Дети с синдром дауна школа

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.
Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.
Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.
Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям
Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:
- снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
- рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
- улучшение самооценки;
- развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
- развитие дружеских отношений внутри класса.
Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна
В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.
Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.
Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.
Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.
Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться
Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.
Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.
Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой
Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.
Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.
Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.
Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.
Фото: Shutterstock
Источник
Войти
Зарегистрироваться
Вход
или регистрация
Авторизация через соц. сети после регистрации на сайте
Забыли пароль?Регистрация
Восстановление
пароля
Укажите почту, которую вы использовали при регистрации
Некая дикая ошибка
Подборка информационных материалов о том, какую школу выбрать для ребенка с синдромом Дауна, как в настоящее время проходит школьная жизнь наших детей, какие проблемы приходится решать в этот важный период их жизни.
Спецобразование в Нью-Йорке: взгляд со стороны
Немного о нашей жизни в Малайзии
Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 2
Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 1
Такие разные школы
Васильева: учителя должны разъяснять, что детей-инвалидов не надо бояться
«Травматичной инклюзии быть не должно»
Как научить математическому мышлению?
Маленькие ступеньки радости и доброты, или продолжение хроник «Времени перемен»
«Это не ответ»: проект студентов ВШЭ поможет рассказать ребенку о детях с особенностями развития
Достижения и болевые точки московского образования. Интервью Н. С. Грозной с Е. А. Бунимовичем
«Навигатор». Краткий обзор московских коррекционных школ
Показать:
- 12
- 24
- 36
1
- 2
- 3
Задайте нам вопрос
Поля, помеченные *, обязательны для заполнения
Некая дикая ошибка
Нажимая на кнопку “отправить”, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетсь с
политикой конфиденциальности
Источник
Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна
Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается – от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004).
У детей с синдромом Дауна интеллектуальная недостаточность глубокая степень умственной отсталости (идиотия) – 20% тяжелая и средняя ( умеренная) степень умственной отсталости (ибецильность легкой, средней и тяжелой степени) – 75% слабая или легкая степень умственной отсталости (дебильность) – 5%
Поэтому для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Обучение ребенка коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется органами управления образования возможно только при наличии заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей.
1.09.2016 г. вступил в законную силу ФГОС образования для обучающихся с УО (ИН), который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
На основе Стандарта в образовательном учреждении разрабатываются АООП которые обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников с ИН.
Стандарт учитывает выраженности интеллектуального дефекта обучающихся, их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а так же особые образовательные потребности школьников. Исходя из этого существует два варианта АООП. Вариант 1 для обучающихся с легкой УО и Вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, существенные изменением содержания образования, ( Например, в Варианте 2 включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие) и самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отведѐнного для их освоения времени.
Это связано с тем, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью УО, относятся: возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
В то время как удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО обеспечивается посредством формирования элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Для обоих вариантов АООП Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет.
Зачастую мы встречаемся с тем, что дети с синдромом Дауна по рекомендации ПМПК поступают в 1 класс с легкой степенью УО на один диагностический год и начинает обучаться по программе Варианта 1. В течение этого времени ребенок показывает свои возможности в овладении программным материалом и к завершению учебного года школьный консилиум отслеживает усвоение программы данным ребенком. Исходя из практики дети с синдромом не могут освоить программу 1 Варианта. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с наглядно-образном мышлением, а отсюда – сложности с математикой, чтением и т.д. В том случае когда обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей школа переводит данного ребенка на обучение по 2 варианту АООП в класс для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, т.е. в класс в котором нет строгих требований программы и детям дается только то, что они в состоянии усвоить.
Для детей с синдромом Дауна школа предоставляет образовательную программу которая не только обучает их базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, счету), но и включает часы обязательных коррекционных технологий, направленных на компенсацию дефектов физического, умственного развития и развития психических процессов а так же подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.
В классах где обучаются дети с синдромом Дауна организация образовательного пространства соответствует требованиям безопасности, возрастным индивидуальным особенностям детей и оснащена разнообразными материалами, играми, оборудованием и инвентарем, которые обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность всех обучающихся.
Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.
При обучению грамоте мы используем несколько подходов. Здесь хорошо себя зарекомендовала методика Т.С. Резнеченко “Метод послогового чтения”, и Метод Глена Домана “Глобальное чтение”, который введен в раздел предмета “Альтернативное чтение” по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой УО. (Баряева Л.Б.).
Что же касается осмысленности, то исходя из практики я могу сказать, что понимание прочитанного текста происходит ближе к 6 классу. Ребенок с СД конечно может самостоятельно прочитать короткое предложение (Мама мыла раму.) и понять его. Однако, осмысление же более сложного предложения происходит только после его разбора. И здесь из-за нестабильности кратковременной памяти возникают трудности т.е. ребенок с Синдромом как правило забывает после прочтения, что было в начале предложения, а что было в конце.
Встречаются случаи, когда обучающимся с синдромом Дауна чтение становится доступным только к 9 классу и остается на механическом уровне.
Ребенку с Синдромом трудно ориентироваться на листе бумаги, как правило он не видит строку, особенно если ребенок -левша. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае мы отмечаем цветной вертикальной линией “точки отправления” начала письма буквы или слова и делаем это до тех пора пока у ребенка не сформируется данный навык.
Часто при письме в 1-м классе у ребенка обнаруживается так называемое зеркальное письмо. Чтобы скорректировать данную ошибки обучающимся предлагается запомнить правильное написание посредством:1 конструирования буквы из разной длины палочек и полукругов, 2 лепки букв из пластилина, 3 печатания на песке и т.д. Ну конечно, проводится специальная тренировка, направленная на понимание пространства. Ребенка несколько раз в день спрашивают, где правая рука, правая нога, левая рука, левая нога, затем дают задание — достать левой рукой правое ухо и т. п., то есть учат с ним расположение частей тела.
Математика. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа. Большинство таких детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают словесное обозначение числового ряда, но не соотносят знаковое изображение цифры с количеством предметов, И здесь себя хорошо зарекомендовала Методика «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. Если трудности с соотнесением количества предметов с числом можно преодолеть, то усвоение счетных операций, особенно с переходом через десяток, является для детей с Синдромом достаточно сложным учебным материалом.
Некоторые дети с синдромом Дауна могут заучить таблицу умножения, не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий.
Родители детей с синдромом Дауна не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения. Многие из них считают, что основной задачей школы является обучение счётным навыкам и грамоте, поэтому не следует тратить много времени на занятия физкультурой, ручным трудом, лепкой, рисованием, драматизацией, на беседы с детьми, тем более, что оценить результат этих занятий трудно. На самом деле это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения.
Музыка и пение совершенно необходимы для развития ребёнка с СД. Все дети очень хорошо чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель, бубны, барабан, марокасы и пр. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. и отчасти являются средством самовыражения.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками. Основной целью которого является формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда. Самостоятельно одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.
Кроме того, вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Школьный логопед определяет уровень специфику речевой патологии и с учётом выявленных речевых нарушений, выстраивается индивидуальный логопедический маршрут для каждого ребёнка с синдромом Дауна по трём направлениям: 1 блок «Звуковичок» (формирование навыков правильного произношения)2 блок 2 блок «Я познаю мир» (формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи) 3 блок «Пишем и читаем». Форма взаимодействия учителя -логопеда и ребёнка с синдромом в виде индивидуальных и подгруповых занятий продолжительностью 20- 40 минут.
Работа психолога школы с ребенком синдромом Дауна и его родителями начинается с психологического консультирования. Далее коррекционно-развивающую работу психолог выстраивает в несколько этапов: выявляет индивидуальные особенности ребенка; выявляет уровень взаимоотношений ребенка в семье, социуме; ведет работу по коррекции в познавательной и эмоционально-волевой сфере в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка; отслеживает динамику; работает по взаимодействию психолог – ребенок; учит ребенка работать в паре.
Человеку с синдромом Дауна нужно помочь вести самостоятельную жизнь. Ему необходим помощник-путеводитель. . На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Примером, тому служит 36 летний парень из Пермского края Андрей Захаров – это первый преподаватель с синдромом Дауна литературного кружка.
Источник