Гипертермический синдром у детей купируется

Гипертермический синдром у детей купируется thumbnail

Гипертермический синдром у детей – нарушение терморегуляции со значительным повышением температуры тела и сопутствующей неадекватной реакцией со стороны внутренних органов, в частности сердечно-сосудистой и нервной системы. Проявляется гипертермией от 39,5 C° и выше, нарушениями гемодинамики, признаками отека мозга и острой полиорганной недостаточностью. Подтверждается клинически, а также по результатам термометрии и лабораторного исследования крови и мочи. Специфические методы диагностики отсутствуют. Лечение комплексное. Назначается антипиретическая, регидратационная терапия, лечение основного заболевания.

Общие сведения

Гипертермический синдром у детей – критическое состояние, угрожающее жизни ребенка. Чаще развивается у детей до 6 лет, намного реже – у подростков. При отсутствии своевременной диагностики и лечения высока вероятность смертельного исхода. Опасность состояния заключается в скорости его развития. Кроме того, во врачебной практике не всегда удается сразу заподозрить патологическую гипертермию, что позволило бы вовремя начать лечение и избежать необратимых последствий. Одной из разновидностей гипертермического синдрома у детей является злокачественная гипертермия, которая развивается всегда в послеоперационном периоде. Подобное состояние у детей до трех лет в педиатрии имеет отдельное название – синдром Омбреданна.

Гипертермический синдром у детей

Гипертермический синдром у детей

Причины гипертермического синдрома у детей

Гипертермический синдром у детей, как и любое повышение температуры другой этиологии, представляет собой защитную реакцию организма, чаще всего на инфекционный агент (бактерия, вирус и др.). Только в данном случае реакция является неадекватной, с вовлечением в патогенез многих жизненно важных органов и систем. Подобное состояние развивается по множеству причин. Гипертермический синдром у детей сопутствует многим заболеваниям, сопровождающимся лихорадкой: грипп и ОРВИ, краснуха, ветряная оспа, септические состояния и т. д. Могут играть роль уже имеющиеся неврологические расстройства у ребенка, предшествующие травмы и опухоли головного мозга и др. Доказана генетическая предрасположенность.

Вследствие повышения температуры тела компенсаторно увеличивается частота дыхания, что постепенно приводит к ацидозу крови. Одновременно повышается теплоотдача путем потоотделения, вследствие чего развивается гиповолемия, и снижается концентрация ионов натрия и калия в крови. Эти и некоторые другие механизмы влияют на центр терморегуляции в гипоталамусе, что приводит к еще большему повышению температуры тела. Теплоотдача при этом снижена из-за спазма периферических сосудов, поэтому гипертермия становится резистентной. Длительное сохранение высокой температуры приводит к серьезному повреждению липидного барьера клеточных мембран, что вызывает нарушение проницаемости сосудов и приводит к отеку мозга, появлению белка в моче и др.

Симптомы гипертермического синдрома у детей

Гипертермический синдром у детей имеет ярко выраженные клинические проявления. Температура тела поднимается до критических значений – от 39,5 C° и выше. Характерно значительное ухудшение общего состояния, вялость или возбуждение. Ребенок отказывается от еды, состоянию часто сопутствует рвота. Кожа имеет серый, «мраморный» оттенок. Сначала кожные покровы остаются теплыми на ощупь, при дальнейшем сохранении гипертермии кожа становится холодной, особенно в области конечностей. Дыхание ребенка частое и поверхностное.

Отмечаются нарушения гемодинамики в виде тахикардии, пониженного артериального давления, ухудшения микроциркуляции. Последнее является основной причиной отека мозга, который в клинике гипертермического синдрома у детей проявляется тонико-клоническими судорогами, иногда – бредом и галлюцинациями. В тяжелых случаях возможно непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Может присутствовать абдоминальный болевой синдром, связанный со спазмом сосудов брюшной полости. Гипертермический синдром у детей первого года жизни часто осложняется отеком легких.

Диагностика гипертермического синдрома у детей

Повышенная температура тела фиксируется при помощи термометрии. Изменение температуры проводится в подмышечной впадине либо между пальцами рук или ног. Также обязательной является ректальная термометрия, поскольку в постановке диагноза гипертермического синдрома у детей большую роль играет градиент температуры. При данном состоянии разница между кожной и ректальной температурой всегда составляет больше 1 C°. Патогномоничным признаком гипертермического синдрома у детей является обязательное присоединение неврологической симптоматики, что нехарактерно для обычной лихорадки. Холодные кожные покровы при повышенной температуре тела также свидетельствуют в пользу гипертермического синдрома, подтверждая централизацию кровообращения, характерную для данного состояния.

При физикальном осмотре педиатр выявляет тахикардию, учащение дыхания, пониженное артериальное давление. В общем анализе крови – лейкоцитоз и увеличение СОЭ, диспротеинемия, ацидоз. В моче обнаруживается белок. Для диагностики основного заболевания, чаще инфекционной природы, проводится рентгенография грудной клетки, лабораторное определение конкретного возбудителя в крови и моче и другие специфические исследования в зависимости от основного диагноза.

Лечение гипертермического синдрома у детей

Терапия проводится в стационарных условиях, при необходимости – в отделении интенсивной терапии. Необходима нормализация температуры тела и устранение сопутствующей симптоматики. Важно помнить, что температура должна снижаться постепенно во избежание чрезмерной нагрузки на сердечную мышцу. Если кожные покровы теплые, используются физические методы снижения температуры, например, обтирание прохладными полотенцами. В лечении гипертермического синдрома у детей используются антипиретики из группы нестероидных противовоспалительных препаратов, однако при гипертермическом синдроме у детей они могут оказаться недостаточно эффективными.

Нарушения циркуляции устраняются препаратами группы стероидов и аскорбиновой кислотой, которые в совокупности нормализуют проницаемость капилляров. Проводится регидратационная терапия: при отсутствии рвоты показано обильное питье, солевые растворы используются перорально, в остальных случаях производится внутривенное капельное введение солевых растворов. Периферические спазмолитики применяются с целью децентрализации кровообращения. Судороги купируются антиконвульсантами. Обязательно лечение основного заболевания, вызвавшего патологическое повышение температуры. Проводится противовирусная терапия и антибиотикотерапия.

Читайте также:  Синдромы при травмах грудной клетки

Прогноз и профилактика гипертермического синдрома у детей

При своевременно начатом лечении прогноз гипертермического синдрома у детей чаще благоприятный. В случае запоздалой диагностики и тяжелого течения заболевания возможны необратимые неврологические последствия. Так, любое последующее состояние с лихорадкой часто также может развиваться патологически. Повышается судорожная готовность мозга, возможно формирование очага эпилептической активности. Другими последствиями длительной гипертермии могут быть хроническая почечная недостаточность, миокардит, нарушения функции надпочечников и др.

Профилактика гипертермического синдрома у детей обеспечивается настороженностью врачей в отношении детей с высоким риском развития патологического повышения температуры (травмы и опухоли мозга в анамнезе, неврологические заболевания и др.). Своевременно начатое лечение вирусных и бактериальных инфекций также снижает частоту развития неадекватной гипертермии.

Источник

Гипертермия у детей

Иногда родители жалуются на, казалось бы, беспричинное повышение температуры у ребенка. Нет никаких признаков начавшегося заболевания, малыша не беспокоят боли, а градусник упорно показывает повышение температуры тела. Причина для повышения температуры всегда есть, но не всегда она очевидна. И в любом случае высокая температура у малыша не должна оставаться без внимания взрослых. О гипертермии и гипертермическом синдроме следует узнать как можно больше, чтобы знать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Гипертермический синдром у детей купируется

Что это такое?

Гипертермическим синдромом называется нарушение терморегуляции (теплообмена), связанное с повышением температуры тела. Жар неизменно провоцирует ответную реакцию со стороны внутренних органов и систем, при этом чаще всего страдают сердце, сосуды и нервная система. Повышение температуры сверх естественной нормы (для грудничков нормой считается 37,0 градусов, для других – 36,6 градуса) говорит о переводе организма в состояние повышенной боевой готовности.

Жар – защитный механизм человеческого организма, который «включается» каждый раз, когда нужно мобилизовать иммунные силы на борьбу с неким вредным и опасным фактором. Жар – это здоровый механизм лихорадки при болезни.

Гипертермический синдром связан с повышением температуры до 39,0 градусов и выше, нарушением гемодинамики, признаками отечности мозга. Гипертермия сама по себе представляет избыточное накопление тепла и затруднение его отдачи вовне. О гипертермическом синдроме говорят в том случае, когда состояние ребенка критическое, угрожающее его жизни и здоровью. Наиболее часто гипертермический синдром встречается у детей в возрасте от рождения до шести лет. У подростков почти не встречается. Если не оказать ребенку своевременной и правильной помощи, все может закончиться летальным исходом, поскольку признаки синдрома очень быстро нарастают.

Наиболее опасной формой считается послеоперационная злокачественная гипертермия.

Гипертермический синдром у детей купируется

Виды

Существует несколько основных видов нарушения терморегуляции у ребенка.

Белая (бледная)

Это менее благоприятная и более опасная форма гипертермии. При ней теплоотдача нарушена, организм вырабатывает больше тепла, чем отдает. Кожные покровы остаются бледными и сухими. Часто кожа выглядит как мраморная, заметны синеватые прожилки, есть легкий цианоз ногтевых пластин, губ, что свидетельствует о нарушении кровообращения. Ручки и ножки ребенка остаются холодными, несмотря на то что термометр буквально шокирует своими показаниями.

Если легко надавить на кожу пальцем, остается белое пятно, этот признак так и называется – признак белого пятна, и при бледной лихорадке он положительный. Сознание ребенка нарушается. Он вялый, неактивный, возможно возникновение бредового состояния, навязчивых действий, а также судорог. Жаропонижающие практически не действуют, желаемого облегчения не приносят.

Гипертермический синдром у детей купируется

Гипертермический синдром у детей купируется

Красная (розовая)

Это наиболее благоприятная форма, при которой выработка внутреннего тепла в общем соответствует теплоотдаче, из-за чего кожные покровы у ребенка становятся красными (розовыми) по причине притока крови в наружным кровеносным сосудам. Кожа малыша при такой форме гипертермии горячая, повышается потливость (как один из естественных механизмов отдачи тепла), ручки и ножки горячие, дыхание становится более частым – это тоже механизм отдачи лишнего и опасного для состояния организма тепла.

Сердцебиение становится более частым. В целом поведение ребенка не нарушено, он в сознании, хотя столбик термометра может подниматься выше 39,0 градусов.

Другие

У новорожденных из-за незрелости системы терморегуляции может развиваться транзиторная гипертермия. Она сопровождается недостаточной работой потовых желез, в связи с чем отдача тепла нарушается. Развитию патологического состояния способствует слишком теплая одежда, нарушение температурного режима в помещении, где находится новорожденный.

У детей с высоким уровнем тревожности, эмоционально страдающих возможно развитие нейрогенной (психогенной) гипертермии, которая проявляется длительными периодами повышенной температуры без видимых причин для ее возникновения.

Гипертермический синдром у детей купируется

Причины

Причины, по которым развивается состояние гипертермии, многочисленны. Среди них можно отметить внешние – перегревание на солнце, ожоги, тепловой удар, а также внутренние – болезненные состояния, связанные с избыточной теплопродукцией.

В большей мере подвержены гипертермии дети раннего возраста, дети, страдающие обезвоживанием, малыши с ослабленным иммунитетом. Гипертермический синдром обычно развивается в качестве гиперреакции организма на инфекцию (вирусы, бактерии). Эта реакция отличается от нормальной, в ответ на отдачу тепла организмом центр терморегуляции, наоборот, все наращивает градусы, что и приводит к нарушению кровообращения и ухудшению общего состояния. Специалисты считают, что склонность к гипертермическому синдрому может наследоваться генетически.

Читайте также:  Как дома снять абстинентный синдром

Важно! Злокачественная гипертермия имеет наследственные причины, патология развивается в качестве реакции организма с мутацией в 19 паре хромосом на препараты, которые вводят во время наркоза для проведения хирургических операций.

Гипертермический синдром у детей купируется

Гипертермический синдром у детей купируется

Первая доврачебная помощь

У родителей, которые сталкиваются с повышенной температурой у ребенка, естественным образом возникает вопрос – нужно ли снижать температуру. Поскольку жар – это защитный механизм организма, сбивать температуру незначительную не стоит. Если ребенок в целом здоров, то считается, что до 38,5 градуса в снижении жара нет нужды – иммунитет должен иметь адекватные условия для формирования антител, которые будут активно противостоять болезни. Именно повышенная температура создает максимально благоприятные условия для выработки интерферонов. Но это правило касается только красной гипертермии, если же у ребенка наблюдается ее бледная форма, то помощь должна быть оказана незамедлительно, невзирая на конкретные цифры на термометре.

В помощи нуждаются и дети группы риска – недоношенные малыши, дети первого года жизни, дети, которые ранее перенесли на фоне жара фебрильные судороги, малыши с заболеваниями центральной нервной системы, хроническими болезнями сердца и сосудов. Алгоритм оказания неотложной помощи детям при высокой температуре должны знать все родители.

  • При белой гипертермии одновременно дают ребенку жаропонижающее и сосудорасширяющее средство (парацетамол с «Но-Шпой» или «Папаверином»). В комнате должно быть прохладно, ребенка укладывают и вызывают «Скорую помощь».
  • При красной гипертермии дают разовую возрастную дозу жаропонижающего средства на основе парацетамола. Ребенка следует раздеть до трусов, если и накрывать чем-то, то только тонкой простыней, чтобы не нарушать теплоотдачу. Нужно обильное питье комнатной температуры.

Вызвать врача из поликлиники на дом, если речь идет о грудном ребенке с жаром более 39,0 градусов – разумнее вызвать «Скорую».

Гипертермический синдром у детей купируется

Нужна ли госпитализация при гипертермии у детей – сложный и неоднозначный вопрос. Он решается в индивидуальном порядке, если состояние ребенка признается тяжелым. Клинические рекомендации и стандарты оказания помощи при высокой температуре определяют несколько критериев тяжести состояния – голос малыша слаб, едва различим, ребенок монотонно хнычет, всхлипывает, есть признаки белой лихорадки, есть признаки обезвоживания, ребенок очень вялый, не реагирует на внешние раздражители.

Срочная госпитализация положена при следующих симптомах:

  • постоянный плач, осиплость голоса на фоне гипертермии;
  • нарушение сна, при котором ребенок либо спит постоянно, либо вообще не спит более суток;
  • бледность кожи, ее мраморный оттенок, цианоз.

Важно! Ребенка доставят в больницу вне всяких сомнений для более подробного и тщательного обследования, если нет видимых причин повышения жара.

Лечение

При лечении гипертермии у детей категорически запрещается использовать аспирин, он может стать причиной развития опасного для детской жизни синдрома Рэя. Современные стандарты запрещают также использовать для снижения температуры в детском возрасте «Найз» и анальгин. Детям любого возраста рекомендуются жаропонижающие средства на основе парацетамола. При красной форме можно использовать противовоспалительный «Ибупрофен», при белой лихорадке его применение нежелательно и неэффективно.

Гипертермический синдром у детей купируется

Физические методы охлаждения (обтирания) допустимы лишь при красной форме гипертермии. Для этого воду подогревают до такой температуры, чтобы она была на градус ниже температуры тела. Методика имеет весьма сомнительную эффективность, врачи не усматривают в ней ничего особенно полезного. А применение холодной воды, спирта и водки вообще может вызвать спазм сосудов, и тепло начинает хуже покидать тело больного.

При высокой температуре, если отмечается рвота, не дают жаропонижающие и противовоспалительные средства перорально, используют ректальные суппозитории. После приема таких препаратов снижение температуры хотя бы половину градуса считается результатом положительным, и в повторном приеме лекарства нет необходимости. На время лечения очень важно, чтобы ребенок вдыхал увлажненный воздух. Для этого можно воспользоваться увлажнителем воздуха или развесить влажные пеленки по дому.

Это в сочетании с обильным питьем – отличная профилактика респираторных и легочных осложнений гипертермии, связанных с обезвоживанием.

Гипертермический синдром у детей купируется

Источник

Лечение гипертермического синдрома. Восстановительное лечение детей в неврологии

У детей с поражением центральной нервной системы при судорогах, инфекционных заболеваниях, синдроме дезадаптации и других патологических состояниях может развиться гипертермия, обусловленная нарушением центральной терморегуляции. Гипертермический синдром характеризуется повышением температуры выше 38,5° С, вялостью, отказом от еды, жаждой, дыхание частое, поверхностное, тахикардия. При длительной гипертермии имеющиеся у ребенка неврологические нарушения усугубляются, появляются судороги, двигательное и речевое возбуждение, галлюцинации. Отек мозга, падение артериального давления, нарушение микроциркуляции, развившиеся при гипертермии, могут привести к летальному исходу.

Лечение гипертермии включает нормализацию центральных механизмов терморегуляции, применение физических методов охлаждения, а также нормализацию кислотно-щелочного равновесия и водно-электролитного баланса.

С целью уменьшения возбудимости гипоталамуса, улучшения периферического кровотока, усиления потоотделения и вентиляции легких применяют антипиретические средства. Разовая доза анальгина — 0,1 мл 50% раствора на 1 год жизни; новорожденным и детям первых месяцев — 0,05—0,1 мл.

При гипертермии применяют также аминазин, который не только снижает температуру, но и уменьшает двигательное беспокойство, снимает судороги (0,001—0,002 мг на 1 кг массы в виде 2,5% раствора).

Аминазин можно комбинировать с антигистаминными препаратами, которые усиливают его гипотермическое и седативное действие. Примерная пропись литической смеси: аминазин 2,5% — 1,0, пипольфен 2,5% —1,0 или новокаин 0,25—0,5% —4,0—6,0.

Расчет дозы проводится по аминазину. Суточная доза аминазина (0,001—0,002 на 1 кг массы) соответствует 0,4—0,8 мл указанной смеси на 1 кг массы. Эту дозу вводят в 4—6 приемов.

При отсутствии эффекта применяют гидрокортизон в дозе 3— 5 мг или преднизолон— 1—2 мг на 1 кг массы тела внутримышечно.

К физическим методам охлаждения относятся воздушные ванны, прикладывание пузырей со льдом к голове и паховым областям, обтирание кожных покровов спиртом, обдувание ребенка вентилятором, промывание желудка и кишечника холодной водой.

лечение гипертермии

Восстановительное лечение детей в неврологии

Восстановительное лечение детей раннего возраста с заболеваниями нервной системы в отличие от лечения детей старшего возраста и взрослых направлено не только на компенсацию утраченных в результате болезни функций, но и на стимуляцию нормального развития ребенка.

Патогенные воздействия в раннем онтогенезе нарушают закономерности формирования мозга и приводят к дисфункции их созревания. Это определяет особенности течения заболевания нервной системы в возрасте первых лет жизни. В клинической картине признаки очагового поражения мозга обычно сочетаются с симптомами задержки двигательного, речевого и психического развития. Поэтому при разработке лечебных мероприятий наряду с патогенетической терапией следует уделять внимание последовательному развитию возрастных навыков.

Широкое внедрение в практику здравоохранения достижений в области возрастной физиологии, биохимии, иммунологии, электрофизиологии позволило разработать научно обоснованную систему лечебных мероприятий при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста.

Большие потенциальные возможности мозга ребенка раннего возраста, способность нервной системы активно реагировать и перестраиваться под влиянием внешних стимулов являются залогом эффективности терапии. Применение ее в ранней стадии заболевания предупреждает развитие необратимых изменений в нервной, мышечной и костной тканях.

Непрерывность терапии обеспечивается преемственностью различных служб и учреждений, участвующих в лечении ребенка: родильные дома, специализированные больницы и неврологические отделения многопрофильных больниц, районные детские поликлиники, городская консультативная неврологическая поликлиника, специализированные ясли, сады, санатории местного и союзного значения.

Особо важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению на 1-м году жизни, когда идет наиболее интенсивное развитие нервной системы. Лечение не следует рассматривать как занятие с ребенком только в определенный промежуток времени (20—30 мин). Его следует проводить ежедневно в течение всего периода бодрствования ребенка как в стационаре, так и в домашних условиях.

В стационаре наряду с врачами, методистами лечебной гимнастики активными участниками лечения ребенка должны быть медицинские сестры. В их обязанности, помимо общегигиенического ухода, входит организация ортопедического режима, применение некоторых элементов лечебной гимнастики, стимуляция речевого и психического развития. Медицинский персонал должен быть ознакомлен с механизмами развития тех или иных неврологических нарушений у детей и основными методами их коррекции. В постоянном контакте с окружающими ребенок приобретает двигательный опыт, осваивает навыки речевого общения, у него развиваются эмоциональные, психические реакции и первые элементы социальной адаптации.

Большую роль в лечении ребенка раннего возраста играют родители. чевое и психическое развитие. Мать следует обучить основным приемам массажа, лечебной гимнастики и правилам ортопедического режима, которые она может выполнять дома.

Если ребенок находится дома, районный невропатолог периодически контролирует правильность лечения, проводимого матерью, корригирует его соответственно возрастному развитию. Полезно рекомендовать родителям вести записи, отражающие даже малейшие изменения в состоянии ребенка. Информация матери в свою очередь может быть полезной для врача в оценке эффективности проводимого лечения.

Комплекс восстановительного лечения детей раннего возраста с поражением нервной системы включает организацию общего режима, полноценное питание и специфическую диетотерапию, ортопедические мероприятия, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, стимуляцию речевого и психического развития, медикаментозное лечение.

– Также рекомендуем “Общеоздоровительные мероприятия в неврологии. Питание и диетотерапия детей в неврологии”

Оглавление темы “Интенсивная терапия в неврологии детей”:

1. Интенсивная терапия в неврологии. Коррекция водно-солевого балланса в неврологии

2. Водный дефицит в неврологии. Патологические потери жидкости

3. Лечение отека мозга. Лечение острой внутричерепной гипертензии

4. Экстренная дегидратация в неврологии. Краниоцеребральная гипотермия

5. Поддержание кровообращения в неврологии. Симпатотонический коллапс

6. Лечение острой дыхательной недостаточности в неврологии. Врачебная тактика при дыхательной недостаточности

7. Судорожный статус в неврологии. Лечение судорожного статуса

8. Ранняя детская нервность. Причины ранней детской нервности

9. Общеоздоровительные мероприятия в неврологии. Питание и диетотерапия детей в неврологии

10. Ортопедическое лечение заболеваний нервной системы. Ортопедия в неврологии детей

Источник

Читайте также:  Синдром моро у грудничка это