Гимнастика для детей с синдромом дауна

Гимнастика для детей с синдромом дауна thumbnail
  • 5037

    8 минут

    Опубликовано:23марта
    2017

    Польза гимнастики для детей с синдромом Дауна

    Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.

    Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.

    Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.

    Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.

    Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.

    Развивающая гимнастика

    Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.

    К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.

    К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.

    Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.

    Преимущества развивающей гимнастики:

    Гимнастика для детей с синдромом дауна

    – Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

    — Многообразие упражнений для любых способностей;

    – Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

    – Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;

    – Тренировка выносливости;

    – Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

    – Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

    – Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

    – Укрепление иммунитета;

    – Развитие логики и мышления;

    – Развитие эмоций и мотивации;

    – Социальная адаптация.

    Преимущества тренировочного процесса:

    – Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

    – Увлекательный формат занятий;

    – Разнообразное интересное оборудование;

    – Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

    – Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).

    Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.

    Развитие крупной и мелкой моторики

    Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.

    Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук – мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.

    Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.

    Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.

    Гимнастика для детей с синдромом дауна

    Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.

    Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:

    кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

    проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

    – вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

    На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.

    Лечебные свойства гимнастических упражнений

    Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.

    В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.

    Читайте также:  Синдром избыточного бактериального роста в кишечнике симптомы лечение

    Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.

    На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

    Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

    Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.

    В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

    Гимнастика для детей с синдромом дауна

    Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

    Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

    Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.

    Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.

    Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.

    Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

    Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:

    Приобретение полезных знаний – во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;

    Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.

    Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.

    Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

    Все статьи

  • Источник

    1

    Подготовительная часть

    1.И.п. – стоя на четвереньках

    1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину

    2- выгибаем спину вверх

    2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе

    1- подтягиваем пятки к ягодицам

    2-и.п.

    3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони

    1- Медленно начинаете переставлять ладони назад

    2-и.п.

    4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела

    1- левую ногу подводим к груди

    2-и.п

    3-тожк правой

    4-и.п.

    5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую

    1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги

    6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону

    1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.

    7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела

    1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны

    2-и.п.

    -10мин

    -5раз.

    -5раз.

    -6раз.

    -5раз.

    -3мин.

    -3мин.

    -3раз.

    -Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе

    – Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 –  между телом и бедрами, и второй –  между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы –  пятки смотрят вверх

    – Колено сгибаем до живота

    -Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке

    – Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины

    -Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.

    -Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора

    -Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).

    2

    Основная часть

    1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны

    1-наклон туловища влево

    Читайте также:  Синдром и болезнь кушинга у собак

    2-тоже вправо

    2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади

    «Ножницы»

    3.И,п.-тоже

    1-ноги согнуть в коленном суставе

    2-подтяните к груди

    3-выпремите

    4-и.п.

    4.и.п. – тоже подтягиваем пятки  к ягодицам

    1-выпремляем левую ногу

    2-и.п.

    3.-тоже правой

    4-и.п

    5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора

    1-поднимаем левую ногу

    2-и.п.

    6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара

    1-поднимаем правую ногу

    2-и.п

    7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела

    1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь

    2-и.п

    8.и.п.-тоже

    1-поднимаем левую ногу вверх

    2-ип.

    3-тоже правую

    4-и.п

    9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам

    1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх

    2-и.п

    -15мин.

    -10раз.

    -7,9раз

    -5,6раз.

    -15раз

    -15раз.

    -15раз.

    – 3раз

    – 10раз

    -3раз

    -Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно

    -Упр.вып.интесивно

    -Упр.вып.интесивно

    -Упр.вып.медленно

    -Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

    -Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

    -Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).

    -Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек

    – Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен  на пальцы ног.

    3

    Заключительная часть

    1.Ходьба на месте

    -Руки подняты вверх

    2.И.п. стоя у гимнастической стены

    1-руки поднимаем вверх тянемся

    2-и.п

    2.И.п. – стоя у гимнастической стены

    -руки поднимаем вверх вдох

    -отпускаем вниз выдох

    -5мин.

    -3мин

    -1мин.

    -3раз.

    -Выполняем медленно, восстанавливаем  организм после нагрузок

    -спина прямая

    -Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса

    -Ноги прямые спина прямая

    Источник

    Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.

    Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.

    Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.

    Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.

    Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.

    Развивающая гимнастика

    Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.

    К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.

    К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.

    Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.

    Преимущества развивающей гимнастики:

    Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными

    – Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

    – Многообразие упражнений для любых способностей;

    – Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

    – Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;

    – Тренировка выносливости;

    – Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

    – Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

    – Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

    – Укрепление иммунитета;

    – Развитие логики и мышления;

    – Развитие эмоций и мотивации;

    – Социальная адаптация.

    Преимущества тренировочного процесса:

    – Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

    – Увлекательный формат занятий;

    – Разнообразное интересное оборудование;

    – Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

    – Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).

    Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.

    Развитие крупной и мелкой моторики

    Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.

    Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук – мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.

    Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.

    Читайте также:  У ребенка синдром грефе что это такое

    Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.

    Развитие эмоций и мотивации

    Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.

    Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:

    кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

    проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

    – вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

    На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.

    Лечебные свойства гимнастических упражнений

    Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.

    В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.

    Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.

    На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

    Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

    Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.

    В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

    Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве

    Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

    Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

    Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.

    Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.

    Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.

    Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

    Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:

    Приобретение полезных знаний – во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;

    Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.

    Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.

    Источник