Церебрастенический синдром лечение у детей

Церебрастенический синдром лечение у детей thumbnail

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – это неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции. Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью. Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

Общие сведения

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%.

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей

Причины

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.

Патогенез

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов.

Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Симптомы

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает. Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость. Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны. Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал. На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию. Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Осложнения

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость. Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей. У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический. Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.
Читайте также:  Таблицы развития детей с синдромом дауна

Лечение церебрастенического синдрома у детей

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия. Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Прогноз и профилактика

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают. Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости.

Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Источник

Церебрастенический синдром у детей — заболевание, характеризующееся возникновением на фоне органического поражения головного мозга. У ребенка возникают повышенная утомляемость, нарушения памяти, головная боль и другие симптомы. Обследование неврологической сферы совместно лабораторными и инструментальными методами позволяет поставить точный диагноз. Лечение включает в себя лекарственные препараты, физиотерапевтические методики и психотерапию.

Основные причины

Церебрастенический синдром у детей: симптомы и терапия

К причинам развития церебрастенического синдрома в детском возрасте относят органические поражения структур ЦНС:

  • патологии беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии плода. К ним относят острые инфекционные заболевания у матери, интоксикации, конфликт по резус-фактору и другим системам крови, эклампсию и др.
  • родовые травмы, характеризующиеся гипоксическими и ишемическими нарушениями;
  • развитие в детском возрасте нейроинфекций — менингита, энцефалита, полиомиелита и др.;
  • повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм. Астенический синдром встречается у 90-95% детей с ЧМТ;
  • тяжелые заболевания внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Помимо органических изменений, врачи относят к причинам острый и хронический стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к расстройству работы нервной системы и симптомам заболевания.

Как развивается заболевание?

Причины заболевания: травмы, нейроинфекции и другое

Указанные причины приводят к гипоксическим, инфекционным, травматическим или ишемическим повреждениям нервной ткани в головном мозге. Нехватка кислорода приводит к тому, что снижается скорость передачи импульсов по нервным волокнам и появляются участки их гибели. Патогенез приводит к быстрой утомляемости, общей слабости и головной боли.

Неврологический дефицит, представленный отдельными слабовыраженными симптомами, возникает на фоне повышения внутричерепного давления и изменений в оттоке спинномозговой жидкости. Церебрастенический синдром при этом имеет благоприятный прогноз, так как его клинические проявления постепенно уменьшаются. При тяжелом поражении головного мозга и сохранении факторов его развития, патология прогрессируют.

Клинические признаки

Проявления церебрастенического синдрома у детей на первых этапах развития заболевания носят стертый характер и могут не приводить к жалобам. Если заболевание возникает в период новорожденности, то оно сопровождается следующими симптомами:

  • постоянное беспокойство, сопровождающееся плохим сном с частым пробуждением;
  • отсутствие аппетита;
  • замедленное формирование психических и моторных навыков.

У детей старшего возраста патология начинает проявляться с явлений гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться на одном предмете или действии. В результате этого возникают трудности в обучении, невнимательность. Родители отмечают беспокойство ребенка и капризность с частой сменой настроения. При интеллектуальной работе (чтение, обучение письму или счету) дети быстро устают и жалуются на головную боль.

В отсутствии лечения заболевание прогрессирует. Помимо психоэмоциональных расстройств добавляются симптомы нарушения работы внутренних органов: тошнота, вздутие живота, лабильность артериального давления, потливость и др. У ребенка может возникать энурез, заикание и неврозы. Кроме того, симптомами болезни являются следующие проявления:

  • повышение чувствительности к свету, шуму;
  • агрессивность к окружающим;
  • снижение или полное отсутствие критики к своим поступкам.
Читайте также:  Лечение синдрома конского хвоста у кошек

У детей заболевание имеет различные клинические проявления, что затрудняет диагностику. Своевременное обращение за медицинской помощью помогает в постановке правильного диагноза и устранении симптоматики.

Негативные последствия

Органические повреждения головного мозга требуют комплексной терапии. При ее отсутствии у ребенка возникают осложнения различной степени тяжести. Если патология возникает в первые годы жизни, то возможно отставание в психомоторном развитии. Дети медленно осваивают речевые и двигательные навыки.

В дошкольном и школьном возрасте возникают проблемы с обучением. Ребенок не может справиться с обычной учебной программой и имеет плохую успеваемость. Это приводит к тревожности, депрессии и избеганию общения с другими детьми и взрослыми. Если симптомы не устраняются, то ребенка переводят на домашнее обучение, либо в специальное учебное учреждение.

Диагностические мероприятия

Патогенез и причины выявляются с помощью комплексного обследования

Диагностика церебрастенического синдрома основывается на комплексном подходе. Врач проводит ее по следующему алгоритму:

  • Сбор имеющихся жалоб у ребенка и родителей. Необходимо узнать информацию о давности наличия симптомов, успеваемости в школе и поведении в обычной жизни.
  • Внешний осмотр. Определяется реакция ребенка на звуки, зрительные образы, оцениваются антропометрические данные. Также специалист исследует состояние нервной системы и внутренних органов.
  • Обязательная консультация с психологом или психиатром. Врач исследует состояние когнитивных функций, в первую очередь способность к вниманию и мышление. Для церебрастенического синдрома характерно их прогрессирующее снижение.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) входит в стандарт обследования. Процедура позволяет оценить активность отдельных участков головного мозга и выявить патологические изменения. Если у ребенка имеется судорожный синдром, то возможно проведение ЭЭГ со зрительной и другой стимуляцией.
  • Так как патология связана с органическим поражением головного мозга, проводится магнитно-резонансная томография. Процедура позволяет оценить его структурную целостность и выявить патологические изменения: опухолевый рост, изменения после нейроинфекций и др.

Дополнительно проводится реоэнцефалография, ультразвуковое исследование мозговых сосудов с допплерографией и др. Указанные методы позволяют уточнить причину развития церебрастенического синдрома и подобрать эффективную для ребенка терапию.

Подходы к терапии

В лечении церебрастенического синдрома используют комплексный подход. Он включает в себя лекарственные средства, методы психокоррекции и психотерапию. Кроме того, детям и родителям рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • обеспечить ежедневный сон не менее 8 часов;
  • исключить тяжелые психические и физические нагрузки;
  • снизить влияние раздражающих факторов (яркий свет, громкий звук и др.);
  • регулярно гулять на свежем воздухе — 1-2 часа в день;
  • избегать стрессовых ситуациий и переутомления.

Профилактика заболевания также основывается на указанных рекомендациях. Также в терапии активно используют медикаменты:

  • средства, улучшающие мозговой кровоток и питание нервной ткани;
  • ноотропы, защищающие и восстанавливающие нервные клетки;
  • обезболивающие средства при головной боли;
  • аминокислотные препараты;
  • витамины группы В.

Физиотерапия носит вспомогательный характер. Ребенку проводится лечебный массаж, светотерапия и лечебная физкультура. Методы не влияют на имеющиеся проявления болезни, но улучшают общий прогноз. Всем детям проводится психокоррекция, включающая занятия с психотерапевтом и психологом. Они позволяют восстановить положительный эмоциональный фон, а также справиться с имеющимися трудностями в обучении и в общении со сверстниками.

Лекарственные средства имеют противопоказания к использованию. Они должны учитываться перед применением медикаментов у детей. При их несоблюдении возможно прогрессирование основной патологии или развитие побочных эффектов.

Выздоровление

Изучение патогенеза и факторов развития церебрастенического синдрома позволило разработать эффективную терапию заболевания. Клинические проявления болезни на фоне комплексного лечения постепенно исчезают, а полное выздоровление наступает к подростковому возрасту. Если родители не обращаются за медицинской помощью, а пытаются самостоятельно скорректировать нарушения, то прогноз существенно ухудшается.

Церебрастенический синдром у детей характеризуется снижением когнитивных навыков, изменением в эмоциональной сфере и трудностями в обучении. Дети с заболеванием нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя лекарственные препараты, физиотерапию и психотерапевтические сеансы. Лечебные мероприятия всегда назначаются врачом после обследования ребенка. Такой подход позволяет предупредить прогрессирование нарушений и предупредить развитие осложнений патологии.

Читайте также: астено-невротический синдром у детей

Источник

Ребёнок устаёт при занятиях в школе

Вследствие патологических процессов мозг ребенка с трудом справляется с ежедневными несложными задачами. Когда церебрастенический синдром диагностируется у маленьких детей, он чаще всего связан со сложностями, возникшими во время его внутриутробного развития.
Если мать во время беременности принимала токсические препараты, болела серьезным инфекционным недугом или имели место различные патологии течения беременности и плод испытывал гипоксию, мозг младенца может быть поражен.

Однако данная патология не всегда выявляется в раннем возрасте, как правило, она обнаруживается и у детей младшего школьного возраста. Посещая детский сад, ребенок получает информацию в игровой форме и очень дозированно, поэтому, даже при наличии церебрастенического синдрома, он ее хорошо усваивает.

Читайте также:  Синдром прижатия надостной мышцы лечение

Внимание! Начальная школа – это очень большая нагрузка на ребенка – большой поток информации, новые знакомые, непривычная обстановка — адаптация и здорового ребенка проходит сложно, а для ребенка с церебрастеническим синдромом этот период может стать просто адом.

Причины

Как уже было сказано, причины обсуждаемого синдрома могут крыться в патологиях внутриутробного развития или же повреждения происходят при сложных родах (травмы, асфиксия).

Кроме того, причинами церебрастенического синдрома у детей могут быть следующие патологии:

  • Нейроинфекция – при полиомиелитах, энцефалитах, миелитах, менингитах. В этом случае астения является симптомом, и длительное время сохраняется уже после того, как основной недуг вылечен.
  • Черепно-мозговые травмы — выраженность симптомов зависит от сложности и давности полученной травмы.
  • Соматические патологии — чаще всего патология наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов, проблемах с почками, шоковыми состояниями, а также при уменьшении объема крови или при снижении содержания кислорода в крови.
  • Стресс — дать толчок для развития патологии может внезапная нагрузка на организм, если ребенок длительное время находится в состоянии эмоционального напряжения, у него возрастной физиологический криз или произошла резкая смена часовых поясов, вполне возможно развитие данного синдрома.

Симптомы

Клиническая картина патологии различается в зависимости от возраста ребенка. Малыши грудного возраста отказываются от еды, становятся неспокойными, часто отстают в развитии от своих сверстников. Дети младшего возраста могут быть раздражительными, и иметь беспричинные фобии. Школьники и подростки с трудом справляются со школьной программой и порой не в состоянии выучить даже несложный материал. Симптомы схожи с астенией, точный диагноз может поставить только врач.

Внимание! Часто можно наблюдать пропуск букв в письме или замена их местами.

Прочие симптомы церебрастенического синдрома у детей:

  • невнимательность;
  • невозможность сосредоточиться;
  • плаксивость;
  • плохой сон;
  • судороги;
  • расстройство пищеварения.

Существует две формы детского церебрастенического синдрома – гипердинамическая и гиподинамическая. В первом случае у ребенка часто меняется настроение, он неуправляем и склонен к агрессии. Во втором – ребенок слаб, пуглив, у него наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность.

Что делать, если ребенку поставлен диагноз

В первую очередь родители должны определить когда и при каких обстоятельствах ребенок становится беспокойным – во время еды, при общении со сверстниками, в школе и так далее. Далее следует найти логичные объяснения каждой проблемы, и постараться донести до ребенка их решение на личном опыте или на опыте героев фильмов или мультфильмов.

Очень важно наладить режим ребенка – он должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, и по возможности иметь четкий график расписания дел на предстоящие пару дней.

Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять. Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться и предотвратить его желание изолироваться. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться специализированная школа, где он будет чувствовать себе более спокойно.

Лечение

Таблетки — не выход. Для начала нужно определить причину.

При лечении церебрастенического синдрома у детей может потребоваться прием медикаментозных средств, которые направлены на устранение гипоксии и улучшение функционирования головного мозга.
Это могут быть:

  • ноотропные препараты – Аминолон, Пирацетам;
  • спазмолитики для ликвидации сосудистого спазма – Кавинтон, Дибазол;
  • адаптагены, которые повышают устойчивость к стрессам – экстракты жень-шеня, эхинацеи, алоэ.

Также назначаются физиотерапевтические процедуры – массаж, иглорефлексотерапия, ванны с минералами, леченая физкультура.

Прогнозы и профилактика заболевания

При грамотной психолого-педагогической поддержке и помощи, прогноз недуга благоприятный. К подростковому периоду клинические проявления становятся реже, и постепенно сходят на нет.
В качестве профилактики церебрастенического синдрома нужно внимательно следить за здоровьем и поведением ребенка. При выявлении головных болей, чрезмерной утомляемости, беспричинной сонливости или других симптомах, сразу же выяснять причины. Очень важно создать в семье доброжелательную и спокойную обстановку, наладить режим дня, обеспечивать прогулки на свежем воздухе.

Если у вас всё ещё остались вопросы, посмотрите похожие статьи на нашем сайте, например про астенический синдром у детей или истерический невроз у детей.

Церебрастения не влияет на интеллект ребенка — отставание в развитии наблюдается из-за плохой способности запоминать и усваивать информацию, а также из-за нарушения концентрации внимания. Данная патология – это вторичное заболевание, которое свидетельствует о неполадках в центральной нервной системе. При комплексном подходе к терапии все функции успешно восстанавливаются, и ребенок возвращается к нормальной жизни.

Источник