Что такое синдром тотальной ретардации

Что такое синдром тотальной ретардации thumbnail

Что такое синдром тотальной ретардацииРетардация – это запоздание личностного созревания и формирования функций психики. Понятие ретардация противоположно явлению акселерации. Психология под рассматриваемым термином подразумевает задержку интеллектуального созревания детей. При парциальной (частичной) ретардации запаздывает развитие отдельных психических процессов. Нейрофизиологическим базисом описываемого явления становится сбой темпов и нарушение сроков формирования отдельных функциональных структур. При тотальном (общем) отставании наблюдается в целом задержка либо приостановка психического созревания и формирования личности.

Что это такое

Развитие организма может происходить двумя путями – через онтогенез (индивидуальное формирование организма) либо дизонтогенез (развитие организма, отклоняющееся от нормы).

Составляющей общего дизонтогенеза считается психический дизонтогенез, заключающийся в расстройстве психического развития, проистекающий чаще, как правило, в детстве либо в пубертатном периоде. Возникает он вследствие патологии формирования структур мозга.

Вариацией дизонтогенеза является ретардация – запаздывание своевременного формирования одной функции, группы функций либо организма, замедленное формирование, незавершённость этапов созревания, когда ранние формы созревания не сменяются более прогрессивными.

Психическое отставание и физическая ретардация не всегда взаимосвязаны. Также необходимо учитывать и различие частичного запоздания и тотальной ретардации. При тотальной задержке отмечается целостное отставание в психическом либо физиологическом развитии. Парциальная форма описываемого сбоя наблюдается, когда одна функция либо несколько, например, прорезывание зубов, формирование речи, запаздывает в сравнении с нормальными темпами созревания.

Ретардация не всегда приводит к серьёзным последствиям, поскольку запаздывание в развитии часто может быть в разной степени компенсировано.

Определяется выраженность проявлений по отставанию психофизиологического созревания от био­логического, психического либо паспортного возраста.

Явление ретардации может характеризоваться равномерным запозданием созревания функций, систем организма и неравномерным (дисгармоничным). При сильном различии темпов формирования разных систем, возникает рассогласованность регуляции и опасность дальнейшего тотального дисгармоничного развития.

Что такое синдром тотальной ретардации

Ретардация психического развития общей направленности наблюдается при умственной отсталости, задержке психического развития. Здесь отмечается отставание перехода природно-психических структур в более сложносоставные социально-психические системы, что порождает недостаточность последних. Более всего при данном сбое страдают когнитивные функции. Степенью несформированности нейрофизиологических структур обусловлено созревание психосоциальных образований, при этом процесс социализации, как правило, обнаруживает потенциальные ресурсы нервной деятельности, а также способствует улучшению формирования механизмов компенсации.

Причины возникновения

Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.

Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.

К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.

Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.

Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.

Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).

Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.

Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей. Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу.

Читайте также:  Народное средство лечения корешкового синдрома

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

НЕГАТИВНО-ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

В основе синдромов данной группы лежит психический дизонтогенез с недоразвитием всех сторон психики.

Однако ведущая роль в структуре такого общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательных, когнитивных способностей.

Психопатологическим «стержнем» синдромов общего психического недоразвития у взрослых, подростков и детей школьного возраста является слабость абстрактного мышления

Слабость абстрактого мышления проявляется в виде (1) недостаточной способности к обобщению, (2) пониманию причинно-следственных отношений, ситуационного типа мышления [Выготский Л.].

Общее психическое недоразвитие в медицинской, педагогической и патопсихологической литературе обозначают терминами «врожденное слабоумие», «олигофреническое слабоумие», «умственная отсталость».

В зарубежной дефектологии, основными ее критериями признаются (1) интеллектуальная недостаточность и (2) слабость адаптивного (т. е. приспособительного) поведения.

Иными словами, ведущее значение в понимании сущности и диагностике умственной отсталости отводится психологическому и социальному критериям.

В отличие от этого в отечественной психиатрии общее психическое недоразвитие, т. е. состояние умственной отсталости, трактуется прежде всего с клинико-психопатологических позиций.

Г. Е. Сухарева (1965) относит к олигофрениям те формы общего психического недоразвития, при которых, (1) во-первых, преобладает интеллектуальный дефект и, (2) во-вторых, отсутствует прогредиентность.

Прогредиентность(лат. pro – вперёд, перед, против; gradier – идти вперёд) – тенденция многих заболеваний однажды начавшись, прогрессировать далее с той или иной скоростью, протекать крайне неблагоприятно

Нередко прогредиентные заболевания протекают непрерывно или с замедлением (ремиссиями)

Исходом прогредиентных заболеваний являются (1) их спонтанное прекращение или выздоровление, наступающее в результате лечения до окончания жизни пациента.

Ковалев В. В., 1979, 1982  олигофрении понимаются им как группы различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний

К их общим признакам он относит (1) врожденное или приобретенное в раннем возрасте (до 3 лет) общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности, а также (2) отсутствие прогредиентности.

Такое понимание олигофренического слабоумия позволяет принципиально отграничивать его от деменций как резидуально-органического, так и процессуального происхождения.

Преимущественно психологический и социальный подход к понятию умственной отсталости, свойственный многим зарубежным определениям, имеет следствием смешение и отождествление врожденного и приобретенного слабоумия, что может отрицательно влиять на прогноз и социальную адаптацию.

Читайте также:  Риск синдрома дауна при беременности по биохимии

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофреническом слабоумии сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Замедлено и сужено восприятие

Нарушено установление сходства и различий воспринимаемых объектов

Недостаточна избирательность восприятия объектов и явлении. Недостаточность восприятия тесно связана с нарушениями активного внимания: (1) затруднением его фиксации и (2) легкостью рассеивания. Отмечается (1) замедление и непрочность запоминания, (2) низкий уровень логической памяти.

Недостаточность «направляющей силы ума» [Корсаков С. С., 1957] сказывается и на состоянии (1) эмоциональной сферы и (2) волевой деятельности.

1 эмоциональная сфера в эмоциональной сфере имеются слабость, недоразвитие высших эмоций (интеллектуальные, эстетические, нравственные эмоции и интересы).
2 волевая деятельность В волевой сфере недостаточность «направляющей силы ума» проявляется в отсутствии устойчивой мотивации поведения, в большей ее зависимости от внешней обстановки, случайных воздействий среды, а также в выраженной зависимости мотивов поведения от недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений.

Словарный запас беден

Речь с неточным и недостаточно обобщенным использованием слов, обилием штампов, неразвернутыми фразами, часто аграмматизмами и дефектами произношения.

Признаки недоразвития имеются и в психомоторике.

Недоразвитие в психомоторике проявляется (1) в запаздывании развития статических и кинетических функций, (2) в недостаточной продуктивности, целесообразности, и координированности движений, их угловатости, отсутствии плавности.

Особенно страдают (1) тонкая ручная моторика, (2) мимика и пантомимика.

В то же время в типичных случаях достаточно развиты зволюционно более древние «природно-психические» [Ковалев В. В., 1973, 1975] компоненты личности: (1) темперамент, (2) потребности, связанные с инстинктами

Указанные особенности психического дефекта складываются в индивидуальном развитии не сразу

Эти особенности становятся более отчетливыми к концу дошкольного — началу школьного возраста.

В более младшем и раннем детском возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно (1) в недоразвитии нервно-психических функций и (2) тех видов деятельности, которые относятся к начальным этапам развития абстрактного познания.

1 Первый год жизни на первом году жизни отстает развитие психомоторики
 
Отмечается:
* замедленное и искаженное становление зрительных и слуховых условных рефлексов,
* недостаточность эмоционально-волевых реакций, выражающаяся в неполноценности «комплекса оживления», запаздывании появления эмоциональных реакций на окружающее (лицо матери, яркие и звучащие игрушки и т. п.),
* преобладание вялости, сонливости.
2 На 2-м и 3-м году жизни недостаточность познавательной деятельности выступает
* в особенностях поведения,
* игровой деятельности,
* в отставании развития речи (запаздывание первых слов, отсутствие фразовой речи, значительные дефекты произношения).
Затруднено освоение навыков самообслуживания.
 
Отсутствует или слабо выражен познавательный интерес к окружающему, свойственный здоровым детям.
Игра выглядит как бессодержательное однообразное манипулирование с предметами. Контакт со сверстниками эпизодичный, нестойкий.
3 Дошкольный возраст В дошкольном возрасте такие дети редко задают вопросы «что это такое?», «кто это?», не спрашивают «почему?».
Нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игровой деятельности
Игры обычно нецеленаправленные, подражательные.
Слабо дифференцированы или отсутствуют высшие эмоции (сочувствие, сострадание, дифференцированное чувство привязанности и т. п.).
Недостаточен для возраста запас сведений и умений
Бедна и часто аграмматична фразовая речь.
4 дети школьного возраста на передний план все более отчетливо выступает недостаточность абстрактного мышления.
Обычно мышление конкретно-ситуационное
* со слабостью или невозможностью обобщения,
* неспособностью выделения существенных признаков предметов и явлений.
Особенно отчетливо интеллектуальная недостаточность выявляется в процессе обучения
Дети даже с неглубокой умственной отсталостью
* с трудом осваивают счетные операции, механически, не понимая смысла, заучивают правила
* не могут отделить главное от второстепенного
* не могут понять идею прочитанного рассказа.
При глубокой умственной отсталости усвоение отвлеченных знаний и школьное обучение могут оказаться вообще невозможными.
5 старшие подростки наряду с недостаточностью абстрактного мышления становится более заметной незрелость личности
Личностная незрелость выражается
* в некритичности,
* повышенной внушаемости,
* неспособности самостоятельно принять правильное решение в сложных житейских ситуациях,
* низком уровне притязаний,
* выраженной зависимости поведения от внешней ситуации, а также собственных аффектов и влечений,
* импульсивности поступков.
Читайте также:  Первая помощь при сдавливании синдром длительного сдавливания

Общее психическое недоразвитие при олигофрении часто сочетается с разнообразными неспецифическими нарушениями: (1) отклонениями черепной иннервации, (2) пирамидной недостаточностью, (3) парезами, (4) нарушениями мышечного тонуса, (5) диэнцефальными расстройствами, в частности церебрально-эндокринной недостаточностью.

В соматическом статусе при олигофрении нередко отмечаются разнообразные аномалии развития и дисплазии — (1) деформации и нарушения соотношения размеров черепа, (2) аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, челюстей, зубов, (3) укорочение фаланг пальцев и т. д.

Несколько реже бывают дизрафические симптомы (заячья губа, расщепление неба, сращение пальцев — синдактилия и др.).

В случаях олигофрении, связанных с нарушением эмбрионального развития, часто встречаются пороки развития внутренних органов — сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта.

При некоторых дифференцированных формах олигофрении имеется недоразвитие тех или иных систем организма, например костной системы, кожи и др.

Принципиально важным общим признаком олигофренического слабоумия является его относительная стабильность

Динамика имеет эволютивный, возрастной, но не прогредиентный характер [Сухарева Г. Е., 1965, 1972].

Развитие познавательных процессов подчиняется общим возрастным закономерностям психического созревания [Выготский Л. С., 1960; Рубинштейн С. Я-, 1971]

Однако развитие познавательных процессов у подобных детей происходит значительно медленнее, а потому никогда не достигает интеллектуального уровня, соответствующего паспортному возрасту.

Олигофреническое слабоумие в отечественной психиатрии традиционно подразделяется по выраженности интеллектуального и личностного дефекта на (1) дебильность, (2) имбецильность и (3) идиотию

Дебильность, имбецильность и идиотия соответствуют определенным уровням психометрического коэффициента интеллектуальности (1Р) по шкалам Стенфорда — Бинэ, Векслера, широко используемым за рубежом.

Дебильность

Дебильность — легкая умственнная отсталость (IQ=50—70)

Характеризуется у детей школьного возраста и подростков

* достаточным развитием обиходной речи

* способностью к усвоению специальных учебных программ, основанных преимущественно на конкретно-наглядных методиках

* более медленном обучении.

Дети могут овладеть несложными трудовыми и профессиональными навыками.

При дебильности отмечается

* относительная адекватность и самостоятельность поведения в привычной обстановке

* удовлетворительная социальная адаптация в условиях, не предъявляющих новых и усложняющихся требований к личности

Имбецильность

Имбецильность — средняя степень умственной отсталости (IQ=20—49)

Выраженная конкретность и ситуационный характер мышления

Неспособность к образованию отвлеченных понятий

Недостаточное развитие речи с аграмматнзмами и косноязычием

Общая моторная недостаточность

Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ.

Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки.

Темп психического развития при имбецильности резко замедлен.

В Международной классификации болезней (9-го пересмотра) имбецильность подразделяется на (1) умеренную и (2) тяжелую.

У детей с тяжелой имбецильностью слабо развита речь

Они могут приобретать только навыки самообслуживания, но не трудовые навыки.

Идиотия

Идиотия (глубокая умственная отсталость, по Международной классификации болезней 9-го пересмотра) — самое глубокое общее психическое недоразвитие (IQ менее 20).

Мышление и речь почти не развиты

Восприятия слабо дифференцированы

Реакции на окружающее резко снижены и часто неадекватны

Эмоции ограничены чувствами удовольствия и недовольства

Любая осмысленная деятельность, в том числе навыки самообслуживания, недоступна

Дети часто неопрятны вследствие недержания мочи и кала.

Грубо недоразвиты статические и локомоторные функции

В связи с недоразвитием статических и локомоторных функций многие дети не умеют самостоятельно стоять и ходить.

В одних случаях они вялые, малоподвижные, в других — склонны к однообразному двигательному возбуждению

Двигательное возбуждение сопровождается стереотипными примитивными движениями (раскачивания туловища, взмахи рук, хлопанье в ладоши).

У некоторых эпизодически возникают немотивированные агрессия и аутоагрессия (могут внезапно ударить, укусить, царапать себя, наносить себе удары и т. п.).

Относительно часто встречаются повышенные и извращенные влечения — дети упорно онанируют, поедают нечистоты.

Жизнь таких больных проходит на инстинктивном уровне.

Они нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Отмечаются выраженные неврологические нарушения и соматические аномалии, описанные выше.

Источник