Что такое синдром горькой конфеты

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2020; проверки требуют 2 правки.

Феномен горькой конфеты — феномен, который иллюстрирует первое рождение личности в онтогенезе в соответствии с теорией личности А. Н. Леонтьева. Феномен демонстрирует, что успешность решения задачи зависит не только от её содержания, но и прежде всего от мотива, который формирует задачу для ребёнка (у ребёнка существует необходимость доказать своё право на получение предмета усилиями, которых он мог бы избежать). Явление наблюдается в специально созданной ситуации: ребёнку дается сложное задание, которое заведомо невыполнимо по правилам. Наградой за успешно выполненное задание является конфета. Ребёнок же, достигший желаемого результата путем нарушения правила и, получивший конфету, демонстрировал негативную эмоциональную реакцию — конфета для них оказывалась «горькой».

В педагогической и психологической литературе указывается младший дошкольный и подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность рождается дважды: первый раз — когда у ребёнка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинённость его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность.

Эффект горькой конфеты можно наблюдать у детей в возрасте трёх лет, когда социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребёнка. На этом этапе развития возникает кризис трёх лет: ребёнок уверенно заявляет о собственном «Я». Эффект проявляется в течение всего дошкольного детства, включая кризис семи лет и является его ярким признаком[1].

Процедура исследования феномена[править | править код]

Ребёнок-дошкольник (до 7 лет) получает от экспериментатора практически неосуществимое задание: достать удалённый предмет, не вставая со стула. Исследователь удаляется, продолжая наблюдение за ребёнком из соседнего помещения через зеркало Гезелла. После нескольких безуспешных попыток ребёнок встаёт, берёт привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребёнок отказывается от угощения, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Действия ребёнка соответствовали двум различным мотивам, то есть осуществляли двойную функцию: одну — по отношению к экспериментатору, другую — по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребёнок доставал объект, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация «ошибки». Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному, индивидуальному смыслу. Данный феномен также исследовался и другими психологами: Е. В. Субботским, В. И. Аснином, В. А. Петровским и др. У В. А. Петровского есть серия работ, которая посвящена тому, что он называет «риск ради риска» и «возгонка уровня трудности». Он экспериментально показал, что есть люди, которые устойчиво стремятся к границе заданной ситуации. Они приближаются к ней, чтобы проверить свои возможности и возможности границы. Мотивация исследования границ у детей также достаточно развита. Данным исследуемым поведением они проверяют себя.

Исследования феномена Е.В Субботским[править | править код]

В начале 1970-х годов психолог-экспериментатор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Субботский проводил эксперимент, испытуемыми в котором были дошкольники. Данное исследование было проведено для объективации феномена «горькой конфеты» и выявления группы детей у которых не наступил данный феномен.

Процедура эксперимента: с помощью специальной лопатки ребёнок должен был достать шарик из коробки. Если он это делал, то получал вознаграждение — конфету. Но лопатка не подходила для решения этой задачи. Затем экспериментатор выходил из комнаты, оставляя ребёнка перед двумя возможностями: пытаться решить задачу по инструкции или взять шарик из коробки. Вернувшись, психолог давал всем детям, которые смогли достать игрушку, обещанную конфету. По дороге домой или позднее некоторые дети, получившие конфету, нервничали и даже плакали, переживали. Но, у части детей не было негативной реакции, что свидетельствует о не наступлении первого рождения личности.

Эксперимент В. И. Аснина[править | править код]

Процедура эксперимента была аналогична, но ребёнку давалась другая инструкция: «Достань, как хочешь, как умеешь. Можно делать все, что угодно». Дети в возрасте 7-12 лет не использовали палочку как вспомогательное средство и не смогли выполнить задание. Дети 3-6 лет сразу же брали палочку и получали предмет. Результаты: у детей различных возрастов проявляются различные мотивы их деятельности. У младших цель и мотивы совпадают: от ребёнка требуют достать предмет и он выполняет задание. Когда у ребёнка возникают свои мотивы для действия, он действует в соответствии с ними, однако если ребёнок не знает, как выполнить задание, это не значит, что он неспособен его выполнить. Объяснить поведение ребёнка можно эмоциями и особенностями мотивов деятельности, а именно мотивами и определяется решение выполняемой задачи экспериментальной ситуации. Исследования свидетельствует о зависимости интеллектуальных процессов от мотивации деятельности.

Читайте также:  Синдром недосказанности актеры и роли 2015

Данное исследование было проведено для сравнения двух возрастных групп — дошкольников и школьников в возрасте 7-12 лет. Было выявлено, что в течение всего дошкольного возраста проявляется эффект «горькой конфеты» и, что у детей различных возрастов имеется различная мотивация.

Интерпретация результатов[править | править код]

Интерпретируя полученные результаты можно отметить, что ребёнок был поставлен в ситуацию с конфликтом нескольких мотивов — происходит первичное соподчинение мотивов и их иерархизация. Один из них — это взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой — выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В тот момент, когда взрослый ушёл, верх взяло непосредственное побуждение — то есть взять интересующую вещь. Однако с приходом экспериментатора становится актуальным другой мотив, значение которого еще увеличилось незаслуженным вознаграждением. Отказ и слезы ребёнка в данной ситуации —это доказательство начала процесса освоения социальных норм и соподчинения мотивов, хотя и не завершенного. Это происходит из-за расширения круга социальных отношений, в которые входит ребёнок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов.

То обстоятельство, что именно в присутствии взрослого переживания ребёнка начинают определяться социальным мотивом, весьма важен. Он служит ярким доказательством общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в межличностных отношениях и лишь потом становятся элементами внутренней структуры личности.

По А. Н. Леонтьеву второе рождение личности происходит уже в подростковом возрасте, когда ребёнок, у которого в результате предшествующей деятельности уже сложилась определённая относительно устойчивая иерархия мотивов, оказывается перед необходимостью ее пересмотра.

Критерий первого рождения личности[править | править код]

Критерием произошедшего рождения личности является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребёнка «не взять» интересующий его предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребёнок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, та социальная норма, которая выступает внешним регулятором поведения ребёнка (раньше ребёнок не трогал предмет только в присутствии родителя или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции и переходит во внутренний план.[2].

Современное представление[править | править код]

В. В. Петухов и В. В. Столин сужают объём понятия «личность». Согласно их точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта.

Феномен «горькой конфеты» относится к системе смысловых образований. До данных проведенных исследований изучение смысловой сферы объявлялось недоступным научному анализу, нуждающимся лишь в постижении, понимании и сопереживании. Примером исследований другого класса являются те, которые ориентированы на стремление подойти к смыслам как к таковым, вне широкого жизненного контекста, который их сформировал и в котором они находят своё проявление и реализацию. Примером последних могут служить эксперименты типа тех, в которых был получен «феномен Аснина», феномен «горькой конфеты»; многие исследования, построенные на принципах целостного патопсихологического исследования, разработанные Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн; из последних работ — исследования Е. В. Субботского, В. А. Петровского и др. Дальнейшее конструирование и апробация методов, основывающихся на принципе деятельностного опосредования, методов, призванных диагносцировать, а в случаях коррекции и воспитания — изменять смысловые образования, — одна из важных перспектив психологического изучения личности. Данные исследования отражают качественные изменения в исследованиях смысла в отечественной психологии.

Источники[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975
  • Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
  • Петухов В. В. Развитие личности в онтогенезе. Лекции
  • Смирнова Е. О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.
  • Соколова Е. Е. Индивид и личность. Два рождения личности, по А. Н. Леонтьеву, и их критерии
  • Соколова Е. Е. Введение в психологию. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. Том 1. . М., 2007. Глава 8. § 3. С. 257—261

Источник

Простыми словами

3 февраля  · 3,8 K

Эффект горькой конфеты – неприятное переживание от того, что так хотелось. Эффект можно наблюдать у детей в возрасте трех лет, когда социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребенка. На этом этапе развития возникает кризис трёх лет: ребёнок уверенно заявляет о собственном «Я». Эффект проявляется в течение всего дошкольного детства, включая кризис семи лет и является его ярким признаком].

Читайте также:  Синдром жильбера и желчегонные средства

Эффект горькой конфеты описан А.Н. Леонтьевым

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой — выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

«Феномен горькой конфеты» наглядно проиллюстрирован экспериментом, который провел А.Н. Леонтьев для психологического анализа самого раннего из этапов формирования личности.

Ребенка сидит на стуле в комнате. На стол перед ним кладут предмет, до которого нельзя дотянуться, при этом не встав со стула. Человек, проводящий эксперимент, предлагает ребенку… Читать далее

Какой горький шоколад обладает лучшим вкусом?

Магазин техники и ингредиентов для приготовления натурального мороженого и других вкусных…  · icecreamclub.ru

Из доступных для покупки в России самый качественный импортный шоколад у следующих марок:

  1. Barry Callebaut – Бельгия
  2. Cacao Barry – Франция
  3. Carma – Швейцария

Шоколад этих производителей действительно очень качественный и вкусны.

Из “отечественных” производителей можно выделить продукцию фабрики Бабаевская, а также Спартак и Коммунарка (последние 2 – белорусские).

Прочитать ещё 3 ответа

Почему эксперты по чаю считают молочный улун “абсолютным злом”?

Дело в том, что в молочный улун добавляют искусственный ароматизатор, который меняет вкус чая и его действие. Такой чай теряет смысл, ведь в настоящем чае, без всяких добавок, можно найти куда большее разнообразие вкусов и оттенков. Но это не означает, что Вам не нужно его пить. Есть китайское выражение “выпил и понял”. И если Вы понимаете, что этот чай по вкусу и он приносит радость и гармонию, то не слушайте мнение других.

Прочитать ещё 4 ответа

Почему бытует мнение, что свекольный сахар слаще тростникового? Действительно ли это так?

мои ответы не являются “глубокомысленными” статьями для ЯДзен. пользователь…

Сахар, если он чистый, то он одинакового вкуса, так как это одно и тоже вещество.

Но видели ли вы на упаковках иногда пишут Рафинированный сахар и саха-рафинад. Как подсолнечное масло ) Раньше это слово настолько прочно ассоциировалось с сахаром, что часто сахар просто называли рафинадом.

Любой сахар очищают. Чем он чище, тем слаще. “Рафинированный” на упаковке значит сахар с высокой очисткой.

Тростниковый сахар чаще бывает менее очищенный. Как пишет Виктор Левинский — кубинский был менее сладкий, видно кубинцы его меньше чистили. Сейчас тоже его чистят меньше из ЗОЖ идеологии, якобы так более естественно и полезно.

Прочитать ещё 1 ответ

Как появилась традиция аплодисментов?

Руки с древних времен играли особую роль в общении между людьми. Жесты руками зачастую имели сакральный смысл, т.к. и сама рука могла восприниматься как окно в потусторонний мир.

Аплодисменты были формализованы в Древнем Риме. Поначалу аплодировали в театрах. Актеры, завершив свое выступление, сами просили публику похлопать, . Затем театр и политика слились. Хлопать стали и после выступлений императоров. Цицерон даже посылал своих друзей, чтобы те прислушивались к громкости аплодисментов. Так можно было оценить произведенный на толпу эффект. Постепенно завоевывая мир, Римская империя распространила традицию аплодисментов в своем понимании и в других землях.

На Руси хлопки руками считали “языком” потустороннего мира. Например, хлопать в ладоши мог леший. В Италии звучали аплодисменты в церквях. У многих народов Востока хлопки в ладоши означают горе или отчаяние. Например, таджики аплодировали умершему. В современной России хлопают пилотам, удачно посадившим самолет. В общем и целом можно сказать, что во всех культурах аплодисменты являются признаком определенного эмоционального настроя.

Источники: theatlantic.com и gumer.info

Источник

Простыми словами

3 февраля  · 3,8 K

Эффект горькой конфеты – неприятное переживание от того, что так хотелось. Эффект можно наблюдать у детей в возрасте трех лет, когда социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребенка. На этом этапе развития возникает кризис трёх лет: ребёнок уверенно заявляет о собственном «Я». Эффект проявляется в течение всего дошкольного детства, включая кризис семи лет и является его ярким признаком].

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивность у ребенка

Эффект горькой конфеты описан А.Н. Леонтьевым

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой — выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

«Феномен горькой конфеты» наглядно проиллюстрирован экспериментом, который провел А.Н. Леонтьев для психологического анализа самого раннего из этапов формирования личности.

Ребенка сидит на стуле в комнате. На стол перед ним кладут предмет, до которого нельзя дотянуться, при этом не встав со стула. Человек, проводящий эксперимент, предлагает ребенку… Читать далее

Какой горький шоколад обладает лучшим вкусом?

Магазин техники и ингредиентов для приготовления натурального мороженого и других вкусных…  · icecreamclub.ru

Из доступных для покупки в России самый качественный импортный шоколад у следующих марок:

  1. Barry Callebaut – Бельгия
  2. Cacao Barry – Франция
  3. Carma – Швейцария

Шоколад этих производителей действительно очень качественный и вкусны.

Из “отечественных” производителей можно выделить продукцию фабрики Бабаевская, а также Спартак и Коммунарка (последние 2 – белорусские).

Прочитать ещё 3 ответа

Почему эксперты по чаю считают молочный улун “абсолютным злом”?

Дело в том, что в молочный улун добавляют искусственный ароматизатор, который меняет вкус чая и его действие. Такой чай теряет смысл, ведь в настоящем чае, без всяких добавок, можно найти куда большее разнообразие вкусов и оттенков. Но это не означает, что Вам не нужно его пить. Есть китайское выражение “выпил и понял”. И если Вы понимаете, что этот чай по вкусу и он приносит радость и гармонию, то не слушайте мнение других.

Прочитать ещё 4 ответа

Почему бытует мнение, что свекольный сахар слаще тростникового? Действительно ли это так?

мои ответы не являются “глубокомысленными” статьями для ЯДзен. пользователь…

Сахар, если он чистый, то он одинакового вкуса, так как это одно и тоже вещество.

Но видели ли вы на упаковках иногда пишут Рафинированный сахар и саха-рафинад. Как подсолнечное масло ) Раньше это слово настолько прочно ассоциировалось с сахаром, что часто сахар просто называли рафинадом.

Любой сахар очищают. Чем он чище, тем слаще. “Рафинированный” на упаковке значит сахар с высокой очисткой.

Тростниковый сахар чаще бывает менее очищенный. Как пишет Виктор Левинский — кубинский был менее сладкий, видно кубинцы его меньше чистили. Сейчас тоже его чистят меньше из ЗОЖ идеологии, якобы так более естественно и полезно.

Прочитать ещё 1 ответ

Как появилась традиция аплодисментов?

Руки с древних времен играли особую роль в общении между людьми. Жесты руками зачастую имели сакральный смысл, т.к. и сама рука могла восприниматься как окно в потусторонний мир.

Аплодисменты были формализованы в Древнем Риме. Поначалу аплодировали в театрах. Актеры, завершив свое выступление, сами просили публику похлопать, . Затем театр и политика слились. Хлопать стали и после выступлений императоров. Цицерон даже посылал своих друзей, чтобы те прислушивались к громкости аплодисментов. Так можно было оценить произведенный на толпу эффект. Постепенно завоевывая мир, Римская империя распространила традицию аплодисментов в своем понимании и в других землях.

На Руси хлопки руками считали “языком” потустороннего мира. Например, хлопать в ладоши мог леший. В Италии звучали аплодисменты в церквях. У многих народов Востока хлопки в ладоши означают горе или отчаяние. Например, таджики аплодировали умершему. В современной России хлопают пилотам, удачно посадившим самолет. В общем и целом можно сказать, что во всех культурах аплодисменты являются признаком определенного эмоционального настроя.

Источники: theatlantic.com и gumer.info

Источник