Дети с синдром дауна школа

Дети с синдром дауна школа thumbnail

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.

Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.

Дети с синдром дауна школа

Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.

Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям

Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна

В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.

Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.

Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.

Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.

Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться

Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.

Дети с синдром дауна школа

Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.

Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой

Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.

Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника с поносом питание

Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.

Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.

Фото: Shutterstock

Источник

Войти
Зарегистрироваться

Восстановление
пароля

Укажите почту, которую вы использовали при регистрации

Некая дикая ошибка

Подборка информационных материалов о том, какую школу выбрать для ребенка с синдромом Дауна, как в настоящее время проходит школьная жизнь наших детей, какие проблемы приходится решать в этот важный период их жизни.

Спецобразование в Нью-Йорке: взгляд со стороны

Спецобразование в Нью-Йорке: взгляд со стороны

Немного о нашей жизни в Малайзии

Немного о нашей жизни в Малайзии

Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 2

Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 2

Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 1

Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 1

Такие разные школы

Такие разные школы

Васильева: учителя должны разъяснять, что детей-инвалидов не надо бояться

Васильева: учителя должны разъяснять, что детей-инвалидов не надо бояться

«Травматичной инклюзии быть не должно»

«Травматичной инклюзии быть не должно»

Как научить математическому мышлению?

Как научить математическому мышлению?

Маленькие ступеньки радости и доброты, или продолжение хроник «Времени перемен»

Маленькие ступеньки радости и доброты, или продолжение хроник «Времени перемен»

«Это не ответ»: проект студентов ВШЭ поможет рассказать ребенку о детях с особенностями развития

«Это не ответ»: проект студентов ВШЭ поможет рассказать ребенку о детях с особенностями развития

Достижения и болевые точки московского образования. Интервью Н. С. Грозной с Е. А. Бунимовичем

Достижения и болевые точки московского образования. Интервью Н. С. Грозной с Е. А. Бунимовичем

«Навигатор». Краткий обзор московских коррекционных школ

«Навигатор». Краткий обзор московских коррекционных школ

Показать:

  • 12
  • 24
  • 36
  • 1

  • 2
  • 3

Источник

        Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна

        Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается – от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). 

        У детей с синдромом Дауна интеллектуальная недостаточность глубокая степень умственной отсталости (идиотия) – 20% тяжелая и средняя ( умеренная) степень умственной отсталости (ибецильность легкой, средней и тяжелой степени) –  75% слабая или легкая степень умственной отсталости (дебильность) – 5%

        Поэтому для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

        Обучение ребенка коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется органами управления образования возможно только при наличии заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей.  

        Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей.

        1.09.2016 г. вступил в законную силу ФГОС образования для обучающихся с УО (ИН), который  представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, которые  осуществляют образовательную деятельность.

        На основе Стандарта  в образовательном учреждении разрабатываются АООП которые  обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников с ИН.

        Стандарт учитывает выраженности интеллектуального дефекта обучающихся, их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а так же особые образовательные потребности школьников.   Исходя из этого  существует два варианта АООП. Вариант 1 для обучающихся с легкой УО и Вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

        При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, существенные изменением содержания образования,  ( Например, в Варианте 2 включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие)  и самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отведѐнного для их освоения времени.

Читайте также:  Пэп и синдром двигательных нарушений

        Это связано с тем, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью УО, относятся: возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

        В то время как  удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО обеспечивается посредством формирования элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания

        Для обоих вариантов АООП Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет.

        Зачастую мы встречаемся с тем, что дети с синдромом Дауна по рекомендации ПМПК поступают в 1 класс с легкой степенью УО на один диагностический год и начинает обучаться по программе Варианта 1. В  течение этого времени ребенок показывает свои возможности в овладении программным материалом и  к завершению учебного года школьный консилиум отслеживает усвоение программы данным ребенком.         Исходя из практики дети с синдромом не могут освоить программу 1 Варианта. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с наглядно-образном  мышлением, а отсюда – сложности с математикой, чтением и т.д.  В том случае когда обучающийся не достигает минимального уровня овладения  предметными результатами по большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей школа переводит  данного ребенка на обучение по 2 варианту АООП в класс для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, т.е. в класс в котором нет строгих требований программы и детям дается только то, что они в состоянии усвоить.

        Для детей с синдромом Дауна школа предоставляет   образовательную программу которая  не только обучает их базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, счету), но и включает часы обязательных коррекционных технологий, направленных на компенсацию дефектов физического, умственного развития и развития психических процессов а так же подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.

                В классах где обучаются дети с синдромом Дауна организация образовательного пространства соответствует требованиям безопасности, возрастным индивидуальным особенностям детей и оснащена разнообразными материалами, играми, оборудованием и инвентарем, которые обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность всех обучающихся.

        Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

        При обучению грамоте мы используем несколько подходов. Здесь хорошо себя зарекомендовала методика Т.С. Резнеченко  “Метод послогового чтения”, и  Метод Глена Домана “Глобальное чтение”, который введен в раздел предмета “Альтернативное чтение” по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой УО. (Баряева Л.Б.).

 Что же касается осмысленности, то исходя из практики я могу сказать, что понимание прочитанного текста происходит ближе к 6 классу. Ребенок с СД конечно может самостоятельно прочитать короткое предложение  (Мама мыла раму.) и понять его. Однако, осмысление же более сложного предложения происходит только после его разбора.  И здесь из-за нестабильности кратковременной памяти возникают трудности т.е. ребенок с Синдромом как правило забывает после прочтения, что было в начале предложения, а что было в конце.

 Встречаются случаи, когда обучающимся с синдромом Дауна  чтение становится доступным только к 9 классу и  остается  на механическом уровне.

Ребенку  с Синдромом трудно ориентироваться на листе бумаги, как правило он не видит строку, особенно если ребенок -левша. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае мы отмечаем цветной вертикальной линией “точки отправления” начала письма буквы или слова и делаем это до тех пора пока у ребенка не сформируется данный навык.

        Часто при письме в 1-м классе у ребенка обнаруживается так называемое зеркальное письмо. Чтобы скорректировать данную ошибки обучающимся предлагается запомнить правильное написание посредством:1 конструирования буквы из разной длины палочек и полукругов, 2 лепки букв из пластилина, 3 печатания на песке и т.д. Ну конечно, проводится специальная тренировка, направленная на понимание пространства. Ребенка несколько раз в день спрашивают, где правая рука, правая нога, левая рука, левая нога, затем дают задание — достать левой рукой правое ухо и т. п., то есть учат с ним расположение частей тела.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника температура 38

  Математика. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа. Большинство таких детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают словесное обозначение числового ряда, но не соотносят знаковое изображение цифры с количеством предметов, И здесь себя хорошо зарекомендовала Методика «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. Если трудности с соотнесением количества предметов с числом можно преодолеть, то усвоение счетных операций, особенно с переходом через десяток, является для детей с Синдромом достаточно сложным учебным материалом.  

Некоторые дети с синдромом Дауна могут заучить таблицу умножения,  не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий.

Родители детей с синдромом Дауна не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения. Многие из них считают, что основной задачей школы является обучение счётным навыкам и грамоте, поэтому не следует тратить много времени на занятия физкультурой, ручным трудом, лепкой, рисованием, драматизацией, на беседы с детьми, тем более, что оценить результат этих занятий трудно. На самом деле это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения.

Музыка и пение совершенно необходимы для развития ребёнка с СД. Все дети очень хорошо чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель, бубны, барабан, марокасы и пр. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. и отчасти являются средством самовыражения.

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками. Основной целью которого является формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда. Самостоятельно  одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться  накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.

                Кроме того,  вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

        Школьный логопед определяет уровень специфику речевой патологии и с  учётом  выявленных    речевых  нарушений,  выстраивается индивидуальный  логопедический  маршрут    для  каждого  ребёнка    с синдромом Дауна по трём направлениям: 1 блок «Звуковичок» (формирование навыков правильного произношения)2 блок 2 блок «Я познаю мир» (формирование лексико-грамматических  средств  языка  и  развитию  связной  речи) 3 блок «Пишем и читаем». Форма  взаимодействия учителя -логопеда  и ребёнка с синдромом в виде индивидуальных и подгруповых занятий продолжительностью 20- 40 минут.

        Работа психолога школы с ребенком синдромом Дауна и его родителями начинается с психологического консультирования. Далее коррекционно-развивающую работу психолог выстраивает в несколько этапов:  выявляет индивидуальные особенности ребенка; выявляет уровень взаимоотношений ребенка в семье, социуме;  ведет работу по коррекции в познавательной и эмоционально-волевой сфере в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка; отслеживает динамику;  работает по взаимодействию психолог – ребенок;  учит ребенка работать в паре.

        Человеку с синдромом Дауна нужно помочь вести самостоятельную жизнь. Ему необходим помощник-путеводитель. . На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий  психологов и дефектологов они становились полноценными  людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Примером, тому служит  36 летний парень из Пермского края Андрей Захаров – это первый преподаватель с синдромом  Дауна  литературного кружка.          

Источник