Центр для детей с синдромом дауна в ростове

Центр для детей с синдромом дауна в ростове thumbnail

Центр для детей с синдромом дауна в ростове

Общество

В Ростове откроется первый в городе интегративный центр дополнительного образования для детей с особенностями развития

Виктория Сафронова

10 сентября, 2015 19:10

Светлана Ковальчук занимается в центре со своим сыном. Фото: Виктория Сафронова / «Русская планета»

Почти все лето родители необычных детей приводили в порядок помещение, которое центру предоставила администрация Октябрьского района. Сейчас осталось сделать несколько штрихов. Перед открытием большого проекта для особых детей «Русская планета» посетила будущий центр.

«Особый мир» откроется в тихом районе рядом с центром города. Небольшое здание находится во дворе между жилыми домами и детской площадкой. По обе стороны узкого длинного коридора маленькие, средние и большие комнаты — будущие классы. Пахнет свежим ремонтом.

Здание «Русской планете» показывает руководитель организации «Особые дети» Светлана Ковальчук — мама ребенка-аутиста. Открыть центр было ее инициативой.

– Идея создать центр появилась из-за нехватки помощи детям с ограниченными возможностями, — рассказывает Светлана. — Я сама столкнулась с тем, что такому ребенку сложно пойти в обычный кружок и вписаться в окружение. Для особого ребенка нужно постоянное дополнительное сопровождение, нужны специальные программы. Всего этого практически не было. Поэтому я решила открыть центр, в котором работали бы люди, знающие специфику особого ребенка и программу работы с ним. Было важно найти тех, кто сумел бы оказывать необходимую помощь.

– Чем вы занимались до работы по открытию центра?

– У нас существует своя некоммерческая организация «Особые дети». Это сообщество родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы работаем уже четыре года. Создавалась организация для того, чтобы разные семьи, сталкивающиеся с похожими трудностями в воспитании особого ребенка, могли совместно решать задачи, делиться опытом и просто поддерживать друг друга. Все это время мы сотрудничаем с Центром дополнительного образования Октябрьского района, с инклюзивной школой № 43. На этих площадках проходили специальные занятия с детьми. Центр, который мы открываем, позволит теперь проводить их чаще и регулярнее. Он — наш совместный проект с ЦДО Октябрьского района.

– Почему вы решили работать в центре и с обычными детьми?

– Когда мы работали на базе школы, то заметили на практике хороший результат от совместных занятий особых и обычных детей. Когда они вместе работают, то так же вместе преодолевают и разные трудности, вместе развиваются. Со временем это помогает стереть границы их различий. Поэтому по всем направлениям у нас будут как интегративные группы для совместного обучения, так и отдельно для особых детей. Кроме того, будут индивидуальные занятия.

Светлана будет вести в центре спорттерапию. Кроме того, здесь будут проходить занятия по арттерапии, на которых дети будут работать с разными творческими материалами: от ткани и шерсти до глины и песка. Другая часть занятий — группы общения.

– Эти занятия будут включать несколько блоков. На психологических тренингах, где мы учим детей сплоченности, мы ставим акцент даже не на ограниченности по здоровью, а просто на различии людей между собой. Разные национальности, разные характеры — мы учим детей принимать людей разными, но такими, какие они есть. Здесь же будет творческая мастерская. Как педагоги, мы будем учить детей делать коллективные работы, понимая при этом, что один ребенок не всегда может успевать за другим, у другого — просто отличное ото всех видение этой работы. Это дает хороший навык взаимодействия в работе. И другой блок — отработка социально-бытовых навыков в свободной обстановке. Дело в том, что обучение особых детей самообслуживанию в городе как такового нет. А это простые вещи, необходимые каждому: приготовить какую-то пищу, убрать помещение, накрыть стол. Этому мы тоже хотим научить детей.

– Сколько детей будет заниматься в центре? Какой будет график работы?

– У нас будут две-три группы по десять человек и столько же спецгрупп для особых детей, но в них будет не больше пяти человек. Мы просто не можем брать больше: все-таки это должно быть тесное взаимодействие каждого ребенка с тьютором и преподавателем. Также дети, которые еще не готовы работать в группах, будут заниматься индивидуально с специалистом. Учебный график мы планируем по запросу, но обычно педагог работает 3-4 дня в неделю. Время занятий зависит от интенсивности: если спорттерапией ребенок занимается в два урока по 40 минут, то арттерапия длится час. Дети приходят в зависимости от смены в школе, поэтому кое-что у нас будет и вечером.

Спортивный зал в новом центре. Фото: Виктория Сафронова / «Русская планета»

– Вы говорили, что в городе недостаточно мест для занятия с особыми детьми. Вы пробовали поднять этот вопрос на административном уровне?

– Да, но пока все же ищем другие пути. Дело в том, что в отделе образования существуют нормативы, которые не всегда совпадают с тем, что нужно дать ребенку. Допустим, нет смысла в нашей практике делать группу из особых детей больше чем из пяти человек. Иначе мы просто ничего не сможем дать этим детям, получится просто группа присмотра. Если же мы хотим чему-то научить ребенка, даже просто держать ножницы, работать с пластилином и карандашом, то нужен индивидуальный подход. А по нормативам в группе должно быть 15 человек. Это очень сложно организовать.

– Кто помогает вам открыть центр?

– Прежде всего источник финансирования — это родители. Мы сами закупаем необходимое, своими силами делаем ремонт. Почти каждый день вот уже два месяца занимаемся приведением в порядок нашего центра. Иногда получается найти спонсоров, иногда на помощь приходят простые люди. Но постоянного поддерживающего спонсирования у нас нет.

Психолог организации «Особые дети» Анна Кичак проводит первичную диагностику ребенка при первом обращении, помогает родителям определиться с запросами, ставит задачи и в соответствии с ними проводит занятия.

– Родители приходят к нам за помощью, поэтому нужна и значительная просветительская работа. Но для этого важно понять, что именно нужно конкретной семье и ребенку. Я всегда говорю, что необходимым условием является активное участие родителей. Только тогда через какое-то время можно будет уже увидеть результат.

– О каких сложностях в повседневной общественной жизни вам чаще всего рассказывают родители?

– Многое, конечно, зависит от диагноза, но особенные сложности испытывают семьи, в которых дети ограничены в передвижении: используют коляску или просто медленно ходят. Тем более, если семья вынуждена пользоваться общественным транспортом. Дело в том, что если у ребенка есть расстройство аутистического сектора, то иногда это может вовсе не проявляться внешне. В таком случае в обществе от ребенка требуют такого же поведения, как и от нормативного. Возникают сложности: люди начинают, например, поучать родителей, как надо воспитывать детей. От этого становится некомфортно.

Читайте также:  Норма скрининга анализа на синдром дауна

– Какие занятия вы проводите с детьми?

– Это развивающие занятия, направленные на развитие, социализацию и адаптацию. Как правило, я работаю с дошкольниками, но приходят также дети младшего школьного возраста. С детьми, которые не готовы работать в группе, занимаюсь индивидуально.

– В центре особые дети будут заниматься вместе с обычными. Расскажите с профессиональной точки зрения, что дает такая практика?

– Да, на площадке нового центра особые дети будут заниматься вместе с нормативными, и это очень важно. Чем раньше произойдет их встреча, тем меньше будет сложностей. В дошкольном возрасте ребенку проще сказать, что другой ребенок пока не умеет говорить, играть, дружить, но с твоей помощью он научится этому. Детям этого достаточно, они с удовольствием включаются в процесс социальной адаптации особого ребенка. Чем старше ребенок, тем больше разъяснительной работы надо вести с ним. Совместить разных детей в одной группе — очень непростая работа, но осуществимая.

– Работают ли с детьми волонтеры?

– Мы, конечно, не отказываем волонтерам, которые приходят к нам, но сами ищем людей на факультетах психологии и из педвузов. У нас заключен договор с ЮФУ, поэтому в основном практику у нас проходят те, кто имеет не только душевную потребность помочь, но и профессиональный интерес. У волонтеров есть свои кураторы, которые готовы обо всем рассказать, помочь, ответить на любые вопросы. Есть студенты, которые по итогам занятий в центре готовят научные работы.

– Как вы считаете, достаточно ли работы проводится у нас с особыми детьми?

– По сути, в нашей стране такого опыта еще не было, и можно сказать что сейчас все только появляется. Поэтому говорить о каких-то выводах, как мне кажется, еще рано. К тому же, у каждого субъективное понимание достаточности. В последние годы мы видим всплеск общественной активности, стала заметной государственная помощь по тем же вопросам образования. Оценить, достаточно этого или нет, можно будет только через несколько лет. И как это сделать? Я думаю, что показатель — это комфортное детство ребенка.  Если родители смогут сказать, что им стало легче воспитывать детей, значит, все делается верно.

– Что бы вы хотели видеть результатом работы центра?

– Есть разные группы результата. В главной, конечно, социализация детей и положительная динамика в их развитии. Что это значит? Берем коллективную работу и видим, что дети способны организовываться, способны слышать и понимать друг друга. Видим, что дети меняются со временем — это и есть динамика. А уже второстепенный результат — это активная работа центра и его популярность. Мы понимаем, что работаем не для этого в первую очередь, но с решением этой задачи удается напомнить обществу о важном.

– Что чувствуют родители, когда узнают диагноз особого ребенка? — переспрашивает Ольга — Думаю, что все бы ответили похоже: в первый момент это шок.

Ольга Долбилина и ее старший сын Кирилл. Фото: Виктория Сафронова / «Русская планета»

Кириллу, сыну Ольги Долбилиной, синдром Дауна поставили сразу после рождения.

– Я все равно не верила и в надежде на чудо мы сделали отдельный анализ. Он подтвердил синдром. Я была в растерянности, поддержал муж.

– Что вы начали делать после того, как синдром подтвердили?

– Первым делом начали искать информацию: что делать с особыми детьми, с чем мы можем столкнуться. Как вы понимаете, спросить об этом было не у кого: никто из моего окружения не сталкивался с этим. Я узнала, что статистика рождения даунят в среднем 1 на 600, и мне казалось, что все остальные 599 находятся так далеко, что мы никогда их не встретим. И только позже, когда я поняла, что нас таких много, немного успокоилась. Знаете, это вселяет какую-то надежду, когда чувствуешь, что ты не один. Появилось совсем другое ощущение — я морально стала сильнее.

– На что был поставлен акцент в воспитании ребенка?

– Мы с мужем решили делать ставку на образование. Прочли, что дети всему учатся, но для этого надо прикладывать больше усилий. Если обычный ребенок сам осваивает материал и хочет это делать, то у даунят пониженные как мотивация, так и восприятие информации, есть сложности с логикой. Однако и для особых детей есть образовательные программы. Нам показалось интересной система обучения по методике Домана. Ребенка учат читать с пеленок. Мы по-разному, но регулярно использовали упражнения, и появилось первое достижение. Я поняла, что Кирилл уже в два года мог читать, потому что он понимал слова, которые видел, но еще не мог говорить. Для нас с мужем это была своеобразная гордость. И еще это укрепило в мысли, что, если действовать и работать в этом же направлении, то возможно добиться очень многого.

– Когда и как вы узнали об организации «Особые дети»?

– Мы познакомилась со Светой и ее организацией «Особые дети», когда Кириллу было около пяти лет. До этого я общалась с другими мамами и видела, что они все еще не верят, все еще пытаются найти золотую пилюлю, которая избавит от синдрома. Я же почти сразу поняла, что такой пилюли нет, и восстановить ребенка помогут только наш труд и постоянная учеба. Света относилась к этому похоже, я увидела, что ее цели и задачи близки к нашим. И ее призыв объединиться, потому что вместе можно добиться большего, чем одному, мне очень понравился. По сути, каждая семья так или иначе замыкалась со своими проблемами и все равно считала, что ни у кого больше таких проблем нет. Света дала нам понять, что мы не одни.

Организация «Особые дети» в этом году четвертый раз проводила семейный интегративный лагерь. Светлана Ковальчук особенно гордится этим проектом.

Читайте также:  Синдром когда не растет тело

– Я сама столкнулась с тем, что особого ребенка просто так в лагерь не отправишь, поэтому мы решили организовать свой, — рассказывает Светлана — Дети приезжают в лагерь с родителями, у нас составлена досугово-развивающая программа так, чтобы ребенок был постоянно занят: зарядка, море, игры, спорт, постановка спектаклей. Кроме того, есть специальные занятия для родителей и совместные «семья-ребенок». Лагерь — это возможность объединить родителей. В обычной жизни каждый сидит со своей проблемой сам. Да, есть какое-то общение, но там родители находят столько единомышленников, что становятся родными людьми. Лагерь помог сделать из нашей организации большую дружную семью.

– Как интегративный лагерь помогает детям в развитии?

– Лагерь — это всегда рывок для детей. Мы наблюдаем из года в год разных ребят и видим, как они меняются, справляются с чем-то, делают свои важные шаги в развитии. В лагере происходит глубокое погружение детей в развивающую среду. В центр ребенок приходит на час-другой: это полезно, но многое уже зависит не от нас. А в лагере занятия идут фактически все 24 часа. Это совсем другой опыт.

Вход в здание интегративного центра. Ремонт еще продолжается. Фото: Виктория Сафронова / «Русская планета»

Семья Ольги была в лагере все четыре раза и так же считает его одной из лучших форм для развития и интеграции особого ребенка.

– Я хорошо помню первый лагерь, он был очень тяжелым, — рассказывает Ольга — До него мой ребенок занимался индивидуально, а здесь впервые столкнулся с групповыми занятиями. Он пытался убежать и было тяжело с этим справиться. Аналогичные проблемы были и у других ребят. Тем не менее, когда появилась возможность поехать в лагерь в следующем году, мы с мужем не сомневались, что это важно. Второй раз был проще и в организации: если сначала Света все делала сама, то потом подготовила родителей к командной работе и тем самым мы ощутили общее большое дело. В следующий раз мы взяли с собой уже и младшего сына, и он тоже обрел новых друзей. Это тоже важный шаг: обычные дети учатся быть толерантными, особые же перенимают у них какие-то шаблоны поведения. К тому же нам всем вместе просто хорошо. Никто не смотрит осуждающе — все свои. Все-таки ощущение группы дает совершенно другие эмоции.

В песочнице рядом играют Кирилл и младший сын Ольги Олег. Время от времени они любопытно поглядывают в нашу сторону. Ольга мягко улыбается детям.

– Глядя вокруг, я поняла, что родители обычных детей тоже сталкиваются с какими-то трудностями. Пусть они другие, да, но фактически их тоже не всегда легко преодолеть. Я могу сказать, что с появление Кирилла действительно перевернуло мое мировоззрение. Этот опыт научил воспринимать меня жизнь как постоянный процесс, а не как данность. И пока этот процесс длится, смысл найти можно в любом действии, если оно важно для тебя, если у тебя есть внутренняя потребность найти его. Это приходит со временем, когда ты видишь, что ребенок все равно развивается, добивается каких-то успехов. Я стараюсь насколько это возможно принимать участие в работе организации «Особые дети». Все мы задумываемся о том, что будет с ребенком в будущем, и поэтому не можем позволить себе не действовать. А глядя, как в организации меняются другие особые дети из года в год, чувствуешь надежду, что и дальше все будет получаться. Это придает сил.

темы

поддержать проект

Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе

Маленькая чашка кофе

cup

200 ₽

Средняя чашка кофе

cup

300 ₽

Большая чашка кофе

cup

500 ₽

Большая чашка кофе и что-то вкусное

cup

900 ₽

Другая сумма

Кто может поддержать проект?

Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.

16 мин

Центр для детей с синдромом дауна в ростове

Источник

Реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющий аналогов в Ростовской области, открылся в донской столице в начале сентября. Корреспондент и фотограф «РО» отправились в центр, чтобы своими глазами увидеть, как здесь всё устроено, как работает аппарат, который заново учит ходить, и прибор, помогающий маленьким пациентам почувствовать своё тело, кто занимается с особенными детьми и почему на эмблеме реабилитационного центра нарисована божья коровка. В светлом холле нас встречает директор городского реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями Нина ЧЕРЕДНИКОВА.

Сделано с любовью

— В центре созданы все необходимые условия, способст вующие комплексной реабилитации и развитию особенных детей: ребят, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна. Сегодня ежедневно совершенно бесплатно центр посещают 55 детей в возрасте от 3 до 18  лет. На 2  курс, который стартует 1 ноября, записались 57 человек. Более того, родители уже записываются на 3 и 4 курсы, — рассказывает Нина Чередникова (на фото).

В центре создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями, а каждый этаж оформлен по-особенному. Первый выполнен в зелёном цвете и представляет собой «Зелёный остров», второй — с картинками из сказки «Волшебник Изумрудного города»  — называется «По дороге из жёлтого кирпича», третий, синий,  — «Воздух и вода», а четвёртый — «Ростов-на-Дону», он оформлен картинами и фотографиями, на которых изображён наш город. Здесь всё продумано до мелочей и сделано с душой и большой любовью. К примеру, в столовой подобраны именно те цвета, которые вызывают аппетит, а в рисунках обыгрывается тема домашних традиций.

Центр оснащён по последнему слову техники. Здесь есть со временное физиотерапевтическое, сенсорное, дидактическое и другое реабилитационное оборудование.

На первом этаже располагаются массажные кабинеты, зал лечебной физкультуры, кабинеты врачей: невролога, психиатра, ортопеда и др.

Комплексная реабилитация

В массажном кабинете установлены кинезиостол и стол Бобат и Войта. Они служат для проведения специфического лечения, сочетающего в себе элементы массажа и лечебной физкультуры: упражнения включают растяжки и разработку суставов. После массажа ребята проходят в зал лечебной физкультуры (ЛФК). Здесь есть ходунки, тренажёр «Баланс-Мастер» для тренировок баланса и координации, вертикализаторы — приспособления для детей с ДЦП, помогающие принимать вертикальное положение, имитатор ходьбы «Имитрон» и лестница с электронной регулировкой высоты ступенек «Альтер Степ». После занятий лечебной физкультурой ребёнок отправляется в кабинет эрго- и локомоторной терапии.

Читайте также:  Синдром уплотнения легкого со свободным приводящим бронхом

— В уголке механотерапии ребята учатся самостоятельно вставлять штепсель в розетку, шнуровать обувь, открывать защёлку, застёгивать молнию — то, что каждому из нас приходится постоянно делать в повседневной жизни. Это называется эрготерапия, — уточняет Нина Чередникова.

Помимо этого, в кабинете установлены тренажёры для укрепления и разработки кисти рук, развития мелкой моторики пальцев. Здесь же есть аппараты для разработки нижних конечностей — реабилитация проходит комплексно.

— В центре установлена единственная на юге России система локомоторной терапии. Она служит для восстановления двигательной активности при ДЦП, неврологических заболеваниях и лечении последствий травм. Эта система позволяет в прямом смысле поставить ребёнка на ноги, помогает восстановить утраченные навыки ходьбы. Аппарат мотивирует пациентов к движению. Ноги ребёнка передвигаются принудительно синхронно с лентой беговой дорожки. Этот аппарат, как и практически всё оборудование в центре, отечественного производства, — рассказывает Нина Александровна.

Здесь есть и реабилитационная перчатка, её сделали специально для ростовского центра по средним размерам детской руки. Это уникальная система с биологической активной связью для восстановления подвижности запястья и пальцев. Её используют в процессе реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями центральной нервной системы. Такая перчатка позволяет проводить реабилитацию маленького пациента в игровой форме. К примеру, ребёнок во время упражнений для восстановления мелкой моторики, координации движений и концентрации внимания может управлять движущейся машинкой.

Научиться чувствовать тело

На 2 этаже располагаются комнаты дневного пребывания (здесь дети могут отдохнуть и даже поспать — для этого есть кроватки), музыкальный и актовый залы, творческие мастер ские, ИЗО-студия и зал компьютерной грамотности, в котором установлен многофункциональный комплекс для детей-инвалидов. В планах — создание театральной студии.

На 3 этаже — кабинеты дефектолога, логопеда, комната физиотерапии, социальная лекотека (это такое специально оборудованное помещение для психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Слово «лекотека» произошло от шведского leko «игрушка» и греческого theke «хранилище». — Прим. «РО».) и сенсорная комната. Занятия в ней помогают детям с гиперактивностью, повышенной тревожностью, отставанием в интеллектуальном развитии, расстройствами аутистического спектра. Здесь с ребятами занимаются психологи. Это волшебное помещение, наполненное разными стимуляторами, воздействующими на органы чувств человека. Здесь особые свет и цвет, играет музыка. Есть сухой бассейн, наполненный шариками, и светящееся «звёздное небо» над головой.

По словам директора центра, занятия в сенсорной комнате укрепляют нервную систему, улучшают настроение, снижают нервное возбуждение и мышечное напряжение, стресс, агрессивность, стимулируют мозговую активность.

На 4 этаже расположены конференц-зал и различные кабинеты. В одном из кабинетов установлен аппарат «Реакор».

— Это аппарат психофизиологического воздействия с обратной биологической связью. Он учит ребёнка чувствовать своё тело. Наши особенные пациенты благодаря ему учатся контролировать свои физиологические процессы, такие как пульс, дыхание, поведение. Ребёнок видит картинки на экране монитора, слышит музыку — получается релаксация, и в то же время он учится расслабляться, успокаиваться, снимать напряжение, — рассказывает Нина Чередникова.

Символ веры

По словам директора городского реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, родители особенных детей тоже нуждаются в реабилитационных мероприятиях. С первых дней в центре работает родительский клуб «Отважное сердце». Инициаторами его создания стали родители особенных детей, они же придумали клубу название. Родители общаются друг с другом, обмениваются опытом, устраивают чаепития. Помимо этого, они могут получить в центре психологическую помощь и консультации специалистов.

— Символ нашего центра — божья коровка. Во многих культурах она считается талисманом удачи. Для нас она  — символ веры, надежды и покровительства небес. С давних пор считается, что это насекомое является посредником между небесами и людьми. Именно поэтому суще ствует поверье: если на вас села божья коровка, шепните ей своё самое заветное желание и отпустите в небо — она передаст всё высшим силам, и желание обязательно сбудется. Мы верим в то, что наш центр поможет особенным детям и их родителям, — говорит Нина Чередникова.

На открытии центра вместе с губернатором Ростовской области и главой администрации города перерезал традиционную красную ленточку 7-летний Артём Семибратов. У него врождённая патология развития позвоночника. Мама Артёма, Татьяна Семибратова, рассказала нам, что центр они пока не посещают, но Артём записан на второй поток.

— Но как нам туда добираться?.. Идти пешком, потом на один автобус, на другой. С коляской это всегда неудобно и трудно, — говорит она.

Решить такую проблему поможет микроавтобус с лестничным гусеничным подъёмником. Ключи от него в день открытия центра вручил губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев. По словам Нины Чередниковой, этот микроавтобус будет привозить детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в центр.

Ирина ШНИТ, мама 6-летнего «солнечного» мальчика Ромы: «Мы ходим в этот реабилитационный центр с самого первого дня. Центр замечательный, суперсовременный. Занятия здесь проходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Дети в центре занимаются в 2 смены, мы — в первую, с 9 до 12. Во вторую смену, с 13 до 17  часов, в основном ходят дети, которые учатся в школах. И в первой, и во второй смене организованы обеды. Сейчас с нами занимаются психологи, логопеды, дефектологи. Занятия длятся по 30 минут с 10-минутными перерывами. Также ежедневно проходят творческие занятия, во время которых дети рисуют, лепят и даже вышивают. Персонал очень добрый, внимательный и квалифицированный. Педагоги стараются к каждому ребёнку найти особый подход. Я и другие родители особенных детей очень рады, что наконец-то в нашем городе появилась возможность проходить такую реабилитацию, да ещё и совершенно бесплатно».

Справка «РО»

В реабилитационном центре работают 3 отделения: дневного пребывания, медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, а также диагностики и разработки программ социальной реабилитации. Те, кто прошёл с ребёнком 1 курс реабилитации, могут записаться в центр повторно, и не раз.

Сегодня в Ростове проживают 2760 детей-инвалидов и более 14 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в реабилитации.

Фото Василия Редько

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник