Физические занятия с детьми с синдромом дауна

Физические занятия с детьми с синдромом дауна thumbnail

Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя

Силаева Ольга Александровна

Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.

У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:

– оптимизация двигательной активности;

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

– закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:

– кубики

– скакалки

– ленты

– гимнастические палки,

Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

На занятиях используем следующие виды ходьбы:

• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

• ходьба за взрослым, за другим ребенком;

• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем – левая;

• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент – ходьба, как только замолчал – остановка);

• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;

Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

«Зашагали ножки»

Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:

Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

Читайте также:  Экг синдром раннего реполяризации желудочков

В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».

«Перекрестные движения с предметом»

Оборудование: колокольчики.

Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

«Весёлая ленточка»

Оборудование: барабан, лента.

Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом – на носочках.

«Канатоходец»

Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

«Мяч вокруг себя»

Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

Источник

Статья

Двигательная активность детей с синдромом Дауна

Дом ребенка №5 САО

Воспитатель Арифулина Е.В.

   Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.

    Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Основные навыки

Возраст детей с синдромом Дауна (месяц)

Возраст обычных детей (месяц)

Передвигается

8

5

Сидит самостоятельно

10

7

Ползает

12

8

Передвигается на четвереньках

15

10

Стоит

20

11

Ходит

24

13

  Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.

Читайте также:  Синдром clc на экг что это такое

Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.

Медицинские факторы

– порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.

– проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.

– снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы

– структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений

– нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций

– гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела

– чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.

– ослабленное чувство равновесия

– особенности пропорций тела.

   У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).

Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.

Разнообразные положения.

    Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.

Моторное планирование.

Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.

Содействие двигательному развитию.

Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:

Терпение – вот, что труднее всего!

Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и  не научится управлять своим телом и не станет сильнее.

Анализация.

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.

Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.

Демонстрация и подражание.

Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.

Список используемой литературы

1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста».  – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». –  М.: 2002.

Читайте также:  Признак синдром дауна по узи в 19 недель

3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.

Источник

Главная   ->   Развитие детей   ->   Игры и физические упражнения для детей с синдромом Дауна.

Игры и физические упражнения для детей с синдромом Дауна.

Примерно один ребенок из тысячи рождается с синдромом Дауна. Это – тяжелая патология, которая замедляет не только интеллектуальное, но и физическое развитие человека. У 80 % «солнечных» детей пониженный тонус мышц и непропорциональное строение тела. В таких условиях детям трудно координировать движения, они долго учатся ходить, часто падают, задевают предметы вокруг себя, медленнее осваивают новые движения.

Есть несколько советов, как помочь детям стать выносливее и улучшить координацию движений.

Во-первых, побуждайте ребенка выполнять с вами домашнюю работу. Конечно, ремонт в квартире он вам вряд ли поможет сделать, а вот простые бытовые действия ему вполне под силу. Если вы делаете уборку – дайте ему тряпочку, пусть «вытирает пыль» со стульев, или с дивана. Или с кота (главное, чтобы кот был не против). «Солнечные» дети очень любят повторять увиденные действия, так что вполне можно показать ему, например, как расчесать папу, или составить книги на полку, или подмести пол – ребенок с удовольствием «поработает» вместе со взрослыми.

Во-вторых, есть очень много несложных физических упражнений и игр, развивающих координацию, которыми можно заняться дома. У детей с синдромом Дауна в 40% случаев наблюдается порок сердца, так что все упражнения нужно выполнять в щадящем режиме и только после консультации с врачом.

Упражнения с мячом.

С мячиком, конечно, безопаснее играть на улице – меньше вероятность что-нибудь разбить или уронить. Но если очень хочется дома, то мячик можно:

  • катать самому и от мамы к ребенку
  • закатывать в ворота
  • чеканить
  • положить его под грудь, руки поставить на пол и проползать по мячу вперед и назад
  • катать по вытянутым ножкам, сидя на полу

Упражнения с веревочкой.

Лучше всего купить в строительном магазине альпинистский трос, не очень толстый, номер 8 или 9, или гимнастическую скакалку. Резиновые скакалки слишком тонкие, а еще они больно стегают по телу, так что эффект и удовольствие от них будет меньше.

Упражнения:

  • ходить по расстеленной на полу веревочке
  • стоя на веревочке, приседать и вставать
  • перепрыгивать через нее (лежащую на полу)
  • подбрасывать ее и ловить
  • сделать из веревочки кольцо на полу и бросать в него мячик
  • сложить пополам и, и, взяв за два конца, вращать перед собой и сбоку

Упражнения с шариком.

С воздушным шариком можно делать все то, что нельзя с мячом – подбрасывать до потолка, кидать маме, сбивать поставленные в ряд пустые коробки. А еще игра с шарами – это очень весело! (Правда, любимую вазу из венецианского стекла все же стоит спрятать подальше).

Устройте дома «полосу препятствий» – разложите детали мягкого пазла по полу и перешагивайте «с кочки на кочку». Для этой цели можно также купить гипсокартон и нарезать кусками 10х10 см (листы бумаги или обычного картона будут скользить и по ковру, и по паркету). Из того же гипсокартона или из ДСП сделайте небольшую горку, направив ее с дивана на пол, а еще малышу понравится забираться по двусторонней лесенке в две – три ступеньки, которую тоже можно сделать самим или купить в магазине игрушек.

Организуйтесь с другими родителями, запишите детей на плавание или айкидо (детей с синдромом Дауна можно тренировать группами по два – три человека). Плавание – практически универсальный спорт, безопасный и при этом развивающий все группы мышц. В айкидо нет агрессии, резких движений, не требуется специальная физическая подготовка, и оно, как и все боевые искусства, очень хорошо развивает координацию движений. Прекрасный результат, в том числе и в эмоциональной сфере, дают иппотерапия (занятия лечебной верховой ездой) и дельфинотерапия.

Это, конечно, далеко не полный список. Но если вы будете заниматься по двадцать минут день в течение месяца, вы получите заметный результат. Ваш ребенок станет выносливее, будет лучше ориентироваться в пространстве, а еще ему понравятся новые интересные игры.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник