Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания thumbnail

Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность.

Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.

Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей

Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).

особенности младшего школьного возраста

Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы

Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.

детей младшего школьного возраста

Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами.

В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:

  1. Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
  2. Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
  3. Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
  4. Нарушения сна.
  5. Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.

Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.

Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ

На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы:

  1. Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка.
  2. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы.
  3. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка.
  4. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе. Таким образом организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы.

Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.

гиперкинетический синдром у детей

СДВГ или темперамент?

Часто, обнаружив у ребенка импульсивность и чрезмерную активность, родители подозревают у него СДВГ. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок обладает своим темпераментом. К примеру, характерными чертами холериков является как раз импульсивность, вспыльчивость и несдержанность. А у маленьких сангвиников часто наблюдается неумение сосредоточиться на одном занятии и потребность часто переключаться с одного вида деятельности на другой.

гиперкинетический кардиальный синдром

Поэтому, прежде чем бить тревогу, стоит внимательнее присмотреться к своему малышу: может быть, его поведение – это просто проявление темперамента. К тому же особенности младшего школьного возраста предполагают небольшой объем памяти и невысокую устойчивость внимания. Эти характеристики улучшаются постепенно по мере взросления. Также именно в это время часто наблюдаются неусидчивость и порывистость. Ребенок 7 лет еще не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Другое дело, что при СДВГ эти симптомы гораздо более выражены. Если же повышенная активность сопровождается рассеянностью внимания и существенными нарушениями памяти или сна, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Диагностика

Как сегодня выявляют СДВГ? Чтобы убедиться в его наличии, а также узнать, не сопутствует ли он другому, более сложному заболеванию, требуется прежде всего консультация детского невролога. Комплексное обследование будет включать в себя несколько этапов.

В первую очередь оно предполагает субъективную диагностику. Врач осматривает ребенка и проводит с родителями беседу, в ходе которой уточняются особенности течения беременности, родов и младенческого периода.

После этого ребенку предлагают пройти несколько психологических тестов. Таким образом оценивается внимание, память и эмоциональная устойчивость. Чтобы обследование было объективным, такие тесты проводятся только у детей старше пяти лет.

гиперкинетический синдром лечение

Заключительным этапом диагностики становится электроэнцефалография. С ее помощью оценивается активность коры головного мозга, фиксируются возможные нарушения. По результатам проведенного исследования врач может поставить диагноз и в случае необходимости назначить лечение. Опытный специалист учитывает характерные особенности младшего школьного возраста и может отличить их от проявлений заболевания.

Поскольку симптомы гиперкинетического синдрома обычно возникают еще в детском саду, очень важно, чтобы педагоги учебных заведений также умели диагностировать его. К слову, воспитатели зачастую раньше обращают внимание на эту проблему, чем родители.

Что такое гиперкинетический кардиальный синдром?

Существует заболевание с похожим названием, которое никак не отражается на поведении. Это гиперкинетический кардиальный синдром. Дело в том, что, в отличие от поведенческого нарушения, которым является СДВГ, это одно из проявлений вегетативной дисфункции, а именно нарушение работы сердца. Оно встречается не у детей, а преимущественно у юношей. Так как зачастую этот синдром не сопровождается какими-либо симптомами, выявить его можно лишь при объективном обследовании.

Терапия с помощью препаратов

Как замечают специалисты, исследующие гиперкинетический синдром, лечение этого нарушения должно быть комплексным. Одной из его составляющих является употребление медикаментозных препаратов. При правильно поставленном диагнозе их эффективность становится очень высокой. Эти препараты имеют симптоматическое действие. Они подавляют проявления синдрома и существенно облегчают развитие ребенка.

гиперкинетический синдром

Лекарственная терапия должна быть продолжительной, так как важно не только убрать симптомы, но и закрепить полученный эффект. Не стоит доверять народным средствам, ведь только врач сможет подобрать оптимальный препарат и назначить действенное лечение.

Читайте также:  Origa призрак в доспехах синдром одиночки текст

Психологическая коррекция

Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками.

Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.

Встречается ли СДВГ у взрослых?

Проявления СДВГ постепенно уменьшаются, начиная с подросткового возраста. Сначала снижается гиперактивность, а нарушения внимания – в последнюю очередь. Впрочем, примерно у двадцати процентов людей с диагнозом гиперкинетический синдром некоторые его симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

ребенок 7 лет

В некоторых случаях наблюдается тенденция к антисоциальному поведению, алкоголизму и наркомании. Поэтому проявления СДВГ необходимо своевременно диагностировать и лечить.

Советы родителям

Что же делать родителям, если у ребенка обнаружили синдром СДВГ? Во-первых, нужно создать благоприятную атмосферу в доме. Очень важно строго придерживаться режима дня – так ребенок будет более спокойным и уравновешенным.

Учитывая, что СДВГ проявляется повышенной активностью, стоит записать ребенка в спортивную секцию. Вообще любое интересное хобби значительно улучшит состояние чада. Общение с ребенком должно быть спокойным и доброжелательным. А вот ругать и наказывать не стоит, так как этим все равно ничего не добиться, а забота, поддержка и внимание родителей играют очень большую роль.

Источник

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» (hyperkinetic disorder), «гиперактивное расстройство» (hyperactivity disorder), «синдром дефицита внимания» (attention deficite syndrome), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [Заваденко Н. Н. и др., 1997; Faraone S. V., Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Faraone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Читайте также:  Синдром каннера и аспергера отличия

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Источник

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Гиперкинетический синдром — проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.

Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.

Клинико-морфологические формы синдрома:

  • Тики – внезапные кратковременные стереотипии, вызванные спонтанным мышечным сокращением, которое не поддается контролю и влиянию;
  • Миоклонии — непродолжительное, судорожное, повторное подергивание крупных групп мышц;
  • Хорея – беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, напоминающие нормальную мимику и жесты, но отличающиеся от них по амплитуде и интенсивности;
  • Баллизм – крупноразмашистый гиперкинез, затрагивающий мышцы рук или ног;
  • Тремор — быстрые и ритмичные сокращения мышц конечностей или головы непроизвольного характера, возникающие в покое или при произвольном движении;
  • Миокимия – неосознанные и самопроизвольные сокращения мышц, обусловленные гипервозбудимостью спинного мозга;
  • Торсионный спазм – вращения или скручивания любой части тела, вызванные хаотичными мышечными сокращениями;
  • Лицевой спазм – клонические сокращения мимических мышц, иннервируемых лицевым нервом;
  • Акатизия — нарушение двигательной функциональности с постоянным чувством внутреннего беспокойства;
  • Атетоз — непроизвольные и непрерывные, замедленные и несогласованные червеобразные движения пальцев рук, ног, лица, туловища, языка с нарушениями речи.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Диагностика синдрома заключается в проведении электроэнцефалографии, электронейромиографии, томографии, дуплексного сканирования, биохимического исследования крови. Лечение патологии консервативное, индивидуально подобранное. Больным назначают медикаментозные средства из группы нейролептиков, холинолитиков, вальпроатов, бензодиазепинов. Прогноз патологии благоприятный при своевременном оказании медицинской помощи. В противном случае болезнь прогрессирует, развиваются серьезные осложнения, которые приводят к инвалидизации и тяжелым расстройствам психики.

Этиология и патогенез

Конкретные причины синдрома в настоящее время не определены. В основе патологии лежит нарушение нейромедиаторного обмена. Адреналин, серотонин, ацетилхолин и дофамин – сложные биологически активные вещества, отвечающие за информационные потоки между нервными клетками. Дефицит одних веществ и избыток других способствует нарушению высших и низших функций нервной системы, а также приводит к развитию гиперкинетического синдрома.

Эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие развитие синдрома:

  1. Эндокринопатии,
  2. Детский церебральный паралич,
  3. Врожденные патологии,
  4. Травматические повреждения,
  5. Метаболические расстройства,
  6. Токсины,
  7. Инфекция,
  8. Патология беременности,
  9. Сложные роды,
  10. Всплески эмоций, стрессы, нервное напряжение,
  11. Наследственная предрасположенность,
  12. Конституциональные особенности,
  13. Органическое поражение головного мозга,
  14. Дегенеративно-дистрофические процессы,
  15. Лечение некоторыми лекарствами.

Под воздействием перечисленных факторов происходит сбой в нейромедиаторной системе, которая обеспечивает взаимодействие подкорковых и интеграционных структур с мотонейронами спинного мозга. При этом нарушается регуляция произвольных движений. Дисфункция экстрапирамидальной системы обуславливает появление гиперкинезов за счет искажения нервных импульсов, идущих от двигательных ядер продолговатого мозга к одноименным нейронам спинного мозга, отвечающим за сокращение мышц. Именно так и возникают аномальные движения.

Классификация

Этиологическая классификация синдрома:

  • Первичный гиперкинез – результат генетически детерминированных идиопатических процессов в ЦНС.
  • Вторичный гиперкинез — проявление основного заболевания или травмы: ЧМТ, новообразования, алкоголизма, интоксикации, инфекционного энцефалита, дисциркуляторных нарушений, инсульта.
  • Психогенный гиперкинез — признак нарушения психики: истерии, невроза, психоза.

Классификация по типу возникновения:

  1. Спонтанный гиперкинез, возникающий внезапно и непроизвольно.
  2. Акционный гиперкинез, провоцируемый определенной позой или движением.
  3. Рефлекторный – синдром как реакция на внешние раздражители.
  4. Индуцированный — гиперкинез появляется по воле пациента и может им сдерживаться до определенного момента.

Классификация гиперкинезов по течению:

  • Постоянные – исчезающие только во сне,
  • Пароксизмальные – появляющиеся эпизодически и ограниченные по времени.

Гиперкинезы также бывают быстрыми и медленными, возникающими при локализации очага поражения в стволе мозга или подкорковых структурах.

Симптоматика

Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:

  • Чрезмерной активностью,
  • Сильной возбудимостью,
  • Невнимательностью,
  • Нарушением когнитивных функций,
  • Нетерпеливостью,
  • Неуравновешенностью,
  • Неусидчивостью,
  • Беспокойством,
  • Постоянными движениями рук и ног.

Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.

Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела — сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.

Читайте также:  Синдром навязчивых движений у детей моргание

Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.

Подросткам присущи следующие черты:

  1. Импульсивность,
  2. Нервность,
  3. Эмоциональность,
  4. Нетерпимость,
  5. Впечатлительность,
  6. Порывистость,
  7. Возбудимость,
  8. Экспансивность.

Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки — бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения — от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.

Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:

  • Тики,
  • Тремор,
  • Подергивание лицевых мышц,
  • Хаотичные движения различных частей тела,
  • Нарушение жестикуляции,
  • Мимические расстройства,
  • Речевая дисфункция.

Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.

При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.

Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.

Видео: пример пациента с гиперкинезией

Диагностические процедуры

Диагностика гиперкинезов основывается на симптоматических данных, особенностях неврологического статуса, анамнезе и результатах обследования.

Обследование больных с гиперкинетическим синдромом начинают с врачебного осмотра. Неврологи определяют тип гиперкинеза, сопутствующие неврологические расстройства, нарушения психики, уровень интеллекта.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Инструментальный и лабораторные методы диагностики:

  1. ЭЭГ – оценка биоэлектрической активности головного мозга, позволяющая исключить эпилепсию.
  2. ЭНМГ проводится с целью обнаружения мышечной патологии с нарушением синаптической передачи.
  3. Томографическое исследование головного мозга — метод выявления органического поражения мозга, опухоли, ишемии, гематомы, воспаления.
  4. МРТ мозговых сосудов и дуплексное сканирование позволяют оценить мозговой кровоток.
  5. Церебральная ангиография — рентгенологическая визуализация сосудов головного мозга.
  6. ЭКГ — выявление признаков ишемии миокарда.
  7. Биохимическое исследование крови — определение гиперкинеза метаболического или токсического происхождения.
  8. Измерение артериального давления и пульса — показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.
  9. Медико-генетическое консультирование проводится для определения наследственной предрасположенности к гиперкинезам.

Поскольку гиперкинетический синдром является проявлением различных психических и соматических патологий, необходимо провести все рекомендуемые мероприятия, чтобы выяснить этиологию гиперкинезии. После постановки диагноза пациенту назначают соответствующую терапию.

Видео: специалист о диагностике гиперкинезий

Общетерапевтические мероприятия

Лечение патологии консервативное, медикаментозное. Больным назначают следующие лекарства:

  • Препараты леводопы – «Синемет», «Тремонорм», «Дуэллин»;
  • Миорелаксанты – «Циклодол», «Баклофен», «Мидокалм»;
  • Противосудорожные средства – «Клоназепам», «Финлепсин»;
  • Симпатолитики – «Резерпин», «Норматенс»;
  • Диуретики – «Диакарб», «Лазикс»;
  • Антипсихотики – «Галоперидол», «Сонапакс», «Аминазин»;
  • Психостимуляторы – «Фенамин», «Эфедрин», «Катинон»;
  • Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Ниаламид»;
  • Нейропротекторы – «Церебролизин», «Ноотропил», «Фезам»;
  • Витамины – «Нейровитан», «Нейромультивит»;
  • Сосудистые средства – «Трентал», «Кавинтон», «Винпоцетин»;
  • Ноотропы – «Пирацетам», «Церебролизин», «Пантогам»;
  • Антигипоксанты – «Актовегин», «Циннаризин», «Кортексин»;
  • Седативные препараты – «Персен», «Тенотен».

Физиотерапия существенно улучшает прогноз патологии. Больным показана гидротерапия, ЛФК, иглорефлексотерапия, электрофорез. Гимнастика делает ребенка намного спокойнее и уравновешеннее, оказывая благоприятное воздействие на весь организм. Хорошим эффектом обладают общеукрепляющие процедуры — закаливание, ванны, обтирания, массаж.

Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания

Кроме медикаментозного воздействия положительное влияние на состояние больных оказывает психотерапия, основными методами которой являются внушение и убеждения. Лица без признаков выраженных психоневрологических расстройств легко адаптируются в социуме и в дальнейшем живут полноценной жизнью. Этому способствует тесное взаимодействие и контактирование больного и его семьи с психологами и педагогами. Всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтами обычно сочетают с приемом тех или иных медикаментозных средств. Комплексное лечение и семейная психотерапия способствуют быстрому выздоровлению больных.

Детям в первую очередь показана диетотерапия. Из рациона необходимо исключить продукты с консервантами и красителями. В меню должны преобладать блюда из свежих овощей и фруктов, круп, зелени, постного мяса, цельнозернового хлеба.

Народная медицина также помогает справиться с недугом. Больным показаны теплые ванны с отварами лекарственных трав или морской солью. Внутрь полезно принимать настой овса, отвар из фиалки, мяты и пустырника, мумие с медом и молоком. Хождение босыми ногами по земле оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние ребенка.

В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство. При наличии лицевого гемиспазма показана декомпрессия лицевого нерва на стороне поражения, заключающаяся в обнажение нервного ствола с выделением места повреждения. Стереотаксическую паллидотомию и электростимуляцию применяют при различных проявлениях гиперкинезии. Во время операции разрушают участок ткани, провоцирующий непроизвольный мышечный спазм.

Прогнозирование

Гиперкинетический синдром не угрожает жизни пациента и имеет благоприятный прогноз. Демонстративный характер патологии вызывает неприязнь у окружающих лиц по отношению к больному. Это угнетает его психологическое состояние и полностью дезадаптирует. Если гиперкинезы выражены, затрудняются произвольные движения, нарушается самообслуживание, наступает полная инвалидизация. В зависимости от этиопатогенетических факторов синдрома определяется его исход. При отсутствии терапевтических мероприятий недуг прогрессирует, больные не могут себя обслуживать, самостоятельно передвигаться и даже глотать. На самых поздних стадиях развивается деменция. При этом пациенты нуждаются в госпитализации и лечении в психиатрическом стационаре.

Чтобы избежать развития гиперкинетического синдрома, специалисты рекомендуют своевременно лечить психические и соматические заболевания, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости наблюдаться у психолога, вести здоровый образ жизни, заниматься посильными видами спорта.

Видео: советские учебные фильмы по гиперкинезии