Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

Депривационные синдромы при потере зрения и слуха thumbnail

Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления – процессов обобщения и отвлечения.

3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается “шестое чувство” – способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.

Также наблюдается гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир (интровертированность), нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истероидных свойств личности нередко усиливается неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящую формирование социальной адаптации. Однако, эти эмоциональные и личностные расстройства особенно часто в неадекватных условиях обучения и воспитания, а также при наличии врожденных особенностей личности (психопатии); цереброорганических поражениях, предрасполагающих к данным отклонениям.

6. Реабилитация и психокоррекция

1. Среди коррекционных мероприятий используют стимуляцию развития остаточных механизмов слуха и зрения.

2. Применяется также опора на сохранные функции, другие системы, не пораженные при данной аномалии. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный, тактильный анализаторы. Зрительный анализатор применяют и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с тактильным осязанием, вибрационной, температурной чувствительностью.

3. Используется воздействие на аномалию по принципу “cвepxy – вниз”. В частности, применяется метод интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта применяется при нарушениях зрения. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметной деятельностью.

Читайте также:  Синдром младшего брата что это

4. Используется опора на сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Это способствует образованию предметных действий, формированию представлений об окружающем, развитию мышления.

Вопросы и задания

1. Что такое сенсорный дизонтогенез?

2. Рассмотрите ведущие механизмы сенсорных нарушений.

3. Дайте характеристику основным депривационным синдромам.

4. Какие особенности пространственной ориентации вы знаете?

5. В чем заключаются личностные нарушения.

6. Проанализируйте общие особенности психокоррекции при сенсорных нарушениях.

Источник

1)
Социальная депривация. У глухих детей
из-за речевых нарушений задерживается
общение, обеспечивающее совместную со
взрослыми деятельность, к частности,
предметную. Затруднения в овладении
речью приводят к отставанию процессов
выделения свойств предметов (Т.В. Розанов,
1978).

Это, в свою очередь,
приводит к тому, что ребенок не может
свободно оперировать представлениями.
Затрудняется включение восприятия в
более широкий круг деятельности.

В то же время
введение слов без опоры на сенсорный
опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному
расширению значения слова, или наоборот,
сужающего уровень обобщения.

2)
Психологическая депривация. Так, у
слепого ребенка недоразвитие эмоциональной
сферы, в частности, связано с невозможностью
восприятия таких выразительных средств
как взгляд, жест, мимика. Это в свою
очередь задерживает развитие основных
форм общения.

У
глухих
детей в
связи с отсутствием восприятия речи
взрослого, ее эмоциональной интонации,
отмечается недоразвитие эмоционального
общения уже с первого года жизни. У них
часто отсутствует комплекс оживления,
позднее происходит различие близких и
чужих людей. В более старшем возрасте
проявляется дефект эмоциональной
ориентировки, связанный с отсутствием
восприятия интонационной стороны речи.
Отмечается также замедление темпа
развития мышления – процессов обобщения
и отвлечения.

3)
Сенсорная депривация. Вызывает,
недоразвитие способности к приему,
переработке и хранению информации. Что
в свою очередь замедляет не только
процессы восприятия, но и ее анализа, а
также процессы внимания, памяти и т.д.

4. Сенсорная компенсация и пространственная ориентация

Одновременно
с вторичными отрицательными симптомами
возникают и симптомы компенсаторные,
развивающиеся в результате приспособления
аномального ребенка к требованиям
среды. Происходит функциональная
перестройка с мобилизацией резервных
возможностей ЦHC
и высокой пластичности в формировании
ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной
речи формируется жестовая речь. У слепых
развивается “шестое чувство” –
способность определять наличие
приближающиеся предметы даже при полном
отсутствии зрения. Известна и повышенная
способность слепых при помощи осязания
различать размеры, форму предмета. Также
обостряется слух, позволяющий
ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами
патологического формирования личности
по дефицитарному типу считается реакция
личности на хроническую психотравмируюшую
ситуацию, обусловленную осознанием
своей несостоятельности в какой-то
деятельности. Отмечается ограничение
возможностей контактов вследствие
сенсорной депривации. Психологическая
структура данного типа личности включает
в себя пониженный фон настроения,
(депрессивность); астенические черты
(общая слабость), нередко с явлениями
ипохондричности; тенденция к аутизации
как следствие обьективных затруднений
контактов, связанных с основным дефектом.

Также
наблюдается гиперкомпенсаторный уход
во внутренний мир (интровертированность),
нередко в мир фантазий. Такое стремление
к аутизации, а также формирование
невротических, иногда истероидных
свойств личности нередко усиливается
неправильным воспитанием ребенка в
виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959),
инфантилизирующей его личность, еще
более тормозящую формирование социальной
адаптации. Однако, эти эмоциональные и
личностные расстройства особенно часто
в неадекватных условиях обучения и
воспитания, а также при наличии врожденных
особенностей личности (психопатии);
цереброорганических поражениях,
предрасполагающих к данным отклонениям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Острый депривационный синдром у внезапно ослепших. Психическая реакция на возвращение зрения

У внезапно ослепших иная картина. Весь огромный запас информации, поступавшей на протяжении всего жизненного периода, предшествовавшего слепоте, был получен на основе постоянно развивающейся и совершенствующейся связи зрительного анализатора со всеми функциональными системами головного мозга. Неожиданный ее «обрыв» на уровне периферического анализатора, несомненно, не прекращает поток обратной афферентации, достигаемой с помощью функциональных связей зрительного анализатора с другими системами. Не исключено, что этот поток импульсов играет важную роль в нарушении общего гомеостаза у внезапно ослепших людей и способствует развитию реактивного состояния.

Читайте также:  Мария нефедова с синдромом дауна

Глаза, являющиеся важнейшими адапторами организма во внешней среде, теснейшим образом связаны с центрами вегетативной регуляции и структурами круга Пейпеца, обеспечивающими адекватное эмоциональное функционирование. Внезапная слепота нарушает обычную функциональную связь с этими структурами. Клинически это проявляется бурными вегетососудистыми реакциями и тяжелой эмоциональной декомпенсацией вплоть до развития острого реактивно-шокового состояния с элементами помрачения сознания и глубокой депрессией.

Нарушение взаимосвязи зрительного анализатора с другими функциональными системами клинически проявляется симптомами дереализации, деперсонализации, нарушением схемы тела, появлением слуховых иллюзий и галлюцинаций.

При внезапно возникшей слепоте у взрослых вполне закономерно выделение нового клинического понятия — острого депривационного синдрома. Для него характерны следующие клинические признаки: развитие острых депрессивных состояний, по клинической картине приближающихся к реактивно-шоковым с элементами помрачения сознания; возникновение выраженных вегетососудистых нарушений; появление психосенсорных нарушений типа дереализации, деперсонализации и нарушения схемы тела; расстройства восприятия с появлением слуховых иллюзий и галлюцинаций.

В отдаленном периоде депривационные нарушения у лиц, ослепших в зрелом возрасте, отличаются по клинической картине от нарушений, наблюдаемых у слепорожденных. Вместе с тем их сближают наличие массивной невротической симптоматики с частыми вегетососудистыми декомпенсациями, развитие клинически сходных патохарактерологических изменений личности и преобладание угнетенно-подавленного фона настроения.

депривационный синдром у внезапно ослепших

Психическая реакция на возвращение зрения

Восстановление зрения у слепорожденных или ослепших в раннем возрасте, помимо сенсационной значимости этого факта, дает возможность ответить на ряд чрезвычайно важных вопросов в плане понимания патогенеза ряда состояний. Известно, что у слепорожденных или ослепших в раннем возрасте постоянно совершенствуются и достигают высокой степени диффе-ренцировки компенсаторные механизмы адаптации во внешней среде. К определенному возрасту человек настолько адаптируется к слепоте, что иного состояния он себе не представляет.

Естественно, возникает ряд вопросов: изменится ли психический статус слепого человека при частичном или полном восстановлении зрения? Как будет протекать процесс перехода с одного уровня адаптации (слепоты) на другой, совершенно новый и необычный (под контролем зрения)? Как воспринимаются окружающий мир и отдельные зрительные образы при «прозрении»? Полноценно ли будет функционировать многозвеньевая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая психический процесс зрительным восприятием, и не подвергается ли она при слепоте на определенном возрастном этапе необратимым изменениям?

Дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы пока не представляется возможным, так как эта проблема не привлекла еще должного внимания психологов, психиатров, офтальмологов.

Ряд исследователей [Гиляровский В. А., Szersnovier L., Walvo A. и др.] наблюдали у слепых в послеоперационном периоде различные нарушения в виде выраженных невротических состояний, депрессий, галлюцинаторных явлений. Однако указанные наблюдения единичны, и симптомы этих болезненных нарушений изучены недостаточно.

Экспериментально установлено, что в условиях длительной сенсорной денривации (изоляции в специальных помещениях) у людей через определенный отрезок времени наступают психические нарушения в виде двигательно-речевого возбуждения, угнетенно-подавленного настроения, расстройств восприятия и др. [Банщиков В. М., Столяров Г. В., Кузнецов О. Н., Лебедев В. И., Еу Н. и др.].

Известно, что поток зрительных раздражителей вызывает возбуждение ретикулярной формации, подкорковых образований, других мозговых структур и тонизирует функциональную активность ЦНС. Блокада этого потока (сенсорная депривация) оказывает массивное стрессорное воздействие на ЦНС [Fuller J.]. Бесспорно, что после длительной депривации (слепорожденные) неменьшее воздействие оказывает неожиданно возникший поток раздражений зрительного анализатора.

Читайте также:  Синдром лериша этиология патогенез клиника диагностика лечение

– Также рекомендуем “Восстановление зрения после операции. Психология возвращения зрения у незрячих больных”

Оглавление темы “Развитие слепого в отдаленном периоде”:

  1. Психические нарушения в отдаленном периоде слепоты. Астенический вариант развития слепого
  2. Обсессивно-фобический вариант развития слепого. Астено-ипохондрия у незрячих
  3. Истерический вариант развития слепого. Депривации у слепорожденных
  4. Острый депривационный синдром у внезапно ослепших. Психическая реакция на возвращение зрения
  5. Восстановление зрения после операции. Психология возвращения зрения у незрячих больных
  6. Обсессивно-фобическая симптоматика у незрячих больных. Редепривация у слепых
  7. Психозы у слепых. Шизофрения незрячих
  8. Соматоневрологические особенности слепых. Походка слепых
  9. Невроз у слепых. Половое созревание и подростковый период у слепого
  10. Трудовая деятельность у слепых. Собственная семья и ожидание ребенка слепым

Источник

Подострый реактивно-депрессивный этап реакции на внезапную слепоту. Депрессия при потере зрения

Острота болезненных переживаний в ответ на возникшую слепоту несколько стихала к 20—30-му дню. Больные становились спокойнее и постепенно начинали приспосабливаться к новому, необычайному для них, существованию. Полиморфная невротическая симптоматика сменялась более четкими подострыми психогенно-реактивными состояниями. Клиническая картина и длительность течения определялись преморбидными особенностями личности. Однако ведущим во всех случаях оставался астенодепрессивный синдромокомплекс. Подострый период затягивался до 60—80 дней от момента потери зрения.

У большинства больных в этот период отмечалось нарушение чувства пространства. Помещение, где находились больные, казалось им очень маленьким: при попытке обслужить себя они наталкивались на окружающие предметы. Движения становились неуверенными. Возникал страх задеть за что-нибудь и упасть. А. И. Семенов (1974) отмечал, что в этом периоде при относительной адаптации к обстановке отделения у больных появляется чувство «расширения пространства», когда расстояние до того или иного предмета кажется большим, чем это имеет место в действительности.

внезапная слепота

Депрессивный вариант реактивного состояния наблюдался у лиц молодого возраста (18—25 лет), до слепоты отличавшихся жизнерадостным и общительным характером, активностью в преодолении трудностей и уживчивостью в коллективе. Указанное выше состояние характеризовалось нестойкими депрессивными нарушениями, проявлявшимися в угнетенно-подавленном настроении иногда с элементами тоски, идеаторной и двигательной заторможенности. У части мужчин и у большинства женщин отмечалась слезливость, когда при беседе прямо или косвенно затрагивались подробности психотравмирующей ситуации.

Видимой зависимости депрессивного аффекта от времени суток не отмечалось.

В части случаев наблюдались идеи самообвинения. Больные винили себя в халатном отношении к своему здоровью, в результате чего они стали инвалидами. Будущее представлялось им безрадостным и беспросветным. У многих больных имели место явления дереализации. Привычная обстановка палаты казалась порой незнакомой, что вызывало у больных чувство тревоги и беспокойства.

Любая деятельность приводила к быстрой истощаемости. Больные начинали испытывать неприятные ощущения во всем теле, «сдавливание» в голове, повышенную утомляемость и слабость. Постепенно острота психотравмирующих переживаний снижалась, однако общий угнетенно-подавленный фон настроения и повышенная готовность к развитию астенических расстройств сохранялись еще длительное время.

– Также рекомендуем “Тревожно-фобическое состояние при внезапной слепоте. Депрессивно-ипохондрическое состояние при утрате зрения”

Оглавление темы “Патологическое развитие слепых”:

  1. Депривационное развитие слепого. Невротическое развитие незрячего
  2. Астенический вариант невротического развития слепого. Обсессивно-фобическое (тревожно-мнительное) развитие слепого
  3. Истерическое развитие слепых. Ипохондрия у слепого
  4. Аутистический (шизоидный) тип развития слепого. Аутизм у незрячих детей
  5. Эксплозивный (возбудимый) тип развития слепого. Причины патологического характера у незрячих
  6. Внезапная слепота. Нервно-психические нарушения при внезапной потере зрения
  7. Острый реактивный этап на внезапную слепоту. Психоневротический комплекс у слепого
  8. Подострый реактивно-депрессивный этап реакции на внезапную слепоту. Депрессия при потере зрения
  9. Тревожно-фобическое состояние при внезапной слепоте. Депрессивно-ипохондрическое состояние при утрате зрения
  10. Истеродепрессивный вариант депрессии при внезапной слепоте. Стойкие депрессивно-невротические расстройства при утрате зрения

Источник