Дети с синдромом дефицита внимания о и политика

Дети с синдромом дефицита внимания о и политика thumbnail

СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца.

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше – читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Читайте также:  Код по мкб синдром хронической усталости

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

 Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Читайте также:  Люди с синдромом жильбера не болеют

 Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

 Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

 Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Синдром дефицита внимания у детей — серьёзное расстройство психики, требующее профессиональной коррекции. При отсутствии лечения СДВГ со временем станет серьёзной помехой как в учёбе, так и в работе. Происходит постепенное нарушение адаптации ребёнка в социуме. Не секрет, что дети и подростки, страдающие СДВГ, часто употребляют наркотики и получают различные травмы, будучи не в состоянии за собой следить и контролировать своё поведение.

Что такое СДВГ?

Под СДВГ понимают комплексный синдром, включающий три фактора:

  • невнимательность;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.

Есть три типа этого заболевания в соответствии с тремя обозначенными критериями. Ребёнок может быть преимущественно гиперактивным, невнимательным либо импульсивным, а также демонстрировать и смешанный тип проявления разных симптомов. Постановку диагноза специалисты осуществляют на основании сбора анамнестических данных, объективного обследования и ряда тестов, помогающих верифицировать СДВГ.

Безусловно, СДВГ — не что иное как серьёзное расстройство деятельности центральной нервной системы. Что касается неврологических расстройств, наблюдаемых при этой патологии, они появляются уже в раннем, дошкольном возрасте. Весь комплекс симптомов не даёт ребёнку полноценно развиваться, так как у него возникают сложности с приобретением тех или иных навыков. Такие дети не могут концентрировать внимание, глубоко обрабатывать, сохранять информацию и, тем более, использовать её на практике. В целом, нервно-психические нарушения у детей с явным СДВГ выглядят так:

  • внимание снижено;
  • память сильно нарушена;
  • восприятие искажено;
  • имеются проблемы с речью;
  • ребёнок не может принять даже простое решение;
  • слабая адаптация в социуме.

Также при СДВГ могут присоединяться и другие нервно-психические расстройства, например, аутизм, дислексия, а в тяжёлых случаях — и умственная отсталость.

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают от 7 до 11% школьников. При этом мальчики болеют чаще, чем девочки. Невнимательность выявляют у мальчиков и девочек примерно с одинаковой частотой. Есть мнение, что СДВГ иногда может иметь наследственный характер, однако специфичные причины у него всё же отсутствуют. В качестве возможных причин его возникновения не исключён ряд факторов:

  • генетика;
  • сенсомоторика;
  • физиология;
  • поведение.

Также к факторам риска относят критическую массу тела у новорождённых, родовые травмы, ЧМТ в раннем детстве, железодефицитные анемии, воздействие токсических веществ.

Синдром дефицита внимания у детей

Симптомы синдрома дефицита внимания

У каждого ребёнка болезнь протекает различно, но все дети без исключения невнимательны, импульсивны и гиперактивны.

Если ребёнок невнимателен, у него всегда затруднена концентрация на одном объекте или предмете. Он скучает, если его заставляют делать что-нибудь слишком долго, а сознательное сосредоточение вызывает большие трудности. Такие дети отличаются неугомонностью и часто не могут выполнить ни одного серьёзного поручения. Любое дело они пытаются отложить «на потом», пренебрегая своими повседневными обязанностями и будучи не в силах даже усидеть на одном месте в течение хотя бы получаса. Им свойственно начинать несколько дел в одно и то же время, но они не могут толком завершить ни одного.

Гиперактивность, как правило, всегда сопутствует невнимательности: дети не сидят на одном месте, поэтому у них всегда наблюдается проблема с концентрацией внимания на отдельных объектах и их осмыслением. Ребёнок постоянно двигается и говорит, а найти его среди одноклассников или одногруппников легко: постоянно ёрзает, стучит по столу каким-нибудь предметом либо просто ходит из одной стороны в другую, испытывая волнение.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

При импульсивности часто создаётся впечатление, что ребёнок, совершив какое-либо действие, абсолютно не подумал над этим. Отвечая на вопросы, он даёт первый попавшийся ответ, который ему пришёл в голову, часто без логического осмысления и построения адекватных связей. Импульсивность может проявляться внезапными эмоциональными реакциями, которые могут быть опасными: например, дети выбегают на проезжую часть или становятся слишком агрессивными. Им свойственны тревожность, депрессивные симптомы и поведенческие нарушения.

Читайте также:  Сестринское вмешательство при гипертермическом синдроме у детей

Согласно общепринятым критериям, симптомы и диагностику СДВГ определяют следующим образом. Если у ребёнка наблюдаются серьёзные нарушения внимания, он:

  • плохо себя организовывает;
  • отличается забывчивостью;
  • постоянно делает ошибки;
  • не может сосредоточиться;
  • теряет вещи;
  • делает вид, что слушает, но на самом деле «пропускает всё мимо ушей», без осмысления;
  • всегда отвлекается;
  • если нужно выполнить задание, требующее концентрации внимания, он просто не хочет этого делать;
  • ему трудно быть внимательным даже во время игры.

Признаки импульсивности или гиперактивности таковы:

  • излишняя болтливость;
  • ребёнок не может долго находиться в одном месте;
  • он постоянно двигается и суетится;
  • не может освоить тихую и спокойную форму игры;
  • любит встревать в разговоры взрослых и приставать к ним;
  • не дожидается очереди;
  • не думает и не слушает, когда ему задают вопросы, отвечая на них быстро, нелепо и невпопад.

Также существуют и популярные тесты, с помощью которых можно подтвердить диагноз.

Тест на синдром дефицита внимания

Выявить СДВГ у детей можно используя специальную методику тестирования, разработанную израильскими специалистами. Речь идёт о тесте МОХО, показывающем то, насколько у ребёнка выражена непрерывная производительность и способен ли он концентрировать внимание должным образом. Тест нашёл широкое применение в неврологической и психотерапевтической практике. Время тестирования — не больше 20 минут, но он отличается высокоточной результативностью.

Ребёнка сажают за компьютер в наушниках. В процессе теста ему нужно проявлять реакцию на заданный порядок стимулов, стараясь не отвлекаться на другие. С целью отвлечения методика предусматривает ряд зрительных и звуковых раздражителей, мешающих концентрации. Такие помехи помогают выявить степень возможных нарушений и отклонений.

Тест оценивает психоэмоциональное состояние ребёнка согласно четырём критериям. Первый критерий — это внимательность: насколько испытуемый может сосредоточиться, не отвлекаясь на посторонние раздражители, намеренно мешающие фокусировке внимания. Второй критерий — насколько действия испытуемого согласованы между собой и в состоянии ли он давать точные и своевременные реакции на те или иные раздражители. Третий критерий — уровень импульсивности: имеются ли в поведении ребёнка необдуманные действия или поступки. Наконец, четвёртый критерий — это гиперактивность: есть ли она, насколько выражена и, главное, имеется ли в поведении испытуемого гиперактивность, не имеющая объективных причин и не связанная с ситуацией в настоящем времени.

У ребенка дефицит внимания — что делать?

Как уже говорилось ранее, речь идёт о серьёзном расстройстве психики, нуждающемся в коррекции и лечении. Кроме профессиональной помощи со стороны детских психологов и психотерапевтов, многое зависит от тактики, которую выработают родители по отношению к такому ребёнку. Ругать его за неадекватные действия не имеет смысла. Оптимальный вариант — включиться в процесс и предложить свою помощь при выполнении ребёнком повседневных дел (уборка вещей, подготовка школьных уроков). Если он проявляет старания и успешно выполняет какие-либо действия или поручения, его обязательно нужно хвалить, даже если успех был скромным. Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенным и станет стимулировать его к дальнейшим верным поступкам и решениям.

Даже если что-то получается неудачно, важно поддерживать ребёнка, а снизить проявления гиперактивности или излишней импульсивности помогают спокойное музыкальное сопровождение, игры в «настолки» или принятие тёплой ванны.

Для школьника родители могут составить дневное расписание, чтобы он целенаправленно приучал себя к выполнению конкретных действий и задач. Важно продумать очерёдность, последовательность их выполнения, чтобы заранее выстраивать в голове план, согласно которому следует действовать каждый день.

Общение с таким ребёнком порой тяжёлое и непростое, но именно оно и выработанная тактика родительского поведения помогут семье справиться с СДВГ и направить энергию в нужное русло. Диагноз не является приговором, а болезнь подлежит лечению и хорошо ему поддаётся коррекции.

занятия с психологом

Лечение дефицита внимания у детей

Эффективная терапия СДВГ у детей невозможна без объединения совместных усилий со стороны семьи, учителей и медиков. Существует действенная корректирующая методика Дэйвиса, активно применяемая в психотерапевтической практике с целью лечения целого ряда серьёзных поведенческих и психоэмоциональных расстройств у детей. Её суть заключается в понятии «точка ориентации». Методика Дэйвиса мягко и последовательно воздействует на детскую психику. Здесь исключены обвинения в отставании в развитии, поэтому раскрытие творческого потенциала будет происходить естественно, а мышление постепенно обретёт последовательность и упорядоченность.

Ребёнку доступными словами объясняют, каким образом он может «отключиться» от своей дезориентации и невнимательности. «Точка ориентации», создаваемая им в воображении, помогает увидеть окружающий мир таким как он есть, без искажений восприятия. Дети начинают осваивать более сложные навыки, в том числе буквенные и числовые обозначения с их последующим верным осмыслением. Они учатся образному мышлению, поэтому сложности в сфере восприятия постепенно становятся меньше.

Без медикаментозного лечения СДВГ, к сожалению, чаще всего бывает не обойтись. С этой целью применяют стимулирующие лекарственные препараты в виде риталина, декседрина или циклерта. Именно эти лекарства помогают снизить патологический уровень гиперактивности. Главное – правильная тактика лечащего врача и подбор соответствующих доз препаратов с учётом возможных побочных действий.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Комментарии к статье

Источник