Гипертензионный синдром у грудных детей

Гипертензионный синдром у грудных детей thumbnail
  • 13 Июля, 2018
  • Кардиология
  • Ксения Едиханова

При планировании беременности каждая женщина хочет, чтобы ее ребенок родился здоровым. К сожалению, во время вынашивания плода и в процессе родовой деятельности могут возникнуть некоторые осложнения. Гипертензионный синдром – одно из них. Что он собой представляет, какие опасности несет и каково лечение?

Описание

Гипертензионный синдром у новорожденных – одно из самых распространенных заболеваний неврологии у детей. Заболевание представляет собой повышение внутричерепного кровяного давления. Оно может быть симптомом гидроцефалии, когда излишняя спинномозговая жидкость накапливается в оболочках мозга.

Выделяют 2 формы заболевания – острую и хроническую. Для острой характерно резкое повышение давления, которое может привести к коме или тяжелым поражениям мозга. Хроническая форма проявляется в незначительном повышении внутричерепного давления, которое не представляет особой опасности для ребенка.

гипертензионный синдром

Механизм развития

Внутричерепное давление – это разница между давлением внутри черепа и атмосферным. В норме его показатели варьируются от 1,5 до 6 мм рт. ст. для новорожденных и от 3 до 7 мм рт. ст. для детей в возрасте от 1 года. При повышении данных показателей диагностируется повышенное внутричерепное давление.

Согласно доктрине Монро-Келли, полость черепа является замкнутым пространством, которое наполнено жидкостями. В норме это 85% мозгового вещества, 10% ликвора (спинномозговой жидкости) и 5% крови. Если какого-то вещества становится больше, наблюдается возникновение гипертензионного синдрома. Чаще всего это спинномозговая жидкость. Подобные изменения затрудняют нормальный кровоток и являются причиной появления головных болей и других неприятных симптомов патологии.

Большее количество пациентов с таким диагнозом излечиваются до 6 месяцев или 1 года. У некоторых повышенное внутричерепное давление сохраняется пожизненно. Для таких пациентов важно посещать невролога каждые полгода для отслеживания развития патологии и получения рекомендации по устранению симптомов. Консультации предполагают также рентгенографию головы и исследование глазного дна для контроля патологического состояния.

Причины возникновения

Гипертензионный синдром у грудничка может возникать из-за ряда следующих причин:

  • осложнения в период беременности;
  • преждевременная родовая деятельность;
  • механические травмы во время родов;
  • аномалии развития ребенка;
  • гипоксия (нехватка воздуха), которая сохраняется на протяжении более 10 часов;
  • черепно-мозговые травмы и кровоизлияния в мозг, возникающие при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные во время беременности.

Важно следить за здоровьем во время беременности для того, чтобы избежать возможных осложнений.

Клинические проявления синдрома

Легкая форма гипертензионного синдрома может не иметь проявлений, так как детские черепные кости отличаются повышенной эластичностью, а роднички могут расшириться, что значительно ослабит давление. В 90% случаев, когда ребенку был поставлен диагноз “легкий гипертензионный синдром”, подробное исследование его не подтверждает. Такая форма заболевания не несет опасности для ребенка. Острая форма характеризуется следующими симптомами:

  • выпячивание родничка;
  • увеличение головы в объемах;
  • частое срыгивание при кормлении, отказ от еды;
  • вялость;
  • частый плач без видимых на то причин;

гипертензионный синдром у новорожденных

  • тремор или судороги конечностей;
  • отечность глазных яблок.

У детей старшего возраста (от 2-х лет) могут быть следующие жалобы:

  • головокружение;
  • усталость;
  • головные боли, особенно после пробуждения;
  • проблемы с памятью;
  • невозможность без боли повернуть голову;
  • светобоязнь.

Данные признаки гипертензионного синдрома требуют обращения к доктору для выяснения дальнейших действий для лечения патологии.

Диагностика заболевания

Гипетрензионный синдром у детей младшего возраста, особенно у новорожденных, невозможно определить, исходя из жалоб больного. Поэтому проводятся диагностические мероприятия, которые позволяют выявить заболевание:

  1. Рентген черепной коробки.
  2. Эхоэнцефалография – ультразвуковое исследование головного мозга.
  3. Реоэнцефалография – исследование сосудистой системы головного мозга, путем пропускания через нее слабого электрического тока высокой частоты.
  4. Компьютерная томография – метод исследования внутренних органов путем рентгеновского излучения.
  5. Ангиография – исследование состояния сосудов.
  6. Люмбальная пункция, с помощью которой замеряют давление спинномозговой жидкости.
  7. Осмотр офтальмолога, который исследует глазное дно на предмет обнаружения отечности диска зрительного нерва.
  8. Осмотр при рождении, при котором не заметить синдром сложно – этому способствует увеличенная в размерах голова младенца.
  9. Нейросонография – обследование, которое проводится через открытые роднички при помощи аппарата ультразвуковой диагностики. Она определяет факт наличия синдрома и препятствия для нормального оттока жидкости. Данный метод диагностики применяется на первых годах жизни ребенка, пока роднички еще не закрылись, потом метод становится бесполезным, его заменяют рентгенографией.
Читайте также:  Основные синдромы при внебольничной пневмонии

гипертензионный синдром что это такое

Результаты проведенной диагностики оцениваются лечащим неврологом. Данные исследований помогают назначить правильную терапию в соответствии с формой выявленной патологии.

Медикаментозное лечение синдрома

Лечение гипертензионного синдрома направлено на улучшение кровообращения, а также на уменьшение выработки спинномозговой жидкости, обилие которой приводит к скоплению в мозговых оболочках и гидроцефалии. Применяются следующие препараты:

  • “Фуросемид”, “Верошпирон”, “Диакарб” повышают движение ликвора, а также выводят из организма лишнюю жидкость.
  • “Эуфиллин” и “Ригематин” применяются для нормализации оттока спинномозговой жидкости через кровеносные сосуды.
  • При появлении вторичной инфекции применяются антибиотики.
  • “Ноотропил”, “Аминалон”, “Липоцеребрин” ускоряют метаболизм в нервных клетках.
  • “Эскузан” повышает тонус сосудов.

гипертензионный синдром у грудничка

  • Настойки пустырника, валерианы и мяты способствуют общему успокоению ребенка.
  • “Кавинтон”, “Циннаризин” применяются для улучшения кровообращения.

Большинство препаратов вводятся инъекционным способом и в виде сиропов, суспензий, так как другие методы не подходят для новорожденного ребенка. Для детей старшего возраста возможно применение препаратов в таблетках.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство показано в тех случаях, когда патологию невозможно устранить лекарственными препаратами. Если гипертензионный синдром вызван новообразованиями в головном мозге, гематомами или инородными предметами, следует немедленно устранить причину хирургическим путем.

гипертензионный синдром у детей

Возможно понижение внутричерепного давления при помощи трепанации черепа (высверливания в костях черепа отверстий) или пункция желудочков головного мозга для выведения лишней жидкости. Если ситуация угрожает жизни, возможно шунтирование, которое быстро выводит лишнюю жидкость из головного мозга.

Врачебные рекомендации

Гипертензинный синдром требует внимательного врачебного контроля на протяжении всей длительности лечения. Для того чтобы гарантированно получить положительный результат, важно придерживаться всех врачебных рекомендаций. Мама новорожденного ребенка должна большое время уделять налаживанию режима дня у малыша – это значительно поспособствует улучшению общего состояния.

Кроме того, важно ежедневно совершать длительные прогулки на свежем воздухе. Иногда показано выполнение специальной гимнастики для улучшения кровообращения и нормализации внутричерепного давления. В редких случаях доктора рекомендуют выполнение массажа для новорожденного для снятия тонуса конечностей.

лечение гипертензионного синдрома

Возможные последствия заболевания

Если у ребенка своевременно не была диагностирована болезнь или он не получил лечения в полной мере, могут развиться следующие патологии:

  • слепота;
  • задержка физического развития;
  • задержка умственного развития;
  • паралич конечностей;
  • эпилепсия.

В случае отсутствия лечения легкой формы патологии, она может вернуться в виде сильных приступов головных болей, особенно часто это проявляется в подростковом возрасте.

Даже после проведенного лечения ребенок должен наблюдаться у невропатолога для отслеживания состояния и получать рекомендации при ухудшении состояния. Легкая форма данного заболевания может в будущем привести к развитию вегето-сосудистой дистонии, которая также требует лечения у невропатолога.

Профилактические меры

Гипертензионный синдром – что это такое? Так как патология представляет собой повышенное внутричерепное давление и требует медикаментозного и хирургического лечения, ее можно отнести к тяжелым заболеваниям детской неврологии. Как и любое другое заболевание, его легче предотвратить, чем лечить. Для того чтобы это сделать, женщина, которая готовится стать матерью, должна соблюдать следующие рекомендации:

  • проходить все плановые консультации у гинеколога и отслеживать развитие ребенка и состояние своего здоровья;

признаки гипертензионного синдрома

  • избегать заболеваний во время вынашивания плода, особенно в первом триместре, когда закладываются жизненно важные органы;
  • не допускать механических травм живота, которые могут вызвать начало патологического процесса у малыша;
  • во время беременности следить за состоянием здоровья, употреблять большое количество витаминизированной пищи;
  • во время родовой деятельности выполнять все требования доктора и, если потребуется, дать разрешение на проведение операции кесарево сечение.

Соблюдение данных советов значительно уменьшает риски повышенного внутричерепного давления у новорожденного.

Гипертензионный синдром у детей – довольно опасная патология. Поэтому важно как можно раньше диагностировать его и начать корректное лечение синдрома.

Источник

Расскажу нашим читателям о таком распространенном заболевании, как минимальная церебральная дисфункция.
Минимальная церебральная дисфункция (ММД) -это легкие изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства, головные боли. Эти состояния также обозначаются как “органическая мозговая дисфункция”, “минимальная мозговая недостаточность”, “легкая детская энцефалопатия”, “хронический мозговой синдром”, “минимальный церебральный паралич”, “минимальное повреждение мозга”, “синдром гиперактивности”. Число детей, страдающих ММД, достигает 21 % .

Читайте также:  Синдром пьера робена история болезни

Причины ММД весьма разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма. Предполагается, что наследственный фактор, также играет определенную роль в возникновении ММД. Наиболее часто ММД развивается у детей, перенесших гипоксию во время внутриутробного развития или в процессе родов.

Проявления ММД крайне изменчивы, неоднородны и во многом зависят от возраста ребенка. Наиболее выражена она у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд симптомов проявляется уже в грудном возрасте, если ММД формируется на фоне перинатальной энцефалопатии с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости(нарушение сна, тремор подбородка, конечностей, фебрильные судороги), с гидроцефально-гипертензионным синдромом(головные боли, метеозависимость), а также на фоне задержки темпа психомоторного развития (задержка двигательных навыков,задержка речи).

Наиболее полная картина ММД наблюдается в более старшем возрасте, когда уже можно говорить об исходе в этот синдром перинатальной энцефалопатии. Самыми характерными клиническими признаками ММД являются четкое преобладание функциональных расстройств (изменения в поведении ребенка, трудности обучения в первых классах школы, речевые нарушения, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций) над органическими. Нередко ММД проявляется только одним или двумя указанными признаками. Изменения поведения ребенка при ММД сводятся к чрезмерной активности, т. е. к гиперактивности. Причем она не имеет определенной цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях, а в домашней обстановке гиперактивность снижается). Ребенок не может сосредоточиться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекается. С возрастом чрезмерная активность обычно уменьшается и к 12-15 годам, как правило, исчезает. Значительно реже у ребенка при ММД отмечаются снижение активности, стремление к уединению, недостаточная инициативность. Обычно изменения поведения сопровождаются расстройствами сна (трудное засыпание, недостаточность его глубины, уменьшение суточной потребности в сне). Больному также свойственны быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, разрушительные тенденции. В любую минуту у него может возникнуть ярость, злость, агрессивность. В пубертатный период присоединяются частые головные боли.

Социальные функции у больного находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим. Больные дети трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счету), но это связано не с задержкой развития или дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений. Некоторые дети вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы, например “п” и “и”, “м” и “ш”. С возрастом могут проявиться и нарушения абстрактного мышления.

У значительного числа больных ММД выявляются нарушения функции речи, чаще всего задержка ее развития. Такие дети дефектно произносят отдельные звуки, с трудом строят фразу, речь у них медленная или взрывная, эксплозивная. У многих детей, страдающих ММД, отмечается множественная дизэмбриогенетическая стигматизация в виде деформации черепа, лицевого скелета, ушных раковин, высокого неба, гипертелоризма, прогнатизма, неправильного роста зубов и др. Из неврологических проявлений МЦД наиболее часто встречаются нарушения координации движений. В анамнезе у детей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. При ходьбе дети часто пошатываются, задевают окружающие предметы, неустойчивы в позе Ромберга, с трудом меняют движения на прямо противоположные, координаторные пробы, особенно пальце-носовую, выполняют с легкими нарушениями. У них появляются двигательное беспокойство и синкинезии пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении даже мелких движений – при застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами, плохо раскрашивают картинки, не могут провести прямую линию, нарисовать круг или другие геометрические фигуры. В более старшем возрасте они, освоив письмо, пишут, как правило, неразборчиво.

Читайте также:  Как лечить синдромом раздраженного кишечника

В неврологическом статусе отмечается рассеянная микроорганическая симптоматика, свидетельствующая об отсутствии очагового поражения. Из глазодвигательных нарушений особенно часто наблюдается сходящееся косоглазие, которое с возрастом обычно сглаживается. Нередко отмечается сглаженность одной из носогубных складок, затруднены боковые движения языка. Могут быть также мышечная гипо- или дистония, асимметрия мышечного тонуса, сухожильная анизорефлексия, отдельные патологические рефлексы. У больных детей чаще, чем у здоровых, наблюдается леворукость, иногда у них вообще невозможно определить доминирующую сторону. Многие больные плохо различают правую и левую части тела.

Более чем у 1/4 детей с ММД отмечаются – повышенная потливость, акроцианоз, стойкий красный дермографизм, лабильный пульс,все это признаки нарушения вегетативной нервной системы. Особенно выражены эти нарушения в пре- и пубертатном периодах. Часто наблюдаются также различные неврозоподобные состояния – тики, энурез, страхи и т. д. Они возникают обычно без видимой причины, носят довольно стойкий характер и не причиняют особого беспокойства ребенку. Несмотря на то, что ММД протекает хронически, выраженность ее клинической симптоматики, особенно поведения и неврозоподобных проявлений, на разных этапах обычно бывает различной. Иногда наступает период относительного благополучия, который сменяется обострением. Инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, эмоциональные перегрузки, как правило, вызывают усиление симптоматики. По мере роста ребенка и развития критического отношения к себе поведение его становится более правильным, улучшается успеваемость в школе, несколько сглаживается двигательный дефект.

Клиническая симптоматология ММД не отличается строгой специфичностью, причем степень ее выраженности может варьировать в довольно широких пределах. Диагноз ММД устанавливается на основании выявления в анамнезе факторов “риска” (по течению беременности и родов, легкой или средней тяжести перинатальной энцефалопатии с задержкой психического, двигательного и речевого развития ребенка на первом году жизни, нарушения поведения, трудности школьного обучения) и подтверждается наличием рассеянной микроорганической симптоматики, прежде всего со стороны двигательной сферы.

Детей с ММД необходимо обследовать инструментально:Электроэнцефалография-может быть нормальной или с изменениями со стороны вольтажа и частотной характеристики. Иногда выявляются спайковые потенциалы или медленноволновая активность.На реографии возможны измения тонуса позвоночных и сонных артерийи вен. На рентгенограмме черепа,эхографии у части детей отмечаются легкие гидроцефальные изменения. Глазное же дно остается в пределах нормы, специфические изменения со стороны крови и мочи также отсутствуют. Симптоматика ММД может наблюдаться и при ряде других заболеваний (олигофрения, психозы, невротические состояния и др.). Поэтому правильный диагноз можно поставить лишь при динамическом наблюдении за ребенком при обязательном участии детского психиатра, логопеда, педагога. Лечение детей с ММД определяется характером симптоматологии и ее выраженностью, причем оно должно включать мероприятия как педагогического воздействия, так и медицинские. Для больных детей необходимо создавать спокойную, доброжелательную обстановку. Родителям необходимо объяснять особенности нервной системы ребенка и, что чрезвычайно важно, избегать излишней строгости и требовательности в отношениях с ним. В то же время не следует чрезмерно опекать больного, удовлетворять все его желания. Окружающие должны стимулировать развитие и совершенствование у него двигательных навыков, добиваться коррекции двигательного и речевого дефекта. Для этой цели можно применять лечебную физкультуру и занятия с логопедом. Важно также, чтобы родители и педагоги достигли взаимопонимания при воспитании ребенка.

Для коррекции нарушений поведения и устранения неврозоподобных реакций, головные боли,задержку развития применяют седативные, ноотропные препараты,мозговые метаболики,витамины, укрепляющие средства, вазоактивные препараты, а также массаж, физиотерапию,лечебную физкультуру. Дети с тяжелым поведением и личностными изменениями подлежат лечению и наблюдению у психиатра. Сравнительно легких больных должен регулярно наблюдать невролог. Под его руководством проводится коррекция имеющихся нарушений, особенно во время адаптации ребенка в детском саду и школе, а также в критические периоды роста. В особых случаях необходимо обеспечить консультацию психиатра, дефектолога, логопеда. Ввиду вышеизложенного, представляется очевидной необходимость своевременного обращение детей к детскому неврологу, особенно в период новорожденности, т.к. коррегирующая терапия более эффективна в ранний период заболевания. Пусть ваши дети будут здоровы!

С уважением детский невролог Степаненко Наталья Леонидовна.

Источник