Диагностика моторики у детей с синдромом дауна

Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

• плоское лицо;

• укороченный череп;

• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

• особый разрез глаз;

• гиперподвижность суставов;

• плоская форма затылка;

• недоразвитие средних фаланг пальцев;

• открытый рот;

• различные зубные аномалии;

• плоская переносица;

• короткий нос.

Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

• мышечная гипотония;

• катаракта;

• врожденный порок сердца;

• косоглазие;

• деформация грудной клетки;

• эписиндром;

• стеноз двенадцатиперстной кишки;

• лейкоз.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

•появление навыков запаздывает;

•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное “застревание” на ладонных формах захвата.

Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

Читайте также:  Выраженный болевой и вегетативный синдром

•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Источник

Государственное учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

«Диагностика общих двигательных навыков у детей

с синдромом Дауна»

Доклад зачитан на семинаре: «Развитие общих двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»

Оводковой Екатериной Александровной

Диагностика ОДН разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

Помогая малышу в его двигательном развитии, важно представлять не только исходный уровень его двигательного развития, но и иметь возможность отслеживать, как он продвигается в этой области. Метод содействия двигательному развитию детей с синдромом Дауна, разработанный Петером Лаутеслагером на основании специально проведенного научно*практического исследования, включает в себя тест «Основные двигательные навыки» (сокращенно – ОДН-тест), то есть «инструмент для измерения» уровня двигательного развития ребенка, и кинезиотерапию, построенную с учетом общих и индивидуальных особенностей его двигательного развития.

В процессе разработки своего метода доктор Лаутеслагер исходил из следующих соображений:

  1. Кинезиотерапию целесообразно проводить в период развития основных (базовых) двигательных навыков, поскольку они закладывают основу для всего последующего двигательного развития, то есть с первых месяцев жизни малыша и до трех-четырех лет. В дальнейшем задачей кинезиотерапевта может быть работа над качественной стороной основных двигательных навыков и над развитием сложных и сложно координированных движений.
  2. Тест должен учитывать специфику, затрудняющую детям с синдромом Дауна освоение моторных навыков.
  3. Тест должен быть доступен и легко применим на практике. Он должен служить основой для практической работы с ребенком и позволять ориентироваться в последовательности формирования основных двигательных навыков.
  4. Необходимо, чтобы тест позволял учитывать индивидуальные особенности и различия двигательного развития любого ребенка с синдромом Дауна, независимо от наличия или отсутствия дополнительных медицинских проблем, индивидуальных темпов развития и т. д.

В  процессе  специальных  исследований  двигательного  развития  детей с синдромом Дауна, доктор Лаутеслагер выделил пятнадцать основных двигательных навыков, которые в конечном итоге образовали шкалу двигательного развития ребенка с синдромом Дауна. Тест, представляющий собой подробную шкалу двигательного развития, можно использовать от начала развития произвольных движений малыша и вплоть до сформированных основных (базовых) двигательных навыков, то есть до того времени, как ребенок будет уверенно принимать вертикальное положение и действовать в вертикальном положении.

Мы приводим здесь перечень этих навыков в том виде, в котором они представлены в описании ОДН-теста.

  1. Поднимает ноги, лежа на спине.
  2. Поднимает руки, лежа на спине.
  3. Поднимает голову, лежа на спине.
  4. Опирается на локти, лежа на животе.
  5. Переворачивается с живота на спину.
  6. Переворачивается со спины на живот.
  7. Сидит.
  8. Передвигается по опорной поверхности.
  9. Ходит вдоль опоры.
  10. Стоит у опоры.
  11. Встает к опоре.
  12. Самостоятельно стоит.
  13. Садится из положения лежа.
  14. Самостоятельно ходит.
  15. Самостоятельно встает.

Поскольку каждому малышу необходимо не просто освоить целый ряд положений тела, но и научиться свободно чувствовать себя сидя, ползая, стоя, каждый из пятнадцати разделов теста разбит на последовательные уровни (стадии) развития навыка, что позволяет, определив уровень навыка, на котором в данный момент находится ребенок, точно планировать и проводить занятия с малышом, чтобы помочь ему перейти на следующий уровень.

Чтобы понять, что такое стадии (уровни) развития навыка, рассмотрим для примера один из основных двигательных навыков – способность ребенка сидеть.

На рис. 3 схематически изображен ход развития этого навыка, разделенный на последовательные уровни (I –VI).

Читайте также:  Дочь егора бероева синдром дауна

  

Рис. 3 

Сначала, на первых двух уровнях (I, II), ребенок только начинает осваивать этот навык и сидит с дополнительной опорой на руки.

На уровне III его чувство равновесия и сила мышц уже позволяют оторвать от опоры обе руки, но он все еще сидит с согнутой спиной.

На уровнях IV и V малыш уже умеет самостоятельно сидеть, не подпирая себя руками, а кроме того, он может выпрямить спину в положении сидя. На уровне IV малыш сидит с прямой спиной, а на уровне V его мышечная система и чувство равновесия позволяют ему прогнуть спину в пояснице, когда он высоко поднимает руки.

Высший уровень развития данного навыка – уровень VI. Он отличается от всех предыдущих тем, что малыш чувствует себя совершенно свободно, когда сидит на опорной поверхности. Он может не только взять игрушку с пола и играть с ней на уровне груди и не только потянуться за игрушкой вперед и вверх, но легко берет ее сбоку и сверху, а ведь для этого ему необходимо наклоняться в сторону, сгибая корпус, а потом возвращаться в исходное положение. Такие действия требуют хорошего динамического равновесия и это – так называемый функциональный уровень, то есть свободное владение телом в положении сидя. Владея динамическим равновесием в положении сидя, то есть освоив последний, шестой, уровень развития данного навыка, ребенок сможет легко перейти в положение на четвереньках и снова сесть, когда доползет туда, куда ему понадобится.

Теперь на примере положения сидя посмотрим, каким образом в ОДН-тесте описывается каждая стадия развития данного навыка.

Стоит обратить внимание на то, что каждый последующий уровень развития навыка фактически является программой его развития. Если на уровне 2, например, мы отмечаем, что малыш может 5 секунд сидеть опираясь на одну руку, то описание уровня 3 подсказывает, к чему надо дальше стремиться. В нашем примере – к тому, чтобы малыш не только увеличивал время удержания положения сидя с опорой на одну руку, но и учился отрывать в этом положении от опоры обе руки. Если регулярно уделять внимание определенным моментам, которые будут стимулировать его потянуться обеими руками за игрушкой, через какое-то время он научится это делать и можно будет приступить к освоению следующего уровня, на котором малыш научится сидеть с прямой спиной.

Тест Петера Лаутеслагера позволяет специалистам ориентироваться в качественной стороне каждого навыка и, обсуждая с родителями планы домашних занятий на ближайшее время, точно подбирать те виды активности, которые помогут малышу последовательно освоить все стадии развития каждого навыка. По результатам тестирования специалист может определить общую балловую оценку, позволяющую в дальнейшем, при повторных тестированиях, наблюдать динамику двигательного развития конкретного ребенка. Родителям важно понимать, что сам по себе тест лишь позволяет определить, на какой стадии развития каждого навыка находится малыш на момент тестирования, а также сориентироваться в том, какими должны быть последовательные шаги, направленные на дальнейшее формирование этого навыка. За проведенной оценкой уровня двигательного развития обязательно должны следовать регулярные кинезиотерапевтические занятия, которые предполагают самое активное участие родителей.

Использованная литература

Даунсайд ап «Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна» пособие для специалиста

Источник

Когда мы говорим “мелкая моторика”, мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Короче, без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи. Попробуем это объяснить простым языком:

В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.

От рождения до полутора лет обычный ребёнок начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия, учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

От полутора лет захват-клешни (большой палец отдельно от всех остальных) начинает меняться на более точные движения, ребёнок уже может обособлять остальные пальцы, появляются щипковые и щипотковые захваты (тремя пальцами)
Совершенствуется связь между полушариями мозга, поэтому дети начинают учиться рисовать не каракули, а линии и круги, учатся резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

Ближе к трём годам мелкая моторика вступает уже в прямую связь с развитием речи. Отмечено, что если ребёнок не умеет работать с мелкими предметами (поймать бусинку, переложить зёрна из миски в миску, правильно захватить карандаш и т.п.), то его речь в 100% случаев имеет определённые моменты недоразвитости.

В норме ребёнок совершенствует вплоть до школы приобретённые навыки мелкой моторики, оттачивает точность движений. Ближе к 4 годам настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята умеют ловко поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, могут держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии. Формируется захват пинцетом – ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.

Читайте также:  Половые органы адреногенитального синдрома фото

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.

Развитие мелкой моторики у детишек-дауняток идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:
• имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
• наблюдается сниженный мышечный тонус,
• присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
• часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации “рука-глаз”,
• имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий, телесоориентированные игры. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала супермягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилинографии. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Идли другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.

Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».

Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичсне игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.

Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.

Изготовьте тренажёры – ленту. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Учите ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом ленты должны быть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.

Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.

Возьмите колечко кольцеброса, научите ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Научите ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста. Предложите малышу свернуть бумагу в шар.

Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики (сделайте их сами, набив разными вещами пластмассовые коробочки из под киндер-сюрприза), потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.

Возьмите прозрачный стакан с водой, добавьте туда комком яркую гуашь, научите ребёнка размешивать краску в стакане ложкой. Можно обыграть это упражнение – вы готовите, например, кукле лекарство.

Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научите ребёнка просеивать песочек с помощью ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.

Играйте как можно более разнообразно с музыкальными детскими инструментами. Советую приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах, обратите внимание на русские народные и украинские инструменты. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино. Отмечу особо, что у детей с синдромом Дауна часто просто великолепные музыкальные способности.

Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. Но даже без специальных курсов, вы можете развивать ручки ребёнку – посадите на стульчик, дайте ребёнку схватиться ладошкой за большие ваши пальцы, а остальными вашими пальцами обхватите ручку ребёнка. Потяните к себе, чтобы ребёнок привстал. Как только ребёнок научится крепко хвататься, разнообразьте упражнение, предлагая схватиться за палку, кольца кольцеброса. Устройте шуточное перетягивание верёвочки или палочки.

Купите ребёнку игрушечный руль. Ребёнок не только будет нажимать на кнопочки, но и крутить руль «как папа», отрабатывая движения запястья.

Если ребёнок уже достиг возрасте 3-4 лет, предложите ему поиграть под вашим присмотром прищепками и скрепками. Прищепки нужно прикреплять на круглую металлическую коробку из-под конфет или печенья, а потом – снимать. Для работы со скрепками приготовьте яркое пособие – из жёлтого плотного картона изготовьте рисунок-солнышко. Малыш на начальном этапе учится только снимать скрепки-лучик, которые вы заранее надели на солнышко. А на следующих этапах – уже сам надевает.

Кончено, упражнений гораздо больше, вам их с удовольствием подскажут на занятиях в развивающих центрах.

Источник