Дети с синдромом аутизма статистика

Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этим расстройством. Этот факт подтверждает статистика аутизма. В Америке и Европе эта проблема появилась давно. Поэтому для таких людей создаются условия, которые позволяют им быть полноценными членами общества. Россия же и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно.
Аутизм что это такое
Аутизм – это расстройство психического и психологического развития. У страдающего подобным заболеванием человека наблюдается ярко выраженный недостаток эмоций и сферы общения, в действиях часто нет социального смысла. Само слово переводится как «человек внутри себя» или «ушедший в себя».
Современная медицина старается избегать термина «аутизм», заменяя его другим словом – «расстройства аутического спектра».
Кто они аутисты
О таких людях в народе говорят: необычный или странный. Аутист – это человек с биологически обусловленным заболеванием, которое проявляется в состоянии «погружения в себя» и ухода от контактов с реальной жизнью и окружающими его людьми.
Чем аутист-ребенок отличается от ровесников? Он стремится к одиночеству, не играет с другими детьми, сторонится их. Так ему комфортнее. У ребенка нарушено проявление эмоций. Это яркий представитель группы интровертов – всегда в себе, не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Особенности развития заметны в первые три года жизни. Проявления заболевания с возрастом усугубляются или сглаживаются. Основные причины:
- своевременное лечение;
- тяжесть протекания болезни;
- обучение социальным навыкам;
- раскрытие потенциала.
Взрослого аутиста можно распознать при первом контакте. Но это относится, скорей, к мужчинам. Выявить заболевание у женщины может только опытный психиатр. Основные отличия расстройства:
Мужчины | Женщины |
Полностью погружаются в хобби | Обычное поведение представительниц их пола |
Начинают что-то коллекционировать | Могут часто страдать от депрессивных расстройств |
Одну и ту же должность занимают на протяжении многих лет. |
Кому и зачем нужна статистика
Свои исследования проводит Всемирная организация здравоохранения. Статистика позволяет выявить масштабы распространения заболевания (страна, регион). Однако статистические данные не точные. Диагноз ребенку ставится обычно, как только родители отметят первые признаки заболевания. С взрослыми людьми все не так просто. Часто они не желают обращаться к специалистам. Так что реальные цифры гораздо больше.
В таких условиях очень важно развивать диагностику заболевания. Это поможет своевременно начать лечение. Статистика позволяет:
- выявлять причины заболевания;
- создавать условия, позволяющие аутистам оставаться полноценными членами общества;
- выработать рекомендаций по организации режима дня, быта и игровой деятельности детей для их родителей.
Масштабы трагедии
По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:
Год | Количество аутистов по всему миру |
1995 | 1 из 5000 |
2000 | 1 из 2000 |
2005 | 1 из 300 |
2008 | 1 из 150 |
2010 | 1 из 110 |
2012 | 1 из 88 |
2014 | 1 из 68 |
2017 | 1 из 50 |
Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад.
По прогнозам ученых в 2020 году расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.
Статистики аутизма по странам
Анализ ситуации в мире показывает, что наибольшее количество людей страдающих данной патологией проживает:
- Южная Корея.
- Америка.
По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю. Ниже представлен график, на котором показан рост числа детей с аутизмом в Америке.
Специалисты не связывают развитие аутизма с принадлежностью к определенной расе, социальным условиям жизни, материальному благополучию. Хотя влияние внешней среды и генетики исключить нельзя.
Возможно, наибольший рост аутистов наблюдается в этих государствах по той причине, что данные по странам не совсем достоверны. На территории других стран это расстройство просто менее изучено, а людям, которые страдают подобным отклонением, ставят ошибочные диагнозы. Поэтому выходит, что по данным статистики аутизм распространен больше всего на территории Америке и Южной Кореи.
Аутизм у детей
У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он практически или совсем не разговаривает. Также малыш не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки заболевания можно заметить у ребенка в возрасте до 3 лет.
По статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. У мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Среди детей мужского пола аутистов в пять раз больше, чем среди детей женского пола. Аутизм нередко сопровождается умственной отсталостью. Таким нарушением в развитии мальчиков страдает больше, чем девочек.
Статистика аутизма в России
Сегодня учет аутистов не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.
Статистика детей с аутизмом в России также не ведется. Процент таких малышей гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.
Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:
- отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
- нежелание россиян обращаться к врачам;
- несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.
Детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.
Статистика аутизма в России показывает, что в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.
Аутизм в Украине и Беларуси
Проблема аутизма сегодня также встречается в Беларуси и Украине. По статистике в Беларуси аутизм серьезно прогрессирует. За период с 2005 по 2012 год количество детей страдающих этим заболеванием выросло почти в три раза. В 2015 году количество аутистов младше 18 лет увеличилось до 10 тыс. человек. Количество заболевших растет во всех регионах Республики, но больше всего в Минске.
Однако данные не достоверны, так как не все обращаются к врачам, многие просто стесняются признать, что в их семье есть подобная проблема. Зафиксированным оказывается только каждый 10 случай аутизма.
Статистика аутизма в Украине также не ведется, так как возможности поставить точный диагноз нет. Поэтому сложно сказать, сколько на самом деле людей страдает этим расстройством. По данным МОЗ на территории Украины проживает 3200 аутистов.
Но общественные организации считают, что эта цифра сильно занижена. На самом деле больных людей гораздо больше. По статистике дітей з аутизмом в Україні в 2005 году было 662, в 2010 – 1838, а в 2016 почти 6 тыс. человек. Отдельные эксперты утверждают, что по объективным оценкам сегодня в Украине людей страдающих отклонением в развитии минимум 78 тыс. человек.
Невзирая на спорные мнения экспертов, статистика аутизма по России и миру указывает на то, что это заболевание превращается в настоящую катастрофу 21 века.
Источник
2 апреля отмечался Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашей стране число зарегистрированных детей с таким нарушением развития растёт ежегодно. Лайф приводит шесть малоизвестных фактов об аутизме.
Впервые аутизм был описан в 1943 году. С этого момента прошло уже много десятилетий, и представления о природе его возникновения, о людях, живущих с ним, об их потребностях и возможностях сильно изменились. Аутизм — поведенческий диагноз, включающий в себя целый спектр характеристик. По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68-го ребёнка в мире, а это, безусловно, очень высокий показатель.
По данным Министерства здравоохранения, в России в 2016 году число детей, зарегистрированных с диагнозом “аутизм” в возрасте до 18 лет, существенно выросло по сравнению с 2015 годом. Так, в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысячи случаев, а в 2016 году — уже более 22 тысяч
Аутизм у ребёнка невозможно определить до того, как ему исполнится год
Ранний детский аутизм относится к общим нарушениям психического развития и начинается с рождения. Однако в первые месяцы жизни ребёнка явных специфических признаков аутизма обычно не обнаруживается.
Данный диагноз возможно установить только в возрасте от одного года до пяти лет, когда в процессе развития различных психических сфер возникают нарушения (неравномерность), в первую очередь в эмоциональной сфере
Роман Юхименко, заведующий Медицинского центра доктора Шорина, специалист кафедры наркологии и психиатрии ФМБА России
На сегодняшний день не существует объективного исследования (анализа крови, показателей по УЗИ, КТ, МРТ) или какого-либо другого обследования, которое может подтвердить или исключить РАС.
— Аутизм считается поведенческим диагнозом. При его постановке специалист наблюдает за особенностями поведения, за тем, как ребёнок обращается к людям, общается (как вербально, так и невербально), как играет, какие имеются особенности поведения. Существуют описанные критерии, благодаря которым он ставится, — говорит эксперт фонда “Обнажённые сердца” клинический психолог Татьяна Морозова.
К сожалению, вопрос с постановкой этого диагноза в России пока ещё остаётся проблематичным
Клинический психолог Татьяна Морозова
В ряде случаев диагноз “аутизм” ставят неверно
Мама мальчика, которому ранее был поставлен диагноз “аутизм”, Регина М. рассказала, что в этом году ребёнку планируют снять диагноз, так как аутичные черты уходят.
— Диагноз поставили с наших слов после осмотра ребёнка в течение 10 минут в кабинете врача. У нас была избирательность в еде, отсутствие интереса к игрушкам, стереотипные махи руками. Ребёнок посещает коррекционный детский сад, занимается с дефектологами, логопедами, психологами. Снимает комиссия в ПНД. Мы используем все методы лечения и коррекции и, кажется, победили. Ребёнок стал активным, контактным, жизнерадостным. Возможно, нам изначально был поставлен ошибочный диагноз, — отметила она.
Аркену Искалкину, который вёл блог по аутизму, диагноз “аутистическое расстройство личности” поставили в 14 лет. Однако при переводе во взрослый психоневрологический диспансер медкомиссия изменила его на “шизотипическое расстройство личности”.
— В ноябре 2016 года в Израиле мне с учётом заключения от израильского психолога и психиатра по аутизму поставили “синдром Аспергера” (тоже нарушение развития, но от детского аутизма отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными), — говорит он.
Симптомы аутизма очень разнообразны
Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко уверена, что в триаде симптомов аутизма умещается бесконечное разнообразие характеров, привычек и навыков.
Есть такой стереотип, что люди с аутизмом — крайне замкнутые. Но бывают и люди, которые обожают общаться, говорят на нескольких языках, смотрят в глаза, шутят, — и у них тоже аутизм
Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт
Она отметила, что за всё время работы с людьми с аутизмом она ни разу не встретила двух похожих людей: у каждого симптомы проявляются по-разному.
То же касается и лечения. Светлана Овчарова, педагог и коррекционный психолог, уточнила, что у каждого ребёнка свой характер и к каждому нужен свой подход.
— Я никогда не думала, что сработает метод работы с зеркалами. Потому что многие специалисты пишут, что с ними нельзя работать. И это действительно так. Но кому-то подходит, кому-то нет. У меня был случай, что благодаря зеркалу ребёнок заговорил, — говорит она.
Ученики центра социальной реабилитации “Турмалин” в столовой во время обеда. Фото: © РИА Новости / Мария Алексеева
Теория о том, что прививки вызывают расстройства аутистического спектра, — одно из самых популярных заблуждений
— Аутизм — нарушение неврологического развития. Необходимо понимать, что после рождения ребёнка он может быть вовсе не заметен и проявляться лишь постепенно, во время взросления, — говорит эксперт фонда “Обнажённые сердца”, детский невролог Святослав Довбня.
Распространённый миф о том, что расстройствами аутистического спектра можно “заболеть” или приобрести их из-за вакцинации, является вымыслом, не подкреплённым научными доказательствами. В разных странах было проведено большое количество исследований на больших выборках, результаты которых подтвердили, что данная теория неверна
Святослав Довбня, детский невролог
Медикаментозные средства для облегчения состояния аутистов используют только при наличии других психопатологий
Психологическое состояние детей-аутистов успешно смягчают с помощью иппотерапии (лечебной верховой езды), канистерапии (с использованием специально обученных собак), дельфинотерапии и арт-терапии (основана на искусстве и творчестве).
По словам иппотерапевта Анны Кудрявцевой, некоторые мамы переводили своих детей-аутистов на особую диету и имели успех.
— Диета заключается в отказе от изделий из белой муки, глюкозы и молока. Дети моментально меняются в лучшую сторону, — говорит она.
Так как у многих детей с аутизмом есть проблемы с ощущением своего тела и с поддержанием равновесия, часто в лечении используется адаптивная физкультура.
Успешно применяется также прикладной метод анализа поведения. Его цель — исправлять поведение так, чтобы оно способствовало улучшению качества жизни человека.
Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт, уточнила, что данный метод предполагает постоянное наблюдение за тем, что во внешней среде влияет на поведение, а также непрерывный анализ эффективности вмешательства.
Я видела, как в результате поведенческого вмешательства неговорящие дети начинали говорить, у них пропадала аутоагрессия (самоповреждение), дети обучались самостоятельно есть, одеваться, спокойно находиться в шумных помещениях
Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт
Однако метода, гарантирующего стопроцентное “снятие” симптомов аутизма, до сих пор нет.
Вылечить аутизм нельзя, но с ним можно жить
Современные исследования показывают, что если диагноз ставится малышам ещё в совсем раннем возрасте (до двух лет), а подходящая и эффективная программа помощи начинается своевременно, то семьям удаётся преодолеть многие проблемы и трудности, которые могут возникнуть в будущем у человека.
Если мы говорим о малышах, то при работе с ними можно прийти к тому, что, будучи подростками, они практически не будут отличаться от других людей
Педагог, коррекционный психолог Светлана Овчарова
Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко подтвердила, что безречевых детей иногда можно научить говорить. Детей с трудностями коммуникации — обучить общению. Можно скорректировать проблемы поведения, научить управлять своей реакцией на неприятные раздражители (например, на громкие звуки), можно показать человеку, как справляться с ситуацией, когда нарушен привычный порядок действий, можно научить смотреть собеседнику в глаза.
Фото: © РИА Новости / Александр Уткин
Она отметила, что чем раньше начинается работа, тем выше эффективность занятий. Важно, чтобы родители знали, на какие ключевые моменты в развитии ребёнка стоит обращать внимание, и вовремя обращались бы к специалистам.
При этом в некоторых случаях симптомы аутизма значительно нивелируются с течением времени, состояние пациента значительно улучшается и ко взрослому возрасту он достигает высокого уровня социального функционирования.
— Это может происходить на фоне лечебно-реабилитационных мероприятий либо спонтанно, — врач-психиатр, кандидат медицинских наук, специалист Медицинского центра доктора Шорина Вероника Сомова.
Благоприятными факторами для сглаживания симптомов аутизма являются смягчённые условия воспитания и обучения, высокий интеллект, наличие творческих способностей
Вероника Сомова, врач-психиатр, кандидат медицинских наук
Татьяна Морозова, клинический психолог и эксперт фонда “Обнажённые сердца”, подчеркнула, что люди с нарушениями развития — прежде всего люди. Каждый из них — это индивидуальность со своим характером, увлечениями и интересами.
Все они очень разные. Но нужно понимать, что, как и все мы, они обладают равными потребностями и правами. Они также живут в семье, учатся в школе, дружат и радуются жизни
Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда “Обнажённые сердца”
Источник
Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику – расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребёнка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года. У мальчиков аутизм диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек.
Новые статистические данные были полученына основе анализа развития среди детей в возрасте 8 лет, которые проживают в 11 штатах США. Эксперты Фонда «Обнаженные сердца» клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня прокомментировали новую статистику.
Почему изменилась статистика?
Начнем с того, что данная статистика – это среднее арифметическое. Например, в штате Колорадочастота встречаемости оказалась – 1 на 76, а в Нью-Джерси – 1 на 32.
Аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом – психиатром, психологом или неврологом в результате наблюдения за человеком и интервью с ним и ухаживающими за ним людьми.Поэтому подготовка этих специалистов имеет решающее значение. Серьезно повлияло на увеличение статистики то, что в последние годы международное научное сообщество научилось лучше диагностировать расстройства аутистического спектра (РАС).
Кроме того, серьезно изменились диагностические критерии, позволившие включить детей и взрослых, которым раньше ставили другие диагнозы. Самый значительный рост в статистике произошел в конце 90-х – начале 2000-х годы, когда диагноз аутизм получили люди без сопутствующих нарушений психического и физического здоровья.
Еще один важный фактор – с развитием программ помощи этот диагноз стал не просто «ярлыком», а дал доступ к услугам: например, в тех странах, где страховка или государство покрывает услуги, необходимые человеку с аутизмом, например, поведенческую терапию, специальные занятия по коммуникации с логопедом, эрготерапию, тьюторское сопровождение в детском саду и школе и т.д., родители особенно заинтересованы в постановке точного диагноза, чтобы получить бесплатный доступ к программам помощи и образовательным услугам.
Также, возможно, существует и некоторый реальный прирост числа людей с диагнозом аутизм, наряду с изменениями в диагностике и доступности программ помощи.
Аутизм – это генетическое нарушение, но не то, которое просто передается из поколения в поколение, а возникающее в результате сложной комбинации мутаций и связано, по разным оценкам, с взаимодействием более 700 генов. Но почему именно возникает аутизм, пока не известно, хотя по всему миру ведутся масштабные исследования. Известно, что, аутизм чаще встречается у людей с другими генетическими синдромами, например, синдромом Дауна, туберозным склерозом, синдромом х-ломкой хромосомы и др.
Почему ориентируются на американскую статистику?
Данные из разных стран, включая не только США, но и, например, Китай, Южную Корею, скандинавские страны, служат ориентиром для ученых и практиков во всем мире, Россия здесь не исключение. Это происходит потому, что наука об аутизме только развивается, национальных широкомасштабных исследований в большинстве стран пока еще нет, и за основу берутся самые большие, а значит, статистически наиболее достоверные исследования в других странах, в которых сбор данных ведется с использованием надежных инструментов, а анализом полученных данных занимаются ученые из университетов с высокой профессиональной репутацией. Ни в одной стране мира, включая США, пока нельзя утверждать, что проблема диагностики расстройств аутистического спектра у детей и взрослых полностью решена.
Еще один фактор – это связь диагностических критериев с возможностями выявления. Большинство ученых сейчас признают, что в настоящий момент американская классификацияDSM-5 дает наиболее четкое описание диагностических критериев аутизма и уровней необходимой поддержки.
МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, принятая как единый нормативный документ для учета заболеваемости в большинстве стран мира, в том числе и в России) пока отстает от нее. В ближайшее время в России должна быть принята МКБ-11, в которой диагностические критерии РАС полностью совпадают с DSM-5. Разница между МКБ-10 и МКБ-11 заключается в том, что согласно МКБ-10 аутизм ставится на основе трех групп симптомов:
- качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия;
- качественные аномалии в общении (коммуникации);
- ограниченные повторяющиеся стереотипные поведения и активность.
В МКБ-11 и DSM-5оставлены две группы ключевых дефицитов, более понятные для диагностов: трудности социальной коммуникации и социальном взаимодействии и особенности обработки сенсорной информации и повторяющееся поведение. Кроме того, в МКБ-11 диагнозы аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другие дезинтегративные расстройства детского возраста и др. объединены в одну категорию – расстройства аутистического спектра. Также в МКБ-11 четче описана симптоматики для разных возрастных групп иразница между интеллектуальными нарушениями и аутизмом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает усредненные данные по странам –например, включаются данные из США, Южной Кореи, скандинавских стран, где диагностика высоко развита, стран, в которых сейчас быстро происходит улучшение диагностики, таких, например, как Китай и Великобритания и стран, где практически не диагностируют аутизм. Таким образом, получается показатель от ВОЗ – 1 на 160.
Российская статистика
В России ситуация со статистикой пока остается непростой. Это связано в том числе и с тем, что врачи и другие специалисты не всегда обладают необходимой полнотой знаний для постановки этого поведенческого диагноза. Кроме того, диагноз «аутизм» пока зачастую не дает никаких дополнительный возможностей для семьи, а иногда и наоборот может осложнить жизнь. Например, бывает, что ребенка могут не взять в обычный детский сад или школу или перевести на домашнее обучениеиз-за имеющихся трудностей с поведением, коммуникацией или отсутствием необходимых для такого ученика специалистов, например, тьютора. В этом случае из-за диагноза он будет лишен возможности социализироваться. Возможно, в том числе и поэтому значительное число детей пока остается не диагностированными или получает другие диагнозы.
Еще одной проблемой является то, что многим детям продолжают ставить устаревший диагноз ранний детский аутизм (РДА) (который, исходя из ошибки в названии, ставится только в детстве), а после наступления 18 лет его начинают менять на шизофрению, интеллектуальное нарушени или органическое поражение мозга. При этом Минздрав рекомендовал отказаться от этой практики (письмо Миндрава РФ от 4 октября 2017 г. за подписью заместителя министра здравоохранения Сергея Краевого).
Иногда требуются особые усилия родителей, чтобы отстоять верный диагноз своего ребенка. Также мотивацию родителей старших подростков и взрослых людей добиваться для своих детей диагноза расстройство аутистического спектра снижает то, что наличие этого диагноза чаще всего ничего не меняет в их жизни, например, не дает никакого дополнительного доступа к бесплатным аутизм-специфичным услугам. При этом с любым диагнозом, дающим инвалидность, человек и так может получать пенсию. Возможно, поэтому взрослых людей с диагностированным аутизмом в России очень мало.
Зачем нужна статистика?
Статистика – не спортивное соревнование, а инструмент, позволяющий понять потребности населения, спрогнозировать количество медицинских, образовательных и социальных услуг.
Чтобы выстроить в России эффективную систему помощи людям с аутизмом необходимо проделать много серьезной работы:
- Изучить успешный международный опыт организации скрининговых исследований, постановки диагноза и реализации программ помощи, основанной на методах с доказанной эффективностью.
- На основании этого опыта создать национальную систему помощи, основанную на межведомственном взаимодействии здравоохранения, образования, социальной защиты, юстиции, культуры, спорта, которые будут курировать вопросы, начиная от диагностики, заканчивая инклюзивными спортивными мероприятиями.
- Изменить систему подготовки и переподготовки специалистов (врачей, психологов, специальных педагогов, логопедов). Необходимо, чтобы обучение специалистов не только основывалось на современных представлениях о потребностях людей с РАС и эффективных программах помощи, но и было связано среальной клинической практикой. Организации, которые сейчас оказывают эффективные услуги людям с аутизмом должны стать клиническими базами для университетов.
источник
Источник