Диплом синдром выгорания у медицинских работников

Диплом синдром выгорания у медицинских работников thumbnail

Синдром “эмоционального выгорания” как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики “выгорания”. Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена “эмоционального выгорания”, обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Повседневная работа врача требует эмоционально напряженного общения с пациентами. Это мощный фактор, который предрасполагает к формированию у него хронического стресса с последующим профессиональным выгоранием , которое отражает имеющийся профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе нее.  

    Термин «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 году американский психиатр X. Дж. Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.1  

    Часто профессиональное выгорание проявляется физической слабостью и снижением работоспособности. Эмоциональное истощение может быть единственным кардинальным симптомом выгорания. Наибольшему риску  подвергаются люди «помогающих» профессий, которые находятся под психологическим давлением со стороны факторов своей  работы, и те, которые имеют ограниченную поддержку. В этом отношении профессию медицинского работника можно считать одной из самых уязвимых.2–3

    Врач с синдромом профессионального выгорания уже сам может предъявлять жалобы на физическое, эмоциональное или мотивационное истощение. Симптоматика объективна: нарушения продуктивности в работе, быстрая усталость, бессонница, повышенная подверженность соматическим заболеваниям. В ряде случаев, осознавая проблему, врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Иногда они просто бегут от сложившейся ситуации, в частности может иметь место употребление алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и даже суицидального поведения.4 Как показывают данные зарубежной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в целом. Среди врачей-мужчин – в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается не только на нем самом, но и на пациенте, которого он лечит.1   

    Первое исследование по теме эмоционального выгорания опубликовано в 1976 году. Его автор, К. Маслач, определила «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и иногда соматическими реакциями. В 1981 году К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – снижение или утрату профессионализма.1  

    Синдром профессионального выгорания представлен в трех типах проявлений:5

    • Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
    • Деперсонализация – циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
    • Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.  

    Фрагментирующие, редукционистские, смещающие и отчуждающие ситуации приводят к оборонительному поведению, особенно к отрицанию, изоляции и сублимации, которые проявляются как избегание и подкрепляются образом героической персоны, пытающейся спасти другого от страданий, не жалея никаких усилий, тем самым жертвуя собственным здоровьем. Это приводит к отказу от жизни вне этой роли. Деперсонализация (обезличивание) посредством самоотречения (отраженная в пренебрежении к самообслуживанию), скрывающая дистресс при столкновении с напряженными ситуациями, трансформируется в героические импульсы, которые приводят работников к самоотречению, нанося значительный ущерб семейной и общественной жизни.6

    Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении. Это уже третья стадия общего синдрома адаптации – стадия истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

    К основным симптомам неуправляемого стресса относятся:2

    • Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.
    • Соматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница и другие проявления психовегетативного синдрома).
    • Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
    • Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
    • Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
    • Негативное отношение к себе.
    • Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.  
    Читайте также:  Наследственные синдромы по дэвиду смиту pdf

    В современной литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих профессиональное выгорание.7–8Физические и психологические симптомы достигают высшей точки при истощении. При этом имеющиеся нарушения сна, недостаточное количество часов отдыха, а также неправильное питание не дают возможность восстановиться. Усталость может иметь пагубные последствия для различных систем организма, что приводит к многочисленным изменениям функций, которые, в свою очередь, приводят к снижению производительности на работе, ряду психологических, семейных и социальных проблем.  

    Главной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.9 

    Проблема профессионального выгорания характерна не только для врачей, но и для среднего медперсонала. В исследовании, проведенном среди медсестер, было показано, что у 55,4% была склонность к синдрому выгорания, а также к проблемам со здоровьем, связанным с работой и эмоциональными жалобами.10

    При анализе социально-демографического профиля работников здравоохранения выявляются  некоторые факторы, которые могут быть связаны со стрессом, например, большинство женщин замужние и имеют детей (а некоторые разведены), что само по себе представляет двойную нагрузку на человека. Женщины вообще оказываются особенно склонны к проблемам, связанным с профессиональным стрессом. Среди других факторов также выделяют преодоление финансовых, физических или эмоциональных трудностей.11

    Эпидемиологическая ситуация нынешнего года показала, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития профессионального выгорания из-за чрезмерной рабочей нагрузки, опасности физического истощения, формирования страха, эмоциональных расстройств и проблем со сном. Медицинские работники, занимающиеся прямой диагностикой, лечением и уходом за пациентами с COVID-19, имеют более высокий риск:12–13

    • депрессии (ОШ, 1,52; 95% ДИ, 1,11-2,09; Р = 0,01),
    • тревоги (ОШ 1,57; 95% ДИ 1,22-2,02; Р
    • бессонницы (ОШ 2,97; 95% ДИ 1,92-4,60; Р
    • дистресса (ОШ 1,60; 95% ДИ 1,25 -2,04; Р

    Один из путей контроля и преодоления стресса – это необходимость заботы о себе (самоуход), что помогает расслабиться и отдохнуть и, в конечном итоге, приводит к более высокой производительности труда. В медицинских учреждениях специалисты заботятся о пациентах, беспокоятся об их реабилитации, стремятся предотвратить проблемы со здоровьем своих пациентов и обеспечить их безопасность, но парадоксальным образом пренебрегают собой и собственным здоровьем.11 Пренебрежение к себе и собственному телу, к самоуходу, по-видимому, обусловлено нехваткой времени для организации правильного питания, физического и эстетического поведения, а также меньшим временем на себя из-за работы.14

    Считается общепринятым и нормальным, что медработники не позволяют себе выделять время и создавать условия, при которых возможно было бы за собой ухаживать. Это создает ситуацию отчуждения, которая воспринимается как абсолютно «естественная» и является якобы частью их профессионального выбора, она  восходит к историческим описаниям самоотречения. Все более требовательный и выборочный рынок труда, не имеющий тенденций к  улучшению условий работы или повышению заработной платы, также побуждает профессионала повысить свою самоотверженность и целеустремленность, что сокращает время для личной жизни и ухода за собой. Поэтому такие работники, как правило, находятся в некомфортном состоянии в результате неспособности выполнить возложенную на них работу: из-за ее чрезмерного объема и ограниченного временного отрезка. Когда человек начинает это осознавать, то у него возникает чувство раздражения и разочарования, что вынуждает его чувствовать себя стесненным внешними факторами и отдаляет  от  личных и профессиональных идеалов.15  

    К профессиональному выгоранию особенно склонны  люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего (как в России, так и за рубежом) это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.1  

    Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения). Контроль уровня стресса и напряжения у врачей необходимы не только для сохранения их собственного здоровья и благополучия, но и для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности для пациента.2, 12–13

    В последние годы в разных странах мира остро стоит вопрос необходимости разработки системы поощрения медиков к принятию ими более здорового образа жизни. Это позволит защитить от стресса, вызванного требованиями работы в медицинских структурах.16

    Мы в свою очередь сформулировали несколько простых базовых правил, позволяющих снизить уровень стресса у врача, связанного с работой, и увеличить его стрессоустойчивость. Для профилактики и уменьшения риска профессионального выгорания врачу (медработнику) можно предложить

    «Десять шагов, чтобы оставаться здоровым»:

    1. Постарайтесь «дистанцировать» себя от занимаемой должности.
    2. Не драматизируйте события и не возводите свои деловые задачи в ранг мирового значения.
    3. Устраивайте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, какими бы уставшими вы не были. Это дает возможность получения новой приятной информации, отвлечения от рабочей ситуации.
    4. Вечером старайтесь не решать рабочих проблем. Вечер – ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
    5. Не пренебрегайте выходными днями в угоду работе.
    6. Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами узами деловых отношений.
    7. Занимайтесь физкультурой, это поможет снять негативное напряжение.
    8. Пейте много воды и ешьте регулярно здоровую пищу, что обеспечит организм необходимыми нутриентами для восстановления.
    9. Дышите правильно, используйте регулярно методики аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики – способы, которые повысят вашу стрессоустойчивость.
    10. Всегда выделяйте время на полноценный сон. 
    Читайте также:  Синдром дефицита удовлетворенности как лечить

    Здоровья вам, дорогие коллеги! 

     Литература

    1. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей// Вестник ТГУ. Т.18, вып.4, 2013, с. 1337–1341.
    2. Акарачкова Е.С. Хронический стресс и нарушение профессиональной адаптации // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. Т. 111, №5, 2011, с. 56–59.
    3. Stucky E.R., Dresselhaus T.R., Dollarhide A., Shively M. et al. Intern to Attending: Assessing Stress Among Physicians. Acad Med. 2009, Feb., 84 (2), p. 251–257.
    4. Feddock C.A., Hoellein A.R., Wilson J.F., Caudill T.S., Griffith C.H. Do pressure and fatigue influence resident job performance? Med Teach. 2007, Jun, ;29 (5), p. 495–497.
    5. Barros D.S., Tironi M.O.S., Sobrinho C.L.N., Neves F.S., Bitencourt A.G.V., Almeida A.M. Intensive care unit physicians: socio-demographic profile, working conditions and factors associated with burnout syndrome. Rev. Bras. Ter Intensiva. 2008, 20 (3), p. 235–240.
    6. Ignatt C. Nurses suffering psychical—a mythological vision. Revista Científica Integrada. 2012. Avaiable in: https://www.unaerp.br/rci/pt/edicao-atual
    7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.
    8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.
    9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1, 1995, с. 54–67.
    10. Ribeiro V.F., Ferreira-Filho C., Valenti V.E., Ferreira M.A., Abu L.C., Carvalho T.D., et al. Prevalence of burnout syndrome in clinical nurses at a hospital of excellence. Int. Arch. Med. 2014,7, 22.
    11. Silva M.C.M., Gomes R.S. Occupational stress in health professionals: a study with portuguese doctor’s and nurse practitioners. Psychol Studies. 2009, 14 (3), p. 239–248.
    12. Lai J., Ma S., Wang Y.,Cai Z., Hu J. et al. Factors Associated With Mental Health Outcomes Among Health Care Workers Exposed to Coronavirus Disease 2019. JAMA Netw Open. 2020 Mar. 2, 3 (3), e203976. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.3976.
    13. Xiao H., Zhang Y., Kong D., Li S., Yang N. The Effects of Social Support on Sleep Quality of Medical Staff Treating Patients with Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) in January and February 2020 in China. Med. Sci Monit. 2020 Mar. 5, 26, e923549. doi: 10.12659/MSM.923549.
    14. Baggio M.A., Formaggio F.M. Nursing professionals: understanding self-care. Rev Gaúcha de Enferm. 2007, 28 (2), 233.
    15. Oliveira L.C.B., Chaves-Maia E.M. The psychic wellbeing of health personnel working in public hospitals. Rev. Saude Publica. 2008, p. 405–413.
    16. Tsai Y.C., Liu C.H. Factors and symptoms associated with work stress and health-promoting lifestyles among hospital staff: a pilot study in Taiwan. BMC Health Serv Res. 2012, 12, 199.

    Источник

    Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Слайд 1

    Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

    Тема моей выпускной квалификационной работы — «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий.

    Слайд 2

    Целью выпускной квалификационной работы является Цель – изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

    Слайд 3

    Объект  исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

    Предмет исследования – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

    Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

    Слайд 4

    Для достижения цели, во второй главе работы описано проведенное ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

    В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили:   мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.

    Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.

    Слайд 5

    Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования  представлены на слайде.

    Исходя из данных, представленных на диаграме, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:

     — эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.

    Слайд 6

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены на слайде 6.

    Как видно, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.

    Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников.  И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.

    Читайте также:  Синдром уплотнения легочной ткани при пневмонии

    Слайд 7

    С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома,   нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».

    Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.

    Цель и задачи программы:

    Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.

    Данная программа направлена на решение следующих основных задач:

    —           обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;

    —           укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;

    —           осознание своих личностных особенностей и ресурсных                 возможностей;

    —           коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

    Слайд 8

    Далее на слайдах представлно описание и содержание занятий в рамках разработанной программы.

    Занятие№1 «Я хочу общаться!»

    Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе

    1.1. Знакомство

    1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую»

    1.3. «Принятие правил работы группы»

    1.4. Упражнение «Мои добрые дела»

    1.5. Упражнение «Страховка»

    1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»

    ТОЛЬКО У НАС!

    Диплом синдром выгорания у медицинских работниковДиплом синдром выгорания у медицинских работников

    Доклад, презентация

    без предоплаты

    Более 100

    Презентация / Доклад
    Помощь on-line
    Сессия под ключ
    Дипломная работа / ВКР
    Отчет по практике
    Антиплагиат
    Решение задач
    Ответы на вопросы

    Лабораторные работы

    Чертеж
    Творческая работа
    Перевод
    Рецензия

    Контрольная работа
    Реферат
    Курсовая работа

    Диссертация
    Сочинение / Эссе

    Презентация / Доклад
    Другое

    бесплатных примеров

    Доработки

    бесплатно

    Срок от 1 часа

    до 1 дня

    Гарантия

    низкой цены

    Слайд 9

    Занятие№2

    Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности,  осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. Опыта

    2.1. Упражнение: «16 ассоциаций»

    2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»

    2.3. Упражнение «Контраргументы»

    2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»

    Слайд 10

    На слайде номер 10 представлена информация по 6 другим занятиям.

    Слайд 11

    Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев,  при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.

    С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:

    Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.

    Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.

     Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе

    Как видно из таблицы на слайде,  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Слайд 12

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе

    Как видим из таблицы,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций»,  «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.

    Слайд 13

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах на слайде.

    Анализ показал, что  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Кроме того,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».

    Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.

    Слайд 14

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания.

    2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов.

    3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста.

    4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии.

    5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания».

    Слайд 15

    6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником.

    7. Виды  психологической коррекции могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию.

    8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены.

    9. Проведение  профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания  требует двусторонней активности.

    Слайд 16

    Таким образом, Данная программа, как целиком, так и отдельными  элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.

    Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы  тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от  участников.

    Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания – достигнута.

    Спасибо за внимание! Доклад окончен.

    Источник