Что такое синдром третьей четверти

Что такое синдром третьей четверти thumbnail

Третья четверть – самая длинная в году, да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Все это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы? Об этом мы поговорим сегодня.Синдром третьей четверти у школьника

Симптомы синдрома третьей четверти у школьника

Существует специальный тест, с помощью которого можно определить характер усталости Вашего ребенка. Усталость может быть временным явлением, которое пройдет через пару дней, а может стать хронической – которая требует немедленного лечения.

Ответьте на несколько нижеприведенных вопросов «да», «нет», «не знаю»:

1. Ваш ребенок резко начал допускать глупые ошибки при выполнении письменных домашних заданий?

2. Ваш ребенок ложится спать значительно раньше, чем прежде?

3. Ваш ребенок жалуется на частые головные боли, особенно, во второй половине дня?

4. Ваш ребенок стал плаксив и вял?

5. Ваш ребенок стал замкнут, подолгу сидит погруженный в свои мысли, ничего не делая или бессмысленно перекладывая предметы?

6. Ваш ребенок резко начал делать уроки быстро и не в полную силу (чтобы отстали) или вовсе не садится за задания?

7. Характер Вашего ребенка сильно испортился: он хамит, дерзит, сильно обижается на критику?

8. Ваш ребенок стал хуже реагировать на обращения к нему и часто как будто не слышит Вас?

9. Ваш ребенок стал рисовать, в основном, в темных тонах?

10. Ваш ребенок стал чаще болеть?

11. У Вашего ребенка появились синяки под глазами?

12. Ваш ребенок начал сидеть на стуле только в одной позе: одна нога под себя, голова опирается на руку?

13. Ваш ребенок стал часто менять почерк при письме?

14. Ваш ребенок стал прогуливать уроки?

Теперь присвойте своим ответам очки. Да все «да» – 3 очка, за все «нет» – 0 очков, за все «не знаю» – 1 очко. Если Вы набрали меньше 7 очков – не беспокойтесь, у Вашего ребенка просто временная усталость. Если диапазон количества Ваших очков – от 7 до 14 – можно говорить об усталости Вашего школьника и необходимости частично снизить к нему требования.

Количество очков от 14 до 41 говорит о синдроме третьей четверти у Вашего школьника и необходимости обратиться к специалисту.

Как справиться с синдромом третьей четверти у школьника?

Существует достаточно способов справиться с синдромом третьей четверти у школьника. Важно лишь понять принцип действия всех этих средств: нейтрализовать отрицательные воздействия окружающей среды и поддержать психоэмоциональное состояние школьника.

1. Достаточное количество жидкости

Достаточное количество жидкости (а, точнее, чистой воды) необходимо для нормального энергетического обмена. Кроме того, недостаток воды приводит к нарушениям доставки кислорода к тканям и клеткам. Как итог – упадок сил и потеря работоспособности.

Чтобы этого не произошло, ребенку необходимо выпивать не менее 2л жидкости в день (в жару больше). Причем речь идет не о газировке, соках, чае или кофе а о чистой воде. Сладкая газировка, чай и кофе, наоборот, могут привести к обезвоживанию и усилить жажду. А усвоение жидкости из таких напитков намного меньшее, чем из чистой воды. Для сравнения, по количеству усвоенной жидкости:

250 мл зеленого чая эквивалентны 230 мл воды,

250 мл черного или травяного чая, а также, сладкой газировки эквивалентны 150 мл воды.

2. Здоровое питание

Здоровое питаниеПитание – главный источник энергии для любого человека. Поэтому, чтобы уменьшить признаки синдрома третьей четверти у школьника, к вопросу питания нужно подойти со всей ответственностью.

Во-первых, завтрак. Это самая важная часть дневного рациона. Непременным атрибутом правильного завтрака для ребенка с синдромом третьей четверти должны стать натуральные соки, свежие овощи и фрукты, каши и творог. Вместо кофе лучше пить какао – кофеин из кофе не дает энергию надолго, быстро истощая нервные клетки. Кофе заставляет почки, желудок и сердце работать в усиленном режиме, буквально изнашивая организм. А вот какао воздействует мягко – оно дает энергию надолго, снимает стресс, успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы.

Что касается выбора еды для ребенка с синдромом третьей четверти, то здесь действует принцип: чем меньше консервантов и канцерогенов, тем лучше. Кормите ребенка рыбой, нежирным мясом, морепродуктами, орехами, творогом, курагой, оливковым маслом и другими продуктами, стимулирующими мозговую деятельность. Проконсультируйтесь с врачом, чтобы он назначил Вашему ребенку поливитамины.

3. Физическая активность

Существует такой парадокс – чем больше мы двигаемся, тем больше энергии внутри нас сублимируется. Конечно же, лучше бегать, прыгать и танцевать на свежем воздухе, но и занятия в спортзале или дома тоже прекрасный способ справиться с синдромом третьей четверти у школьника.

Подросткам необходимо в день проходить и пробегать не менее 7 километров. Примерно 3 километра из них должны преодолеваться во время пребывания в школе. Теперь Вы понимаете, насколько неправа администрация школы, запрещающая детям бегать по коридорам? Конечно, мы не предлагаем Вам ввести анархию в школе и дать детям волю висеть на люстре. Достаточно в составе родительского комитета поговорить с администрацией школы и предложить приспособить для активных игр на перемене спортзал.

Гулять на свежем воздухе ребенок должен не менее 2-2,5 часов в день. Причем лучше, если последняя прогулка будет происходить прямо перед сном. Во время прогулки помечтайте вместе, обсудите какие-то отвлеченные темы. Ни в коем случае не говорите с ребенком об учебе на прогулке, если не хотите, чтобы он закрылся в четырех стенах.

Читайте также:  Трисомия 21 синдром дауна трисомия 18 синдром эдвардса

4. Поддержка и заинтересованность

Не забывайте о чудодейственной силе слова и прикосновений. Часто синдром третьей четверти у школьника усугубляется невниманием к его проблемам со стороны родителей. Спросить: «Как дела в школе?» или «Что ты получил по математике?» – не значит интересоваться делами ребенка и поддержать его. А вот поговорить о том, что творится у него в душе, обсудить конфликт с лучшим другом или просто дать школьнику выплакаться и поэмоционировать – это совсем другое. Вам самим иногда хочется высказаться и просто порыдать в углу – так почему Вы не даете права ребенку на аналогичные эмоции?

Не забывайте о таких мелочах, как разговоры перед сном, совместные ужины и прогулки. Из мелочей складывается наша жизнь. Но помните: ваши с ребенком разговоры ни в коем случае не должны быть на тему учебы, отметок или прогулов. Не высказывайте своего недовольства ребенком – он должен почувствовать, что он для Вас самый-самый! По утрам желайте школьнику удачного дня, вместо того, чтобы говорить ему что-то вроде: «Смотри, веди себя хорошо» или «Только попробуй получить 3».

Если Вы видите, что школьнику трудно, дайте ему возможность пропустить 2-3 раза целый день в школе. Только следите, чтобы школьник не просидел весь этот день перед телевизором или компьютером. Лучше потратить освободившееся время на прогулки.

5. Дозирование информации

Иногда синдром третьей четверти может быть следствием переизбытка информации вокруг школьника. Для того, чтобы вовремя сбросить с себя этот груз и расслабиться, нужно научиться вовремя отключаться. Для этого попросите ребенка сесть или лечь и закрыть глаза на 3-5 минут. Так мозг достаточно эффективно восстанавливается, а уставать школьник будет значительно меньше.

Для того, чтобы дозировать информацию, запретите школьнику выполнять несколько дел одновременно на постоянной основе. Например, подростки часто одновременно делают уроки, слушают музыку, говорят по телефону и даже пытаются смотреть телевизор. Такая обстановка ведет к сильному информационному стрессу и истощению нервной системы с формированием синдрома третьей четверти у школьника.

6. Точечный массаж

О пользе точечного массажа для активизации внутренних резервов организма говорят уже давно. Научите ребенка проводить такой массаж для бодрости и хорошего настроения. Для этого нужно зажать мизинец правой руки большим и указательным пальцами левой руки. Кончиком большого пальца сильно надавить и интенсивно размять среднюю часть мизинца.Точечный массаж

Теперь сжать мочки ушей между подушечками большого и указательного пальцев и так же размять их.

7. Нетрадиционные методы против синдрома третьей четверти у школьника

Восстановить нервную систему и снять эмоциональное напряжение можно с помощью нетрадиционных способов. Одним из таких способов является ароматерапия. Если синдром третьей четверти у Вашего школьника прогрессирует, а уроки делать все равно надо – помогите ему. Закройте окна и двери в комнате, где находится ребенок, налейте чуть-чуть воды в аромакурительницу и зажгите под ней свечку. Капните в воду 2-3 капли эфирного масла (или разных эфирных масел) и оставьте аромакурительницу гореть в течение 10 минут. Постепенно время сеанса ароматерапии можно увеличить до 30 минут.
Восстановить силы и снизить симптомы синдрома третьей четверти у школьников помогут следующие виды эфирных масел: масло базилика, мяты, нероли, иланг-иланга, имбиря, гвоздики, можжевельника, мелиссы, мирта, вербены и некоторых других.

Другим нетрадиционным способом поднять настроение школьнику является яркая одежда. Ее можно надевать в школу, если в ней не введена школьная форма.

Если у Вашего школьника развился синдром третьей четверти, постарайтесь окружить его заботой и любовью. Даже если иногда он Вас раздражает, и Вам хочется отругать ребенка за плохие оценки или прогулы. Ваша задача сейчас – направить своего школьника в правильное русло и помочь ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы,…

Приближается День святого Валентина – а Вы, наверное, помните, как, учась в школе, мы…

Источник

Синдром третьей четверти

Все мы учились в школе и знаем, что к середине учебного года вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день школьной недели тянется долго, и неделя никак не кончается…

Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.

Единственно, где становится немного легче – на уроках физкультуры или во время подвижных игр после уроков. Только это зачастую вызывает недоумение или раздражение родителей: “За уроки не заставишь сесть, а во дворе готов (готова) до ночи проторчать!”

Что же происходит с детьми к середине учебного года?

         Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности зимой и к началу весны синдромом третьей четверти. Тем не менее, школьная программа построена таким образом, что именно на вторую и третью четверти учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка. Почему-то считается, что в первой четверти ученик еще “не раскачался”, а вот во второй и третьей четвертях способен усиленно заниматься и хорошо усвоить основную часть программы.

Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления…

Читайте также:  Детские дома для детей с синдром дауна

        В жизни каждого человека, как и всего живого на земле, большую роль играют так называемые циркадные ритмы. К ним относятся ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое. Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением. Так, летом, когда продолжительность светового дня большая, мы легко встаем рано и допоздна не хотим спать. Зимой с укорочением светового дня нам трудно заставить себя рано встать; немного помогает в этом хорошее освещение наших домов и квартир, но это противоречит программе, которую дала нам природа. Если организм ребенка ослаблен перенесенными заболеваниями или большой эмоциональной нагрузкой (а учеба требует значительных эмоциональных усилий), то преодолевать природную программу становится все труднее, затем происходит ее сбой.

      Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Если долго стоит пасмурная погода, давно не видно солнца, настроение портится и мы начинаем болеть чаще. Самое интересное, что тяжелее всего мы переносим даже не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца. Так, в этом году в средней полосе России температура воздуха долго была необычно высокой, но в течение трех-четырех недель практически не было светлых дней. Следствием этого можно считать увеличение числа эмоциональных депрессий и повышение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, которое началось необычно рано.

      Необычные погодные условия, как любой стресс, ослабляют организм, способствуют снижению уровня иммунной защиты – и как следствие растет число заболеваний. И чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще и тяжелее мы болеем.

Длительная зима, даже очень холодная, но снежная, когда от снега становится светлее, переносится гораздо легче, чем менее холодная, но бесснежная. Свою роль играют прогулки на воздухе и походы на лыжах, как и другие физические упражнения. Разумно дозированная и приятная для организма нагрузка способствует выработке гормонов радости и удовольствия – эндорфинов, которые до минимума уменьшают неблагоприятное воздействие любого отрицательного стресса.

      Если ребенок ведет себя необычно, просится полежать или жалуется на головную боль, обязательно посоветуйтесь с врачом – именно в эти периоды наиболее часто проявляют себя скрытые и хронические заболевания.

Школьники в периоде полового созревания также очень уязвимы для перегрузки в зимне-весенний сезон. Эндокринная система работает у них нестабильно, залпами выстреливая в организм высокие концентрации половых гормонов. Отсюда – перепады настроения, раздражительность, нелады в отношениях с родителями. Но достается и иммунной системе, падает также способность детей воспринимать и удерживать информацию. Зачастую они начинают хуже учиться, тяжело воспринимают замечания в свой адрес, волнения по этому поводу отнимают у них много сил. Как при любом стрессе, это снижает сопротивляемость организма ребенка, и многие болезни принимают хронический характер.

      В этом очень важном возрасте стремление во всем следовать веяниям моды зачастую заставляет подростков одеваться не по погоде. Это стремление может закончиться простудными заболеваниями внутренних органов, и эти заболевания в будущем значительно осложнят их семейную жизнь и даже скажутся на возможности иметь детей. К счастью, в последние годы мода достаточно демократична и позволяет девочкам при желании носить брюки… Если девочка все же простудилась, и ее начинают беспокоить боли в низу живота, немедленно обратитесь к врачу – не запускайте воспаления.

И еще очень уязвимый контингент школьников – выпускники. Ажиотаж по поводу поступления в институт, а соответственно подготовительные и дополнительные занятия начинаются в одиннадцатом классе уже с сентября. Интенсивность дополнительных занятий нарастает с приближением выпускных и вступительных экзаменов.

    Родители сами нервничают и начинают “заводить” детей: ” Занимайся больше! Смотри, будет плохой аттестат – в институт не поступишь!”. Такая мощное давление не только не добавят прилежания выпускнику, но и способно вывести его из состояния равновесия и уже к Новому году довести его до депрессии. А ведь наилучшую форму ему, необходимо набрать не к январю, а к июню-июлю. Подобное накручивание детей не дает им возможности правильно распределить свои силы. Ребенок выдыхается уже к середине года, а к концу его и ко времени сдачи вступительных экзаменов доводит до депрессии и крайне осложняет достижение желаемой цели.

    Именно поэтому подготовку выпускников начинаем с успокаивающих препаратов, которые должны получать их родители. Детям нужно спокойно, не волнуясь, планомерно готовиться к экзаменам без постоянной родительской накачки.

Для лучшей подготовки можно посоветовать увеличить им длительность витаминотерапии, а также (при отсутствии противопоказаний) можно подумать о профилактическом курсе антиоксидантов и препаратов с легким стимулирующим мозг эффектом. Эти препараты хорошо действуют на внимание, память, мышление. Консультация невролога обязательна! 

      Медикаментозная терапия сама по себе не может обеспечить преодоления синдрома третьей четверти. Решающая роль принадлежит правильному распределению нагрузки в течение учебного года. Многие школы на протяжении уже нескольких лет практикуют систему, при которой чередуются семь недель учебы с недельными каникулами; двухнедельный отдых в январе сохраняется. Таким образом, учебный год разбивается не на четыре четверти, а на пять, продолжительность третьей оказывается не столь большой, и соответственно не так тяжело ее выдержать, а пятый отрезок учебы, в мае, длится всего один месяц, что позволяет детям подойти к экзаменам или к концу учебного года не очень уставшими.

    Профилактика развития синдрома третьей четверти реально поддержит любого школьника в освоении им учебной программы. А знание того, что ребенок принадлежит к группе повышенного риска развития этого синдрома (и реальная организационная и медицинская помощь в его преодолении) – задача, посильная для всех родителей. Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории,
руководитель детского отделения Московского
Центра патологии речи и нейрореабилитации,
заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации
Института дефектологии и медицинской психологии.

Читайте также:  Причины рождения детей с синдромом дцп

Материал предоставлен журналом

Семья и школа (№1 2007 г.).
Опубликовано на “Солнышке” 23 января 2007 года.

Источник

Заканчивается третья школьная четверть – самая длинная и тяжелая. Как не дать ребенку заболеть?

Опубликовано: 19 февраля 2019 г.

 Скоро закончится третья школьная четверть – самая длинная и тяжелая. Как не дать ребенку заболеть?

“Мы с подругой в пятом классе придумали замечательный способ отдохнуть в третьей четверти. Нашли талую лужу поглубже, забрались в нее по колено, простояли час – и две недели просидели дома с простудой. Пусть насморк, кашель и горчичники, зато никаких тебе уроков и контрольных!” – рассказывает на интернет-форуме одна из читательниц. “Правда, мой собственный сын и безо всяких луж много болеет по весне. Что с этим делать, ума не приложу” – заканчивает она уже не на такой мажорной ноте.

Именно в марте, когда, казалось бы, и теплее, и солнца больше, многие дети начинают усиленно болеть. Чаще всего – от переутомления. Врачи называют это синдромом третьей четверти: просыпаться по утрам, вкалывать в школе уже нет никаких сил. Так и хочется заболеть, чтобы отдыхать, ничего не делать, а родители пусть суетятся вокруг и жалеют. Что же, у детского организма свои хитрости, а у родителей – свои, которые и помогут нам справиться с этим самым синдромом.

Хитрость первая: учитывать недельные биоритмы. Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. В тех школах, где грамотно составляют расписание, в этот день самые легкие уроки. И объяснений нового материала, и контрольных обычно не бывает. Поэтому, если чаду совсем невмоготу учиться, разрешите ему разок-другой пропустить уроки именно в этот день недели.

Но если ребенок остался дома, то это еще не значит, что ему разрешается весь день лежать перед телевизором или играть на компьютере. Пусть хорошенько выспится и погуляет (прогуливать так прогуливать!). Хорошо в этот дополнительный выходной сходить в бассейн, фитнесс-клуб или провести день в движении на воздухе. Совесть пусть вас не мучит – в конце концов, этот “день свободы” сэкономит и вам, и ребенку массу сил и времени в дальнейшем.

За день пропуска медицинскую справку в школе не потребуют, достаточно объяснительной записки от родителей.

Хитрость вторая: не перегружать голову. Никто не спорит, что ребенок ходит в школу умственно развиваться. Но если вы видите, что дитя устало, хоть на время постарайтесь отложить дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами и т. д. Не ругайте сына или дочь за плохие отметки, кое-как сделанные уроки. Отдохнет – нагонит.

Хитрость третья: больше спать и двигаться. Физиологи говорят, что школьнику проще справиться с учебными нагрузками, если он много двигается. Посмотрите, остается ли у ребенка время на активный отдых – прогулки, занятия спортом или танцами? Пройти, пробежать, проскакать ученик младших и средних классов должен около 7 км в день. Гулять в идеале – 3 часа (!) в день. Не получается по будням? Уезжайте за город на выходные. И обратите внимание на то, сколько ваш наследник спит. На восстановление сил ему требуется не меньше 9-10 часов! Поэтому никаких уроков за полночь, разборок “почему снова не убрался в комнате и т. д.” Поберегите и ребенка, и свои нервы. Тем более, что ваши терпение и снисходительность окупится сторицей.

Хитрость четвертая: разработать “антистрессовое” меню. Именно сейчас особенно важно, чтобы ребенок не сидел на одних чипсах, пусть они и нравятся ему до невозможности. Проследите, чтобы за день ваш любимый школьник съедал не меньше 300 г овощей и фруктов, готовьте для него свежевыжатые соки, поите витаминами. Мясо и рыба тоже нужны – белки стимулируют работу мозга (если не любит рыбу,

У ШКОЛЬНИКА СИНДРОМ ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ, ЕСЛИ ОН:

► долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься;

► стал плаксив и обидчив либо излишне подвижен, возбужден;

► плохо ест;

► только справившись с очередной простудой, опять заболевает.

попробуйте заменить ее морепродуктами – креветками, например). Не забывайте про кефир, сыры, натуральные йогурты, цельнозерновые каши и подовый хлеб. А вот сладкую выпечку ограничьте, не нагружайте печень и поджелудочную, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет.

Хитрость пятая: контролировать артериальное давление. У некоторых детей, чаще у девочек, оно может подняться из-за перегрузок. Норма верхнего показателя для младшеклассника – 80-100 мм р. ст. При повышенном давлении учебные нагрузки надо срочно снизить и больше гулять. При пониженном – плюс к этим рекомендациям ребенку можно давать по утрам несколько капель настойки лимонника, женьшеня или элеутерококка.

Хитрость шестая: поить глицином. При повышенной утомляемости можно пропить курс глицина: по таблетке утром и вечером в течение 25 дней. Это аминокислота, которая образуется в клетках головного и спинного мозга. Она резко расходуется при интенсивных умственных нагрузках. Глицин поможет концентрировать внимание, улучшит память, снизит раздражительность.

И держитесь, скоро каникулы!

Опубликовано: 19 февраля 2019 г.

Источник