Дефектолог детей с синдромом дауна

Дефектолог детей с синдромом дауна thumbnail

Выступления от 18.12

учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.

на тему

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»

и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Основные направления работы  по адаптации детей с синдромом Дауна

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно – бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

Система ранней помощи

Становление в нашей стране системы ранней помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования.

Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

Программы обучения детей с СД

  1. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром. Разработанное в австралийском университете Маккуэри оно с успехом применяется во многих странах, рекомендовано к использованию Министерством образования РФ. 
    Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах. Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии:
  • «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!
  • Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.
  • Родители, как и педагоги, играют самую важную роль.
  • Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Занятия нужно начинать с момента установления диагноза.
  • Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.
  1. Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН) Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации. 3. «Шаг за шагом» («Step by step») В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях. 
    4. Социально-психологическая модель Портаж (Portage) 
    Методика разработана в США в 70-х годах прошлого века, с успехом используется во многих странах мира. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом по домашнему визитированию. В процессе реабилитации ребенка участвует команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов. Во время посещений родителей обучают приемам структурного преподавания для применения в ежедневном общении с ребенком. Родителей учат наблюдать за ребенком, планировать достижимые цели и поощрять желательное поведение. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца, социализацию, познавательную деятельность, развитие двигательной активности, речи, навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: чему учить, когда учить и как учить. 
    5. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой 
    Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать. 
    6. Иппотерапия 
    Коррекционная верховая езда – иппотерапия, очень эффективна и многофункциональна для решения задач реабилитации детей с синдромом Дауна. Она развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей. Общение с лошадьми, уход и забота о них повышает чувство доверия, терпения, уменьшает тревожность. Иппотерапия развивает интеллектуальные способности детей, способствует их социальной адаптации и лучшему приспособлению к жизни. Методикой проведения занятий по иппотерапии владеют специально обученные преподаватели. 
    7. Система «Нумикон» 
    Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» – это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний. 
    8. Лекотека 
    Слово «лекотека» дословно переводится как «хранилище игрушек». В России успешно применяется эта новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Служба лекотеки формирует у детей предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности каждого ребенка, проводя обучение в виде игры. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет. 
Читайте также:  Общий синдром адаптации по г селье

Школьное обучение

Школа должна

  •  обучить базовым дисциплинам: чтению, письму, математике
  • научить умению выполнять работу до конца
  • научить  умению  ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос
  • формировать самостоятельность и уверенность в себе
  • формировать умение занимать себя

 Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать.

  • обеспечить музыкальное развитие детей с СД

Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.

  • спортивное развитие

Занятия спортом будут способствовать разностороннему развитию ребёнка, а используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень свое приспособленности к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию движений качество навыков общей моторики

Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать.

Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является

  • задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения.
  • процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей.
  • занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи
Читайте также:  Симптом синдрома дауна у плода

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

Источник

Как это работает

Чтобы начать, уточните пожелания к дефектологу

Цена, которую вы готовы предложить?

Пусть специалист предложит цену

Когда удобно встретиться?

УтромДнемВечеромНе важно

Где вам удобно встретиться?

У меня или у специалистаУ меняУ специалистаМетро или город области

166 работают дистанционно

130 клиентов нашли дефектолога

за последние 12 месяцев

96% положительных отзывов

28 отзывов оставили клиенты за последние 12 месяцев. Из них 27 — положительные

Загрузите мобильное
приложение PROFI.RU

Отправим СМС со ссылкой на приложение

Синдром Дауна — отзывы

По рекомендации узких специалистов ребенку был рекомендован логопедический массаж. Учитывая гипервозбудимость ребенка и очень маленький возраст (2,8) найти логопеда, который бы за нас взялся, было очень сложно. Честно скажу, не верила, что вообще кто-то справится и ребенок даст себя… Читать дальше

трогать.

Юлия Сергеевна “купила” ребенка с первого занятия. Максимально быстро адаптировалась к специфике работы с гиперактивным мальчиком.На последнем занятии ребенок к ней буквально бежал прямым ходом. И даже сам (!) открыл рот для массажа – для меня одно это уже невероятный результат.

Но самое удивительное – в комплексе с другим лечением ЗРР работа с Юлией Сергеевной дала отличный результат. Именно после логопедического массажа ребенок стал не просто произносить звуки, а совершенно внятно разговаривать. (первое предложение на 7-м занятии), после 10-го – вообще прорыв какой-то!!! Обязательно будем продолжать комплекс лечения вместе с Юлией Сергеевной!

Читайте также:  У меня синдром аспергера помогите

25 августа 2016

Услуги заказа: Логопедический массаж. Коррекционная педагогика.

Наталья Николаевна нам нравится. Звуки, над которыми мы просили поработать, ребенок уже проговаривает, сам себя поправляет. Логопед очень быстро нашла к мальчику подход, хотя он у нас довольно замкнутый. Мальчик слушается её, она настойчиво, но мягко работает с ним. Ребенку комфортно и интересно.

24 апреля 2015

Услуги заказа: Логопеды. Коррекционная педагогика.

Мы еще занимаемся с логопедом и очень довольны! За три месяца эффект хороший. Все звуки уже поставили. Логопед сразу нашла контакт с ребенком. Ребенок с удовольствием ходит к ней и занимается. Мы ходим в логопедическую группу, но особого результата нет. А помог нам именно наш логопед. Жаль, что я… Читать дальше

раньше не знала о вашей компании, иначе сразу бы к вам обращалась.

28 апреля 2017

Услуги заказа: Логопеды. Дизартрия.

Мы очень довольны. Все нам очень нравится. Мы продолжаем заниматься со специалистом. Проблемы у нас были с кучей букв. Все буквы нам педагог поставила, мы уже «рычим». Предыдущий логопед нам говорила, что «рычать» мы будем не раньше, чем через год. А мы сейчас уже «рычим». Педагог фактически… Читать дальше

научила ребенка уже и читать. Занятия проходят и в игровой форме, и разговаривают они, и читают. Педагог задает нам на дом задания: почитать, скороговорки поговорить. Она конкретно говорит, как поставить язычок при произношении, все подробно объясняет. Мне очень нравится, мы очень довольны. Педагог нашла подход к ребенку, девочка с удовольствием ходит на занятия. Даже рисунки в подарок педагогу рисует. Педагог очень внимательная, очень доброжелательная. Она логопед от бога!

27 марта 2018

Марина Владимировна,

Свердловский, Октябрьский

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков.

Очень благодарна вашему сайту за Инну Борисовну!Все профессиональные качества на высоком уровне – не только логопеда,но и психолога и даже артиста!Увлечь ребёнка 2 с небольшим лет с ходу не каждому по силам.Прогресс от занятия к занятию на лицо.Спасибо ей большое и за ценные советы по занятиям с ребёнком!

22 февраля 2014

Услуги заказа: Логопеды. Алалия. Коррекционная педагогика.

Светлана Юрьевна, нам очень понравилась. Она сразу нашла общий язык с ребенком.
Сразу видно, что она профессионал. На все наши проблемы указала уже после первого занятия. Занимаемся. Хотелось бы увеличить количество занятий, но к сожалению свободного времени у нее не так много. Занимаемся не… Читать дальше

только , как с логопедом, но и как с репетитором по русскому языку.

16 января 2016

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков.

Мария Михайловна нас полностью устроила. Ребенок идет на занятия с ней с удовольствием. Встречает ее. Логопед работает с сыном в спокойной обстановке, умеет обойти “острые углы” при выполнении заданий, когда ребенок не хочет заниматься. Умеет менять виды занятий, учитывая интересы ребенка. Мария… Читать дальше

Михайловна терпеливый и в тоже время требовательный педагог. Результат пока не виден в силу трудности нашего случая, но самое главное, что ребенок старается и маленькими шагами идет к восстановлению речевого развития. Уже может написать маленькое слово. Еще нравиться, что логопед всесторонне рассматривает нашу проблему, подсказывая методы и способы преодоления трудностей. Спасибо за подбор педагога. Оценка 5. Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с Марией Михайловной.

Мне нравится, как логопед занимается с моим сыном. Травма у него серьезная, поэтому мы не ждем быстрого результата. Положительная динамика все равно есть. Мне очень нравится, как специалист занимается с ребенком! У него память нарушена, поэтому она, как может, заставляет его запоминать, читать… Читать дальше

десять раз. Я сама несколько раз смотрела, слушала, как они занимаются. Она шустренькая, к каждому ребенку находит подход, делает даже больше, чем просто логопед.

13 апреля 2017

Надежда,

Свердловский, Октябрьский, Правобережный

  • Логопедическая работа при синдроме Дауна — широкая база частных преподавателей
  • 31 отзыв о репетиторах на PROFI.RU
  • Логопедическая работа при синдроме Дауна — выбирайте специалиста, учитывая цену и рейтинг в Иркутске!

Источник