “накакала – принесла на исповедь, облегчилась – поскакала, запачкалась, сокрушилась, накопила грехов – облегчилась”, с вечным ощущением обосравшегося виноватого по факту рождения ребенка с грешной душой, больной по своей природе после грехопадения… и прочими примочками. Убрав ощущение наказанного ребенка и поселив внутри “Бог меня любит и хочет моего роста”. 

Но что же теперь я вижу. Расскажу пару примеров из своей практики. Приходит женщина с паническими атаками. Психиатры ее лечили неистово три года в отделении неврозов, спрашивали, “пошто секса у тебя с мужем нет”… мы же разобрались за один раз, убрав стресс от того, когда клиентка нашла своего отца повесившимся. 

Понятное дело, что тема панической атаки она не одна. И специалисты знают, что за ее началом стоит длительное накопление адреналина от стрессов втечение жизни. И их тоже придется убирать. Притом, что мозг – адова машина – постоянно будет отслеживать “а вдруг это случится снова”. Поэтому терапия здесь нужна длительная. Мою клиентку, к слову, отец бил собачьей цепью и регулярно отвешивал ей подзатыльники, и она с флагом “заслужу папину любовь” (которую так и не увидела при его жизни) – носится и надрывается в отношениях с совершенно чужими людьми. Что опять же не снижает уровень стресса.

Так вот, про мозг, который после длительного времени жизни в состоянии панических атак начинает искать “а вдруг это что-то, как раньше”, любую болячку воспринимает как угрозу жизни. И вот ситуации снаружи нет. Внутри состояние около дела, но мозг будоражит “у тебя кольнуло, это, как раньше, вот-вот нагрянет…”. И это надо пережить, что называется, при этом терапия по развязыванию прошлых стрессов весьма желательна. 

Устав от состояния ожидания панических атак, которых уже нет полгода, моя клиентка пришла в церковь… И там ей рассказали, что дух отца не успокоился и это он ее будоражит, что ей надо его отмаливать, а не заниматься фигней, что она плохая дочь, поэтому вот это все случилось… и из выздоравливающего человека мы имеем новую невротичку. Виноватую во всем. Посмотрим, как будет развиваться ситуация и куда денутся состояния предчувствия панических атак, когда все процедуры будут выполнены. Я ничего не имею против поддержки умерших молитвами. Но что же, кроме этого, делать живым, чтобы быть здоровыми, вот я о чем…

Другая ситуация произошла с клиенткой с половой распущенностью. У которой тема униженности и затяжной депрессии (10 лет на антидепрессантах) вылилась в желание быть нижней в БДСМ. Пришла она ко мне тоже почти в пограничке. Не задевая мораль, мы с ней решили тему униженности и как-то БДСМ ее больше не манит. Нормальная мама и жена стала. Семьей занимается. Но мы не касались темы вины. А тема вины есть там, где есть тема униженности. Ведь мамы обычно не только сравнивают, унижают достоинство ребенка, они еще и винят его за здоровые проявления. И вот клиентка зашла в храм, так как за свои измены мужу чувствовала вину. Я бы сказала, здесь ответственность должна быть, но не вина. Думаю, из моего рассказа и так понятно, что при отсутствии определенной детской травматики она вполне была бы приличной мужней женой, не свалившейся ни в депрессию, ни в половую распущенность, что было выходом стресса. Механика тут нехитрая.

И что же мы теперь имеем? “Ты плохая, на службы не ходишь, детей не водишь, ты виновата перед мужем, перед детьми, перед всем родом”… и вот уже новый невроз на подходе, и снова она перестает слышать детей, хочет им, основываясь на своем чувстве вины, дать побольше (пихает в них кружков-подарков непомерно, кидается по первому зову завязывать шнурки и так далее), чем провоцирует травматику, прощает мужу его выпивку (она же тоже не святая, должна теперь крест нести). И вместо выстраивания здоровых отношений назревает новая проблема. Решит ли клиентка свои вопросы, находясь в храме? Я не знаю, но знаю, что крючок мощный… ибо совершенства в нас всегда не 100 процентов и даже не 80, ошибок мы творим порядочно, так как опыт где-то брать надо, а потому посадить на иглу вины любого при желании можно легко.

Оговорюсь, что мое второе высшее образование “Религиовед”, специализация “Психология и социология религии”. И теперь я вижу воочию, как это работает. Я не рассуждаю, что хорошо и что плохо, никого не призываю идти в храм или бежать из него. В своей практике и на примере своей жизни я увидела, как просто свернуть с пути выздоровления и роста (чего, как думается мне, гораздо больше хочет Бог, ибо он есть Любовь, как мы помним и ближнего он нам завещал любить, как самого себя))) в очередной невроз, в бесконечное замаливание грехов прошлого (ведь ты не знаешь, сколько молитв достаточно, а если ничего не меняется, то ты плохо молился и постился). И все это вместо того, чтобы поблагодарить Бога за опыт, ситуации, новое видение мира, взять на себя ответственность за содеянное, попросить прощения у тех, кого обидел, и отправиться в будущее. Делать это можно хоть в храмах любых конфессий, хоть за их пределами.

Источник