Дефицит внимания синдром аутизма нарушение речи

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 20 июля, 2019

Обновлено: 20 февраля, 2020

Дети с аутизмом и СДВГ видят иначе

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС – расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

Кричащий ребенок с СДВГ
  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
Интеллект на фоне СДВГ и аутизма не страдает
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Поведение детей с аутизмом и СДВГ похоже

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
Одиночество аутистичного ребенка
  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
  1. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
  2. . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
  3. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Сопутствующие проблемы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Выделяют пять основных групп «сопутствующих» расстройств при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

1) НРК и другие расстройства обучения;

2) депрессивные и биполярные расстройства;

3) расстройства поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство;

4) тики и синдром Туретта;

5) расстройства аутистического спектра.

Развитие детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

а) Расстройства обучения, включающие НРК и дисслексию, дисграфию и дискалькулию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представлен широкий спектр связанных с обучением расстройств. Некоторые, вероятно, возникают непосредственно вследствие дефицита внимания, в то время как другие неотличимы от состояний, которые диагностируются и при отсутствии СДВГ.

1. Возрастное нарушение координации. Расстройства двигательной координации характеризуют инфантильное выполнение различных неврологических/моторных тестов, таких как диадохокинез, постукиванье пальцами, перемежающиеся движения, прыжки на одной ноге, ходьба на латеральной стороне ступни и различных тестов на проверку тонких моторных навыков, таких как вырезание фигур из бумаги. Эти расстройства очевидны в повседневной жизни и выражены неуклюжестью, плохими манерами за столом, затруднениями в одевании и завязывании шнурков, а также трудностями в приобретении навыков письма, обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Большинству таких детей сложно играть в игры с мячом, особенно небольшим. Руководство Touwen по обследованию детей с незначительной моторной дисфункцией (Touwen, 1979) полезно для врачей, желающих приобрести необходимые навыки для проведения соответствующей возрасту оценки нейромоторной функции.

Существует ряд аналогичных руководств (Denckla, 1985; Whitmore и Вах, 1986; Gillberg 1987; Michelsson и Ylinen, 1989). Расстройства восприятия обнаруживаются во время рутинных тестов как исполнительной части WISC-111 (Шкала детского интеллекта Векслера) (часто затруднения возникают при нахождении недостающих деталей и установлении последовательности картинок), южнокалифорнийских тестов сенсорной интеграции (Ayres, 1974), а также специфических тестов на восприятие, которые могут различаться в разных странах. Часто расстройства восприятия возникают в различных центрах (зрения, слуха, тактильной чувствительности, и т. д), но большинство тестов сосредоточено на зрительно-перцепционных задачах, и иногда сложно определить, что лежит в основе, а именно чисто визуально-перцепционное расстройство, расстройство тонкой моторики, нарушение проприоцептивной чувствительности или комбинация вышеперечисленного.

Расстройства восприятия часто проявляются нарушением восприятия формы, пространства, недоразвитием навыков письма и рисования, а также серьезными нарушениями в приобретении автоматических навыков чтения. Нарушение образа тела является частым следствием различных расстройств восприятия.

2. Расстройства речи. Для детей с СДВГ часто характерны расстройства речи различного характера, некоторые из которых могут быть последствием двигательных проблем или свидетельствовать о расстройствах слухового восприятия, в то время как другие свидетельствуют о некоторых специфических нарушениях речи. Дети с явными нарушениями языка/речи с раннего возраста (диагностированы до четырех лет) имеют высокий риск возникновения поздней дислексии.

3. Дислексия, дисграфия, дискалькулия. Дислексия составляет одно из наиболее сложных расстройств в детской нейропсихиатрии, как незаметное состояние с возможностью неблагоприятных последствий для эмоционального благополучия. Дислексию часто характеризуют как «расстройство чтения» (терминология DSM-IV). 5-10% детей школьного возраста страдают дислекцией/досграфией. Частота встречаемости несколько ниже среди взрослого населения. Соотношение мужского и женского полов такое же, как и при большинстве детских нейропсихических расстройств, приблизительно 2:1 до 4:1 в разных исследованиях. Однако имеется вероятность того, что данное соотношение не столь высоко, как регистрируется в клинических исследованиях. Частота встречаемости «чистой» дислексии, т.е. расстройства чтения без сопутствующих расстройств одинакова среди мальчиков и девочек. У мальчиков часто отмечается «взрывное» поведение, и часто именно оно, а не расстройство чтения является причиной посещения специалиста (Sanson et al„ 1996).

Дислексию и дисграфию часто объединяют под термином дислексия, что не совсем верно, ввиду того, что проблемы с орфографией и другие расстройства письма не всегда сочетаются с нарушениями чтения и наоборот. Исследование Stevenson et al. (1987) наводит на мысль о том, что проблемы с орфографией в большей степени связаны с наследственностью, чем расстройства чтения, что, в свою очередь, поддерживает разделение данных нарушений. Тем не менее, оба обычно лечатся как одно, и в действительности часто данные заболевания сочетаются. Дискалькулию реже ассоциируют с дилексией. Дискалькулия и дислексия свидетельствуют о разных нарушениях. Одно исследование показало сильную корреляцию между ДВМП и дискалькулией, но не дислексией Rosenberg, 1989).

Дислексия (и дисграфия) часто развиваются в школьные годы у детей с ДВМП. На основании данных исследований в Гетеборге (Gillberg, 1987), создается впечатление, что почти половина детей с тяжелой дислексией страдает СДВГ/ДВМП. Большинству детей, страдающих тяжелой дислексией/дисграфией, в детстве был поставлен диагноз СДВГ/ДВМП. Клинический опыт показывает, что истинное число детей с дислексией/дисграфией/дискалькулией, имеющих расстройства внимания/моторики/восприятия, возможно, даже больше, и у детей очень редко встречается изолированная дислексия/дисграфия/дискалькулия без сопутствующих расстройств внимания/движения или поведения (Sanson et al. 1996).

Дислексия часто определяется как двухлетнее отставание уровня развития при приобретении навыков чтения (или как уровень ниже ожидаемого на основании IQ). Удивительно, что данное нелогичное определение сохранилось, не подвергшись до сих пор критике. Безусловно, двухлетнее отставание в возрасте семи лет (минус 29%) совсем не то же самое, что двухлетнее отставание в тринадцатилетнем возрасте (минус 15%). Лучше всего строить определение дислексии на основе какого-либо коэффициента, схожего с тем, что используется для общей оценки интеллекта. Другой важной диагностической дилеммой является определение проблем с чтением (полномасштабный IQ или лишь IQ выполнения действий). Само собой разумеется, что если при оценке включены вербальные тесты измерения IQ, то общий уровень IQ у детей с дислексией будет ниже, чем при использовании невербальных субтестов.

Даже несмотря на то, что при использовании соответствующего лечения особенно серьезные проблемы с чтением и письмом корректируются, многие дети с дислексией медленно читают и пишут с орфографическими ошибками во взрослом возрасте. При обзоре лучших исследований в этой области Schonaut и Satz (1983) заключили, что исход дислексии вариабелен, но слабый в отношении навыков чтения и психосоциальной адаптации. Однако до сих пор дискутируется, что именно является причиной слабой психосоциальной адаптации (дислексия, часто ассоциируемые с ней поведенческие проблемы или их сочетание). Имеются данные, что расстройство навыков чтения без поведенческих нарушений или СДВГ имеет относительно хороший исход (Sanson et al., 1996), по крайней мере, в отношении психосоциальной адаптации.

б) Аффективные расстройства (в том числе биполярные) и тревожные расстройства. Депрессия и низкая самооценка часто встречаются в школьные годы, но пик приходится на десятилетний возраст, когда они часто совпадают с расстройствами поведения различного характера. Ребенок с СДВГ начинает ощущать себя «другим» в школьные годы. Чувствуя невозможность обратиться за помощью, ребенок становится депрессивным и размышляет о суициде (что нехарактерно для групп с СДВГ/ДВМП). Многие испытывают постоянное беспокойство и фактически замыкаются. Характерна травля со стороны сверстников, но ребенок с СДВГ/ДВМП может быть также задирой, а не жертвой. В любом случае характерны депрессивные состояния. Посреди депрессии возможно появление гнева и негодования, что на вид может казаться расстройством поведения/ОВР. Данные проблемы могут быть ошибочно восприняты как «антисоциальные с психопатической настороженностью».

Личное собеседование с ребенком, (обычно) выявляет, в свою очередь, что это не бесчувственный хулиган, а незрелый и грустный ребенок, чьи определенные расстройства внимания и обучения должны быть диагностированы.

в) Оппозиционно-вызывающие и поведенческие расстройства. Любые расстройства поведения могут наблюдаться при СДВГ: общее оппозиционно-вызывающее отношение к взрослым, воровство, поджоги, ложь, хулиганство, побег из дома или злоупотребление наркотиками/алкоголем. В дошкольные годы часто наблюдается агрессивное поведение в отношении других детей при случайном прекращении игр. Около 10% детей с СДВГ/ДВМП проявляют тяжелые расстройства поведения при поступлении в школу. Показатель возрастает до 50% в возрасте 10 лет, но понижается до 30% в подростковом возрасте. К сожалению, приблизительно такой же процент молодых людей с манифестацией СДВГ в детском возрасте до сих пор страдает антисоциальными/ поведенческими расстройствами.

г) Тики. У детей с СДВГ/ДВМП часто бывают тики, и некоторые полностью удовлетворяют критерию синдрома Туретта. Сочетание СДВГ и синдрома Туретта выглядит тяжелее, если смотреть в ракурсе судорожных расстройств: приблизительно у половины всех детей с синдромом Туретта обширные расстройства внимания, многие из них отвечают критерию СДВГ. Нередко у детей и подростков с синдромом Туретта бывает проявление в раннем детском возрасте симптомов, характерных для диагноза СДВГ, включая, как упомянуто выше, крайне раннюю манифестацию гиперактивности/им-пульсивности.

д) Аутистические нарушения. По крайней мере половина всех детей с тяжелыми вариантами СДВГ с НВМ (т.е. ДВМП) проявляет признаки аутизма. Это включает в себя двигательные стереотипии, увлеченность определенными темами, объектами или частями объектов, ритуалистические феномены, особенности речи (перестановка местоимений, вопросительные персеверации и недостаточность грамматических навыков) и похожие, но обычно более умеренные нарушения социального взаимодействия, как и при аутизме. Порой сложно дифференцировать тяжелую форму ДВМП от синдрома Аспергера. Дети с СДВГ без НВМ обычно не проявляют признаки аутизма.

– Также рекомендуем “Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019

Источник

31 января 2019120505 тыс.

Содержание:

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

  • ДЦП;
  • перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
  • наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

  • концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • проведение тестов со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После эт

Читайте также:  Синдром цитолиза печени что это