Диагностика речи детей с синдромом дауна

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
– в контакт не вступает;
– проявляет речевой негативизм;
– контакт формальный (чисто внешний);
– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
– не проявляет заинтересованности в контакте;
– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
– Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
– Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
– Понимание форм единственного и множественного числа существительных
– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Источник
«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.
Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.
Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна
Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.
Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.
Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:
- Алалия.
- Общее недоразвитие речи.
- Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
- ЗПР.
- Заикание.
- Апраксия.
- Грамматическая неправильность речи.
При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.
Причины проблем, возникающих при развитии речи:
- Особенности строения артикуляционного аппарата.
- Мышечная гипотония.
- Проблемы со слухом.
- Низкий объем слуховой памяти.
- Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
- Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.
Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.
Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна
Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.
В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.
Над чем работают дефектологи:
- Вырабатывание концентрации внимания.
- Работа над общим психомоторным развитием.
- Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
- Улучшение координации движений.
- Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.
Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.
Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.
Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:
- Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
- Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
- Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
- Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.
Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.
Источник
Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.
Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас. Логокоррекционная работа с ними отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги.
Некоторые дети с синдромом Дауна, несмотря на то, что начинают говорить позже общепринятых сроков, то есть после трёх лет, самостоятельно овладевают речью. Обычно они имеют проблемы с артикуляцией, но, тем не менее, могут легко общаться с окружающими. Часть детей требует безотлагательной логопедической помощи, они постепенно овладевают тем, чему их учат. А определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами.
Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как:
1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.
Между отечественными учёными-логопедами по сей день ведутся дискуссии по поводу того, может ли быть алалия при сниженном интеллекте. А зарубежные логопеды вообще не пользуются этим термином, такого диагноза у них нет. Есть оральная апраксия. И тут я соглашусь с зарубежными коллегами. При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще—их сочетание.
Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мыш.
Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом.
Также существуют анатомические факторы:
– высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
– особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
– открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
– маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
– относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Учитывая возможность возникновения у ребёнка с синдромом Дауна дизартрии, конечно же, есть смысл с самого раннего возраста делать ему логопедический массаж, чтобы к моменту появления речи свести к минимуму дефекты звукопроизношения. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.
Дети с дизартрией, как правило, допускают в своей речи одни и те же ошибки. То есть, если вместо слова «ручка» ребёнок произносит «люська», то он говорит так в любой ситуации, всегда.
Для детей с апраксией свойственна проблема программирования речи, поэтому они могут переставлять звуки в слове и делать это каждый раз по-иному, иногда произнося слово правильно. Для апраксии характерны следующие внешние признаки:
– ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;
– непоследовательность ошибок в речи;
– ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;
– ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;
– проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;
– ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;
– отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.
Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться. Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы. Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.
В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать. Во время занятий не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Пусть ваша радость за успехи ребёнка, а также сам результат его трудов будет основной наградой за приложенные усилия. Главное, запомните, что такого явления, как «речь детей с синдромом Дауна» не существует, у всех деток с этим диагнозом разные речевые трудности. Кому-то нужно всего лишь исправить произношение нескольких звуков, а кого-то – научить разговаривать с нуля.
Источник