Дети с синдромом раннего детского аутизма в системе общего образования

Дети с синдромом раннего детского аутизма в системе общего образования thumbnail

Дети с синдромом раннего детского аутизма в системе общего образования

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяется значительная группа детей, у которых на первый план выходят расстройства в эмоционально-волевой сфере. Данная категория детей с расстройствами крайне многочисленна и неоднородна.

Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого- педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.

Аутизм —это целый комплекс расстройств психического развития ребенка,который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, стереотипностью деятельности. Расстройство воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира.

Классификация раннего детского аутизма (РДА) по степени тяжести

Выделяют 4 группы развития детей с РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать жизненно важные, витальные потребности, например, голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

  2. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более, чем другим свойственно испытывать чувство страха, на которое они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии (агрессии направленной на себя). Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящиеся к 1-ой группе.

  3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия имеют форму устойчивого повторения (стереотипичная форма) и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер,

ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

  1. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой.

Наиболее легкий вариант проявления РДА. Основной чертой является

повышенная эмоциональная ранимость, что проявляется в избегании отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду.

Рекомендации по обучению детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательного учреждения

В настоящее время увеличивается число выявленных случаев аутизма.

Для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития.

Важно определить для педагога следующие моменты в поведении :

− Более приемлемая для ребенка дистанция общения;

− Излюбленные занятия в условиях, когда предоставлен сам себе;

− Способы обследования окружающих предметов;

− Наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

− Используется ли речь и в каких целях;

− Поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

− Отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.

Выяснив для себя все эти моменты можно приступать к организации среды и «включение» аутичного ребенка будет максимальным.

  1. Создание положительного эмоционального контакта с учителем и учащимися Личное отношение к ученику с аутизмом первостепенно в общении,

иногда достаточно улыбки, кивка головы или наоборот какого-то условного знака, обговоренного с ребенком заранее.

    • конце урока, обязательно говорить о том, что ребенок “хорошо позанимался” и “выполнил задание”, «сделал….», что он вел себя как “хороший,

умный ученик”,но хорошая оценка не должна даваться учителем слишком эмоционально, что может перевозбудить ребенка. Неформальные контакты на перемене тоже должны быть организованы. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, это не значит включать ребенка в деятельность детей

  1. Учет личностных особенностей ребенка

Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку, переставать слышать и видеть учителя при словах «давай посчитаем» и др. В этом случае напряжение ребенка постепенно уходит, если педагог остается спокоен и предлагает ему адекватную помощь, позволяющую ощутить себя успешным. Например, сначала можно при письме поддерживать его руку, а затем постепенно уменьшать помощь. Иногда важно сначала создать для ребенка впечатление, что он справляется с заданием, затем, уже на фоне этого «успеха», начинать действительную отработку навыка. В связи с огромной неуверенностью ребенка в себе рискованно, по крайней мере в начале обучения, пытаться стимулировать его, предлагая новое, «очень трудное», «самое трудное» задание. Для того чтобы он научился рисковать, принимать трудности, конструктивно воспринимать неудачи, необходима специальная психологическая работа, в которой ребенок с РДА, прежде всего, должен накопить значительный опыт успешности.

  1. Организация учебного времени, использование стереотипов поведения.

  • помощью зрительно-пространственной организации среды мы сможем не только спровоцировать ребенка на достаточно сложные действия, но и составить из них связную поведенческую цепочку. Основной задачей взрослого при этом становится насыщение всех ее звеньев эмоциональным смыслом, объединение их логикой нашего взаимодействия с ребенком.

Вовремя запущенный стереотип поведения поможет нам при необходимости экстренно справиться с поведенческой проблемой: отвлечь ребенка,

сосредоточить его, успокоить; умелая стыковка цепи стереотипов вообще может уберечь ребенка от аффективных срывов – перевозбуждения, неожиданных импульсивных действий.

Растерянность, тревога ребенка уменьшается, если аутичный ребенок четко усвоит своё основное место занятий в школе, и что он должен делать во всех других местах здания, где он бывает .Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня.

Для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма на время и с последующим возвращением к общим занятиям.

При работе место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало аутичного ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.

Читайте также:  Синдром скопления жидкости и воздуха в плевральной полости это

Педагог и психолог должны своевременно оказывать ребенку дополнительную индивидуальную помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков.

Дети с РДА должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, к чему привыкли, что им хочется изменить, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут другие люди, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая, сопереживая все возникающие жизненные ситуации вместе с близкими взрослыми – родителями, учителями.

Список литературы:

  1. Настольная книга педагога, работающего с детьмис ОВЗ Авторы: М.С. Староверова (введение; глава 1, раздел 1.2, 1.3; глава 2, раздел 2.2), А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова (глава 1, раздел 1.1), Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Г.М. Комлева (глава 1, раздел 1.4), Л.Н. Гладилина, Е.Б. Борисова (глава 1, раздел 1.5), Е.В. Ананьева (глава 1, раздел 1.6), О.И. Кузнецова (глава 1, раздел 1.7), Л.В. Кузнецова (глава 2, раздел 2.2), Е.В. Ковалев (введение; глава 2, раздел

2.2, 2.3, 2.4)

  1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

  2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 2005.

  3. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки/Л.Г. Нуриева. – Изд. 8-е. – М.: Теревинф, 2015. – 106 с. – («Особый ребёнок»).

Источник

         «Воспитание  и  обучение  детей                                             с   ранним  детским  аутизмом»

План 

1. Понятие РДА 
2. Причины развития 
З. Ограничение РДА от других заболеваний. 
4. Классификация детей с РДА. 
5. Особенности воспитания и обучения детей с РДА. 
6. Перспективы в обучении и социализации детей с РДА.

     Ранний детский аутизм – вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь, с близкими людьми. 
В последние годы выросло число детей с РДА. Некоторые из них поступают в массовые детские учреждения. В связи с этим разрабатываются новые подходы к коррекционной работе, выдвигаются и обсуждаются новые гипотезы о природе и причинах возникновения такого нарушения в развитии детей. Впервые выделил аутизм как таковой американский психолог Каннер.  В своей работе он описал характерные черты аутичного ребенка: 
1. Ребенок избегает взглядов в глаза, затрудняется в понимании своего состояния, не замечает сверстников. 
2. Наблюдается стереотипность поведения, поглощенность однообразными действиями (раскачивание, потирание рук, манипуляция с предметами). 
З. Нарушается эмоциональный контакт с близкими людьми. Наблюдается мутизм, эхолаличность –  немедленное или отсроченное повторение фраз или предложений. 
4. Ребенок не использует личных местоимений, говорит о себе в третьем лице (Вася хочет гулять. Он хочет пить»). Речь может быть богатая, но вследствие «попугайности» (у таких детей хорошая память). 
5. Наблюдается общий тревожный фон настроения, множество необычных и долгих страхов. дети боятся шума бытовых приборов, определенного цвета, явлений природы, всего мокрого. Известен случай, когда девочка не давала дотрагиваться до своих волос.
6. Раннее проявление заболевания (до 2,5 лет) встречается в 3-6 
случаях на 10.000 детей. (Причем у мальчиков гораздо чаще, чем у девочек) 
7. Родителей этих детей беспокоит беспричинная 
агрессия (самоагрессия) ребенка, нежелание общаться даже с ними. Также их тревожит задержка речевого и интеллектуального развития. 
 

  ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ аутизма до сих пор не выявлены. 
Этиология этого нарушения в развитии детей остается неясной. 
1. Существует гипотеза о психогенном происхождении аутизма: 
– В результате психологической травмы в раннем возрасте или от недостатка общения с родителями. 
Этого направления придерживаются, в основном, зарубежные ученые-дефектологи. 
2. Ряд ученых считает, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность ЦНС: 
– врожденные обменные нарушения, 
– хромосомные аномалии, последствия нейроинфекции, 
– поражение ЦНС в результате патологии беременности, 
– рано начавшийся шизофренический процесс, 
– краснуха во время беременности. 
На сегодняшний день выявлено более 30 причин, от них во 
многом зависит характер проявления РДА.

Отграничение от сходных заболеваний. 
1. Часто у маленького ребенка с РДА подозревают слепоту и глухоту, т.к. он не реагирует на близких ему людей. 
2. Может быть соотнесение РДА и умственной отсталости. У 2/3 аутичных детей может быть выявлена УО. Однако выполнение неречевых заданий у детей с аутизмом лучше, чем у детей с УО. 
3. РДА и нарушение речевого развития. 
а) При моторной алалии ребенок вообще не разговаривает.                                б) При сенсорной алалии ребенок не понимает речь. А ребенок с РДА слушает указания и через некоторое время может его выполнить(т.е. речь понимает) 
в) Шизофрения и РДА. 
В России считается, что РДА – это одно из проявлений вялотекущей особенной шизофрении. Тогда, как на Западе полностью исключается связь РДА с этим психическим заболеванием.
 

Классификация детей с РДА 
(по Никольской О.С.)

В основе классификации – характер и степень нарушения взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Полная отрешенность от окружающей среды (1 группа) 
Жалобы родителей: Невозможность организации такого ребенка, ответной реакции от него нет никакой. Никогда ничего не просит, не реагирует на боль, холод. Чаще всего проводит время в лазании по мебели или бесцельном блуждании по комнате. Если прервать его, то возникает агрессия. Этот ребенок почти не пользуется центральным зрением, ничего не рассматривает, предметы его не провоцируют на действия. Выражение лица при этом у него лукавое. Наблюдаются грубые нарушения мышечного тонуса. В быту особых хлопот не доставляет. Страдает от разлуки с близкими. Максимальную просьбу выражает взяв руку взрослого кладет ее на необходимый ему предмет. 
Из анамнеза: в раннем возрасте это спокойные удобные дети, контакта не требовали, на руки не просились. Ближе к году –  не боялись чужого человека, в рот ничего не тащили. Отмечалась острая реакция на чувственные раздражители (шум бытовых приборов, хлопанье дверьми). На втором году парадоксально не реагирует на боль и холод, максимально снижен порог чувствительности. На имя не откликается, не реагирует на просьбы взрослых, не следит за указательным жестом.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ: в 2,5 – 3 года речи нет, но отдельные фразы произносит в момент аффекта. Внутренняя речь сохранена и развивается. Не пользуется мимикой и жестами. 
ПРОГНОЗ: эти дети имеют наихудший прогноз, нуждаются в уходе и надзоре. В результате коррекционной работы приобретают некоторые навыки самообслуживания, постигают счет, письмо, но социальной адаптации не поддаются.

Читайте также:  Астено невротический синдром код мкб 10

Отвержение окружающей среды (2 группа) 
Эти дети более активны. Но и они не принимают большую часть окружающего мира. Аутизм у них в большей степени проявляется вне дома, то есть когда ребенка выводят из привычной ему обстановки. 
Внешне это более страдающие дети: лицо искажено гримасой страха, они более отягощены страхами, имеют много стереотипов (как моторных, так и речевых). 
Эти дети более приспособлены к жизни. Активность проявляется в избирательности (например, в еде –  предпочитают блюда одного цвета, вкуса, формы, они носят определенную одежду, ходят гулять по одному маршруту). Все навыки формируются в определенных условиях, смена условий ведет за собой утерю навыков. 
Умственное развитие, как правило, в пределах УО. 
Страхи проявляются ярко (например, боязнь яркого света). Дети этой группы часто заняты манипуляциями с предметами. Очень привязаны к близким людям. Не отпускают их от себя, стремятся управлять ими. При нарушении их условий может быть агрессия (самоагрессия) и, как следствие, утяжеление дефекта.

ИЗ АНАМНЕЗА: дети второй группы – это маленькие деспоты для своих родителей. Симбиотичная связь с матерью, разлуку не переносят. С раннего возраста привыкают к режиму дня. Усвоив какое-либо движение превращают его в стереотип (крутят колеса, стучат ложкой). До года проявляется интерес к сенсорике –  цвета, формы, буквы – все опять сводится к стереотипу и аутостимуляции. После года – прыжки, потряхивание руками, затем игры с языком, обнюхивание, ананирование. 
Самое страшное для них – нарушение стереотипа поведения (отмена прогулки, переезд и т.п.)

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ: Дети этой группы –  речевые. Пользуются речью для выражения своих нужд и потребностей. Накапливают определенные штампы, команды жестко связанные с ситуацией (например, дать пить, Петя хочет гулять). Длительное время в их речи отсутствуют личные местоимения. Часто используют отрывки из сказок, мультфильмов. Мальчик, если хотел есть, говорил: «Испеки-ка ты мне, бабка, пирожок». Речевые ответы эхолаличны. 
ПРОГНОЗ: при своевременной коррекционной помощи, такой ребенок может быть подготовлен к массовой или 
вспомогательной школе.

Замещение окружающей среды (3 группа)
Дети выглядят не отрешенными от мира, а захваченными своими интересами. У родителей жалобы на невозможность управлять поведением ребенка. Он может месяцами, годами говорить, играть в одно и тоже. Такие дети делают все, чтобы их ругали и получают от этого удовольствие. 
Типичное для них выражение лица это застывшая улыбка, блестящие глаза. На первый взгляд создается иллюзия, что он смотрит на тебя, но не видит, взгляд не сосредотачивает. Эти дети более активны в контактах с окружающей средой. О них можно сказать, что они моторно-неловкие дети. Нарушено развитие как крупной, так и мелкой моторики. К 6 – 7 годам не овладевают навыками самообслуживания. Не действуют ни по показу, ни по словесной инструкции. Часто отказываются от обучения, из боязни показаться несостоятельными. 
ИЗ АНАМЕЗА: Чаще других склонны к диатезам, аллергии, очень плаксивы, плохо засыпают, такого ребенка тяжело успокоить даже на руках у матери, всегда повышен мышечный тонус. Дети рано выделяют близких, но дозируют контакт. Если что-то сделано без его желания, может оттолкнуть мать, наступает бурная реакция, а при получении желаемого происходит то же самое.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ: Эти дети владеют развернутой литературной речью, с большим словарным запасом, кажутся очень умными, эрудированными, могут рассказывать, цитировать целые страницы. Но это монолог. Речь не является средством общения. Диалогической речью не владеют. Темп речи ускоренный, наблюдается торопливость, ребенок не заботится о том, понимают ли его. Речь интонирована, без пауз, с проглатыванием окончаний. 
ПРОГНОЗ: При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к массовой школе.

Трудности в организации общения и взаимодействия (4 группа)
Ранний детский аутизм выражен в наиболее легкой форме. Детей отличает повышенная ранимость, тормозимость в контактах, в общении с окружающими людьми, трудности в сосредоточимости и организации произвольной деятельности. В целом, физически  хрупкие, легкоутомляемые дети. По многим признакам похожи на детей с ЗПР. 
Жалобы на задержку развития. Выглядят скованно, движения затруднены, механистичны, вялость быстро сменяется перевозбуждением. На лицах страх, тревога, растерянность. Мимика угловатая, как смена масок. Характерно, что они смотрят в глаза, но контакт прерывистый, избирательный. 
Психологическое развитие менее искажено, трудности усвоения моторных навыков. Не всегда понимают инструкцию. 
Характерно, что это очень правильные дети, не могут обманывать, ловчить, самостоятельно принимать решение. 
Аутостимуляции не используют. 
ИЗ АНАМНЕЗА: Развитие приближено к норме, но более замедленно. Рано начинают ходить с поддержкой, асамостоятельно долго не могут. Рано выделяют мать, близких, боятся чужих людей. 

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ: Речь тихая, нечеткая. Фраза к концу затухает. Встречаются эхолалии, но они отсрочены во времени. Ребенок может обратиться с просьбой. 
ПРОГНОЗ: Благоприятный, но с коррекционным сопровождением. 
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 
Главная задача в работе с аутичными детьми — это установление эмоционального контакта. 
Медикаментозное лечение приносит лишь 15 %. Больше влияет воспитание и обучение. 

ОДНИМ ИЗ МЕТОДОМ КОРРЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ 
«ХОЛДИНГ – ТЕРАПИЯ» 
Метод разработан доктором Мартой Уэлч (1983). Как психотерапевтическая техника, холдинг (от англ. глагола «держать») выглядит очень просто. 
В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и о своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. 
Итак, холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта. 
Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии: 
– конфронтацию                                                                                                           – отвержение (сопротивление) 
– разрешение.
Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. Когда так или иначе матери удается настоять на своем, усадить ребенка к себе на колени, заключить его в свои объятья, после конфрантационной паузы наступает фаза активного отвержения. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить как она любит и как переживает, что он страдает, но что она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия — стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявлять нежность, мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви. 
Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг-терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо ведет себя). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии. 
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре. 
Холдинг-терапия проводится только в Москве, даже в Нижнем Новгороде этой процедурой не владеют. Холдинг проводит врач терапевт, владеющий знаниями по дефектологии. Эту процедуру чаще всего проводят с детьми 1, 2, 3 групп. 

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника при геморрое

    В массовые детские учреждения чаще всего попадают дети, имеющие неярко выраженный аутизм, и, первое что следует знать специалисту – это то, что формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта. Это сделать возможно: 
1. Через участие в нравящейся ему деятельности (например, рисование, пускание мыльных пузырей) 
2. Организация работы должна стать типичной (одно и то же время, место, одинаковая последовательность заданий и упражнений). 
3. Место для работы следует выбрать так, чтобы перед вами и ребенком была стена, на столе должно лежать минимальное количество пособий. 
4. Знакомство должно происходить через мать, ее следует вовлекать в процесс обучения и воспитания. 
Общее для всех аутичных детей – это недостаточное понимание речи (в силу отрешенности таких детей). 
Следовательно, задачей специалиста является развитие понимания. Эта задача решается посредством: 
– подстраивания под его интересы (он воспринимает только то, что ему интересно). 
– чтобы поймать внимание ребенка, нужно проводить специально-смысловой комментарий, который сопровождает всю его деятельность, опирается на опыт ребенка, вносит смысл во внешне бессмысленную деятельность (качается ребенок- педагог комментирует это движение как «ветер дует») 
– пояснить ребенку причинно — следственные связи (что будет, когда ты придешь куда-то, что-то сделать) 
– давать представления о сути предметов, чтобы преодолеть страхи. 
– Этими коррекционными мерами и способами должны владеть специалисты, педагоги и обязательно родители. 
2 задача — это формирование возможности активного пользования 
речью (дети 2 и З групп). 
Так как эти дети понимают обращенную речь, растормаживание 
речи идет в трех направлениях: 
1. Провоцирование непроизвольному подражанию действиям, мимике, интонации взрослого. 
2. Провоцирование ребенка на эхолалии с помощью ритма (например, прыгает), в это время повторяются знакомые стихи и песни. Педагог обязательно оставляет паузу, чтобы ребенок мог вставить слово. 
З. Закрепление речевых реакций в типичных условиях, ситуациях. Создавать эти ситуации по несколько раз. 
4. Этих детей следует учить читать (к 6 – 7 годам). Для них более приемлем метод глобального чтения, т.е. целыми словами. 
С детьми 4 группы работа строится, в основном, как с 
обычными детьми. Но индивидуальный подход осуществляется 
с учетом особенностей развития. 

ПЕРСПЕКТИВЫ. 
Пока эти дети, по большей части, находятся в ведении психиатрических диспансеров (1, 2, отчасти З группы). Дети 4 группы попадают в массовые д/с, школы. Следует отметить, что должной помощи эти дети не получают. 
1 группа детей по решению ПМПК имеют инвалидность и остаются на учете у врача и наедине с родителями. 
Дети 2 и З групп. Им ПМПК рекомендует домашнее обучение по программе массовой или вспомогательной школ. Но результат бывает нулевой, т.к. учителя массовых школ не имеют дефектологического образования. 
Второй вариант: дети могут посещать массовую школу, но они немедленно становятся предметом насмешек сверстников, и это может спровоцировать их на самоагрессию. 
Таким образом, нужна специальная подготовка и учителей и учеников. 
     Выход, на сегодняшний день, видится в введении интегрированного обучения, где ребенок мог бы обучаться совместно с другими детьми, не имеющими трудностей в контакте. Вопреки распространенному мнению, аутичный ребенок к школьному возрасту достаточно упорядочен, абсолютно не опасен для сверстников (скорее наоборот) и, при адекватной подготовленной педагогической работе, имеет высокую учебную мотивацию. 
     Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция 
подразумевает: 
В психологическом плане:                                                                                               – установление контакта со взрослыми 
– смягчение общего фона эмоционального комфорта (тревоги, страхи) 
– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками 
– преодоление стереотипных форм поведения. 
В педагогическом плане:                                                                                                      – формирование навыков самообслуживания 
– формирование  моторных навыков (графических)

Медикоментозное сопровождение осуществляется врачом.                                           Работа с семьей: психотерапия членов семьи, составление с 
членами семьи программ развития ребенка в домашних условиях.

Источник