Есть ли у вас синдром аспергера

Есть ли у вас синдром аспергера thumbnail

Синдром Аспергера представляет собой разновидность психического или, говоря точнее, личностного нарушения. Относится к расстройствам аутистического спектра, однако, в отличие от прочих видов аутизма, не сопровождается столь глубокими и всесторонними нарушениями социальной составляющей жизни, интеллектуальной дисфункцией. Потому нередко патология оказывается не выявленной, и пациент не подозревает, что с ним что-то не так.

Синдром Аспергера обнаруживается менее чем у 1% населения, что делает его редким расстройством. Диагностика сложна, потому как есть масса других расстройств со схожей симптоматикой и клиническим течением по тому же типу: от шизофрении, начавшейся в ранние годы, до невротических расстройств. Нельзя исключать и личностные особенности пациентов. Нелюдимостью, замкнутостью проявляются как особенности характера: шизоидная акцентуация личности по Леонгарду или глубокая интроверсия.

Есть ли у вас синдром аспергера

Оценку должен давать компетентный специалист – психиатр, только после тщательного обследования. Для постановки диагноза «синдром Аспергера» требуется не один месяц и участие прочих врачей: невролога, эндокринолога, педиатра.

У детей синдром Аспергера выявляется всего в 30% случаев, большая часть случаев обнаруживается в возрасте за 20. У взрослых диагностика также часто остается не проведенной, потому как мало кто обращается к врачам с жалобами на личностные нарушения. У девочек заболевание обнаруживается реже почти втрое, мальчики — основной контингент пациентов.

Симптоматика отдаленно напоминает таковую при аутизме, но только структурой. И у тех и у других больных обнаруживаются проблемы с установлением отношений с людьми, но в различной мере и т. д. Постановка диагноза позволяет провести коррекцию поведения, но на многое рассчитывать не приходится. Всего 5% людей способны полностью побороть собственные проблемы, в остальных случаях остается отклонение разной интенсивности.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

  • Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

  • Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

  • Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

  • Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

  • Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Есть ли у вас синдром аспергераВзгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Симптомы

Как люди с синдромом Аспергера воспринимают мир? Сами пациенты говорят о нем как о статичном, неуютном и агрессивном месте, они не понимают устремлений других, склонны к философскому взгляду на жизнь, имеют куда меньшую потребность в общении и социальном взаимодействии. Редко создают семьи по тем же причинам, плохо ладят с детьми, хотя и не всегда. Типичный пациент — это чудаковатый с точки зрения общества человек, которого в лучшем случае терпят из приличия. Такое стереотипное грубое восприятие пациентов с проблемой — результат отклонений в поведении. Оно не вписывается в рамки представлений других.

Симптоматика отклонения неспецифична. Потому сразу с ходу обнаружить заболевание, тем более по одним лишь симптомам невозможно. Клиника, однако, учитывается во время диагностики и играет одну из ключевых ролей на первых этапах обследования больных. Симптомы не столь выраженные как у аутизма, но создают множество проблем, не позволяют нормально адаптироваться в обществе и найти свое место. Среди конкретных проявлений:

  • Проблемы в невербальном общении

В нормальных условиях общение между людьми происходит на нескольких уровнях. Речь — всего лишь один из аспектов. Позы, движения, жесты, их понимание страдающим синдромом Аспергера недоступно, хотя коррекция все же возможна, если человека целенаправленно учить понимать других. Но на это может понадобиться много времени и сил, потому как пациенты склонны к глубокой интроверсии. Отчего их нередко считают высокомерными, заносчивыми, эгоистичными, что на самом деле далеко от истины.

  • Отсутствие эмпатии
Читайте также:  Сколько длится синдром отмены феварина

Лица с синдромом Аспергера не чувствуют эмоций других. Хотя и не всегда это так. Глубокие эмоциональные переживания остаются незамеченными. Базовые реакции вполне могут быть восприняты адекватно, зависит от степени выраженности заболевания.

  • Нелюдимость, склонность к изоляции

Страдающий склонен меньше общаться с другими изначально. Когда же на это накладываются неизбежные для диагноза проблемы с общением, выстраиванием контактов с окружающими, отсутствие понимания и откровенное отверждение обществом, положение изгоя, «белой вороны», такая ситуация не добавляет успеха и не мотивирует «выходить из раковины». Потому люди еще больше закрываются. Преодолеть социальную изоляцию можно только со специалистом. Сами лица с названным диагнозом справиться с проблемой не могут, какими бы волевыми качествами они не обладали. Да и сама коррекция требует постепенности, схема резкого стрессового погружения не сработает и даст противоположный эффект.

  • Необычный способ речи

Монотонность или избыточная экспрессивность. Зависит от темперамента пациента и особенностей его эмоционального настроя. В большинстве своем больные — тихие и спокойные, что проявляется в том числе в манере говорить.

  • Интеллектуальные нарушения (не всегда)

Как правило, поверхностные. Их можно назвать не столько нарушениями, сколько особенностями, присущими страдающим этим расстройством. Обычно дети и взрослые с синдромом Аспергера имеют нормальный или даже выше среднего интеллект. Встречаются гениальные люди. Четкая связь между уровнем интеллекта и заболеванием — не более чем заблуждение. Неправильное мнение складывается из-за нетипичного применения собственного ума, невозможности быстрого переключения с объекта на объект, склонности к зацикливанию. Выраженных проблем с интеллектом нет. Пациенты не умнее и не глупее прочих.

  • Отсутствие зрительного контакта в момент общения

Составляющая нарушения общения. Пациенты не смотрят в глаза вообще, потому как испытывают сильный дискомфорт, что также воспринимается другими как склонность ко лжи. Другие же смотрят рассеянным безучастным взглядом.

  • Необычность интересов, склонность к зацикливанию на определенной теме

Коллекционирование, изучение определенных, часто узконаправленных фактов (марки машин, виды птиц и прочие). И здесь опять же стоит вернуться к теме интеллекта. При прочих равных условиях фанатичная увлеченность определенным занятием может привести к успеху в будущем. В этом несомненное преимущество пациентов с синдромом Аспергера перед другими.

  • Консервативность, «тяжесть на подъем»

Страдающие склонны питаться одним и тем же, жить в одном месте, меньше перемещаться по миру, без необходимости не выходят из дома. Консервативная тенденция прослеживается во всем: от питания и круга общения, если таковой есть, до выбора одежды, места жительства. Все новое вызывает тяжелый стресс и может спровоцировать «откат» в изначальное состояние даже после лечения, если больной не готов к переменам.

Есть ли у вас синдром аспергера

  • Чрезмерная чувствительность, впечатлительность

Типичные признаки синдрома Аспергера. Типична малая устойчивость к стрессам и конфликтам, что делает невозможными определенные виды профессиональной активности.

Симптомы неспецифичны, потому поставить диагноз только по ним одним невозможно. Как можно судить по списку, симптоматика примерно та же, что и у аутизма, но глубина нарушений совсем иная, несмотря на формальное сочетание тех же моментов. Это позволяет провести отграничение разных состояний. Наибольшей интенсивности проявления достигают ближе к школьному возрасту, к моменту взросления, клиника формируется полностью и представлена в завершенном виде.

Все проявления отклонения, особенности личности фиксируются, составляют перечень (таблица восприятия), который затем оценивается специалистом. Используется он и после проведенного лечения, на каждом этапе. Чтобы оценить качество проводимой терапии и эффективность мероприятий.

Отличие синдрома Аспегера от аутизма

Формально синдром Аспергера — и есть аутизм, его разновидность. Если говорить конкретнее, расстройство отличается от типичного аутизма (синдромов Каннера, Ретта и прочих) несколькими моментами:

  1. Отсутствие идентичной глубины симптоматики. Как было сказано выше, клиническая картина примерно идентична в том и ином случаях. Но интенсивность признаков различна, что используется врачами в рамках диагностики. Так, например, сохранена речь. Пациент не просто может говорить, он излагает свои мысли грамотно, имеет богатый словарный запас, показывает глубокое понимание лексических конструкций.
  2. Большая гибкость. Страдающие хотя и консервативны, плохо воспринимают все новое, вполне способны к принятию изменений, в крайних случаях. Если это необходимо. Адаптационный период будет тяжелым, но стресс куда меньше чем для страдающих аутизмом.
  3. Высокая функциональность, сохранность интеллекта и основных поведенческих особенностей. Чего практически не бывает у аутистов за крайне редкими исключениями.
  4. Возможность коррекции состояния, большая простота лечения. Аутизм в большинстве своем вообще не поддается какому-либо воздействию извне. Синдром Аспергера относится к более мягким личностным расстройствам. При целенаправленном влиянии вполне возможна коррекция большей части особенностей характера, проблем с социальными контактами, пониманием эмоций других, прочих моментов. Хотя, конечно, на это требуется разное количество времени. Зависит от особенностей личности пациента и течения самого заболевания.

Отличия синдрома Аспергера от аутизма фундаментальные. Несмотря на отнесение их к одной группе расстройств, общего мало.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера представляет трудности. Обследованием пациентов занимаются специалисты по психиатрии, также требуется участие невролога, реже эндокринолога. Важно для начала отграничить сугубо психическое отклонение от симптома органического поражения головного мозга. Проводятся базовые мероприятия: МРТ для визуализации церебральных структур, электроэнцефалография, чтобы оценить электрическую активность головного мозга. Возможен рентген черепа, КТ головного мозга.

В отсутствии структурных изменений имеет смысл проводить диагностику собственно психических расстройств. На это понадобится не один месяц. С ходу диагноз не выставит никто, нужно наблюдение. В детские годы симптомы, хотя и есть, их нередко списывают на особенности характера, процессы взросления. Определить синдром Аспергера на этом этапе невозможно, можно только заподозрить. Потому большая часть случаев остается не выявленной.

Все становится явно в школьные годы, в подростковый период и тем более во взрослом возрасте. Однако мало кто после окончания детства обращается к психиатру с жалобами на проблемы с коммуникацией. Потому, скорее всего, пациентов много больше, чем предполагается и описывается в статистических данных.

Для обнаружения болезни проводится полное психопатологическое исследование:

  1. Устный опрос. По характеру речи, особенностям жестикуляции, невербальным моментам можно определить особенности уже на первичном приеме.
  2. Сбор анамнеза. Чем болел, когда. Важно также расспросить о типичных интересах, задать несложные вопросы, не предполагающие одного конкретного ответа. Это позволит оценить характер интеллектуальной активности, особенности интересов, их глубину, способности к аналитическому, абстрактному мышлению.
  3. Тест на определение синдрома Аспергера. Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий.

Важно наблюдать за пациентом в естественных и привычных условиях. Это позволит сделать выводы о поведенческих реакциях. Потому госпитализация в стационар не рекомендуется. Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная. Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени.

Читайте также:  Знаменитости имеющие детей с синдрома дауна

Дифференциальная диагностика проводится с шизотипическим расстройством (при нем наблюдаются проблемы с мышлением), шизоидной акцентуацией (грань очень тонкая), социофобией.

Лечение патологического процесса

Лечение синдрома Аспергера предполагает психотерапию и мероприятия по повышению мобильности, адаптивности, социального развития. Препараты используются в крайних случаях. При избыточной тревожности, склонности к необычным страхам и фобиям, повышенной агрессивности на фоне стресса, депрессивных тенденциях прописываются транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты в минимальных дозировках. Это симптоматическая мера, временная.

Есть ли у вас синдром аспергера

Основу составляет постоянная групповая психотерапия на протяжении минимум полугода. Группы небольшие, сначала вообще рекомендуется начинать с индивидуальных занятий, чтобы настроиться на нужный лад. В ходе психотерапии моделируются ситуации. Это позволяет снизить интенсивность эмоциональной реакции на определенный случай, научиться социальному взаимодействию.

Затем пациенту рекомендуется постепенно выходить «в большой мир». Нет смысла форсировать события, потому как эффект будет прямо противоположным. Так в течение года или более пациент станет увереннее.

Даже после самого качественного лечения часть симптомов останется. Синдром Аспергера — составная часть личности человека, от нее никуда не деться.

Как проявляется расстройство после лечения — вопрос особенностей личности, качества проведенной терапии, желания изменений у самого страдающего, мотивации и прочих моментов вплоть до возраста. Дети более восприимчивы к влиянию психотерапии.

На что можно рассчитывать людям с синдромом Аспергера – прогностические данные

Полное излечение достигается всего в 5% случаев. В остальных ситуациях сохраняется дефект разной степени тяжести. Неизлечимых в принципе случаев не бывает. Потому прогноз для социализации благоприятный. Инвалидность в результате лечения не встречается.

Многие больные, при формальной возможности поддерживать социальные контакты, не имеют заинтересованности в этом, потому находятся в состоянии добровольной изоляции всю жизнь. Часто это не последствие болезни, а ее отпечаток, особенность личности. Патологией такое поведение уже не считается, тем более после проведенного лечения. Потому как больной осознает свои устремления и делает выбор на основе собственного желания, а не принуждения болезнью.

Читайте также: Афазия — виды, особенности заболевания, коррекция

Вам также может быть интересно:

Источник

Некоторые люди полагают, что синдром Аспергера не более чем иной “способ мышления”, то есть вариант нормы. И такое мнение не лишено обоснованности: у каждого человека из “типичной популяции” наличествуют те или иные черты, характеризующие синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. Например, собирание предметов в качестве хобби (коллекционирование камней, марок, стеклянных бутылок) считается социально приемлемым поведением. Еще все различны в своём социальном взаимодействии и способности воспринимать невербальные сигналы. Особые (специальные) интересы, которым предаются с большим энтузиазмом, есть и у умных, самостоятельно живущих людей. А уж особенности двигательных функций одинаково широко распространены.

Есть много пограничных с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом людей, которых особенно трудно диагностировать, как и при любом другом расстройстве, идентифицируемом исключительно по схеме “ненормальности поведения”, где каждый признак имеет варьирующуюся степень. Хоть и считается, что профессионалы с опытом работы в области расстройств аутистического спектра без затруднений определяют, есть ли у человека синдром Аспергера, на практике расстройство часто кажется эксцентричностью в рамках нормы или вписывается в другие клинические картины. Стоит признать: до тех пор пока неизвестен имеющий больший вес – невозможно определить точные величины того или иного признака.

В качестве эксперимента подсчитайте количество относящихся к вам из перечисленных ниже характерных черт синдрома Аспергера.

Социальные черты:

  1. Симпатии и антипатии устойчивы, их выражение происходит часто непредвиденно.
  2. В деятельности явно заметно отсутствие перерывов на отдых.
  3. Странное чувство юмора (неуместное использование в разговорах, ориентировано на внутреннее понимание).
  4. Склонность к прямоте при эмоциональном выражении.
  5. Постоянное беспокойство об эффективности и качестве деятельности, несмотря на признание и похвалу.
  6. Сложности с принятием критики и поправок.
  7. Сложности с пониманием разницы между знакомством и дружбой.
  8. Сложности со становлением дружеских и интимных отношений.
  9. Сложности с выражением поправок и критики (кажется бесчувственным педантом).
  10. Сложности с восприятием и применением неписаных социальных правил и норм.
  11. Сложности с пониманием чужого личного пространства.
  12. Сложности с использованием социальной маски (скрытие реальных чувств, настроения, реакции).
  13. Сложности со взаимными проявлениями любезности и приветствий.
  14. Дискомфорт из-за манипулирования или необходимости притворства.
  15. Чрезмерная словоохотливость.
  16. Непонимание предосудительности занятия личной гигиеной при людях (например причесывание волос, привлечение окружающих к своим кожным проблемам, ковыряние в носу или в зубах, чистка ушей, поправление одежды).
  17. Вспышки раздражительности.
  18. Уплощённый аффект.
  19. Манеры незрелого человека.
  20. Прямодушие.
  21. Недоверчивость.
  22. Ограниченность собственными интересами, интенсивное занятие ими.
  23. Потребность в определенной одежде (дискомфорт от униформы).
  24. Низкий уровень или полное отсутствие активности в совещаниях или конференциях.
  25. Низкий или средний уровень паранойи.
  26. Чувство юмора либо практически отсутствует, либо мало заметно.
  27. Воспринимается окружающими как “существующий в собственном мире”.
  28. Часто выглядят будто надулись (то есть обижены и сердиты).
  29. В быту предпочтение отдается не вычурным и простым вещам.
  30. Проблемы с выражением сочувствия или поддержки (например грусть, соболезнования, поздравления).
  31. Жёсткое следование правилам и социальным договоренностям в тех случаях, когда желательно проявить гибкость.
  32. Мысленная жвачка (то есть фиксации на неудачном опыте работы с людьми или событиях в течение большого отрезка времени).
  33. Скрупулезная честность, часто выражающаяся неподходящим образом.
  34. Постоянная серьёзность.
  35. Застенчивость.
  36. Дистанцирование от общества и сосредоточение на сохранении приватности собственной жизни.
  37. Истерики.
  38. Непредсказуемая реакция на манипулирование, покровительство, обхаживание.

Физиологические черты:

  1. Тревожность.
  2. Отсутствие должного ухода за своим телом.
  3. Трудности с координацией.
  4. Неуклюжесть.
  5. Депрессия.
  6. Проблемы с выражением эмоций (либо чрезмерно экспрессивное, либо сдерживание).
  7. Сложности с оценкой расстояния, высоты, глубины.
  8. Сложность с различением лиц других людей (то есть прозопагнозия).
  9. Сложности с установлением зрительного контакта.
  10. Повышение громкости голоса в моменты стресса или разочарования.
  11. Монотонная или невыразительная речь (негибкое владение голосом).
  12. Заметные проблемы в жестикуляции и движениях.
  13. Пониженный сексуальный интерес.
  14. Привычка грызть ногти.
  15. Самоагрессивное поведение.
  16. Проблемы со сном.
  17. Стимминг (самостимулирующее поведение для уменьшения беспокойства, стресса, для выражения удовольствия).
  18. Устойчивые предпочтения и отвращения в еде.
  19. Необычно ригидное пищевое поведение.
    vСильная сенсорная чувствительность (например сенсорные и тактильные ощущения, звуки, освещение и цвета, запахи, вкус).
  20. Необычные позы, походка.
  21. Спонтанная речь.

Когнитивные черты:

  1. Явное отсутствие “здравого смысла”.
  2. Настоятельная потребность в окончании задачи прежде начала новой.
  3. Склонность к конкретике, сложности с абстракциями.
  4. Зависимость от поэтапного обучения (возникает дезориентация, когда предполагается пропустить этап, удалить или что-то забывают включить в инструкцию).
  5. Сложности в оценке причинно-следственных связей (поведение и его последствия).
  6. Сложности в оценке относительной важности деталей (за деревьями не видеть леса).
  7. Сложности с пониманием взаимосвязи активности и реализации идей.
  8. Сложности с планированием и оценкой временных затрат на задачи.
  9. Сложности с пониманием и выражением собственных эмоций.
  10. Сложности с обобщением.
  11. Сложность с представлением чужих, отличающихся от собственных, мыслей в аналогичных или идентичных событиях или обстоятельствах (трудности с “моделью психического”).
  12. Сложности с пониманием смысла чужой деятельности.
  13. Сложности в овладении методами самоконтроля.
  14. Сложности с пониманием правил развлечений общества.
  15. Трудности с организацией и разграничением (планирование и исполнение; успешное выполнение задач в логически обусловленном порядке).
  16. Нежелание действовать так, как предписано, устоявшимся образом.
  17. Частое отвлечение на собственные ощущения, мысли (замечтался, находится в своём мире).
  18. Чрезмерное внимание к деталям, в основном визуальное или с помощью воображения (“мышление в картинках”), заучивание фактов.
  19. Явно негативная, чрезмерная реакция на изменения в распорядке, окружающей среде.
  20. В периоды стресса во всем проявляются неловкость и отупение.
  21. Импульсивность.
  22. Нечувствительность к невербальным сигналам (поза, мимика).
  23. Буквальное толкование слов и фраз (проблемы с пониманием и использованием бытовых слов, клише, неологизмов, оборотов речи, общих юмористических выражений).
  24. Буквальное толкование инструкций (неспособность читать между строк).
  25. Плохое понимание правил диалога (прерывание, доминирование, минимальное участие, трудности со сменой темы, с началом или прекращением разговора, персеверация).
  26. Отключение при конфликтующих вводных данных или многозадачности.
  27. Неприятие в расчет или неправильное толкование чужих планов дня, приоритетов, предпочтений.
  28. Персеверация лучше всего характеризуется выражением “вцепился как бульдог”.
  29. Плохо дается решение о завершении задачи (часто связано с перфекционизмом или нежеланием следовать разным стандартам качества).
  30. Предпочтение повторяющихся простых задач.
  31. Предпочтение визуально ориентированного инструктирования и обучения.
  32. Психометрическое тестирование показывает большую девиантность в вербальности и производительности результатов.
  33. Ярость, истерика, выключение, самоизоляция, возникающие будто “ниоткуда”.
  34. Может потребоваться специальное обучение техникам расслабления и отдыха.
  35. Сопротивление или отказ от общения при попытках терапевтических бесед.
  36. Жесткое следование правилам и распорядку.
  37. Высокопарный, педантичный разговорный стиль (“маленький профессор”).
  38. Присутствует скрываемый внутри себя гнев на самого себя и других, накопление обид, злости.
  39. Болезненная восприимчивость к отвлечению внимания.
Читайте также:  Синдром нейрогенного мочевого пузыря это

Черты, связанные с работой:

  1. Склонность избегать болтовни как на работе, так и вне её.
  2. Сокрытие оптимального уровня рабочего состояния из-за убежденности в отсутствии должной оценки со стороны других, страха, что итоги работы окажутся непризнанными или будут кем-то присвоены.
  3. Очень трудно в новых проектах.
  4. Очень трудно на работе с неструктурированным графиком.
  5. Сложности с принятием комплиментов, часто ответ носит шутливый или самоуничижительный характер.
  6. Сложности в построении отношений с авторитетными коллегами.
  7. Сложности с переговорами в конфликтной ситуации или при самозащите.
  8. Сложности в командной работе.
  9. Сложности с письменными объяснениями и отчётами.
  10. Дискомфорт из-за конкуренции.
  11. Склонность задавать чрезмерно много вопросов.
  12. Сильная озабоченность порядком и персональным рабочим местом.
  13. Гордость от собственной компетенции и эффективности часто воспринимается окружающими как “поведение важничающего человека”.
  14. Низкая мотивация при выполнении задач, непосредственно не представляющих личный интерес.
  15. Низкое чутьё к рискам окружающей среды по отношению к себе или другим.
  16. Уязвимость к травле и неумение ей противостоять.
  17. Неадекватная реакция на неудачи.
  18. Успешное выполнение задач возможно только под контролем или необходимо напоминание (списки, расписание).
  19. Перфекционизм.
  20. Пунктуальность и добросовестность.
  21. Опора на внутренний диалог при решении задач (проговорить про себя).
  22. Нежелание занимать руководящие или контролирующие должности.
  23. Нежелание обращаться за помощью, искать комфортные условия.
  24. Сарказм, негативное додумывание, критицизм.
  25. Низкая производительность.
  26. Реакция при прерывании решения задачи – гнев, стресс, разочарование.
  27. Потребность в тренере или наставнике.
  28. Склонность к растерянности во время сенсорной перегрузки, требований многозадачности, когда установлены противоречивые или путанные приоритеты.
  29. Низкий уровень уверенности в себе.

Если вы честны перед самим собой, то обнаружили немало черт, непосредственно связанных с вами. Означает ли это, что технически вы находитесь в спектре аутизма? Некоторые станут утверждать, что несомненно да. Кроме того, многие специалисты ныне замечают, что молодое население (примерно в возрасте 5 – 25 лет) становится всё более похоже на аутичных людей в связи с их всеобщей одержимостью цифровыми устройствами (компьютер, iPhone, iPad). Эти молодые люди буквально (а) пребывают в измененной реальности (то есть цифровой, а не накапливают настоящий жизненный опыт), (б) тратят чрезмерное количество времени на свой “особый интерес” и (в) мало участвуют в социальном взаимодействии – все эти черты можно отнести к аутичным. Итак, возникает вопрос: это аутизм на подъеме, или просто всё большее количество нормальных людей ведет себя аутичным образом (в его высокофункциональной варианте)?

Усложняет дело и то, что точная диагностика редко выходит за пределы дифференциальной диагностики. Например, отсутствие эмпатии, прямодушие, странный способ коммуникации, социальная изоляция и повышенная чувствительность людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом – это те особенности, которые также включены в определение шизоидного расстройства личности (ШРЛ). Проиллюстрирую примером: у меня был клиент (19-летний мужчина) с диагнозом ШРЛ, у которого не было друзей в колледже, он был странным и неуклюжим в социальном взаимодействии, у него всегда были трудности с речью, никогда не принимал участия в жестоких играх, был сверхчувствительным, очень нервничал, когда находился вдали от дома. Он придумывал невероятные цифровые изобретения и вместе со своим младшим братом сочинил подробный воображаемый мир. Похож на синдромом Аспергера, не так ли?

Нет сомнений в том, что синдром Аспергера может рассматриваться как вид шизоидной личности. Но сохраняется вопрос: имеет ли такая классификация какое-либо значение. Погружение в мир собственных, особых интересов в той или иной степени доступно каждому человеку. Этот навык есть у всех одаренных творчески людей (учёные, изобретатели, художники). Однако, существует разница между индивидуумом с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом и человеком со сложным внутренним миром: нормальный человек в разы более приспособлен участвовать во взаимном социальном взаимодействии, а человек с синдромом Аспергера нет. Кроме того, на внутренний мир типичного человека оказывает влияние социальный опыт, а человек с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом кажется недоступным для внешнего воздействия.

Многие взрослые люди сохраняют склонность к зубрежке и даже эйдетическую память. Также у них можно обнаружить педантичный стиль речи и тенденцию воспринимать вещи буквально. Некоторых людей можно классифицировать как имеющих синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм, потому что они находятся на границе нормального континуума для всех этих черт, а других – потому что у них одна из характеристик затрагивает всю их жизнедеятельность.

Даже при том, что синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм действительно могут казаться слившимися с называемой нормальной частью общества, есть много случаев, когда трудности настолько серьёзны, что предложение о наличии отдельного расстройства является более правдоподобным объяснением, чем “вариант нормальности”.

Представленный выше материал — перевод текста “Is Asperger’s Simply a Variant of Normality?” с сайта Марка Хаттона, психолога и тренера по отношениям в семьях с синдромом Аспергера.

Источник