Гимнастика для детей с синдромом дауна
5037
8 минут
Опубликовано:23марта
2017
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
– Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
— Многообразие упражнений для любых способностей;
– Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
– Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
– Тренировка выносливости;
– Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
– Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
– Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
– Укрепление иммунитета;
– Развитие логики и мышления;
– Развитие эмоций и мотивации;
– Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
– Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
– Увлекательный формат занятий;
– Разнообразное интересное оборудование;
– Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
– Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук – мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
– кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
–проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
– вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
– Приобретение полезных знаний – во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
– Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
– Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.
Все статьи
Источник
1
Подготовительная часть
1.И.п. – стоя на четвереньках
1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину
2- выгибаем спину вверх
2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе
1- подтягиваем пятки к ягодицам
2-и.п.
3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони
1- Медленно начинаете переставлять ладони назад
2-и.п.
4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела
1- левую ногу подводим к груди
2-и.п
3-тожк правой
4-и.п.
5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую
1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги
6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону
1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.
7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела
1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны
2-и.п.
-10мин
-5раз.
-5раз.
-6раз.
-5раз.
-3мин.
-3мин.
-3раз.
-Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе
– Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 – между телом и бедрами, и второй – между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы – пятки смотрят вверх
– Колено сгибаем до живота
-Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке
– Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины
-Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.
-Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора
-Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).
2
Основная часть
1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны
1-наклон туловища влево
2-тоже вправо
2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади
«Ножницы»
3.И,п.-тоже
1-ноги согнуть в коленном суставе
2-подтяните к груди
3-выпремите
4-и.п.
4.и.п. – тоже подтягиваем пятки к ягодицам
1-выпремляем левую ногу
2-и.п.
3.-тоже правой
4-и.п
5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора
1-поднимаем левую ногу
2-и.п.
6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара
1-поднимаем правую ногу
2-и.п
7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела
1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь
2-и.п
8.и.п.-тоже
1-поднимаем левую ногу вверх
2-ип.
3-тоже правую
4-и.п
9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам
1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх
2-и.п
-15мин.
-10раз.
-7,9раз
-5,6раз.
-15раз
-15раз.
-15раз.
– 3раз
– 10раз
-3раз
-Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно
-Упр.вып.интесивно
-Упр.вып.интесивно
-Упр.вып.медленно
-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота
-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота
-Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).
-Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек
– Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен на пальцы ног.
3
Заключительная часть
1.Ходьба на месте
-Руки подняты вверх
2.И.п. стоя у гимнастической стены
1-руки поднимаем вверх тянемся
2-и.п
2.И.п. – стоя у гимнастической стены
-руки поднимаем вверх вдох
-отпускаем вниз выдох
-5мин.
-3мин
-1мин.
-3раз.
-Выполняем медленно, восстанавливаем организм после нагрузок
-спина прямая
-Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса
-Ноги прямые спина прямая
Источник
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными
– Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
– Многообразие упражнений для любых способностей;
– Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
– Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
– Тренировка выносливости;
– Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
– Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
– Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
– Укрепление иммунитета;
– Развитие логики и мышления;
– Развитие эмоций и мотивации;
– Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
– Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
– Увлекательный формат занятий;
– Разнообразное интересное оборудование;
– Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
– Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук – мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Развитие эмоций и мотивации
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
– кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
–проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
– вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
– Приобретение полезных знаний – во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
– Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
– Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Источник